Ту-134Ш Челябинского Высшего Военного Авиационного Института Штурманов
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruПервой модификацией Ту-134А для Вооруженных Сил стал учебно-штурманский самолёт Ту-134Ш. Самолёт создавался для замены учебной машины аналогичного назначения Ту-124Ш-1, строившейся Харьковским авиационным заводом имени Ленинского Комсомола.
Челябинцы, которые испытывали затруднения с авиационной техникой (в то время в училище ещё использовали для обучения и учебно-штурманские Ли-2). передали своим коллегам часть учебных машин, в том числе и Ту-124Ш1. Поэтому проблема с учебными машинами для подготовки штурманов была острой.
Ту-134Ш разработали в инициативном порядке в отделе главного конструктора (ОГК) харьковского завода на базе Ту-134А. Идею переноса учебного оборудования с Ту-124Ш-1 на новый самолёт поддержал главный конструктор Ту-134 Л.Л.Селяков. От базового Ту-134А машина отличалась усиленной конструкцией крыла и оперения, что объяснялось большим количеством взлётов и посадок, по сравнению с машинами, выполнявшими пассажирские перевозки. Кроме того, к усиленным лонжеронам крепились многопозиционные балочные держатели, рассчитанные на подвеску восьми практических бомб калибра от 50 до 250 кг. Самолёт позволял производить учебное бомбометание с использованием оптического прицела, установленного на рабочем месте штурмана, и радиолокационного - с рабочих мест курсантов. В пассажирском салоне оборудовали 12 рабочих мест с удобными креслами для курсантов. Первоначальный состав навигационного оборудования соответствовал сверхзвуковому дальнему бомбардировщику Ту-22. В дальнейшем комплектация оборудования уточнялась в процессе заказа очередной серии машин в соответствии с учебными программами штурманских училищ.
12 февраля 1971 года заводской лётчик-испытатель Ф.Ф.Доценко поднял в воздух первый серийный Ту-134Ш.
Машина выпускалась в двух основных вариантах: Ту-134Ш-1 с БРЛС "Рубин" -для подготовки штурманов дальней и морской авиации, эксплуатирующих самолёты Ту-22М и Ту-134Ш-2 с БРЛС "Инициатива-2" - для подготовки штурманов фронтовой авиации.
Основными потребителями 54 учебных машин на базе Ту-124 и 90 на базе Ту-134А были штурманские училища - челябинское и ворошиловградское. На Ту-124Ш и Ту-134Ш обучались курсанты с первого по третий год обучения в 46-м учебном авиаполку (уап) в Ворошиловграде до 1984 года, когда училище было переориентировано на подготовку в основном штурманов для военно-транспортной авиации. Свои машины оно передало челябинцам, получив от них взамен учебно-штурманские машины на базе Ан-26. В 108-м уап челябинского училища на аэродроме Шагол Ту-124Ш использовались до середины 1980-х годов. В 1972 поду в г. Шадринске сформировали второй учебный полк училища на Ту-124Ш-1.
Ту-134Ш считался надёжной машиной и за время эксплуатации редко подводил свои экипажи. До 1984 года в Ворошиловградском высшем военном авиационном училище штурманов не потеряли ни одного самолета этого типа.
На базе Ту-134Ш были созданы многочисленные летающие лаборатории различного назначения. Особенно много было радиотехнических ЛЛ. Так, в начале 1978 г. НПО "Ленинец" получило Ту-134Ш-1 (зав. номер 73550815), который был переделан в Ту-134СЛ (самолет-лаборатория; он же СЛ-134Ш) и получил номер СССР-65098.
ЛТХ:
Модификация Ту-134Ш-1
Размах крыла, м 29.00
Длина самолета,м 37.10
Высота самолета,м 9.02
Площадь крыла,м2 127.3
Масса, кг
пустого самолета 29050
максимальная взлетная 47000
Внутреннее топливо, л 16500
Тип двигателя 2 ТВД Авиадвигатель Д-30-II
Тяга, кН 2 х 66.68
Крейсерская скорость, км/ч 885
Практическая дальность, км 3500
Дальность действия, км 1890
Практический потолок, м 11900
Экипаж, чел 3
Полезная нагрузка: 12 курсантов
Ту-134Ш может нести 12 бомб ОФАБ-100-120 или 8 бомб ОФАБ-250-270.
Источник, мой жж
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
Sandra27.10.1222:33:28
27.10.1222:35:02
27.10.1222:54:31
27.10.1223:00:59
_patriot_28.10.1200:36:50
28.10.1200:58:33
_patriot_28.10.1202:28:38
28.10.1200:41:52
_patriot_28.10.1201:07:52
28.10.1202:49:07
_patriot_28.10.1203:06:41
28.10.1211:28:05
30.10.1217:59:59
29.10.1200:39:35