Госфильмофонд — показываем самое большое в мире хранилище киноплёнок из книги рекордов Гиннесса
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruГосударственный фонд кинофильмов Российской Федерации (Госфильмофонд России) — это один из крупнейших в мире киноархивов, содержащий коллекцию художественных, научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов. За свои масштабы хранилище попало в Книгу рекордов Гиннеса. Корреспонденты «Сделано у нас» посетили фонд и узнали, в каких условиях хранятся пленки и чем еще занимаются сотрудники архива.
ГРАНДИОЗНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
В 1937 году Политбюро Советского Союза постановило организовать хранение киноматериалов в соответствующих климатических условиях. Нарком внутренних дел Лаврентий Берия предложил основать фильмохранилище в Домодедовском районе — у политика была дача в Белых Столбах. Изначально для пленок выделили казармы его личной охраны.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
В полную силу фонд заработал в 1948 году, когда Министерство кинематографии потребовало от советских киностудий передавать в архив все исходные материалы. Только после этого кинолента получала прокатное удостоверение. В советское время после проката фильма в течении 30 дней обязаны были сдать материалы в архив. На хранение поступал полный комплект фильмовых материалов, включавших негатив, позитив и контратип — основная копия с позитива, с которой работают, пытаясь сохранять позитив для истории, а также полная фонограмма шумов — все это занимает около половины комнаты! А также сопутствующие бумажные материалы, начиная от литературного сценария и заканчивая рекламными материалами.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Киностудии и не только они отдали на хранение в Госфильмофонд и все кинокартины, вышедшие ранее: дореволюционные и ранние советские фильмы, невыпущенные в прокат ленты 1920-30-х годов, иностранные кинокартины 1920-х годов и вывезенные из Германии трофеи Великой Отечественной. С 1960-х зарубежная коллекция стала активно пополняться благодаря обмену между членами Международной федерации киноархивов ФИАФ.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Сегодня в Госфильмофонд по-прежнему попадают на хранение российские и зарубежные ленты для получения прокатных удостоверений. Архив также расширяется за счет коллекций киноорганизаций и студий, которые не могут позволить себе содержать собственные пленочные хранилища. Сейчас в фонде почти миллион роликов, которые хранятся в холоде в железных и пластиковых коробках, и свыше пятидесяти тысяч аналоговых и цифровых носителей. Итого, более ста тысяч наименований фильмов!
НЕ ТОЛЬКО ХРАНЕНИЕ
Сотрудники Госфильмофонда поддерживают климатические условия, которые позволят кинолентам храниться долгие годы. Для пленки губительны жара и резкие перепады температур, поэтому в хранилище пленочных фильмов температура постоянно ниже 10 градусов. Но это — далеко не единственная задача Госфильмофонда: специалисты проверяют состояние картин, сканируют и реставрируют их, занимаются научной обработкой коллекции, копированием фильмов на кинопленку и оцифровкой коллекции.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
При копировке фильм печатают на чистую кинопленку в темном помещении, ее проявляют с помощью специальных растворов и пропускают через сушильный шкаф. Устройство «Фильмфонограф» помогает работать со звуком: его разбирают на четыре канала и записывают на магнитооптический диск. Чтобы убедиться, что копия снята качественно, контролеры проверяют ее в особом кинозале, где можно смотреть две ленты одновременно — исходную и дубликат. Цифровые копии фильмов попадают на сервер и в специальные библиотеки на картриджах ЛТО.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Все пленочные фильмы в архиве проходят проверку раз в 3-5 лет. Если на ленте возникли дефекты в ходе естественного старения и механические повреждения из-за эксплуатации, ее отправляют на реставрацию. Решение о необходимости принимает отдел технического контроля. Сначала пленка проходит ручную реставрацию, проверку целостности перфорации и монтажных склеек, очистку ультразвуком, а после — попадает в специальные аппараты для восстановления фотослоя и основы.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Длительность процесса зависит от состояния исходников: если условия хранения были близки к эталонным и есть копии позитивов с корректной цветопередачей, реставрация займет один-два месяца, если требуются сложные текстологические работы — даже годы. За последние полтора года специалисты Госфильмофонде восстановили 18 картин — некоторые из них уже вышли в прокат, другие только готовятся к появлению на экранах.
© Бионышева Елена/Сделано у нас
© Бионышева Елена/Сделано у нас
Фото и текст: Бионышева Елена
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
24.06.2221:17:57
24.06.2221:57:00
25.06.2210:54:46
25.06.2220:54:02
22.07.2214:32:43