Россия с ноября по январь: 41 частный инвестиционный проект на 6,93 млрд долларов
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruС ноября 2011 года по январь 2012-го в России заявлен, начат или запущен 41 частный инвестиционный проект на общую сумму 6,93 млрд долларов. При этом сильно упавшую во второй половине 2011 года перед выборами инвестактивность частного бизнеса Росстат даже не заметил — так активизировались госкомпании.
Если несколько лет назад еще можно было сомневаться, кто главенствует в российской экономике — частный бизнес или госструктуры, то сейчас ситуация, по нашему мнению, безальтернативна. Именно госкомпании определяют экономическую повестку дня в стране, по крайней мере в плоскости реальных инвестиций.
Не так давно Росстат порадовал нас тем, что по итогам 2011-го инвестиции в основной капитал в России выросли на 8,3% по сравнению с предыдущим годом. Это впечатляющий результат на фоне любого года из последних (в 2009-м было падение инвестиций более чем на 15%, а рост в 2010 году составил всего 6%), которому можно только радоваться. Омрачает радость то, что этот рост происходит на фоне спада инвестактивности частного бизнеса.
Во-первых, наблюдается постепенное снижение номинального объема инвестиций по начатым, реализующимся и запущенным проектам частного бизнеса (см. график 1). К слову, в ноябре 2011-го — январе 2012 года мы зафиксировали 26 проектов с объемом инвестиций 4,27 млрд долларов, в то время как годом ранее — 33 проекта на 7,2 млрд долларов. Спад год к году на 22% по количеству проектов и почти на 40% по объему инвестиций.
Во-вторых, мы заметили, что потенциальных инвесторов, рассказывающих в СМИ о своих планах по строительству новых заводов, фабрик, свинокомплексов и т. п., вообще стало заметно меньше по сравнению с первой половиной 2011 года (см. график 2).
Хочется верить, что многие из них просто притаились на время выборной гонки и выйдут из подполья уже весной с новыми идеями и проектами. На это нам позволяет надеяться то, что динамика количества реально начатых проектов в 2011 году была такой же, как и в 2010-м (см. график 3), то есть никакого спада в данном случае не было. Именно легкий испуг и инертность или, точнее, верный расчет и учет всевозможных рисков отличают частный капитал от государственного, которому страх неведом. Отсутствие страха позволяет госкомпаниям идти напролом, несмотря ни на какие препятствия. В нашем случае это означает, что они могут вкладывать средства, не считаясь с периодом окупаемости и прочими инвестиционными заморочками, на которые частный инвестор не обращать внимания никак не может. Нам кажется, что это свойство инвестиций государства можно использовать на благо всей страны, а не отдельных приближенных к высшей власти людей.
Планирование, учет и контроль
По нашим данным, инвестиции госкомпаний сейчас составляют порядка 60% от всех вложений в реальную экономику (см. график 4) и благодаря последним данным Росстата мы можем понять, куда же, в какие отрасли идут эти деньги (см. таблицу 1). Почти половина всех инвестиций и три четверти их прироста в 2011 году пришлись всего лишь на две сферы — транспорт и связь и добычу полезных ископаемых. В них обеих правят бал госкомпании: «Газпром», «Транснефть», РЖД, «Роснефть». В последние годы только крупнейшие госструктуры ежегодно инвестируют около 3,5–4 трлн рублей в свой основной капитал (это более трети всех инвестиций в стране, включая малый и средний бизнес и неформальную экономику, на которые, по данным Росстата, в 2011 году пришлось 28,5% всех инвестиций).
Таблица 1: Все инвестиционные проекты на территории России (с 1 ноября 2011 года по 31 января 2012 года) http://expert.ru/ratings/...po-31-yanvarya-2012-goda/
Таблица 2: В какие сектора экономики России пошли основные инвестиции в 2011 г. http://expert.ru/ratings/v-kakie-sektora-ekonomiki-rossii-poshli-osnovnyie-investitsii-v-2011-g_x/
Это колоссальные средства, огромный ресурс развития всей нашей экономики! Как раз те деньги, которые должны служить ее локомотивом, пока частный бизнес пребывает в спячке. По правде говоря, они уже им и являются, но, к сожалению, не на том качественном уровне, как того бы хотелось. И вот именно поэтому, возможно, России нужно подобие существовавшего в СССР всемогущего Государственного планового комитета при Совете Министров (Госплана), который мог бы заниматься, в частности, и этим вопросом — планированием инвестиционной деятельности госкомпаний и контролем над ней. Да, это не инновации в госуправлении, а использование старых подзабытых методов, но, судя по опыту не только СССР, но и Южной Кореи с Китаем, они работают сверхуспешно. И поэтому, когда перед нами стоит задача новой индустриализации страны, без некоего аналога Госплана, наверное, не обойтись.
У «Газпрома», «Роснефти», РЖД, «Транснефти», «Русгидро», «Росатома», ФСК и МРСК сегодня существуют действительно огромные инвестиционные программы, сравниться с которыми частный бизнес не может. Так вот, задачей государства является сохранение средств этих компаний внутри страны — необходимо, чтобы госкомпании по максимуму закупали машины и оборудование в России, своими заказами напрямую способствовали строительству и обновлению российской обрабатывающей промышленности, в частности машиностроения. «Новый Госплан» мог бы увязывать потребности госкомпаний (их инвестпрограммы) и строительство новых заводов, возможно, с привлечением иностранного капитала, выпускающих востребованную продукцию. И что, наверное, самое важное, «новый Госплан» мог бы взять на себя функции экономического контроля расходов госкомпаний, в первую очередь инвестиционного толка, которые уже не раз вызывали нарекания у специалистов и гражданского общества.
С созданием аналогичной Госплану структуры нельзя тянуть. В обозримой перспективе тарифы на услуги монополий и крупных госкомпаний станут, как ожидается, расти быстрее инфляции. Последнее означает, что все большие и большие средства будут фактически изыматься у частного бизнеса в пользу крупнейших госмонополий. А от инвестиционной деятельности последних, похоже, смогут выиграть совсем другие частные компании, которыми владеет ограниченный круг «особо приближенных». Таким образом, превалирование госдеятельности в сфере реальных инвестиций будет приводить и уже приводит к тотальному перераспределению капитала — от полноценного частного бизнеса в пользу магнатов новой волны, за деятельностью которых сейчас нет практически никакого общественного контроля. И за примерами ходить далеко не надо.
Транспорт
Как только в ходе исследования нам попадается какой-нибудь строящийся или уже построенный трубопровод, транспортная отрасль сразу же становится лидером среди всех сфер экономики по объему инвестиций — уж больно капиталоемки инфраструктурные проекты. Вот и в этот раз только на один введенный в строй нефтепровод Балтийская трубопроводная система-2 (БТС-2) пришлось 3,3 млрд долларов (примерно 20%) из 16,38 млрд всего номинального объема инвестиций.
Построена пока первая очередь БТС-2. Она представляет собой протянувшийся на тысячу километров нефтепровод от городка Унеча в Брянской области до порта Усть-Луга в Ленинградской области пропускной способностью 30 млн тонн нефти. БТС-2 — огромный капиталоемкий проект, осуществляемый на государственные деньги. Строился он, и об этом много говорили, из-за необходимости диверсификации каналов экспорта российской нефти. Запуск первой очереди БТС-2 существенно снижает возможность давления на отечественные компании и правительство со стороны Белоруссии и Украины, по территории которых проходят две ветки нефтепровода «Дружба». А после запуска второй очереди БТС-2 в 2013 году Россия и вовсе сможет отправлять практически весь объем нефти западным потребителям морем, в обход транзитных стран. С геополитической точки зрения этот проект безупречен.
В макроэкономическом плане БТС-2 тоже имеет явные положительные последствия. Государство в лице «Транснефти» потратило на строительство нефтепровода огромные деньги, которые пошли в российскую экономику — на строительно-монтажные работы и на закупку труб, что, в свою очередь, дало дополнительный объем работы нашим трубникам и металлургам. Кроме того, в ближайшем будущем основной объем оплаты транспортировки нефти может пойти не в бюджет Белоруссии и Украины, а российским компаниям, что также можно считать положительным следствием строительства БТС-2.
И даже в плане бизнеса проект БТС-2 кажется правильно выстроенным. Транспортировка нефти по этому трубопроводу для нефтяных компаний окажется существенно дороже, чем по «Дружбе». Повышенные тарифы нужны для того, чтобы отбить вложенные в строительство БТС-2 средства.
Содержательные претензии к проекту кроются в плоскости развития в стране рыночных отношений. Во-первых, это усиление влияния «Транснефти» и дополнительное монопольное давление на нефтяников, которые от введения в строй БТС-2, судя по всему, будут только проигрывать. Во-вторых, строительство нефтепровода привело к резкому усилению группы компаний, контролируемых бизнесменом Геннадием Тимченко, и это усиление осуществлялось совершенно нерыночными методами. В частности, строительство БТС-2 велось в экстренном режиме и с высоким уровнем брака (15%, по данным «Транснефти»), что привело к удорожанию процесса. Строила нефтепровод компания «Стройтрансгаз», которую г-н Тимченко купил в конце 2007 года, когда уже велись предпроектные работы по БТС-2. Плюс к этому нефтепровод подведен к порту Усть-Луга, а точнее, к нефтеналивному комплексу Невской трубопроводной компании, которой также владеют структуры Тимченко. И наконец, от Усть-Луги до европейских портов нефть будет транспортироваться по морю компанией Gunvor, также подконтрольной г-ну Тимченко. Нет никаких сведений о том, что бизнесмен Тимченко получил доступ ко всем указанным заказам и активам с помощью рыночным процедур, по-видимому, это следствие его особой приближенности к власти.
Электроэнергетика
- Строительство Юго-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге
В этой отрасли продолжается инвестиционный бум, отмеченный нами в предыдущих обзорах. На этот раз мы насчитали 11 инвестпроектов суммарной стоимостью 2,7 млрд долларов, все они реализуются на деньги госкомпаний или даже госбюджета напрямую. Тут поневоле задашься вопросом: может, канувшее в Лету и контролируемое государством РАО «ЕЭС России» вполне бы справилось самостоятельно со всеми этими инвестициями при нынешних-то тарифах? Понятно, что вопрос риторический, но можно смело утверждать, что проблем с никак не выстраивающимися в электроэнергетике рыночными отношениями было бы уж точно на порядок меньше.
Крупнейшим инвестпроектом в этот раз стала строящаяся Юго-Западная ТЭЦ в Санкт-Петербурге. Общий объем запланированных инвестиций тут около 1 млрд долларов. И что примечательно, оплачивает строительство этой ТЭЦ не частный инвестор, а непосредственно город Санкт-Петербург! Само строительство ведет упоминавшаяся выше компания «Стройтрансгаз», нанятая в 2007 году в качестве подрядчика группой «Синтез», подконтрольной сенатору от Чувашии Леониду Лебедеву. Однако в 2008 году группа «Синтез» отказалась от проекта и подарила (!) все 100% акций станции городу, на деньги которого она сейчас и возводится. Первоначальная смета строительства станции была 21 млрд рублей, сейчас же она взлетела уже до 30 млрд рублей, а по данным некоторых СМИ, и вовсе достигла отметки в 35 млрд рублей. Пошли слухи о том, что город хочет сменить проштрафившегося подрядчика, который срывает сроки ввода станции, однако в это верится с трудом, учитывая влиятельность Геннадия Тимченко, контролирующего «Стройтрансгаз».
Разворачивают бурную инвестиционную активность сетевые компании — ФСК и МРСК. Мы зафиксировали тут восемь проектов почти на 1,2 млрд долларов. Компании строят новые и кардинальным образом модернизируют старые электроподстанции по всей России, расшивают узкие места. Три из восьми проектов пришлись на давно томившуюся от застарелых проблем Свердловскую область.
Нефтепереработка и химпром
Лидер нашего прошлого обзора сдал позиции, откатившись на третью строчку в табели о рангах отраслевой инвестактивности за ноябрь, декабрь 2011-го и январь 2012 года. Впрочем, показатели отрасли отнюдь не плохи: пять инвестпроектов на 2,63 млрд долларов.
И снова, как в транспорте и электроэнергетике, крупнейший инвестпроект реализуется на государственные деньги: «Роснефть» проводит коренную модернизацию Туапсинского НПЗ с увеличением мощностей по переработке нефти с нынешних 5 до 12 млн тонн. Мы долго ждали, когда же, наконец, крупнейшая российская нефтяная компания перейдет от слов к делу и построит или реконструирует хотя бы один НПЗ. И вот это случилось: на территории действующего нефтеперерабатывающего комплекса, который с виду, по правде говоря, похож больше на нефтебазу, чем на завод, возводится новый полноценный НПЗ.
На первом, завершаемом в этом году, этапе монтируется установка по первичной переработке нефти ЭЛОУ-АВТ-12 с секцией гидроочистки нафты. Вместе со строительством объектов общезаводского хозяйства этот проект тянет на 2,3 млрд долларов. На втором этапе, который планируется завершить в 2014 году, предполагается построить установку гидрокрекинга вакуумного газойля и гидроочистку дизельного топлива, установки каталитического риформинга и другие объекты. В итоге НПЗ будет способен производить высококачественное дизельное топливо стандартов «Евро-4» и «Евро-5». По подсчетам Валерия Ежова, бывшего гендиректора ООО «РН-Туапсинский НПЗ», чтобы построить все эти установки, «Роснефти» придется потратить еще около 3 млрд долларов.
Туапсинский нефтеперерабатывающий завод обладает уникальным географическим положением — он построен прямо на берегу Черного моря и даже имеет собственный нефтеналивной терминал. После постройки нового НПЗ его продукция будет, по-видимому, уходить на экспорт в страны Средиземноморья.
Еще один НПЗ, правда малой мощности, возвела в Волховском районе Ленинградской области компания «Волховнефтехим», принадлежащая бывшему сотруднику «ЛУКойла» Константину Тихомирову. Запущена первая очередь мини-НПЗ производственной мощностью 0,5 млн тонн судового топлива, прямогонного бензина, дизельного топлива. Первая очередь обошлась владельцу компании в 200 млн долларов. В ближайшем будущем предполагается строительство второй очереди завода, на что планируется потратить еще 400 млн. Мощность завода вырастет в два раза, до 1 млн тонн, также предполагается построить установку гидроочистки дизеля.
Пока в приморских регионах строятся НПЗ с экспортной ориентацией, внутри страны, в Татарстане, местный бизнес упорно работает на ниве импортозамещения. Так, компания «Данафлекс», один из крупнейших в России производителей гибкой упаковки, совместно с «Роснано» запустила первую очередь своего второго завода стоимостью 100 млн долларов. Сейчас «Данафлекс» закупает оборудование для второй очереди, суммарная мощность производства в 2014 году достигнет 46 тыс. тонн, а всего будет инвестировано 157 млн долларов. Этот проект — пример того, насколько подчас логично встраивается средний бизнес в существующие бизнес-процессы других компаний. Татарстан — крупнейший регион по выпуску майонеза в России, причем в ближайшее время там существенно возрастут объемы его производства благодаря группе «Нэфис» (см. «Полезли в бутылку» в № 42 «Эксперта» за 2011 год). Помимо этого, та же группа «Нэфис» производит большое количество стиральных порошков и моющих средств, практически в одиночку на российском рынке пытаясь бороться с мировыми грандами вроде Procter & Gamble и Henkel. Но ведь и майонезу, и стиральным порошкам нужна качественная гибкая упаковка — на этом и сыграли в компании «Данафлекс», построив новое предприятие по производству дефицитной тары.
Сельское хозяйство и пищепром
Как всегда радуют своей инвестиционной активностью сельское хозяйство и пищевая промышленность, давшая 9 проектов на 1,47 млрд долларов. Повышенная инвестактивность в АПК объясняется очень просто — это единственный сектор российской экономики, имеющий прямой доступ к дешевым заемным средствам. Ставка процента по ним субсидируется из бюджета, реально для инвесторов кредиты обходятся в 4–6% годовых, что даже меньше уровня инфляции в 2011 году (6,1%).
В Ростовской области немцы из компании ISK Aristocrat International GmbH планируют осенью 2012 года начать строительство огромной теплицы площадью 60 га и стоимостью 167 млн долларов. Для сравнения: крупнейшая действующая теплица в России и одна из крупнейших в Европе находится в Карачаево-Черкесии и занимает 144 га. Она была построена еще в 1970-е годы, а вот за последние 20 лет у нас в стране появилось всего 50 га новых теплиц.
Южные республики — редкость для инвестобзора. Отрадно, что активность докатывается и до этих не избалованных инвестициями регионов. Московская компания ГК «Продконтракт» совместно с партнерами начала строительство мясокомбината в Калмыкии за 167 млн долларов. В качестве конечной продукции завод будет выпускать охлажденную говядину. О том, почему крупный мясной трейдер решился пойти в производство, нам рассказала владелец ГК «Продконтракт» Татьяна Битько: «В последние годы Россия стала менее интересным рынком для крупнейших южноамериканских производителей мяса — Аргентины, Бразилии, Уругвая. Раньше у нас были хоть и невысокие цены, но большие объемы, и им было выгодно торговать с нами. Теперь в этих странах сильно выросло потребление говядины, плюс Китай стал нетто-импортером, и наши объемы не кажутся им такими интересными, как прежде. То есть мы, как крупный импортер, испытываем физический дефицит говядины, нам приходится искать новых партнеров в Австралии, Никарагуа, Мексике. В долгосрочной перспективе мы понимаем, что необходимо производить мясо здесь, в России. Калмыкия привлекла нас тем, что там самое большое в России поголовье крупного рогатого скота мясной породы. Здесь-то мы и решили построить наш мясокомбинат. Недавно нам согласовали кредит в Россельхозбанке под 13 процентов годовых. После получения субсидий на уплаченную ставку в Минсельхозе, реальная ставка этого кредита будет для нас на уровне 5 процентов годовых».
Лесопромышленный комплекс
Здесь выявлены семь проектов на 1,28 млрд долларов. Правда, четыре из них пока находятся на нулевой стадии заявлений о намерениях. Похоже, что лесники вновь, как до кризиса, ощутили вкус к инвестициям в эту, бесспорно, одну из самых потенциально конкурентоспособных российских отраслей и хотят прощупать почву. А она здесь, как известно из истории последних лет, зыбкая.
Зыбкость порождена неоднозначной политикой государства, регулирующего отрасль. Как известно, в феврале 2007 года правительство России приняло решение о поэтапном повышении экспортных пошлин на необработанную древесину, ставя стратегическую задачу по развитию глубокой деревопереработки на территории страны. Задача достойная и благородная. Видя решимость правительства в этом вопросе, некоторые крупные экспортеры леса начали вкладывать деньги в строительство заводов, чтобы весь кругляк перерабатывать и на экспорт отправлять уже готовую продукцию: пиломатериалы, фанеру, шпон, пеллеты и т. п. Ставка экспортной таможенной пошлины на деловой круглый лес была постепенно поднята в России с 6,5% в 2006 году до 25% от цены поставки, но не менее 15 евро за кубометр, в середине 2008 года. В 2009-м планировалось поднять пошлины до 80% от цены поставки, но не менее 50 евро за кубометр, что фактически привело бы к запрету на экспорт круглого леса. Именно этих ставок испугались наши лесоэкспортеры, когда начали вкладываться в переработку. Однако под нажимом со стороны ЕС правительство России трижды (в 2009-м, в 2010-м и 2011 годах) замораживало это повышение. Более того, сейчас даже обсуждаются планы по снижению ставки экспортной пошлины ввиду вступления России в ВТО.
Все это сильно ударило по поверившим государству новоявленным деревообработчикам, начавшим в 2007–2008 годах строить новые заводы. Так, СП «Аркаим», заготавливающее около 1 млн кубометров леса в Хабаровском крае, отважилось на строительство сразу нескольких небольших предприятий на одной площадке — по производству строганых пиломатериалов, древесностружечных плит, пеллет, мебельного шпона, клееного бруса. Все они запущены, на последних двух идет обкатка оборудования в тестовом режиме. Всего компания вложила в свой лесообрабатывающий комплекс около 400 млн долларов. Комментирует Олег Рябов, замгендиректора СП «Аркаим»: «Мы ожидали большего от государства, ведь у него такие козыри на руках в плане поддержки приоритетных проектов, подобных нашему: налоговые льготы, таможенные пошлины, льготные кредиты. Наши конкуренты-лесозаготовители, кто не решился строить перерабатывающие мощности, сейчас находятся в явном выигрыше по сравнению с нами, после того как правительство не стало дальше повышать экспортные пошлины, как обещало. Мы вложили большие заемные деньги в переработку в надежде окупить их за пять–шесть лет, а в нынешних условиях окупаемость этих инвестиций уже больше 10 лет».
Металлургия
- Каменск-Уральский металлургический завод
В этой отрасли были зафиксированы три проекта на 1,07 млрд долларов, причем один из них весьма примечательный.
Это проект по строительству прокатного комплекса на Каменск-Уральском металлургическом заводе (КУМЗ) стоимостью 800 млн долларов. Раскошелиться решили в компании «Алюминиевые продукты», которой принадлежат активы СУАЛа, не вошедшие в UC Rusal. На площадке КУМЗа в течение ближайших четырех лет планируется построить новый прокатный комплекс, первая очередь которого — цех холодного проката — будет введена в строй в 2014 году. Реализация этого проекта уже началась и позволит КУМЗу обеспечить поставки качественно новых по геометрии и номенклатуре полуфабрикатов (рулоны и листы) из алюминиевых и алюминиево-литиевых сплавов для крупнейших авиастроительных корпораций — Boeing, Airbus, Bombardier. С выходом на полную мощность в 2014–2015 годах новый комплекс будет приносить КУМЗу примерно по 1,5 млрд долларов выручки ежегодно.
Это первый проект создания крупного прокатного алюминиевого производства за все постсоветское время. Интересно, что главная алюминиевая компания России UC Rusal до сих пор так и не решилась на создание подобного завода, хотя в начале прошлого года промелькнуло несколько сообщений о планах En+ (холдинговая структура, владеющая UC Rusal) построить такой комплекс на Красноярском металлургическом заводе. Но цены на алюминий пошли вниз, и планы были отложены.
Выставочная деятельность и розничная торговля
В прошлом году мы удивлялись, когда нам пару раз на заметку попадали крупные торгово-развлекательные центры в Москве и Санкт-Петербурге с объемом инвестиций по 500 млн долларов в каждый, что очень прилично даже для тяжелой индустрии, не говоря уже о торговле. В этот раз обнаружился еще более удивительный проект, из-за чего нам даже пришлось расширить наш отраслевой классификатор, добавив в него позицию «выставочная деятельность».
Это проект «Газпрома», который потратит 1 млрд долларов на строительство выставочного центра в Шушарах под Санкт-Петербургом. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер на церемонии закладки центра так объяснил, зачем компания вкладывает огромные деньги в новый и совершенно непрофильный для себя бизнес: «У нас есть понимание того, что буквально через три года Санкт-Петербург станет в один ряд с конгрессно-выставочными столицами мира. “Газпром” и Санкт-Петербург являются стратегическими партнерами в самом широком смысле слова».
Генподрядчиком строительства выступает Etalon Group. Новый многофункциональный комплекс будет состоять из конгресс-центра, выставочных залов, двух гостиниц, двух бизнес-центров и других объектов. Общая площадь комплекса составит более 200 тыс. кв. м.
Машиностроение
Машиностроительная отрасль подарила пять небольших инвестпроектов на 318 млн долларов в разных подотраслях.
Группа «Свердловэнерго» построила в Екатеринбурге новый завод по производству электротехнического оборудования стоимостью 167 млн долларов. Завод будет производить опоры линии электропередачи, силовые масляные трансформаторы, комплектные трансформаторные подстанции. Этот завод — очередной отголосок идущей в электроэнергетике волны обновления старых фондов и строительства новых.
Отголоском другой волны — инвестиций в обновление подвижного состава на железных дорогах России — можно назвать запланированный к реализации совместный проект Voith Turbo (крупный немецкий производитель железнодорожной техники второго порядка, после мировых лидеров Alstom, Siemens и Bombardier) и компании «Торговый дом “Камбарский машиностроительный завод”». На новом заводе в особой экономической зоне Алабуга будет размещено производство дизель-гидравлических маневровых и магистральных локомотивов стоимостью 110 млн долларов.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
24.04.1214:44:47
24.04.1222:21:09
25.04.1202:19:18
25.04.1216:33:33
25.04.1220:42:14
26.04.1215:03:10
26.04.1215:48:05
26.04.1215:04:09
26.04.1215:45:24
26.04.1219:18:28