стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
56
Doc 03 ноября 2012, 08:26

Горный Алтай. Мосты через Катунь. Часть 2.

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Окончание. Начало - Горный Алтай. Мосты через Катунь. Часть 1.

Большая часть мостов через Катунь все-таки привязана к Чуйскому тракту, который долгое время был почти единственной транспортной артерией, которая связывала Горный Алтай с остальной Россией, и по сей день остается одной из основных дорог на Монголию. Свое развитие Чуйский тракт получил в 30-е годы. Именно тогда Советский Союз начал всерьез дружить с Монголией, а возможно - и готовиться к советско-японскому столкновению. Тогда было построено два моста через Катунь, и один из них сохранился по сию пору.

Прошу любить, и жаловать: Цаплинский мост у села Иня. Расположен на 358-м километре Чуйского тракта (считать от Бийска).

  • Висячий мост через Катунь у села Иня (Цаплинский мост)
  • Висячий мост через Катунь у села Иня (Цаплинский мост)

Мост примечателен весьма. Был построен в 1936 году по проекту (дипломная работа!) инженера С. А. Цаплина, который и руководил строительством. Общая его длина — 142 метра, речной пролет — 100 метров. Мост — деревянный (да, ДЕРЕВЯННЫЙ), с железобетонными пилонами высотой 21 метр, во время испытания выдержал нагрузку из 6 автомобилей ЗИС, нагруженных до 6 — 8 тонн каждый (итого — не менее 36 тонн).

  • Мост, повторяю, ДЕРЕВЯННЫЙ
  • Мост, повторяю, ДЕРЕВЯННЫЙ

Цаплинский мост строился силами заключенных, примерно в то же время, когда и Чемальская ГЭС, и тогда же, когда шла значительная реконструкция Чуйского тракта, который в преддверии конфликта с Японией приобрел стратегическое значение.

Ининский мост с 1994 года является памятником архитектуры и внесен в реестр объектов культурного наследия РФ под номером 0200000278. По прямому назначению перестал использоваться в 1970 году, когда рядом был построен автомобильный железобетонный мост.

  • Новый (1970 год) железобетонный мост у села Иня
  • Новый (1970 год) железобетонный мост у села Иня

И вместе эти мосты неплохо смотрятся.

И туристы тоже так считают.

Кстати сказать, новый (1970) Ининский мост воспринимается государством как стратегический. Подтверждением тому служит будочка охранника при въезде на мост. Охранник там сидит. Сожалею, но фото представить не могу, прошу поверить на слово.

Таких "стратегических" мостов на Чуйском тракте в пределах Горного Алтая два. Второй - около села Усть-Сема, мы сейчас туда вернемся. Возле Усть-Семы (расположена у одноименной речки на 148-м километре Чуйского тракта) есть два моста. Один - "старый". Построен в 1959 году взамен деревянного, который в свою очередь был сооружен в 1935-м, вновь силами заключенных. Вот этот мост (первый железобетонный на Чуйском тракте) и до сих пор считается стратегическим.

  • Старый (1959 год) мост через Катунь в Усть-Семе
  • Старый (1959 год) мост через Катунь в Усть-Семе

К сожалению, точно так же я и здесь не допетрил сфотографировоть будочку со сторожем. Она - на противоположной стороне. Если присмотреться - то ее видно на фото. Скорость по мосту ограничена 20 км/час, две узких полосы. Естественно, мост со свой нагрузкой уже не справлялся, и в 2010 году (это именно "Сделано у нас") перед Усть-Семой был введен в эксплуатацию новый, очень удобный и без ограничения скорости мост. Конечно, весь автомобильный поток пошел туда. Но будочки сторожа там нет.

  • Новый мост через Катунь у Усть-Семы
  • Новый мост через Катунь у Усть-Семы

Снято было в туман, есть в инете фото этого моста и получше, но не хочется использовать чужие.

Больше Чуйский тракт Катунь нигде не пересекает, но зато с него (тракта) ведет много мостов на левый берег (уже в Алтайский край), и большинство из них - новые. Их появление связано с развитием инфраструктуры туризма, и наиболее крупные из них финансированы из федерального бюджета. Так же из федерального бюджета финансируется и расширение Чуйского тракта до 4-х полосной трассы с разделительной полосой посредине.

Но вернемся к мостам.

Возле села Барангол расположен ЧАСТНЫЙ пешеходный мостик через Катунь, принадлежит турфирме "Царская охота", ведет к Камышлинскому водопаду. Я не знаю точно, когда он построен, - но совсем недавно, пару лет назад. Проход, естественно, платный. Не очень дорого, рублей, кажется, 30 с носа.

  • Мостик через Катунь у села Барангол к Камышлинскому водопаду
  • Мостик через Катунь у села Барангол к Камышлинскому водопаду

Видно по количеству людей, что мостик себя окупает.

Еще несколько километров ниже по течению - тоже новый, и тоже - частный (ну, скорее, частно-государственный: Алтайский край тоже стремится использовать рекреационный потенциал предгорий Горного Алтая и много вкладывает в инфраструктуру) мост, который ведет в большой туркомплекс "Бирюзовая Катунь", к Тавдинским пещерам, тоже для транспорта платный. Но не навязчиво платный. Можно переехать с берега на берег бесплатно. А вот если хочешь попасть на территорию туркомплекса (а он огромный, там расположено несколько турбаз вокруг искусственного озера) - плати.

  • Мост через Катунь к Тавдинским пещерам и "Бирюзовой Катуни"
  • Мост через Катунь к Тавдинским пещерам и "Бирюзовой Катуни"

И осталось рассказать еще о двух мостах, которые ведут к озеру Ая в Алтайском крае. Популярность озера - огромна. Озерцо крохотное, но очень живописное. Цены на землю около него сравнимы с московскими. Еще в прошлом году туда можно было попасть только по старому, еще 50-х годов подвесному мосту, который в свое время принадлежал Айскому совхозу. Мостик тоже удивительно живописен, но сначала - предъявлю новый.

  • Новый мост через Катунь у села Ая
  • Новый мост через Катунь у села Ая

Он был запущен в эксплуатацию в 2011 году ("Сделано у нас"!), и когда я его снимал, еще очень немногие автомобилисты знали о его существовании. Машин на мосту почти не было. Проезд - бесплатный :).

Не то - на старом. Там выстраиваются долгие, получасовые очереди из автомобилей. А расстояние между мостами - всего-то 3 км.

  • Старый подвесной мост через Катунь у села Ая.
  • Старый подвесной мост через Катунь у села Ая.

Впрочем, мост очень живописен. Может, людям просто хочется прокатиться по такой красоте. Пусть, и заплатив 100 р.

  • Старый подвесной мост через Катунь у села Ая.
  • Старый подвесной мост через Катунь у села Ая.

Видно, что туристов и отдыхающих не много, а ОЧЕНЬ много. Сейчас на правом берегу активно заполняется водой еще одно рукотворное озеро. Там тоже будет туристический комплекс. Людей будет еще больше. Летом в сезон (июль-август) на Чуйском тракте образуется настоящий тягун, почти пробка, машины едут со скоростью 40 км. Потому его, как я уже писал, расширяют вот до таких размеров:

  • Пешеходный переход через обновленный и расширенный Чуйский тракт.
  • Пешеходный переход через обновленный и расширенный Чуйский тракт.

Это я один раз использовал чужое фото. Надеюсь, НатикСолдатик не против.

 

В обзор не попали несколько мостов в Усть-Коксинском районе. Увы. Может, еще напишу.

 

И в заключение, еще один мостик в Горном Алтае, по которому мне приходится часто ходить. Где - не напишу, чтобы не расшифровываться. :)

Просто, он бывает очень красив. Любуйтесь. :)

  • Очень красивый мостик в Горном Алтае
  • Очень красивый мостик в Горном Алтае

 

Спасибо за внимание, ваш Doc.

 

 

 P.S. Дамы и господа, уважайте чужой труд. Ссылайтесь. Буду благодарен за обсуждение здесь: Клуб любителей Горного Алтая или здесь: Клуб любителей Горного Алтая.


Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 0
    user78 user78
    03.11.1211:11:16
    Последнее фото просто магически красивое! Прям завораживает     По-доброму завидую людям, которые живут на Алтае     Чисто, красиво, близость к природе..
    • 0
      Doc Doc
      03.11.1211:33:11
      Спасибо. Может, попадете и на Алтай когда-нить.        
  • 0
    RadiantConfessor RadiantConfessor
    03.11.1212:39:35
    Часто бываю в горном. Царская охота мой клиент. Про новый мост у Аи не знал, наверно поэтому все до сих пор едут по старому.
  • 0
    Ruslan Ruslan
    03.11.1213:19:11
    Как же я люблю Алтай и очень сожалею, что давно никак не могу слетать туда...
    • 0
      Doc Doc
      03.11.1214:05:36
      Это не очень сложно. Сейчас есть прямые авиарейсы из Москвы, Новосиба. Летом - будет больше. Приедете.       
  • 0
    Нет аватара guest
    03.11.1214:22:05
    Кстати сказать, новый (1970) Ининский мост воспринимается государством как стратегический. Подтверждением тому служит будочка охранника при въезде на мост. Охранник там сидит. Сожалею, но фото представить не могу, прошу поверить на слово. Таких "стратегических" мостов на Чуйском тракте два. Второй - около села Усть-Сема, мы сейчас туда вернемся.
    Большая работа. + Но, неточность. Таких переходов на Чуйском тракте должно быть 4. Два там где вы и сказали, и два перехода через реку Бию, в районе города Бийска, если не изменяет память. Они дублируют друг-друга, однако второй (более поздний мост) был построен чтобы пустить грузовые потоки трассы в обход центра города. Не так ли?
    Отредактировано: spaniyard.livejournal.com~14:23 03.11.12
    • 0
      Doc Doc
      03.11.1214:56:34
      Не совсем так. Во-первых, я писал о мостах через Катунь. Во-вторых, на окружной в Бийске будочки сторожа, кажется нет. Но про мосты через Катунь я ручаюсь. Так что надо было написать "в пределах Горного Алтая".     Спасибо за оценку.        
      Отредактировано: Doc~14:57 03.11.12
  • 0
    Bingo Bingo
    03.11.1215:19:38
    Одним словом: "ЛЯПОТА"
  • 0
    Нет аватара valrus
    03.11.1216:00:34
    Doc а Дмитрий Ревякин не с ваших краев будет? У него в текстах часто поподаются Иня, Ингода, Катунь. За мосты спасибо.
    Отредактировано: valrus~16:01 03.11.12
    • 0
      Doc Doc
      03.11.1216:22:17
      Он учился в Новосибе, а для сибиряка 400 км - не крюк, мог и бывать на Алтае. А Иня, наверное, не одна на свете. Вот сейчас в инет сгонзаю, проверю. Ой... Иня — топоним: Иня — гидроним: Иня (верхний приток Оби) — река в Новосибирской области и Алтайском крае, приток Оби. Иня (нижний приток Оби) — река в Кемеровской и Новосибирской областях, приток Оби. Иня (река, Хабаровский край) — река в Хабаровском крае, впадает в Охотское море. Иня (приток Катуни) — река в Республике Алтай, впадает в Катунь. Иня (приток Чарыша) — река в Алтайском крае, впадает в Чарыш. Иня — ойконим: в России: Иня (Алтайский край) — село в Шелаболихинском районе. Иня (Республика Алтай) — село в Онгудайском районе. Иня (Хабаровский край) — село в Охотском районе. Иня (район Левице) — деревня в Словакии, в районе Левице.            
      Отредактировано: Doc~16:22 03.11.12
      • 0
        Evgenij Evgenij
        03.11.1218:03:51
        Согласен- не крюк     в 19.00 из Новосиба, в 3 утра- в Артыбаше (пробки- жуть.) "связывала Горный Алтай с Россией"- пропущено слово "остальной", исправь пожалуйста.
        • 0
          Doc Doc
          04.11.1205:46:11
          Поправил, хотя и неохотно. Спасибо.    
  • 0
    Нет аватара guest
    03.11.1217:28:28
    Очень живописные места, автору +
  • 0
    Нет аватара _maxim_
    03.11.1218:10:02
    Спасибо за статью, Doc. А вы туризмом не увлекаетесь, случаем? Актру, Телецкое озеро, Шавлинские озера - может бывали там? В этом году были на Шавлинских озерах. Ехали от Бийска до Чибита по Чуйскому тракту. Очень живописная дорога приличного качества. Порадовало количество существующих и строящихся туристических баз.
    • 0
      Doc Doc
      03.11.1218:44:37
      На Шавлинских - не бывал. И в планах не стоит. На Телецком бывал, и не раз.
      • 0
        Нет аватара guest
        04.11.1219:41:58
        Кто в Припять?) Или на Медведецкую гряду?) И в прочие аномальные места или всякие заброшеные города и базы?)
        • 0
          Doc Doc
          05.11.1205:34:39
          В Горном Алтае есть недостроенная Катунская ГЭС. Выглядит почти как Казантип.     Это явно не для этого сайта, просто сошлюсь: http://xn----7s...-altayskaya-ges Там было, что еще снять, теперь жалею. Но и того - достаточно.    
          Отредактировано: Doc~05:35 05.11.12
          • 0
            Нет аватара guest
            06.11.1201:45:07
            Круто!! Совсем заброшена, без перспектив?
            • 0
              Doc Doc
              06.11.1204:20:39
              Без. В первую очередь - по экологическим соображениям. По экономическим - тоже. Большая ГЭС гробит прекрасные рекреационные места и меняет климат. Маленькая - экономически неэффективна. При Союзе плевали на экологию, начали строить. Перестройка грянула - деньги кончились, потом экологи дожали.
  • 0
    Нет аватара RusSoft
    03.11.1221:10:18
    Недавно ездил в экспедицию в Кабардино-Балкарию (не Горный Алтай, но тоже горы     ). Так вот, со мной ехали несколько человек, которые бывают там регулярно. Они, мягко говоря, линию правительства не разделяют... Однако, несмотря на это, таки признали что во многих местах (не везде, но тем не менее) дороги стали получше. И почище. Где раньше гравий был, лежит асфальт. Причём признавали они это нехотя...
    • 0
      Doc Doc
      04.11.1205:49:24
      А разделяй - не разделяй, дороги по факту становятся лучше. Ну, за Горный я ручаюсь. Катастрофа была в конце 90-х, начале 00-х. Где-то в середине 00-х пошло на улучшение, а сейчас и совсем новые дороги планируются и строятся.
  • 0
    Нет аватара guest
    04.11.1215:43:00
    Наша неимоверно красивая природа - просто рай для туризма! Если всё сделать по уму, от туристов из Европ, Америк и прочих не будет отбоя, больше чем от нефти получать будем!
    • 0
      Doc Doc
      04.11.1218:51:17
      Если не испохабим сами.
      • 0
        Нет аватара guest
        04.11.1219:40:48
        Всё в наших руках    
  • 0
    Doc Doc
    05.11.1205:40:30
    Интересно, заметка уже ушла с активных страниц, а люди появляются...
  • 0
    Нет аватара San3
    06.11.1214:13:43
    Цитата: "Возле села Барангол расположен ЧАСТНЫЙ пешеходный мостик через Катунь, принадлежит турфирме "Царская охота", ведет к Камышлинскому водопаду. Я не знаю точно, когда он построен, - но совсем недавно, пару лет назад..." Doc, этому мосту больше десяти лет - примерно столько, сколько и самой турбазе. Вот фото моста у базы "Царская охота" 2005 года. В 2002-ом он уже точно висел. Спасибо за интересную подборку!
    • 0
      Doc Doc
      06.11.1215:12:59
      Спасибо, не знал. Ну что ж, значит он себя уже окупил, и теперь приносит чистую прибыль    
  • 0
    Bobcat Bobcat
    10.11.1222:22:05
    Старый Айский мост - это опасно!
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,