«Лит Арт»: монументальное искусство в бронзе
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru© Бионышева Елена/Сделано у нас
Скульптурное производство «Лит Арт» — крупнейшее в России. За двадцать лет с момента основания здесь изготовили более 10 тысяч скульптур и барельефов. Мы посетили предприятие и выяснили, чем оно живет и как создают бронзовые монументы.
МАСШТАБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Завод «Лит Арт», расположенный в Жуковском — одно из крупнейших предприятий по художественному литью не только в России, но и в Европе. В главном цеху площадью 4,5 тысячи квадратных метров работают 40 высококлассных специалистов, а на плацу, где производятся основные работы, могут одновременно находиться пять бригад формовщиков и три бригады обработчиков. В новых плавильных печах собственного литейного цеха одновременно изготавливают до 30 скульптур размером от 20 сантиметров до 50 метров.
© Радченко Андрей/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Радченко Андрей/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
«В далеком 1999 году товарищ попросил меня помочь с организацией маленького литейного предприятия, — вспоминает генеральный директор предприятия Александр Александрович Устенко. — Вначале у нас было всего три сотрудника — а сейчас мы расширились до трех предприятий, в которых трудятся порядка ста человек».
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
На предприятии работают с четырьмя металлами: алюминием, чугуном, латунью, но в первую очередь — с бронзой. «Мы отливаем скульптуры из качественной российской бронзы, которая прошла сертификацию. В Китае, для сравнения, скульптуры делают не из бронзы, а из сплавов, — рассказывает Устенко. — Мы проводим экспертизу качества поступающих материалов и только после этого пускаем их в работу».
© Радченко Андрей/Сделано у нас
© Радченко Андрей/Сделано у нас
© Радченко Андрей/Сделано у нас
Ключевой творческий принцип «Лит Арта» — предельная реалистичность в передаче образов, классическая для отечественной скульптурной традиции. Портретной документальности позволяет добиться высокий профессионализм скульпторов: у каждого из них высшее художественное образование и непрерывный стаж не менее 10 лет. «Я работаю в „Лит Арте“ с момента первого заказа: это была скульптура короля Иордании, Абдуллы II, — делится скульптор Игорь Теодорович Яворский. — А одна из последних моих работ, которая мне особенно запомнилась, — это памятник Екатерины II, созданный по инициативе Межрегиональной общественной организации „Русское Единство“ в сотрудничестве с Фондом Святителя Василия Великого и крымскими властями на народные пожертвования».
© Радченко Андрей/Сделано у нас
© Радченко Андрей/Сделано у нас
© Радченко Андрей/Сделано у нас
© Радченко Андрей/Сделано у нас
ОТ ЭСКИЗА ДО ПАМЯТНИКА
Создание любого монумента начинается с замысла: скульптор лепит маленький эскиз из глины, передающий его задумку. Затем образец масштабируют до натуральных размеров, создавая глиняную скульптуру на каркасе, укрепленном на вращающемся станке. После этого с фигуры снимается гипсовая — так называемая «черная» — форма. Она точно повторяет модель, только в обратном, вогнутом виде.
© Радченко Андрей/Сделано у нас
© Радченко Андрей/Сделано у нас
© Радченко Андрей/Сделано у нас
По этой форме создается полая восковая копия модели — так называемая «отливка». Толщина воска составляет всего 8-10 миллиметров. Затем внутрь фигуры заливают холодную твердеющую смесь (ХТС), состоящую из специальной смолы, песка и кислоты. После воск удаляют, а заготовку обрабатывают огнеупорным раствором и обкладывают снаружи кусками ХТС — это называется внешняя опока. Оставшееся пространство между основой и опокой, где раньше был воск, предназначено для заливки бронзой.
Всю конструкцию обкладывают кирпичом и тщательно укрепляют. Для этого используют специальный груз, который должен быть как минимум в десять раз тяжелее будущей заготовки: к примеру, груз для стокилограммовой скульптуры весит как минимум тонну. Это защищает конструкцию от разрушения из-за мощного давления, возникающего от перепада температур при заливке раскаленного металла.
Параллельно в небольшой печи при температуре более тысячи градусов расплавляют бронзовую руду. Когда расплав готов, в цеху раздается звук колокола. Передвижным краном ковш с жидкой бронзой подводят к месту заливки, чтобы заполнить конструкцию металлом через специальное отверстие. На заключительном этапе форму шлифуют и красят.
ТЫСЯЧИ СКУЛЬПТУР
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Радченко Андрей/Сделано у нас
Продукция «Лит Арт» установлена во всех регионах России: от Калининграда до острова Беринга и Новой Земли. «Наши бронзовые скульптуры украшают правительственные резиденции в Кремле и в Белом доме, — с гордостью делится Устенко. — А в ближайшее время памятник нашего производства установят в Антарктике».
Скульптуры с клеймом «Лит Арт» можно увидеть и за рубежом: в Голландии, Казахстане, Италии, Бельгии и других странах. Но ключевой заказчик предприятия последние годы — государство. «За время работы нашего производства мы выполнили 5 тысяч объектов монументальной скульптуры, — рассказывает Устенко. — Самый крупный наш заказ — Памятник героям Первой мировой войны, открытый в честь ее столетия на Поклонной горе в 2014 году. Вторая по масштабу работа — это рельефы на Храм Вооруженных Сил».
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Радченко Андрей/Сделано у нас
Еще один из значимых проектов «Лит Арта» — 700-килограммовый памятник патриарху Гермогену, защитника Православия эпохи Смутного времени. Монумент, над которым в течение трех месяцев работала команда из восьми человек, установлен у стен Кремля в 2013 году.
Фото и текст: Бионышева Елена Фото: Радченко Андрей
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
28.06.2021:35:44
28.06.2022:30:51
29.06.2014:21:23
brat_po_razumu28.06.2023:51:44
29.06.2014:21:48
29.06.2018:49:33
30.06.2020:29:06