Горный Алтай. Мосты через Катунь. Часть 2.
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruОкончание. Начало -
Большая часть мостов через Катунь все-таки привязана к Чуйскому тракту, который долгое время был почти единственной транспортной артерией, которая связывала Горный Алтай с остальной Россией, и по сей день остается одной из основных дорог на Монголию. Свое развитие Чуйский тракт получил в 30-е годы. Именно тогда Советский Союз начал всерьез дружить с Монголией, а возможно - и готовиться к советско-японскому столкновению. Тогда было построено два моста через Катунь, и один из них сохранился по сию пору.
Прошу любить, и жаловать: Цаплинский мост у села Иня. Расположен на 358-м километре Чуйского тракта (считать от Бийска).
- Висячий мост через Катунь у села Иня (Цаплинский мост)
Мост примечателен весьма. Был построен в 1936 году по проекту (дипломная работа!) инженера С. А. Цаплина, который и руководил строительством. Общая его длина — 142 метра, речной пролет — 100 метров. Мост — деревянный (да, ДЕРЕВЯННЫЙ), с железобетонными пилонами высотой 21 метр, во время испытания выдержал нагрузку из 6 автомобилей ЗИС, нагруженных до 6 — 8 тонн каждый (итого — не менее 36 тонн).
- Мост, повторяю, ДЕРЕВЯННЫЙ
Цаплинский мост строился силами заключенных, примерно в то же время, когда и Чемальская ГЭС, и тогда же, когда шла значительная реконструкция Чуйского тракта, который в преддверии конфликта с Японией приобрел стратегическое значение.
Ининский мост с 1994 года является памятником архитектуры и внесен в реестр объектов культурного наследия РФ под номером 0200000278. По прямому назначению перестал использоваться в 1970 году, когда рядом был построен автомобильный железобетонный мост.
- Новый (1970 год) железобетонный мост у села Иня
И вместе эти мосты неплохо смотрятся.
И туристы тоже так считают.
Кстати сказать, новый (1970) Ининский мост воспринимается государством как стратегический. Подтверждением тому служит будочка охранника при въезде на мост. Охранник там сидит. Сожалею, но фото представить не могу, прошу поверить на слово.
Таких "стратегических" мостов на Чуйском тракте в пределах Горного Алтая два. Второй - около села Усть-Сема, мы сейчас туда вернемся. Возле Усть-Семы (расположена у одноименной речки на 148-м километре Чуйского тракта) есть два моста. Один - "старый". Построен в 1959 году взамен деревянного, который в свою очередь был сооружен в 1935-м, вновь силами заключенных. Вот этот мост (первый железобетонный на Чуйском тракте) и до сих пор считается стратегическим.
- Старый (1959 год) мост через Катунь в Усть-Семе
К сожалению, точно так же я и здесь не допетрил сфотографировоть будочку со сторожем. Она - на противоположной стороне. Если присмотреться - то ее видно на фото. Скорость по мосту ограничена 20 км/час, две узких полосы. Естественно, мост со свой нагрузкой уже не справлялся, и в 2010 году (это именно "Сделано у нас") перед Усть-Семой был введен в эксплуатацию новый, очень удобный и без ограничения скорости мост. Конечно, весь автомобильный поток пошел туда. Но будочки сторожа там нет.
- Новый мост через Катунь у Усть-Семы
Снято было в туман, есть в инете фото этого моста и получше, но не хочется использовать чужие.
Больше Чуйский тракт Катунь нигде не пересекает, но зато с него (тракта) ведет много мостов на левый берег (уже в Алтайский край), и большинство из них - новые. Их появление связано с развитием инфраструктуры туризма, и наиболее крупные из них финансированы из федерального бюджета. Так же из федерального бюджета финансируется и расширение Чуйского тракта до 4-х полосной трассы с разделительной полосой посредине.
Но вернемся к мостам.
Возле села Барангол расположен ЧАСТНЫЙ пешеходный мостик через Катунь, принадлежит турфирме "Царская охота", ведет к Камышлинскому водопаду. Я не знаю точно, когда он построен, - но совсем недавно, пару лет назад. Проход, естественно, платный. Не очень дорого, рублей, кажется, 30 с носа.
- Мостик через Катунь у села Барангол к Камышлинскому водопаду
Видно по количеству людей, что мостик себя окупает.
Еще несколько километров ниже по течению - тоже новый, и тоже - частный (ну, скорее, частно-государственный: Алтайский край тоже стремится использовать рекреационный потенциал предгорий Горного Алтая и много вкладывает в инфраструктуру) мост, который ведет в большой туркомплекс "Бирюзовая Катунь", к Тавдинским пещерам, тоже для транспорта платный. Но не навязчиво платный. Можно переехать с берега на берег бесплатно. А вот если хочешь попасть на территорию туркомплекса (а он огромный, там расположено несколько турбаз вокруг искусственного озера) - плати.
- Мост через Катунь к Тавдинским пещерам и "Бирюзовой Катуни"
И осталось рассказать еще о двух мостах, которые ведут к озеру Ая в Алтайском крае. Популярность озера - огромна. Озерцо крохотное, но очень живописное. Цены на землю около него сравнимы с московскими. Еще в прошлом году туда можно было попасть только по старому, еще 50-х годов подвесному мосту, который в свое время принадлежал Айскому совхозу. Мостик тоже удивительно живописен, но сначала - предъявлю новый.
- Новый мост через Катунь у села Ая
Он был запущен в эксплуатацию в 2011 году ("Сделано у нас"!), и когда я его снимал, еще очень немногие автомобилисты знали о его существовании. Машин на мосту почти не было. Проезд - бесплатный :).
Не то - на старом. Там выстраиваются долгие, получасовые очереди из автомобилей. А расстояние между мостами - всего-то 3 км.
- Старый подвесной мост через Катунь у села Ая.
Впрочем, мост очень живописен. Может, людям просто хочется прокатиться по такой красоте. Пусть, и заплатив 100 р.
- Старый подвесной мост через Катунь у села Ая.
Видно, что туристов и отдыхающих не много, а ОЧЕНЬ много. Сейчас на правом берегу активно заполняется водой еще одно рукотворное озеро. Там тоже будет туристический комплекс. Людей будет еще больше. Летом в сезон (июль-август) на Чуйском тракте образуется настоящий тягун, почти пробка, машины едут со скоростью 40 км. Потому его, как я уже писал, расширяют вот до таких размеров:
- Пешеходный переход через обновленный и расширенный Чуйский тракт.
Это я один раз использовал чужое фото. Надеюсь,
В обзор не попали несколько мостов в Усть-Коксинском районе. Увы. Может, еще напишу.
И в заключение, еще один мостик в Горном Алтае, по которому мне приходится часто ходить. Где - не напишу, чтобы не расшифровываться. :)
Просто, он бывает очень красив. Любуйтесь. :)
- Очень красивый мостик в Горном Алтае
Спасибо за внимание, ваш Doc.
P.S. Дамы и господа, уважайте чужой труд. Ссылайтесь. Буду благодарен за обсуждение здесь:
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
03.11.1211:11:16
03.11.1211:33:11
03.11.1212:39:35
Ruslan03.11.1213:19:11
03.11.1214:05:36
03.11.1214:22:05
03.11.1214:56:34
03.11.1215:19:38
03.11.1216:00:34
03.11.1216:22:17
03.11.1218:03:51
04.11.1205:46:11
03.11.1217:28:28
03.11.1218:10:02
03.11.1218:44:37
04.11.1219:41:58
05.11.1205:34:39
06.11.1201:45:07
06.11.1204:20:39
03.11.1221:10:18
04.11.1205:49:24
04.11.1215:43:00
04.11.1218:51:17
04.11.1219:40:48
05.11.1205:39:25
05.11.1205:40:30
06.11.1214:13:43
06.11.1215:12:59
10.11.1222:22:05