Лого Сделано у нас
86

МАКС-2021. Итоги

 © aviation21.ru

XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021 проходил в условиях, когда пандемия COVID-19 существенно сократила возможности для международного присутствия. Авиасалон стал уникальным событием для мировой авиационной отрасли на фоне не состоявшихся аналогичных мероприятий по всему миру. Авиашоу в Фарнборо, которое должно было пройти в июле 2020 года было отменено. Не состоялся авиационно-космический салон Airshow China 2020 в Чжухае. Авиасалон в Ле-Бурже, традиционно проходящий также, как и МАКС по нечётным годам, отменён. Под вопросом проведение 17-й международной аэрокосмической выставки Dubai Airshow 2021. Её судьба зависит от ситуации с пандемией коронавируса, которая сложится к ноябрю этого года.

Несмотря на все негативные факторы, МАКС-2021 сохранил масштабное представительство как российских, так и зарубежных компаний. Свои экспозиции разместили 538 российских компаний и 91 иностранный участник из 20 стран. Подлинным прорывом для МАКС стало использование гибридного формата, который позволил привлечь 202 зарубежных компании из 53 стран. Таким образом, в выставке приняли участие 831 экспонент из 56 стран мира.

Лидеры российской авиационной и космической отраслей, крупнейшие мировые производители представили свою продукцию на площади 105 тыс. кв.м. в павильонах, на открытых площадках и статических стоянках. В частности, в павильоне страны-партнёра Республики Казахстан на площади 750 кв. метров разместились стенды 11 компаний и организаций. Также на площади более 1000 кв. метров были представлены национальные экспозиции Бельгии, Германии, Ирана, Канады, Республики Беларусь, Франции и Чехии.

МАКС-2021 стал местом проведения премьерных показов мирового масштаба. Ажиотажный интерес вызвал новейший лёгкий тактический самолёт Checkmate. Впервые широкой общественности был представлен среднемагистральный лайнер МС-21-310, оснащённый отечественными двигателями ПД-14. Премьерой МАКС стал региональный турбовинтовой самолёт Ил-114-300. Ещё одна новинка — лёгкий многоцелевой самолёт «Байкал». Холдинг «Вертолёты России» представил модернизированные вертолёты Ми-171А3 для работы на оффшорных нефтяных платформах, Ка-32А11М с обновлённой силовой установкой, новым бортовым радиоэлектронным оборудованием и системой пожаротушения СП-32, а также «Ансат-М» с увеличенной дальностью полёта. Объединенная двигателестроительная корпорация представила проекты турбовальных двигателей ВК-650 В и ВК-1600 В, а также демонстратор газогенератора двигателя ПД-8, создаваемого для использования в составе силовой установки самолёта SSJ-New.

 © aviation21.ru

Демонстратор газогенератора ПД-8

Иностранные авиапроизводители представили продукцию, в том числе ранее не демонстрировавшуюся в России. Среди премьер авиасалона — широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт Airbus A350-1000, среднемагистральный Airbus A220-300, турбовинтовой Pilatus PC-12NGX. Впервые на МАКС приехала американская компания Cirrus, представившая два самолёта.

Сформированные специальные экспозиции были посвящены темам деловой авиации (количество участников в 2021 году удвоилось по сравнению с 2019 годом) и так называемой малой авиации (участвовало 65 воздушных судов против 46 двумя годами ранее).

Деловая программа МАКС-2021 нарастила свой масштаб в сравнении с предыдущими авиасалонами. В дни работы выставки проведено свыше 100 конференций, семинаров, круглых столов, стратегических сессий. Прозвучало более 350 докладов. Свыше 3000 специалистов посетили мероприятия в Конгресс-центре МАКС и ещё около 2000 человек присоединились к дискуссиям в Конгресс-зале раздела Future Hub. Новацией 2021 года стало проведение онлайн-трансляций мероприятий. За ходом выступлений с помощью прямых трансляций на официальном сайте авиасалона следило около 33 тысяч человек.

Подтверждением статуса МАКС как масштабной торговой выставки служит сумма подписанных контрактов и соглашений на поставку авиационной техники: в 2021 году она оценивается в 265 млрд рублей. Крупные соглашения касаются поставки самолётов Sukhoi Superjet 100, Ил-114-300, вертолётов Ми-8АМТ, Ми-38ПС, Ми-171А3. Компания «Казахстанская авиационная индустрия» приобрела 20% компании «Байкал-Инжиниринг» — разработчика лёгкого многоцелевого самолёта. Соглашения о сотрудничестве с крупнейшими российскими авиапроизводителями подписал «Новикомбанк» — генеральный финансовый партнёр салона.

* * *

Бизнес-версия пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100 — Sukhoi Business Jet — был представлен в составе статической экспозиции выставки.

 © aviation21.ru

Sukhoi Business Jet

Основными конструктивными отличиями бизнес-версии самолёта являются использование саблевидных законцовок крыла, увеличивающих топливную эффективность на 3-4%, а также положительно влияющих на взлётные характеристики, а также установка опционального дополнительного топливного бака, позволяющего увеличить дальность полёта с 4700 до 7200 километров. Салон бизнес-джета, разделённый на три отсека, обеспечивает пассажирам максимальный уровень комфорта, предоставляя все возможности для продуктивной работы и отдыха.

* * *

Компания Zala Aero представила на МАКС-2021 беспилотный комплекс вертикального взлёта и посадки ZALA VTOL. Аппарат совмещает качества беспилотника самолётного типа и конвертоплана. Электрическая силовая установка позволяет ему находиться в воздухе до четырёх часов, обеспечивая дальность полёта до 200 км в самолётной конфигурации.

 © aviation21.ru

Беспилотный комплекс вертикального взлёта и посадки ZALA VTOL

Встроенный бортовой компьютер ZX1 на основе искусственного интеллекта даёт возможность обрабатывать данные в формате Full HD, а также передавать видео и фото в HD-качестве по зашифрованным каналам связи на наземную станцию управления.

* * *

Московский инновационный кластер, подведомственный столичному Департаменту предпринимательства и инновационного развития, совместно с Минпромторгом России представил гибридный герметичный морозоустойчивый комплекс на базе БЛА Seadrone MG разработки компании «Дрон Солюшнс», беспилотная универсальная платформа для сбора данных дистанционного зондирования А10 — LiDAR от «Аэроглоуб», электродвигатели для беспилотников от резидента Сколково компании «ЕМЕ-Аэро» и другие решения.

 © aviation21.ru

Seadrone MG

* * *

ГНЦ «Центр Келдыша» представил в рамках общей экспозиции Роскосмоса на МАКС-2021 ионный двигатель ИД-200КР, предназначенный для коррекции орбиты геостационарных спутниковых платформ. Мощность двигателя 3 кВт, проектный ресурс более 10 000 часов, удельный импульс 4 500 с.

 © aviation21.ru

Кроме того, на выставке представлены разработанные в Центре плазмотрон «Звезда» и плазмотрон РГ-100, которые используются в ракетной технике, в научных исследованиях, в технологических процессах получения новых материалов, нанесения покрытий и других целях. В экспозиции также показан прототип самоконтролирующегося композиционного материала для надувных конструкций, который при порезе или проколе достаточно быстро восстанавливает свою структуру. Подобные слоистые материалы могут быть использованы не только для ракетно-космической техники, но и в других высокотехнологических отраслях.

* * *

Самолёт сверхкороткого взлёта и посадки, способный взлететь с вертолётной площадки, впервые принял участие в лётной программе авиасалона МАКС. Самолёт создаётся ФПИ и СибНИИА в рамках проекта «Партизан». На МАКС-2021 уникальная технология была продемонстрирована на летающей лаборатории на базе самолёта ТВС-2МС.

 © aviation21.ru

ТВС-2МС «Партизан» — взлетает за пять секунд!

Основная идея обеспечения сверхкороткого взлёта и посадки заключается в применении активного обдува крыла распределённой винтомоторной группой, которая представляет собой ряд электрических двигателей, обеспечивающих необходимую для взлёта подъёмную силу. Согласно ТЗ, демонстратор самолёта должен взлетать с площадки размером 50 м х 30 м. Лётные испытания демонстратора планируется провести в конце 2022 года.

* * *

ЦИАМ представил перспективные разработки авиационного двигателестроения. Среди них — три опытных самолёта с демонстраторами технологий силовых установок. Экспериментальный Як-40ЛЛ с гибридной силовой установкой на высокотемпературных сверхпроводниках. Ранее Як-40ЛЛ с ГСУ прошёл комплекс наземных испытаний в СибНИА и в настоящее время готовится к первым полётам.

 © aviation21.ru

 © aviation21.ru

Сверхлёгкий пилотируемый самолёт «Сигма-4″ с полностью электрической силовой установкой. Самолёт Як-18Т с демонстратором авиационного поршневого двигателя АПД-500 мощностью 500 л.с., созданного ЦИАМ на основе серийного автомотора линейки двигателей Единой модульной платформы „НАМИ“.

* * *

Компания „Аэромакс“, „Почта России“ и правительством Ямало-Ненецкого автономного округа подписали соглашение о развитии почтово-логистических услуг и запуске беспилотной аэродоставки грузов. До конца 2021 года компании планируют провести в ЯНАО первые экспериментальные полёты беспилотных летательных аппаратов для доставки почты. Для проведения испытаний „Аэромакс“ будет использовать беспилотную авиационную систему на базе аппарата вертолётного типа БВС-ВТ, способного доставлять грузы весом до 100 кг.

 © aviation21.ru

Ранее компания „Аэромакс“ провела в 2020 году в Томской области успешные испытания по доставке медицинского груза в труднодоступные районы, переправив с помощью беспилотника семикилограммовый термоконтейнер с медицинскими препаратами из Колпашево в Чажемто, обеспечив сохранность груза.

* * *

Холдинг „Вертолеты России“ в рамках МАКС-2021 подписал с „Почтой России“ соглашение об использовании беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в Чукотском АО. До конца 2021 года компании проведут первые тестовые полёты по маршруту Анадырь — Угольные Копи, по итогам которых стороны планируют запустить БЛА на 20 маршрутах и доставлять с их помощью до 245 т почты в год. Для доставки будут использовать два беспилотных аппарата „Вертолетов России“ — БАС-200 (разработка Белоруссии) и VRT300.

 © aviation21.ru

БАС-200 с максимальной взлётной массой 200 кг имеет максимальную скорость 160 км/ч, вес коммерческой нагрузки 50 кг, практический потолок 3900 м, продолжительность полёта до 4 ч, дальность до 100 км. Беспилотник типа VRT300 с максимальной взлётной массой до 380 кг способен нести полезную нагрузку в 70 кг и развивать скорость до 130 км/ч, выполняя полёты на расстояние до 325 км.

* * *

Холдинг „Вертолеты России“ впервые представил образец модификации лёгкого вертолёта Ка-226Т. На авиасалоне представлен опытный образец вертолёта, который уже осенью начнёт серию испытательных полётов. Серийное производство Ка-226Т Climber планируется начать в 2022 году на УУАЗ в кооперации с КумАПП.

 © aviation21.ru

По сравнению с предыдущими моделями, обновлённый Ка-226Т будет иметь улучшенные лётно-технические характеристики. В частности, будет увеличена скорость полёта, снижен вес пустого вертолёта, повышена дальность применения, машина сможет применяться на высотах до 6500 метров. Вертолёт опционально может быть оснащен кислородным оборудованием, баллонетами, системой кондиционирования и обогрева воздуха. Планируется его сертификация для перевозки пассажиров.

* * *

Уральский завод гражданской авиации продал 20% в своей дочерней компании „Байкал-Инжиниринг“ партнёру из Республики Казахстан — компании „Казахстанская авиационная индустрия“. Стоимость сделки составляет 1 млрд рублей. В рамках сделки казахстанская сторона получит доступ к конструкторской документации на перспективный самолёт ЛМС-901 „Байкал“, а также войдёт в кооперационную цепочку производства самолёта в качестве поставщика ряда агрегатов и предприятия, специализирующегося на сборке воздушных судов для клиентов из Казахстана и третьих стран.

 © aviation21.ru

ЛМС-901 — девятиместный самолёт местных воздушных линий, созданный на замену Ан-2. От предшественника отличается увеличенной до 300 км/час крейсерской скоростью, увеличенной дальностью полёта и грузоподъёмностью. При этом новинка сохраняет выдающиеся взлётно-посадочные характеристики, не уступающие Ан-2.

* * *

Корпорация „Иркут“ объявила о подписании в первый день МАКС-2021 контракта и соглашений с рядом авиационных и лизинговых компаний о поставках 58 самолётов SSJ100. Группа компаний „ПСБ Лизинг“ приобретёт у Корпорации 15 самолётов для передачи в аренду авиакомпании „Россия“ в 2021 году. Подписанные соглашения о намерениях предполагают поставку 25 самолётов SSJ100 для авиакомпании Red Wings (в период 2021-2022 годов), 10 самолётов для авиакомпании „Азимут“ (в период до 2026 года) и 8 самолётов для авиакомпании „Аврора“ (в период с 2022 по 2024 год).

 © aviation21.ru

Авиакомпания „Россия“ и корпорация „Иркут“ подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам ввода в эксплуатацию самолётов МС-21 в авиакомпании „Россия“. Стороны согласовали план, включающий перечень мероприятий для обеспечения эффективной эксплуатации самолётов МС-21 в начальный период и поэтапного доведения эксплуатационных характеристик самолёта до проектных значений.

МС-21-300 МС-21-310 МАКС-2021МС-21-300 МС-21-310 МАКС-2021 © aviation21.ru

В настоящее время совместно разрабатывается модель осуществления оперативного технического обслуживания самолётов, ведутся переговоры с провайдерами услуг для выстраивания системы поддержания лётной годности МС-21. В авиакомпании начата работа по формированию единого плана обучения и ввода в строй персонала для обеспечения эксплуатации МС-21. Всего планируется обучить в 2022 году до 24 лётных экипажей.

* * *

Государственная транспортная лизинговая компания, ПАО „Ил“ и авиакомпания „Аврора“ заключили в рамках МАКС-2021 соглашение о намерениях на поставку в лизинг 19 самолётов Ил-114-300. Самолёты обеспечат авиационную мобильность в труднодоступных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири.

 © aviation21.ru

Поставки Ил-114-300 позволят начать программу обновления флота на региональных маршрутах макрорегиона. Задачей инвестиционного проекта в целом является стимулирование приобретения до 2025 года 45 воздушных судов для Дальневосточного федерального округа (Суперджет 100, Ил-114-300, L-410 NG и ЛМС „Байкал“).

* * *

Объединенная авиастроительная корпорация и компания „Сухой“ 20 июля провели на площадке МАКС-2021 масштабную презентацию лёгкого однодвигательного многоцелевого истребителя пятого поколения Checkmate. Представленный вобрал в себе проверенные технические решения и инновационные разработки истребителя пятого поколения Су-57. Это позволит обеспечить высокие лётно-технические характеристики, конкурентную боевую эффективность и умеренную стоимость. Новинка предназначена для реализации на внешних рынках.

 © aviation21.ru

Первый полёт самолёта должен состояться уже в 2023 году, поставки должны начаться в 2026-2027 годах. Стоимость самолёта прогнозируется в диапазоне от $25 до $30 млн.

* * *

В ходе авиасалона МАКС-2021 компании Госкорпорации Ростех заключили соглашения на поставки самолетов и вертолетов, на финансирование производства авиатехники, авиакомпонентов и крупных инфраструктурных проектов. Подписаны также соглашения на поставку военной техники в зарубежные страны.

Структуры Госкорпорации Ростех заключили соглашения на поставки 161 единицы авиатехники. ОАК поставит заказчикам 58 самолётов Sukhoi Superjet 100 и 19 региональных Ил-114-300. „Вертолёты России“ заключили соглашения на поставку 84 вертолётов, в числе которых Ми-171А3, Ка-62, Ми-38, Ми-8, „Ансат“.

 © aviation21.ru

"Рособоронэкспорт» подписал 13 экспортных контрактов на поставку российской продукции военного назначения на сумму более 1 млрд евро. В списке — самолёты Су-30СМЭ, вертолёты Ми-35М и Ми-17В5, РЛС «Противник-ГЕ», ПЗРК «Верба», а также современные авиационные средства поражения, бронетанковая и автомобильная техника.

Новикомбанк, опорный банк Ростеха, подписал соглашения о финансировании производства новых вертолётов и самолётов, авиадвигателей и авиакомпонентов, а также о стратегическом партнёрстве с инновационным научно-технологическим центром «Композитная долина».

* * *

Авиасалон в 2021 году проходил в условиях продолжающейся пандемии, что не могло не сказаться на количестве посетителей на выставке. За шесть дней на МАКС-2021 побывало 135 тыс. 20 профессионалов и любителей авиации. Это конечно же далеко не дотягивает до 150 тыс. человек, которые приезжали в Жуковский ежедневно в дни массовых посещений в 2017 или 2019 годах. Но это, пожалуй, единственный грустный момент завершившегося МАКС’а.

  • 10
    Е.Юрий Е.Юрий
    27.07.2100:36:19

    Шикарный обзор    Спасибо.

  • 1
    Нет аватара siberia2012
    27.07.2110:23:41

    За шесть дней на МАКС-2021 побывало 135 тыс. 20 профессионалов и любителей авиации.

    Поясните эту строчку? Имеется ввиду 135020?

    • 0
      Нет аватара sergey k
      27.07.2112:28:27

      ну, а как иначе?

      • 1
        d-rs.livejournal.com d-rs
        27.07.2115:04:09

        Просто странно выглядит т.к. после буквенного обозначения порядков числительных вроде тыс/млн единичные значения уже не пишутся (в отличие от обозначений не порядков, а размерностей, как, например, в случае с рублями и копейками). Пишется так, если очень надо: 135,02 тыс.

        А обзор прекрасен.

        Отредактировано: d-rs.livejournal.com~15:04 27.07.21
      • 1
        Нет аватара siberia2012
        28.07.2108:25:18

        ну, а как иначе?

        так не пишут. В чём смысл опускать один ноль, чтобы на его место воткнуть аж четыре знака «тыс.»? Тогда уж цифру двадцать опустите, оставив только «135 тыс».

        Отредактировано: siberia2012~09:15 28.07.21
        • 0
          Нет аватара vlad_i_slav
          31.07.2100:08:34

          Скажите спасибо, что автор хотя бы имеет здравый смысл в целом.

          Хоть не написал, как очень часто бывает, «более»   

          Более 135 тыс.20    

          Вот это была бы шарада поинтереснее)

          Автору большое спасибо!

          Интересный обзор.

          Отредактировано: vlad_i_slav~00:14 31.07.21
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,