стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
11

Обзор: ИТ в здравоохранении (2012)

Так долго ожидаемая информатизация здравоохранения наконец-то началась. За прошедший 2012 г. удалось  совершить качественный скачок в развитии инфраструктуры лечебных учреждений, начать разработку необходимого программного обеспечения и внедрить первый электронный сервис для граждан – возможность удаленной записи на прием к врачу. Теперь главное – не останавливаться на достигнутом. Впереди – внедрение электронной медицинской карты, автоматизация лабораторий и создание единой информационной системы федерального уровня. 

http://www.cnews.ru/reviews/new/it_v_zdravoohranenii/

 

Результаты  

Тем не менее, по мнению Романа Ивакина, задача создания инфраструктуры в целом решена. «В целом по стране было запланировано приобретение 311 067 единиц компьютерной техники, на 28.02.2013 г. закуплено 286 157, и поставки продолжаются, - говорит он. - Что касается подключения ЛПУ к интернету, то, по нашим данным, эта задача выполнена на 100% на уровне юридических лиц. Частично неохваченными остались, может быть, их локальные подразделения, например, ФАПы». 

Кроме того, началась разработка программного обеспечения. Был создана система удаленной записи на прием к врачу. «По состоянию на 28 февраля 2013 г. через единый портал госуслуг с использованием единой системы записались 4 148 412 человек, что на 37% больше, чем в январе, - рассказал он. - При этом важно понимать, что на самом деле таких записей значительно больше, потому что не все учреждения на данный момент успели подключиться к единой системе, но в них уже реализована возможность записи на прием через локальные ресурсы - сайты ЛПУ, call-центры, региональные сайты госуслуг». К единой системе на середину марта 2013 г. подключились все регионы, кроме Ингушетии, но не все расположенные в них ЛПУ - в Уральском федеральном округе 82%, в Северо-Западном – 72,8%, в Центральном – 41%, в Приволжском – 59%, в Южном – около 32%, в Северо-Кавказском – 69%, в Сибирском – 77%, в Дальневосточном – 51%. 

Одновременно министерство занялось подготовкой к внедрению электронной медицинской карты (ЭМК) и инициировало обсуждение минимального набора содержащихся в ней полей. «После этого, до конца 2013 г., всем, кто уже использует электронные медицинские карты, придется привести их к единому формату» - говорит Роман Ивакин. Планируется, что эталонная база электронных медицинских карт будет храниться на федеральном уровне, а регионы самостоятельно решат, каким образом организовать к ней доступ – через облако или напрямую. В министерстве пообещали обеспечить техническую возможность ведения ЭМК до конца 2013 г.  

В начале марта 2013 г. членам Экспертного совета по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении был продемонстрирован федеральный сервис «Взаимодействие лекарственных средств» -  первая информационная система поддержки принятия решений для врачей, разработанная при участии Российской академии медицинских наук, экспертов в области фармакологии и фармакопеи. 

В списке начатых работ есть и создание электронной медицинской библиотеки на базе РГМУ им. И.М. Сеченова. По словам Романа Ивакина, в настоящее время в ней содержится 2023 документа, в основном, диссертаций и авторефератов, а число посетителей достигло 2000 человек в день.  

Кроме того, министерство намерено и дальше развивать телемедицину. К концу первого этапа информатизации количество соответствующего оборудования в ЛПУ увеличилось в 4 раза (c 887 в  2009 г. до более 4000 в 2012 г. – данные Минздрава), и на первый план вышла задача научиться использовать его в полную силу.  

Ранее представители Минздрава рассказали еще об одном направлении модернизации здравоохранения – оснащении станций и машин скорой помощи системами обработки данных с использованием оборудования ГЛОНАСС. В 2012 г. регионы получили на эти цели 1,063 млрд руб., и к январю 2013 г.  подобная аппаратура  появилась на 19302 автомобилях (95,4% от плана) и в 2552 диспетчерских (96% от плана). В 2013 г. работы будут полностью завершены. 

Планы и прогнозы  
В ближайших планах министерства – развитие федеральной электронной медицинской библиотеки, внедрение новых сервисов -  выписка электронного рецепта (2014 г.), получение электронной медицинской справки для водителей и электронного больничного листа, аренда ЦОДа и защищенных каналов связи до всех 83 субъектов. 

Несмотря на то, что тема информатизации здравоохранения стала в последние годы чрезвычайно горячей, отношение к достигнутым результатам – неоднозначным, а должность ответственного за этот вопрос – практически расстрельной, очередной ИТ-руководитель Минздрава довольно оптимистичен в своих прогнозах относительно соблюдения прописанных в Концепции сроков. «С технической стороны, я думаю, проблем не будет, потому что мы знаем, что и как делать», - говорит он. Но тут же отмечает, что существует целый ряд сложностей, например, недобросовестные поставщики и несогласованность действий участников процесса на местах, а также отсутствие у регионов опыта организации таких масштабных конкурсов в сфере информатизации здравоохранения. 

По словам Романа Ивакина, «рынок медицинских информационных систем (МИС) недостаточно зрелый: 95% его игроков - это маленькие компании, которые не в состоянии реализовать крупный проект в сжатые сроки. Не готовы к таким масштабным переменам и регионы. В процессе модернизации они получили в среднем по 286 млн руб., из которых около 40-50 млн было потрачено не на развитие, а на поддержку решений. Теперь эти средства необходимо изыскивать ежегодно, а для этого надо научиться пользоваться полным тарифом ОМС». 

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    Нет аватара mmx
    04.07.1310:36:53
    Через интернет к врачам уже записывался - всё работает. Красноярск.
  • 0
    Нет аватара SergePerovsky
    05.07.1303:00:52
    95% его игроков - это маленькие компании, которые не в состоянии реализовать крупный проект в сжатые сроки.


    Дело даже не в том, что маленькие компании не тянут большие проекты, а в том, что заказчик не в состоянии оценить квалификацию разработчиков.
    Дело новое, сложное и ответственное: профессионалы чешут затылок и раздумывают, лезть ли в эту историю. Новички хватают заказы незадумываясь и слепо следуют неумело созданным ТЗ. Результаты плачевны.

    Как-то смотрел как врачь "компьютеризированный" прием. Дело идет медленнее, чем при ведении бумажной записи. Программист явно не сидел с врачом на приеме, интерфейс создан по описанию. Врачу неудобно. Деньги потрачены.

    Со временем все утрясется, появятся отзывы, сравнения разных программ, будут доработки. Сформируются и крупные фирмы по информатизации медицины. Но, пока, между заказчиком и исполнителем взаимопонимания нет. Можно ли было избежать этот этап? Не знаю. Боюсь, что нет.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,