Лого Сделано у нас
130

«ОДК-Климов»: Новое рождение

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

«ОДК-Климов» — один из ведущих российских разработчиков газотурбинных двигателей. Здесь были разработаны такие изделия как ВК-2500, ТВ3-117, ТВ7-117, двигатели РД-33 для истребителей МиГ-29 и МиГ-35. Разработанные в компании двигатели для самолетов и вертолетов производились на других заводах СССР, а потом и России.

В 2010 году на совете директоров был одобрен проект создания нового конструкторско-производственного комплекса «ОДК-Климов». По сути это был не просто проект нового производства — это был проект трансформации компании. Климов превращался из конструкторского бюро в полноценного производителя полного цикла, оставаясь и разработчиком газотурбинных двигателей. Возможно, это прозвучит немного пафосно, но эту дату можно смело называть вторым рождением нашего прославленного разработчика.

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Проектом предусматривалось создание на базе «ОДК-Климов» нового современного производства, построенного на основе лучших мировых практик. Климов становился не просто разработчиком, он превращался в мощного интегратора, контролирующего весь жизненный цикл своих разработок — от проектирования до сборки, испытаний и сервисного обслуживания.

При этом не стояла задача разместить всё производство двигателей в одном месте. Пошли по современному пути, когда разработчик сам делает до 30% самых ответственных комплектующих на собственных мощностях, а остальное отдаётся на аутсорс. Вы помните, буквально месяц назад я писал про открытие на территории Уфимского мотостроительного объединения нового производственного комплекса. На нём организовано производство как раз деталей и агрегатов климовских двигателей — это и есть пример такого современного подхода.

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Исторически у «Климова» было три площадки, расположенных в разных местах. В рамках новой концепции было принято решение сконцентрировать все мощности на одной площадке на окраине города. Здесь на территории 15 га ранее располагались испытательные стенды Климова. Сейчас тут расположены производственные корпуса, административное здание, конструкторские бюро. А располагавшиеся на этом месте стенды полностью модернизированы, по большому счёту построены заново. После переезда площадка в городе была продана под застройку.

Важно то, что идеи конструкторов теперь почти сразу могут пройти апробацию на производственных мощностях — новая деталь или конструкция (например, какой-то узел двигателя) может быть создана в механическом цехе и тут же испытана рядом в испытательном цехе.

Возведение комплекса было начато в 2011 году, и уже в 2014 году в новых цехах была выпущена первая продукция. На данный момент основное строительство закончено — здесь создано производство мирового уровня. В классификации ЮНЕСКО реактивный двигатель — самое сложное реализованное изобретение человечества. Россия входит в узкий элитарный клуб из всего 5 стран (с вашего позволения Украину я уже не считаю), способных разрабатывать и производить реактивные двигатели. В проект было инвестировано около 10 млрд рублей. Мощность предприятия составляет примерно 300 двигателей в год. В прошлом году было произведено 280 единиц всех моделей.

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Кстати, если задуматься, то в 2010 году, когда была принята новая концепция развития «ОДК-Климов», авторы этой программы будто предвидели будущее. Я напомню, что самый массовый вертолётный двигатель ТВ3-117, разработанный «Климовым», производился на Украине заводом «Мотор Сич». После разрыва производственных связей с Украиной Россия осталась без самого востребованного двигателя, что, в свою очередь, ставило на грань краха всё производство вертолётов в стране. Спасло как раз то, что аккурат к этому моменту был построен этот комплкс. На его производственных мощностях в короткие сроки организовали производство вертолетного двигателя ВК-2500 — новой модификации, разработанной «Климовым» на основе ТВ3-117.

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Повторюсь: это не просто проект завода. Это новый подход, новая концепция, которая включает в себя не только разработку, не только производство, не только испытания, но и то, чего у нас по большому счёту не было раньше — сервиса продукта на всём его жизненном цикле. Для примера: в 2005 году объём оказанных Климовым сервисных услуг в деньгах был 39 млн рублей в год. Сейчас 3,5 миллиарда! И это тоже мировой тренд. В мире у производителей авиационной техники в структуре доходов продажа продукции составляют около 40%, а остальное это послепродажное обслуживание. Конечно, тут ещё есть к чему стремится. У «Климова» общий объём продаж 20 млрд в год, и из них лишь 3,5 млрд это услуги сервиса. Но расти есть куда: этот рынок на данный момент по скромным подсчётам оценивается в 16 млрд рублей в год.

В прошлом году была завершена модернизация основных стендов, где испытываются двигатели РД-33, используемые в истребителях семейства МиГ-29/35. Испытательная база в составе нескольких стендов была построена ещё в 1960-х годах, но с тех пор морально и физически устарела. В процессе модернизации стенды были по сути построены с нуля. А вообще на «Климове» около 40 различных испытательных стендов, предназначенных для испытаний разных двигателей и агрегатов в самых разных условиях. Нам показали стенд для испытания РД-33, стенд для ВК-2500 и огромный стенд для ресурсных испытаний турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ. Это настолько интересно, настолько увлекательно, что, пожалуй, на эту тему я подготовлю отдельную подробную статью.

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Модернизация стендов — последний штрих в строительстве комплекса. Ещё остались задачи по модернизации некоторых объектов инфраструктуры, расширении складского хозяйства, но производственная часть готова полностью. Вот так тихо, можно сказать, скромно, в России было создано новое высокотехнологичное производство, а конструкторское бюро «Климов» превратилось не просто в разработчика, а в современное производство мирового уровня.


  • rvk
  • 27
  • Хэштэг: Климов
  • 17
    Holso Stitchred Holso Stitchred
    08.09.2017:50:31

    Красиво, современно! Дай Бог предприятие составит конкуренцию ведущим двигателестроительным компаниям. Украину успешно заменили и превзошли.

    • 10
      Юрий Игнатьев Юрий Игнатьев
      08.09.2020:11:36

      Занятно наблюдать, как наши друзья-соседи думали, что смогут бесконечно доить Россию — что украинцы с их авиастроением, что прибалты с их портами. А теперь ой, Россия в их услугах нуждаться перестала, и чего теперь?

      • 13
        Нет аватара ДЗ-98
        08.09.2021:20:51

        А теперь они вернутся к своему природному укладу жизни, без этих ваших высоких технологий. ))

        • 1
          shigorin shigorin
          09.09.2012:59:58

          Хватит вам зубоскалить, братцы -- по сути от России (см. границы по состоянию на начало двадцатого века) враги малою ценою горсти иуд, начиная с ленина-кагановича, поотрывали четверть территории. И людей наших, русских, в заложниках у зверья вроде укров да прибалдуев остались десятки миллионов.

          А всё это «возвращение к дикости» как раз и входит в планы наших врагов (читать про «санитарный кордон») -- вы их поддерживаете, что ли, что скачете от радости?

          • 0
            Нет аватара ДЗ-98
            09.09.2020:44:59

            От радости конечно никто не скачет, но и по своему менталитету эти окраины не русские. А просто кормить их и содержать (в ущерб остальной России) тоже не дело. Насильно мил не будешь. Земли у нас полно, надо её обустраивать, работы непочатый край.

            • 0
              shigorin shigorin
              09.09.2023:00:10

              Кормить-содержать в ущерб, как это большевики таки было наладили -- не надо. Но и отказываться от своих _людей_ тоже нельзя, я вот о чём.

              Вы подумайте, было бы конкретно Вас сейчас слышно из Киева или Риги? Вот и я пишу спокойно потому, что в Москве, хоть прописка и киевская до сих пор (при том, что уроженец Ленинграда -- перегруз и некогда даже гражданством заниматься, хотя всё равно надо, надо, конечно). А принимать проценты, даже десятки процентов выродков, пришлых и обманутых за «голос народа» -- очень большая ошибка.

      • 0
        Нет аватара Vodoborez
        10.10.2020:06:49

        70 штук ВК-2500 поступили через посредническую фирму в Прибалтике в прошлом году.

        Отредактировано: Vodoborez~20:12 10.10.20
      • Комментарий удален
  • 10
    Нет аватара ДЗ-98
    08.09.2021:23:37

    Я мимо всё лето ездил на дачу, всё очень современно и даже красиво. Даже на ограде не экономили и поставили красивую решётку. Респект, уважуха и долгих лет жизни всем причастным!

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 13
      rvk rvk
      08.09.2021:41:22

      Я же написал 280 в прошлом году. В основном ВК-2500

      • 2
        Нет аватара Busurman
        08.09.2022:01:53

        Спасибо.

      • 0
        Владимир Гусев
        09.09.2012:34:04

        Я так понимаю, это в два раза меньше чем было раньше? Вертолеты менее нужны или еще у Мотор Сич покупаем?

        • 0
          Нет аватара mik88
          09.09.2020:53:02

          Так думаю, что «окольными путями» кое какой объем от Сича получаем. Пока!!!

    • 7
      Нет аватара votteraz
      08.09.2022:01:27

      Читаем только заголовки?

  • 1
    Алексей Ат
    09.09.2008:33:16

    У меня как у двигателиста (16 завод КМПО испытатель)сердце не нарадуется!Сразу было ясно Мотор Сич это тупик никто на УКРОПИИ не позволит ему жить.

  • 6
    Нет аватара sast
    09.09.2009:56:18

    Искренне рад.

    Не китайские масштабы, но производство — не это главное.

    Эпизод из биографии: лет 15 назад пригласили поработать в бельгийскую фирму, выпускающую авионику.

    Устроили экскурсию по предприятию, привели в павильон измерений внешних радиоизлучений разработанной техники.

    Сам павильон и измерительная аппаратура — «на полдеревни домов» стоимостью.

    Но шеф особо подчеркнул: оборудование — это мелочь.

    Главная ценность — это люди, которые умеют этим оборудованием пользоваться.

    И вот в этом свете Климовский комплекс — бесценен.

  • 3
    lexat7 lexat7
    09.09.2012:26:47

    Хорошая статья! Приятно читать!    

    Ждем продолжения.

  • 1
    Е.Юрий Е.Юрий
    09.09.2013:15:25

    Спасибо за репортаж, очень порадовало. Дай Бог предприятию развития и удачи. Кстати внешний вид рабочего места очень влияет на производительность труда и настроение работников.

  • 1
    Володимир Куприянов
    09.09.2014:37:23

    Не совсем понял — где эту красоту построили? На окраине Уфы?

    • 1
      Нет аватара pRaff
      09.09.2015:25:28

      В Питере. Из Вики:

      Предприятие располагается на трёх производственных площадках:

      площадка № 1 — на Кантемировской улице (8 га);

      площадка № 2 — на Белоостровской улице (2 га);

      площадка № 3 — на улице Академика Харитона (15 га)

      Первые две площадки продали, сейчас работают на ул. Академика Харитона

  • 0
    klybik1 klybik1
    11.09.2019:08:38

    А поделитесь ссылкой на классификатор изобретений человечества ЮНЕСКО, пожалуйста.

  • 0
    Нет аватара olshome18
    21.09.2021:09:02

    Спасибо за фото! Проработал на испытательной площадке в Шувалово(площадка № 3) в 71-76гг. Рад за нашу авиацию. И ещё: в СССР на ПО им. Климова производили моторчики для велосипедов, а сейчас мотоблоки «Нева», з-д «Красный Октябрь» рядом с пл. Мужества.

    Отредактировано: olshome18~21:20 21.09.20
  • 0
    Владимир Уразовский Владимир Уразовский
    10.10.2015:03:06

    Теперь стала понятна логика назначения табуреткина, на Главу ОАК. Он своим разгоном и оптимизацией заставил(т)сосредоточить основное производство у основных разработчиков, что бы РАЗРАБОТЧИК и отвечал за конечный продукт, и нёс основную долю ответственности. Кто разрабатывает — тот и производит и продаёт. Ай да Путин, а да сукинсын. Экономия средств при расширении ответственности.Да и небратья не влезут со своими ссанкциями в оконечный распил.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,