Ясско-Кишиневская операция: совершить невозможное
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruЯсско-Кишиневскую операцию отличает изящество, быстрота, небольшие потери. Однако эта простота в достижении целей кажущаяся, а за легкостью и стремительностью стоит большой ратный труд и усилия многих тысяч людей — от солдата до командующих.
Карта Ясско-Кишиневской операции © histrf.ru
Карта Ясско-Кишиневской операции
На пути советского наступления в Молдавии, Румынии, нацеленного и далее — в Венгрию и на Балканы, лежали непреодолимые, казалось бы, препятствия. Во-первых, у 3-го Украинского фронта на Днестре не было ни одного плацдарма, однозначно подходящего в качестве стартовой позиции для глубокого броска. Весной 1944 года, после выхода на Днестр, уже на излете наступления на Правобережной Украине развернулась напряженная борьба за плацдармы. В ней были успехи, но были и свои неудачи. Так, немцам удалось предотвратить расширение плацдарма 8-й гвардейской армии В.И. Чуйкова у Бутора и ответными ударами оттеснить советские войска с господствующих высот в низину у реки. Хороших плацдармов для крупного наступления просто не было. Во-вторых, на территории Румынии имелся участок местности, так называемые Фокшанские ворота — удобный для обороны коридор между предгорьями Карпат и Дунаем. Планомерного отхода противника на этот рубеж и закрепления на нем нельзя было допустить во избежание тяжелых позиционных боев. Здесь к тому же строилась румынами так называемая Линия FNB из 1500 бетонных ДОТов. По своим возможностям она была сопоставима с Линией Маннергейма. Предотвратить отход противника на эти позиции было сложнейшей задачей. Третьей проблемой являлись карпатские перевалы. Для развития наступления с равнинной части Румынии в направлении Венгрии нужно было их преодолеть, иначе операция против Румынии становилась изолированным ударом по союзнику Третьего Рейха с туманными перспективами дальнейшего развития.
Все перечисленное делало операцию весьма сложным делом даже для таких «зубров», как Р.Я.Малиновский и Ф.И.Толбухин, командующих 2-м и 3-м Украинскими фронтами. Операция в южном секторе фронта могла осуществиться, но как звено в общей стратегии Красной армии на лето и осень 1944 года. Поэтому поначалу 2-й и 3-й Украинские фронты стали донорами для других направлений. 8-я гвардейская армия и 2-я танковая армия убыли под Ковель, 5-я гвардейская танковая армия — под Оршу. В Белоруссию отправилась даже кавалерия И.Плиева. Успешные наступления в Белоруссии и на Украине создали предпосылки для успеха в Румынии и Молдавии. Сильные резервы ГА «Южная Украина» вынужденно изымаются и уходят в эшелонах в Прибалтику, под Варшаву и Сандомир.
Переправа советских войск по понтону © histrf.ru
Переправа советских войск по понтону
Только в начале августа последовала директива Ставки на проведение наступления в южном секторе советско-германского фронта. Командованием была задумана классическая операция на окружение. 2-й Украинский фронт Малиновского и 3-й Украинский фронт Толбухина должны были ударить по сходящимся направлениям, разгромить и окружить немецкие войска и не дать им отойти к Фокшанским воротам. Несмотря на передачу армий и отдельных частей другим фронтам, войска Малиновского и Толбухина располагали значительными силами и средствами (см. таблицу).
Силы и средства | 2 УФ | 3 УФ | Всего |
Личный состав | 532403 | 340919 | 873322 |
Орудия полевые | 5354 | 3908 | 9262 |
БМ РА | 711 | 464 | 1175 |
Танки | 900 | 487 | 1387 |
САУ | 264 | 204 | 468 |
Длительная оперативная пауза позволила войскам получить пополнение за счет призыва на освобожденной территории и обучения новобранцев. В результате на 20 августа 1944 года в составе 2-го Украинского фронта имелось даже 12 дивизий численностью личного состава в 8,5-9 тысяч человек. В основном, конечно, фронт располагал соединениями численностью 5,5-6,5 тыс. человек (30 из 51 дивизии), характерными для Красной армии этого периода войны.
Как уже было сказано, главной проблемой соседнего 3-го Украинского фронта являлось отсутствие действительно удобных плацдармов на Днестре. Все имеющиеся плацдармы были небольшими по площади и находились в низине, с господствующими высотами в руках противника. Это позволяло немцам просматривать советские позиции и, напротив, скрывать за гребнем высот свои. В этих условиях в качестве стартовой точки наступления был выбран Кицканский плацдарм под Тирасполем. Выбрали его после долгого обсуждения, взвесив все за и против.
Даешь Румынию!
С Кицканского плацдарма должны были по плану наступать 57-я и 37-я армии 3-го Украинского фронта. Для прорыва с Кицканского плацдарма нужно было преодолеть господствующие высоты. Проблему скрытых от наземных наблюдателей позиций противника решили тщательным фотографированием и наблюдением с воздуха с самолетов-разведчиков. Это позволило тщательно продумать план поражения позиций противника огнем артиллерии. Артиллерия также использовалась для разведки минных полей в глубине вражеской обороны. Участок местности обстреливался, и двойные-тройные взрывы давали сигнал: «Здесь минное поле».
В последний момент перед началом наступления оборона противника прощупывалась разведкой боем. Задачей была фиксация того, что передний край противника выявлен правильно, а также, что на участке прорыва не появилось свежих сил. На 2-м Украинском фронте разведка боем проходила во второй половине дня 19 августа, а на 3-м Украинском фронте — ранним утром, около 5.00, за несколько часов до основной атаки. Разведка боем не выявила новых соединений, и решение начинать операцию принимается окончательно.
Несмотря на изъятие резервов, группа армий «Южная Украина» оставалась сильным противником. Ядром обороны являлась 6-я немецкая армия, на довольствии в которой в августе 1944 года состояло более 300 тыс. человек. На флангах 6-й армии располагались 3-я и 4-я румынские армии. Можно было бы сказать, что повторяется обстановка под Сталинградом, но позиции румынских и немецких дивизий перемежались, в целом румыны отвечали за 267 км из 654 км фронта группы армий, но преимущественно небольшими участками. Серьезным минусом положения ГА «Южная Украина» была практически неизменная группировка, несмотря на получение разведывательных данных о том, что удара на Кишинев не будет. Перегруппировок и концентрации усилий немецких частей на наиболее опасных направлениях не отмечалось. Возглавлял группу армий генерал Й.Фрисснер. С одной стороны, он был выдвиженцем 1944 года, с другой — выдвинулся по итогам удержания Нарвы весной 1944 года.
Советские войска в наступлении © histrf.ru
Советские войска в наступлении
Все это не замедлило сказаться, когда утром 20 августа 1944 года началось грандиозное советское наступление. Оборона была прорвана, в том числе за счет охвата немецких позиций через бреши, пробитые в обороне соседних им румынских соединений. Именно так была взломана оборона 306-й пехотной дивизии на подступах к Кицканскому плацдарму. Контрудар достаточно слабой 13-й танковой дивизии успеха не имел. Распылению сил противника также способствовало форсирование Днестровского лимана. Водное пространство шириной 10-11 км не годилось для главного удара, но вполне подходило для удара вспомогательного.
Уже в первый день операции вводятся в бой механизированные соединения: 6-я танковая армия и 18-й танковой корпус на 2-м Украинском фронте и два мехкорпуса на 3-м Украинском фронте. Они наступают, во-первых, с целью формирования кольца окружения в районе города Хуши, а во-вторых, целью танков и мотопехоты становятся Фокшанские ворота. Вскоре кольцо окружения замыкается, и 6-я армия немцев оказывается прижатой к восточному берегу реки Прут. В последующие дни происходит планомерное уничтожение окруженных. Вырвавшиеся из кольца части вновь окружаются и уничтожаются или попадают в плен.
Граница восстановлена! © histrf.ru
Граница восстановлена!
Бросок на Фокшаны 5-го гвардейского танкового корпуса 6-й танковой армии оказывается более чем успешным. Линия FNB (Фокшаны — Нэмолоаса-Брэила (Браилов)) строилась в течение нескольких лет, и было возведено 1623 сооружения. Для своего времени это были достаточно совершенные ДОТы, построенные по французскому образцу и ориентированные на косоприцельный огонь,
Советские танки и мотопехота упредили 24-25 августа занятие крупными силами позиций в Фокшанских воротах. Занятые только гарнизонами ДОТы были взяты с ходу. Надежда немцев и румын закрепиться на хорошей позиции рухнула.
Вечером 23 августа румынский диктатор Ион Антонеску был арестован по приказу короля Михая I в королевском дворце в Бухаресте. Тем не менее успех молодого короля мог оказаться временным. Уже 24 августа последовало указание Гитлера командующему группой армий «Южная Украина» Й.Фриснеру «арестовать короля и его камарилью». Даже не считая остатков разгромленной 6-й армии, немцы располагали в Румынии 45-тысячным контингентом, состоящим в основном из частей ПВО, из них около 25 тысяч человек — в районе Плоешти, то есть в непосредственной близости к Бухаресту. В Плоешти вместе с отрядом парашютистов прибывает генерал Штагель, только что отличившийся решительностью в удержании в Варшаве ключевых пунктов и подавлении восстания Армии Крайовой.
Советские солдаты в Бухаресте © histrf.ru
Советские солдаты в Бухаресте
Имея части ПВО у нефтепромыслов Плоешти, германское командование планировало усилить свою группировку в Румынии 4-й полицейской дивизией СС, спешно перебрасываемой с Балкан. Уже вечером 23 августа в Бухарест из Плоешти отправился отряд из 2 тысяч человек с шестнадцатью 88-мм и сорока двумя 20-мм зенитками. Утром 24 августа происходит первая перестрелка между немцами и перешедшими на сторону короля румынами неподалеку от Бухареста. 25 августа следует уже достаточно серьезный бой, в ходе которого немцы доходят до триумфальной арки в северной части Бухареста. Однако немцы все же переоценивали боеспособность персонала Люфтваффе даже против румын.
Атаками отрядов из Плоешти дело не ограничилось. На румынскую столицу падают бомбы — 4-й воздушный флот Люфтваффе получает приказ бомбить бывшего союзника. Также германским командованием предпринимается попытка задействовать в Румынии диверсантов Отто Скорцени. Впрочем, она была неудачной. Тем не менее в истории войны имелись прецеденты эффективного противодействия немцев переворотам в Италии и Венгрии. Американские бомбардировщики могли противодействовать немцам ограниченно, и попытки их использовать для ударов по немцам сразу дали негативный результат — под бомбы попали лояльные королю румыны.
Советские войска входят в Бухарест © histrf.ru
Советские войска входят в Бухарест
Для советского командования в изменившейся обстановке главным вопросом являлось правильное и своевременное противодействие попыткам немцев повернуть события в Румынии вспять. Наступление продолжалось, но главной целью оставались нефтепромыслы Плоешти и немецкие части на их защите.
27 августа, несмотря на полную готовность 6-й танковой армии А.Г. Кравченко к броску на румынскую столицу, из штаба фронта следует указание предпринять «наступление армии на Бухарест по особому приказу». 29 августа советские мотострелки врываются в окутанный черным дымом от горящих нефтехранилищ Плоешти. «Зеленый свет» 6-я танковая армия получает 29 августа, следует приказ «совместно с войсками 53 А занять Бухарест». Первым комендантом Бухареста заранее назначается заместитель начальника штаба фронта генерал-майор И.Н. Буренин, старый друг Р.Я. Малиновского, которому он безусловно доверял.
Советские войска входят в Бухарест © histrf.ru
Советские войска входят в Бухарест
Однако возлагать все на одну 6-ю танковую армию было сочтено неразумным, особенно в непростой политической обстановке. Дублирующим и дополняющим армию А.Г.Кравченко соединением становится моторизованная группа 53-й армии И.М.Манагарова. В нее решением штаба Р.Я. Малиновского от 29 августа 1944 года включаются 375-я и 233-я стрелковые дивизии, 12-я отдельная противотанковая бригада и 1-я пехотная дивизия румын. Противотанковая бригада располагала 71 орудием (47 из них — 57-миллиметровые ЗИС-2, а 24 — 76-миллиметровые ЗИС-3) и могла отразить даже весьма сильный контрудар, в том числе тяжелыми танками.
Моторизация пехоты осуществлялась за счет автобатальонов фронта. Выделялось сразу 450 автомашин марки «Студебекер». Гужевые повозки дивизий, вспомогательные подразделения и тылы должны были следовать за моторизованной группой отдельной пешей колонной. Имела место, безусловно, импровизация, но хорошо продуманная импровизация.
30 августа 5-й механизированный корпус генерала М.В.Волкова из 6-й танковой армии и моторизованная группа 53-й армии стояли уже в паре десятков километров от Бухареста. Вступление войск в город приобрело политический характер. Речь шла о правильной политической интерпретации ввода частей Красной армии, в том числе со стороны союзников. В рядах румынских политиков в столице были распространены идеи о мифическом десанте англо-американских войск, и требовалось время для понимания беспочвенности этих надежд. При этом расстояние до Бухареста было небольшим, и советские танки могли быстро отреагировать на любые неожиданные ходы со стороны немцев, любые враждебные по отношению к королю распоряжения германского командования.
Советские войска входят в Бухарест © histrf.ru
Советские войска входят в Бухарест
Решающая Директива Ставки ВГК № 220201 за подписью И.В. Сталина командующим войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов последовала в 20.15 30 августа. Предписывалось ввести войска в Бухарест в 10.00 31 августа 1944 года и занять оборону на его подступах. Однако реально моторизованные части Красной Армии вышли на улицы Бухареста даже раньше, чем приказывала Москва. Уже в 5.30 31 августа 5-й мехкорпус 6-й танковой армии вошел в Бухарест и проследовал через город. Его задачей стало прикрытие подступов к городу. Румыны передавали советским войскам арестованных и взятых в плен немцев. Так бойцы 9-й мехбригады 5-го мк берут под стражу самого бывшего «кондукатора» Румынии маршала Иона Антонеску.
Через несколько часов, в полдень 31 августа в Бухарест вошла моторизованная группа 53-й армии. Она также проследовала через город и вышла на подступы к румынской столице. В итоге моторизованная группа 53-й армии совершила 240-километровый марш автоколонной в 520 машин за 17 часов, что является очень хорошим показателем. При этом в первой половине дня 30 августа продвижение шло с боем, противник встречался мелкими, разрозненными группами. Последними, уже вечером, в Бухарест вошли плавающие автомобили 252-го батальона особого назначения и мотоциклисты 3-го гвардейского мцп из 46-й армии 3-го Украинского фронта. Хотя этот эпизод не попал в справочники, но документально подтверждается: солдаты и офицеры 3-го Украинского фронта Ф.И.Толбухина тоже участвовали в прохождении войск по улицам румынской столицы.
Советские войска входят в Бухарест © histrf.ru
Советские войска входят в Бухарест
Появление в районе Бухареста крупных сил советской пехоты, танков и противотанковой артиллерии радикально изменили обстановку. Попытки немцев свергнуть короля теперь были обречены на неудачу. Войскам, участвовавшим в боях с противником на подступах к Бухаресту, приказом ВГК от 31 августа 1944 года объявлена благодарность. Вечером 31 августа в Москве был дан салют 24 артиллерийскими залпами из 324 оруди
Советские войска в наступлении © histrf.ru
Советские войска в наступлении
К Плоешти танкисты вышли через три дня после прорыва у Фокшан. Западные союзники неоднократно бомбили Плоешти, но точку в работе нефтепромыслов и нефтеперерабатывающих заводов на Гитлера поставили советские танки. С военно-экономической точки зрения это был сильный удар по Германии. Однако вырваться из Румынии удалось немногим. Также немцам не удалось заблокировать карпатские перевалы, и они успешно преодолеваются советскими войсками, в том числе спешно развернутой от Бухареста 6-й танковой армией. Начинается сражение за Венгрию.
Когда советские танки уже вошли на улицы Бухареста, окруженная немецкая 6-я армия еще сопротивлялась. Она была заперта на небольшом островке на Пруте. После нескольких безуспешных попыток прорыва 6-я армия была окончательно разгромлена в начале сентября 1944 года. Если для разгрома 6-й армии Паулюса потребовалось два месяца, то 6-я армия Фреттер-Пико была разбита за две недели.
Яссо-Кишиневская операция является, пожалуй, наиболее успешной операцией РККА за всю войну наряду со Сталингридской битвой и операцией «Багратион». Группа армий «Южная Украина» оказалась полностью уничтожена, 22 немецкие дивизии из 25 по итогам сражения были расформированы. Общие потери немецко-румынских войск составили около 350 тысяч человек, из них до 150 тысяч — собственно немецкие потери (в том числе около 115 тысяч пленными, включая десятки генералов). Советские войска потеряли 67 130 человек, в том числе 13 197 — безвозвратно. Еще около 8500 человек потеряли перешедшие на сторону СССР румынские части. Таким образом, соотношение потерь составляет примерно 1 к 5 в нашу пользу.
Немецкая оборона на Балканах полностью рухнула. 9 сентября советские войска входят в Болгарию, власть в стране переходит к коммунистическому правительству и Болгария объявляет войну Германии. Румынским войскам удается занять перевалы на севере страны раньше немцев, благодаря чему РККА получает удачные плацдармы для начала новой, Дебреценской операции уже на территории Венгрии. Из-за угрозы потерять Венгрию немцы выводят войска из Албании, Греции и Югославии, отступающие колонны несут тяжелые потери под ударами партизан и советских частей. Всего за полтора месяца рейх потерял колоссальные территории.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈