Как промышленные водолазы поднимают останки судов, лежащие на мели
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruПромышленные водолазы могут выполнять многие виды технически сложных работ. Среди них — подъем на поверхность и утилизация затонувших судов. Для это существует множество разных способов. Например, с многометровой глубины суда можно поднять с помощью гидравлических тросовых захватов, установленных на специальном корабле. Можно загерметизировать корпус судна и закачать в него сжатый воздух для придания плавучести или разрезать корпус на части, чтобы поднять их по-отдельности с использованием понтонов
Чем опасны затонувшие суда
Проблема затонувших судов актуальна для многих регионов России, имеющих выход к морю или расположенных в акватории крупных рек (например, таких, как Волга). Оставаясь на дне в течение десятков лет, эти объекты создают серьезные помехи для судоходства. Но более важно то, что со временем они неизбежно подвергаются коррозии; ржавчина и остатки горючего оседают и разносятся течением воды на многие километры, нанося серьезный вред окружающей среде.
В 2021 году государство решило системно заняться ликвидацией таких судов и других экологически опасных объектов. По поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина был утвержден федеральный проект под названием «Генеральная уборка», который реализует Министерство природных ресурсов и экологии. Проведенный его специалистами мониторинг показал, что количество затонувших судов по всей стране превышает полмиллиона, а сосредоточены они, преимущественно, а регионах Дальневосточного Федерального округа — Сахалинской области, Магаданской области, Хабаровском и Камчатском крае и др.
Так, в период с 2022 по 2024 гг. только на Сахалине власти планируют поднять со дна моря и отправить в утиль свыше 50 затонувших судов. В 2022 году акватория региона была очищена от 9 судов, 20 судов будет извлечено из воды и утилизировано в 2023 году, и еще 22 — в 2024 году.
В 2023 году в Сахалинской области подрядчиком для выполнения этой работы стала ГК HYDRO, специалисты которой выполнили уже более 300 проектов, связанных с подводными работами, в разных регионах РФ (строительство и ремонт подводных и надводных частей гидротехнических сооружений, их очистка или демонтаж, дноуглубительные и дноочистительные работы, подводная резка и электросварка, укладка кабелей и др.). Заказчиком выступило ГКУ «Сахдормониторинг». По условиям контрактов промышленные водолазы выполняют подъем останков 14 судов до конца октября текущего года. Девять из них находятся в бухте Северо-Курильска, два — близ порта г. Невельск, еще три — в прибрежной зоне с. Озерское и Первая Падь Корсаковского ГО.
Как доставить на берег судно, лежащее на мели
Вытягивание судна на берег осуществляется в несколько этапов.
Этап первый — водолазное обследование
Оно проводится специалистами для того, чтобы оценить состояние останков затонувшего судна. Главным образом водолазы смотрят, насколько сильно проржавел корпус и как глубоко он погружен в грунт. Это позволяет понять, не развалится ли судно на части при транспортировке на берег. Для определения характера грунтов берутся пробы, в результате становится возможным определить способ их разработки.
Этап второй — разработка грунта морского дна
Необходимость в этом этапе возникает только тогда, когда судно оказывается сильно заиленным, то есть погруженным в грунт слишком глубоко. Подобное, например, случилось с рыболовецким траулером, затонувшим на Сахалине около села Озерское — более 30 лет назад траулер попал в шторм, был выброшен на скалы и затонул.
В такой ситуации выдернуть останки корабля из грунта становится невозможно без предварительного «откапывания». Разработка грунта выполняется как с использованием экскаватора, так и специальных приспособлений — илососов, эжекторов, гидромониторов, плавучих экскаваторов и других.
Этап третий — вытягивание судна
Для того, чтобы вытянуть судно на берег, используется система, состоящая из нескольких простых полиспастов. Они прикрепляются к наиболее крепким частям корпуса судна (причем иногда водолазам приходится прорезать для этого специальные отверстия в корпусе). На берегу устанавливается тяжелая лебедка, которая присоединяется к полиспастам при помощи троса — таким образом возникает необходимое тяговое усилие. Если масса и размер объекта слишком велики, он может быть предварительно разрезан на несколько фрагментов, которые транспортируются на берег по отдельности.
К примеру, именно такая технология будет применяться специалистами HYDRO при вытягивании известного рыболовного траулера «Аскания», который с 1993 года лежит на мели у западного побережья о. Сахалин, в 9 километрах от Холмского морского торгового порта. Корпус судна частично погружен в воду и до сих пор остается целым. Водоизмещение траулера составляет 6,5 тысяч тонн, длина — 107 метров, а ширина по ватерлинии достигает 15 метров.
Из-за огромных размеров, «Аскания» не может быть доставлена на берег целиком. Промышленные водолазы планируют разрезать корпус на части, вытягивание которых осуществляется за счет уникальной сверхтяжелой лебедки весом в тридцать тонн и тяговым усилием в 1600 тонн. Эта работа, с учетом сложных природных условий (между траулером и берегом постоянно образуются высокие волны) полностью завершится только осенью 2024 года.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
21.08.2323:36:32