44

В России создана система "слепой" посадки на палубу

Новая система посадки самолетов «вслепую» позволит боевым машинам избежать столкновения с землей в туман. 
 

 Спутниковый радионавигационный комплекс (СРНК), разработанный для морской авиации, готов к государственным испытаниям. Он разработан во ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр» (ПИЦ), расположенном в подмосковном Жуковском.
Как сообщили «Известиям» в Минобороны, комплекс будет испытан в ближайшее время.

— При благоприятном результате испытаний первыми эту систему получат палубные истребители Су-33 на авианосце «Адмирал Кузнецов». То есть 279-й корабельный истребительный полк, — сообщил источник.

СРНК представляет собой навигационный комплекс нового типа, который должен сменить существующие инерциальные (когда компьютер вычисляет координаты самолета по движениям после взлета) и спутниковые системы.

В комплексе используется так называемый относительный режим спутниковой навигации (ГЛОНАСС и GPS), когда сигналы с орбиты принимает не один, а два самолета, которые затем в режиме онлайн обмениваются координатами друг с другом.

Двойное позиционирование дает точность координат в пределах 10 см. Поэтому пилот может «вслепую» вести самолет на посадку вплоть до касания полосы.

Один из летчиков, участвовавших в госиспытаниях для гражданской авиации, сообщил «Известиям», что координаты самолета обновляются несколько раз в секунду.

— Можно сделать визуальную метку на приборной панели или индикаторе летной обстановки. С ней можно вообще лететь вслепую. Главное — выдерживать параметры полета, держать марку в нужном положении, и самолет коснется полосы там, где нужно, — описал летчик способ применения СРНК.

Он добавил, что на испытаниях лично выполнял взлет, посадку и руление с полностью закрытой кабиной, без визуального контакта с землей. Всего самолеты с СРНК совершили несколько тысяч успешных взлетов и посадок.

— СРНК хорош еще и тем, что вся информация с приборов выводится на один дисплей и летчику не приходится распределять внимание между авиагоризонтом, индикатором скорости и показателями мощности двигателя, — продолжил собеседник.

Как сообщили «Известиям» в главкомате ВМФ, флотские испытания СРНК проводились на летающей лаборатории на базе Су-30. Самолет отрабатывал безвизуальный заход на посадку и касание палубы на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».

— Все полеты прошли успешно. Пилоты докладывали, что проблем с освоением не было, требовалось только держать визуальную марку на индикаторе летной обстановки и контролировать параметры скорости и высоты, — рассказал «Известиям» офицер главкомата ВМФ.

По его словам, СРНК позволяет сажать самолет на палубу даже не слишком опытному пилоту. Габариты устройства тоже подходят для самых разных самолетов — небольшой моноблок со встроенной спутниковой платой и вычислительным комплексом легко уместить и в одноместный истребитель Су-33, и в самолет-заправщик Ил-78.

Военный эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров считает, что с помощью СРНК российская палубная авиация может стать всепогодной.

— Сейчас посадка на палубу авианосца очень сложна, счет идет на метры и даже сантиметры. Новый навигационный комплекс позволяет Су-33 даже в плохую погоду или ночью выполнять боевые задачи. Сейчас они такой возможности лишены, хотя это норма для мировой корабельной авиации, — пояснил Лавров «Известиям».

Первоначально СРНК создавался для дальних перелетов истребителей и заправщиков. Минобороны России поначалу не выразило интереса к проекту ПИЦ, поэтому работы пришлось организовать в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиации». СРНК доработали и сделали не только навигационным, но и посадочным. После этого применение системы распространили и на морскую авиацию ВМФ.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 0
    Павел Буцев Павел Буцев
    28.11.1213:08:25
    Я так понял, что в тексте понамешано и божьего дара, и яичницы. Ил-78 вряд ли станет садиться на палубу. А палубной авиации не грозит столкновение с землёй. Похоже тут описаны две разных системы. Дело в том, что в чистом виде спутниковая навигация бесполезна для посадки на движущийся авианосец. Что в паре тут лети, что в одиночку. Корабль прежде всего должен сам передавать информацию о положении, курсе, скорости. И неплохо бы чтобы о кренах и ветре. Я не раз задавался вопросом - почему до сих пор не создана система автоматической посадки на палубу. Но вот архитектура её мне представляется несколько отличной от описаной выше.
    • 0
      Нет аватара Comment
      28.11.1221:18:24
      Это элементарно Ватсон. Один приемник на авианосце и точно такой на самолете. Приемник на авианосце передает свои координаты например с частотой 100 гц. На самолете непрерывно вычисляется разность координат и скоростей. Так как географически два приемника находятся рядом достигается высокая точность по координатам и скорости. Вот и все.
      • 0
        Нет аватара Comment
        28.11.1221:21:24
        Да если расположить 2 приемника на авианосце (в начале и в конце полосы) то можно ориентироваться относительно посадочной полосы
        • 0
          Нет аватара Sane
          29.11.1200:35:50
          Ну или один на мачте поставить.
  • 0
    Нет аватара koshmar
    28.11.1217:40:09
    Если Ил-76 сядет на палубу "Кузнецова" то скорее всего попадет напрямую в ангар.     По теме, то всё правильно. Просто добавили 3 точку для координатного вычислителя (1 - палуба, 2 - самолет, 3 - разнесенная от палубы и самолета точка-маяк). Поэтому для автоматической ("слепой") посадки на палубу необходимо будет поднять в воздух вертолет для управления полетами.
    • 0
      ivankun ivankun
      28.11.1219:37:34
      Или держать в воздухе несколько самолетов. Было бы актуально.
  • 0
    Нет аватара WriteThrough
    28.11.1219:08:53
    Ызвестия - слишком дискредитировали себя, чтобы на них ссылаться.
  • 0
    Нет аватара mrSergey
    28.11.1220:03:53
    Насколько я понял, этот комплекс можно прикрутить на любую ВПП. Ну а вместо дежурного летательного аппарата можно и что-нибудь типа аэростата на тросе.
  • 0
    vostok1982 vostok1982
    28.11.1223:13:33
    Вот очень бы хотел я почитать впечатления механика или лётчика, которые имели дело и с нашими оригиналами и с китайскими копиями. Если кто знает - поделитесь.
  • 0
    Ruspatriot Ruspatriot
    28.11.1223:16:45
    Воот так. Интересно,а янки умеют в слепую садиться на палубу своих авианосцев?
  • 0
    Нет аватара file
    29.11.1200:01:51
    ...на испытаниях лично выполнял взлет, посадку и руление с полностью закрытой кабиной, без визуального контакта с землей.
    Бесстрашные, всё-таки, люди - эти лётчики-испытатели. Я бы даже сказал, на всю голову бесстрашные.    
  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    29.11.1200:12:54
    Мужики, ну сколько можно вестись на бред "Известий"?    
    • 0
      Нет аватара strange2007
      29.11.1207:44:24
      Простите, а разве этого не может быть? Я без ироний и подвохов, просто задался вопросом: "Это же элементарно!"
      • 0
        MiG-42MFI MiG-42MFI
        29.11.1209:42:50
        Если известный "эксперт" Карло Копп черпает представления об авиации из Ace Combat, то почему этого не делать журналистам "Известий"? Там подобная система есть со времён третьей части, и имеют её все присутствующие самолёты. На самом деле всё упирается в точность спутниковой навигации.
        • 0
          Нет аватара strange2007
          29.11.1210:37:18
          Вот-вот, именно в точность! Но ведь если скрестить спутники с аэростатами (к примеру), мы получим гораздо бОльшую точность, ведь локальные аэростаты, зная о своем положении относительно палубы, могут запросто передавать уточнение, в зависимости от дальности самолета. Разве нет? P.S. Я понимаю, что все фантастические идеи, воплощенные в жизнь, сразу становятся обыденными и забывается, что корни были только в фантазиях.
          • 0
            MiG-42MFI MiG-42MFI
            29.11.1210:57:50
            Но ведь если скрестить спутники с аэростатами (к примеру), мы получим гораздо бОльшую точность
            Точность ухудшится, так как аэростат сам по себе не является неподвижным и относительно земли, и относительно авианосца!
            Я понимаю, что все фантастические идеи, воплощенные в жизнь, сразу становятся обыденными и забывается, что корни были только в фантазиях.
            Авторы Ace Combat за всю его долгую историю этой серии попадали в точку всего два раза: 1)С внутренним отсеком С-37 из Ace Combat 4, за много лет до того, как его изорбажения попали в сеть. 2)С внешним видом истребителя CFA-44 "Носферату" из Ace Combat 6, соотвествующим Т-50.
            • 0
              Нет аватара strange2007
              29.11.1211:52:27
              Ни возразить, ни подтвердить не могу, т.к. совсем не играю в компьютерные игры. Поверю на слово
      • 0
        A_SEVER A_SEVER
        29.11.1210:02:27
        просто задался вопросом
        А Вы задайтесь вопросом - почему в статье нет никаких имён, кроме эксперта?
        • 0
          Нет аватара strange2007
          29.11.1210:39:03
          Честно? Не знаю. Равно как и не спрашиваю имён, когда рассуждаю о миллиарде рублей))))) Я не спорю, может статья - выдумка. Но сама то идея же отличная
    • 0
      Нет аватара kynda
      29.11.1208:47:35
      Ну а почему это не реально? На Су-27КУБ стоит система, способная автоматически вести самолет к кораблю вплоть до касания без участия пилота. Буран например вообще садился без кого либо на борту, при этом сам определил, что при таких погодных условий с первого раза не сядет и ушел на второй круг и сел так при сильном ветре, как этого не могут даже летчики-асы. В гражданской авиации в современных самолетах за летчиков пол работы делает автоматика, и все это делают самолеты сами, без участия аэродрома. А если аэродром сам будет самолету передавать свои координаты и погодные условия и тот в свою очередь будет синхронизировать свою удаленность, крен и высоту, то по моему вообще никаких проблем.
      Отредактировано: kynda~08:48 29.11.12
      • 0
        MiG-42MFI MiG-42MFI
        29.11.1209:36:16
        На Су-27КУБ стоит система, способная автоматически вести самолет к кораблю вплоть до касания без участия пилота.
        Это миф,идущий со времён выдачи техзадания на Су-27КМ. На самом деле используется оптическая система посадки, сильно её упрощающая, но не более того.
        Буран например вообще садился без кого либо на борту
        На посадочную полосу длиной под 5000 метров. Даже для его размеров это делает допустимыми определённые ошибки автопилота при посадке.
        В гражданской авиации в современных самолетах за летчиков пол работы делает автоматика, и все это делают самолеты сами, без участия аэродрома.
        Вы забыли добавить,что это не распространяется на взлёт и посадку, они до сих пор проводятся вручную.
        А если аэродром сам будет самолету передавать свои координаты и погодные условия и тот в свою очередь будет синхронизировать свою удаленность, крен и высоту, то по моему вообще никаких проблем.
        Точности систем навигации не хватает,особенно в случае авианосца.
      • 0
        A_SEVER A_SEVER
        29.11.1209:59:22
        Буран например вообще садился без кого либо на борту
        При этом аэродром неподвижен и гораздо больше авианосца!
        и ушел на второй круг
        Да ну?    
        • 0
          Нет аватара mfede
          13.12.1213:33:44
          в чем шутка?
          • 0
            Нет аватара Hogben
            13.12.1219:33:21
            Буран на этапе посадки (с высоты 4 км) пользовался микроволновой системой посадки. Направление захода на посадку было заложено на борт Бурана (оперативные данные полетного задания) до пуска. На орбитальном участке полета данные не менялись. Никакого второго круга не могло быть в принципе однако.
            • 0
              Нет аватара mfede
              13.12.1221:41:03
              Значит здесь -  http://sdelanounas.ru/blogs/25811/  - в этом месте (20:36) лгут: ©Видео с youtube.com
              Отредактировано: mfede~21:42 13.12.12
              • 0
                Нет аватара Hogben
                14.12.1215:45:48
                Нет. Не лгут, Но толком объяснить не могут. (Некоторые, как очевидцы и участники, излагают как могут.) Участок спуска и посадки "Бурана". До высоты 20км работали алгоритмы Пилюгина, после Сырова. Всего было, до полета, (если мне не изменяет память) около 1000 реализаций при моделировании участка спуска и посадки. Большинство траекторий (более 95 процентов%) не проходило над полосой и соответственно ОКДП (но были и такие). Поэтому когда "Буран" прошелся над полосой (9-11 км) все "слегка" удивились. В фильме это названо дополнительной петлей. Однако очевидцы. P.S. Кинохроника МО приехала на посадочный комплекс через два дня после посадки и снимала все в "реальном масштабе времени". P.S.S. Для глиссадного участка (с 4 км по высоте) для "Бурана" рассматривалась лазерная система построения глиссады. Визуализация глиссады при посадке в ручном режиме.
                Отредактировано: Hogben~19:06 14.12.12
  • 0
    marshak marshak
    29.11.1213:26:40
    Новая система посадки самолетов «вслепую» позволит боевым машинам избежать столкновения с землей в туман.
    Какая земля, если впереди палуба авианосца?
  • 0
    Павел Буцев Павел Буцев
    05.12.1214:14:13
    Отредактировано: Терра Певт~14:15 05.12.12
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,