Лого Сделано у нас
103

«Электросила» — крупнейший в стране производитель энергетического оборудования

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Завод «Электросила» — крупнейший в стране производитель генераторов для турбин, тяговых двигателей и крупных электрических машин. Именно здесь было изготовлено оборудование для Волховской, Днепровской и Рыбинской ГЭС, а также Кольской и Ленинградской АЭС. Корреспонденты «Сделано у нас» посетили петербургское предприятие и своими глазами увидели, как изготавливают гидрогенераторы и тяговые двигатели.

На 1-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге в 1853 году открылась электротехническая фабрика — филиал берлинского завода «Сименс-Шуккерт», который получил много заказов от российского правительства. Эта фабрика в 1898 году стала частью акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске», производившего электрические машины, тяговые электродвигатели, высоковольтную аппаратуру и трансформаторы. Устав первого электромашиностроительного предприятия в стране утвердил лично император Николай II 3 апреля (по старому стилю) 1898 года — этот день и считается датой основания завода.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В 1911 году производство переехало с Васильевского острова на территорию за Московской заставой. Там же, в Московском районе, предприятие находится и по сей день. Комплектующие, детали и чертежи завод получал из Германии, но с началом Первой мировой войны поставки прекратились и предприятие покинули все немецкие специалисты. Несмотря на это, петроградский завод продолжал поставлять изделия для армии и промышленности. Однако в послереволюционные годы выпуск продукции снизился в 25 раз по сравнению с довоенным временем.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Но уже скоро предприятие вернулось к жизни за счёт крупнейшего госзаказа: в 1920 году был утвержден государственный план электрификации Советской России (ГОЭЛРО). В 1924 году на заводе изготовили турбогенераторы для Гомельской и Омской ТЭС, а в 1926 году была торжественно запущена Волховская ГЭС, четыре гидрогенератора для которой выпустило ленинградское предприятие. Их диаметр составлял 10 метров, а вес — 250 тонн: машин подобного масштаба ещё не производили и в Европе. К концу десятилетия на заводе, получившем название «Электросила», было построено более 30 тепловых и гидроэлектростанций, многие из которых используются и сегодня. Также с 1925 года здесь стали выпускать двигатели для трамваев Москвы, Петрограда и Бишкека. С 30-х годов «Электросила» начала экспортировать продукцию. Товарный знак предприятия прославился на весь мир: всего среди покупателей — более 80 стран.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В годы войны завод, находившийся всего в 4 километрах от линии фронта, продолжал не только выпускать продукцию, но и разрабатывать новые изделия. С 1943 по 1945 год здесь изготовили около 10,5 тысяч электрических машин.

После войны «Электросила» сыгрыла значительную роль в восстановлении потенциала страны и участвовала в атомном проекте СССР. К концу 1980-х годов предприятие могло похвастаться самым значительным в отрасли научно-исследовательским потенциалом и мощнейшим производством. К тому моменту на заводе произвели свыше 80% оборудования для энергосистем страны.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Вхождение в рыночную экономику для «Электросилы» было непростым, как и для многих других предприятий. Но благодаря дисциплине, тесному сотрудничеству с заказчиками и поставщиками и гибкости предприятие удержалось на плаву и стало осваивать новые виды продукции. В частности, был восстановлен выпуск тягового электрооборудования — не только для трамваев, но и для поездов метрополитена и силовых установок самоходных машин на железнодорожном транспорте. В нулевые годы предприятие вошло в состав концерна «Силовые машины» вместе с Ленинградским Металлическим заводом, Заводом турбинных лопаток и фирмой «Энергомашэкспорт».

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Сегодня «Электросила» остается ведущим предприятием отрасли и постоянно внедряет новые технологии, расширяя производственные возможности. Здесь производят турбо- и гидрогенераторы, автоматизированные системы контроля и управления генераторами, крупные электрические машины переменного и постоянного тока и тяговые двигатели. «Электросила» поставляет оборудование для многочисленных отечественных предприятий металлургии, судостроения, химии и нефтедобычи.

Завод участвует в крупных международных проектах, в числе которых — две ТЭС в Индии и ГЭС в Мексике, Чили, Вьетнаме. На родине «Электросила» задействована в строительстве Бурейской и Богучанской ГЭС, модернизации и строительстве электростанций ОАО «Мосэнерго» и не только. Главное достижение последних лет — разработка асинхронизированных турбогенераторов и турбокомпенсаторов, которые предотвращают риск аварийных ситуаций в энергосистемах мегаполисов.

Фото и текст: Бионышева Елена

  • 5
    Нет аватара DTerentev
    23.06.2119:24:53

    Отличные фотографии, хороший текст. Посмотрел еще несколько Ваших репортажей, понравилось.

    • 0
      shigorin shigorin
      25.06.2109:44:01

      Давно уж подписался на них    

      Елена, спасибо!

  • -2
    С Т С Т
    25.06.2111:08:07

    А вот завод по изготовлению котлов для энергетики «Красный котельщик» в Таганроге тем временем загибается. Заказов все меньше и меньше. Людей увольняют сотнями. И перспектывы очень не радужные.Вот и будем с красивыми турбинами и генераторами ,но без колтов. И что дальше??? Вы от Таганрога недалеко. Съездите туда. Посмотрите.

    Отредактировано: С Т~11:10 25.06.21
    • 1
      Елена Бионышева Елена Бионышева
      25.06.2111:16:24

      Я езжу только туда, куда пускают!!! Уже не первый раз такое…наш портал официально снимает по приглашению предприятий. Какие пригласили, туда и едем. А из-за забора я не снимаю!!!

      • 0
        Андрей Берестов Андрей Берестов
        02.07.2118:34:17

        Будут строить Вост Скор Диаметр. И завод попадает под снос. Так писали в местной прессе. Интересно весь или только часть?

    • 0
      Василий Сидоров Василий Сидоров
      26.06.2109:59:50

      А поискать заказы, или там рекламу B2B дать?

      Или их кто-то принести должен?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,