стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
91

Создан первый отечественный фотолитограф с разрешением 350 нм

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 © tass.ru

Компания-резидент ОЭЗ «Технополис Москва» ЗНТЦ создала первый фотолитограф в России с разрешением 350 нм. Фотолитограф создавался в сотрудничестве с белорусским заводом «Планар».

читать полностью

Источник: tass.ru

Поделись позитивом в своих соцсетях

  • 2
    Clausson Clausson
    24.03.2521:25:48

    Ни на что не намекаю, просто захотелось вспомнить какие сроки требуются для движения вперед по техпроцессам у лидеров отрасли:

    — 1997 год первые рабочие процессоры 350 нм (Intel, IBM, TSMC)

    — 1998 год 250 нм (Intel)

    — 1999 год 180 нм (Intel и AMD)

    — 2002 год 130 нм (Intel и AMD)

    — 2003 год 90 нм (Intel)

    — 2006 год 65 нм (Intel)

    — 2007 год 45-40 нм (Intel)

    — 2010 год 32-28 нм (Intel)

    — 2012 год 22-20 нм (Intel)

    — 2015 год 14-16 нм (Intel)

    — 2016 год 10 нм (TSMC и Samsung), а Intel далее застрял на десятке

    — 2018 год 7 нм (TSMC)

    — 2020 год 6 нм (TSMC)…

    Мировая индустрия прошла путь от 350 до 90нм за шесть лет. Можем ли мы справиться быстрее, вот в чем вопрос. При этом в мире одновременно работало десяток крупных лабораторий с фантастически огромными бюджетами, в условиях максимального благоприятствования, но даже это не спасало компании от провалов (IBM, а потом и Intel).То есть ситуация на самом деле очень серьезная.

    А догонять при этом всё равно надо. И это огромный список необходимых мероприятий по организации.

    Отредактировано: Clausson~21:31 24.03.25
    • 2
      Нет аватара termometrix
      25.03.2509:43:40

      «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет.Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

      Сталин

      • 0
        Нет аватара DimaY
        25.03.2510:53:54

        Если Вы хотите, стать гордым отцом за месяц, то переспите с девятью женщинами.

    • 2
      Нет аватара Siver63
      25.03.2512:46:59

      А догонять при этом всё равно надо.

      Не специалист, поэтому прошу пинать не сильно …

      Догонять все равно надо, если это критическая технология, без которой невозможно самостоятельное развитие важных отраслей промышленности в условиях изоляции.

      Если технология критическая (оборона, безопасность и т. д.), то надо ее развивать не взирая на затраты.

      Если технология не критическая, то ее развитие должно быть экономически эффективным.

      • 2
        Нет аватара DimaY
        25.03.2513:21:16

        Производство микросхем не имеет такого четкого деления. С одной стороны процессоры нужны военным и для космоса, для спецсвязи и это критические отрасли. Но там количество изделий не так уж велико. А вот развитие этой отрасли возможно только при массовом производстве, где действуют обычные законы рыночной конкуренции. Путь развития микроэлектроники только для критичных отраслей показал свою полную несостоятельность, высокая стоимость микросхем, при малом тираже, очень медленное развитие, потому что мало специалистов в этой отрасли. Сейчас приходится наверстывать и делать это нерыночными методами, с тем чтобы при достижении определенного уровня развития, сделать отрасль рентабельной, что попутно обеспечит и решение задач в критических секторах.

        • 1
          Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
          25.03.2513:43:44

          Критических применении на самом деле не так мало — больше чем Вы написали, но есть самая важная — оборонка и все что с ней связано.

          Подумайте что бы было если бы не было Китая и только запад мог бы быть поставщиком чипов — как было при СССР ?

          Микроэлектроника это критическая технология номер 1

          в современном мире.

          • 2
            Нет аватара DimaY
            25.03.2514:09:01

            Я не спорю, но я немного в другой плоскости рассматриваю проблему. Критических отраслей много в том числе энергетика, управление транспортом, медицина, контрольно-измерительная аппаратура и т. д. Но в этих отраслях единиц конкретного изделия не так много, а номенклатура огромна. И если работать только на них то это будет дорого и крайне не эффективно. И чтобы отрасль была развита нужен развитый массовый сектор крупносерийной продукции. В области специальных изделий стоимость зачастую определяется не себестоимостью изготовления, а стоимостью разработки. Если в стране будет массовый сектор бытовой электроники, то и для критических областей будет элементная база по разумной стоимости. Ну кроме совсем уж экзотических элементов. Но даже для экзотических микросхем наличие собственной производственной базы со специалистами и технологическим сервисом все будет гораздо проще.

            • 1
              Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
              25.03.2515:11:04

              Производство микроэлектроники это по сути как инфраструктура — она редко когда прибыльная, но без нее государства нет.

              Китай тоже сильно поддерживает производство микроэлектроники различными способами — и так потом на этом выигрывает, но госудадарство не жалеет денег.

              • 2
                Нет аватара termometrix
                25.03.2516:17:21

                Согласен полсностью.Так должно быть в принципе!

              • 0
                Нет аватара DimaY
                25.03.2516:32:23

                Вот тут категорически не соглашусь. Инфраструктура и её развитие это очень выгодно для государства, просто там прибыль по другому считается. Например прибыль от строящегося моста через Лену около Якутска уже посчитана и она колоссальна, хотя проезд через мост будет бесплатным. С электроникой с одной стороны это важная часть инфраструктуры, но это и обычный товар, который может иметь вполне рыночную составляющую с привлечением в том числе не только якорных инвесторов, но и миноритарных акционеров. Если мы посмотрим даже на наш рынок, то есть пример компании Бештау, которая производит конечные электронные устройства например мониторы, она успешна как коммерческая организация, хотя на данный момент использует рассыпуху компонентов импортную, но при возможности может перейти на российское или часть компонентов производить сама. Возьмем GS-групп, которая сама корпусирует микросхемы, но пока не делает вафли, она успешна как коммерческая организация. Другое дело, что долгое время для российских компаний литографы были фактически недоступны. Своих не было, а импортные или дорого или низя. Да и протекционизма со стороны государства не было. Но в целом это можно и нужно исправить, в том числе оказав поддержку и дав стартовый толчок. Посмотрите на то, что с сельхоз техникой происходит. Но конечно процесс не произойдет за полгода. На это надо время и упорство. Но я смотрю на ситуацию с оптимизмом.

                Отредактировано: DimaY~16:33 25.03.25
                • 2
                  Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
                  25.03.2516:58:03

                  Инфраструктура окупается, но настолько долго и в таком виде что обычно никакой частник не в состоянии ее построить — только государство. Или вместе.

                  Здесь это вид ифраструктуры для всей промышленности и технологии страны и без государстенных капиталовложений не обойтись. Кооперация государства и «частника» может тут сильно помочь.

                  Штаты не сильно хотели поддерживать микроэлектронику ии вдруг почти все перенеслось на Тайван. Теперь меняют политику — а вдрг Тайван тью тью и нету своих чипов у США …

                  • 1
                    Нет аватара DimaY
                    25.03.2517:24:56

                    Мы говорим об одном и том же, только разными словами. Поддержка государства может выглядеть по разному. Это не обязательно должно выглядеть как создание большого совхоза. Это может быть льготный лизинг оборудования, это очень удачно было применено в сельском хозяйстве, результат мы знаем. Частно-государственное партнерство. Например в инфраструктуре, самый северный мост через Енисей — Подгорный, был построен государством совместно с золотодобывающей компанией Полюс. При этом Полюс часть свое участия покрыл поставкой инертных материалов, для строительства моста и развязок. Все по разному. Но в области микроэлектроники нельзя задавить частную инициативу и сделать чисто государственный проект, это все равно что пошив женского белья вновь взять под контроль чиновничьего аппарата. Получатся типовое белье по ГОСТу, которое будет возможно гигиенично, но абсолютно одинаковое у всех. В СССР был ГОСТ — Фигуры военослужащих. В микроэлектронике тоже нужно оставлять свободу творцу, но с ответсвенностью в финансовом плане.

                    Отредактировано: DimaY~17:28 25.03.25
                    • 0
                      Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
                      25.03.2518:20:21

                      Все понятно, но без импулься со стороны государства — финансового в конце концов — никакого сдвига в этой сфере бы не произошло. Совхоз нет, но какой-то план развития поддерживамемый деньгами должен быть типа национального плана и инструментов его осуществления. Государство должно быть активное и без госденег не обойтись.

                      Последние новости обнаддеживают.

                      Отредактировано: Roman Wyrzykowski~18:21 25.03.25
                      • 0
                        Нет аватара DimaY
                        26.03.2501:12:34

                        А что Вы думаете о стратегии развития энергетики России до 2042 года? Она опубликована. Мне интересно Ваше мнение.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,