19

"Синергия-1" - новый диагностический комплекс московского метрополитена (много фото)

фото Александра Russos Попова

Активное расширение сети метрополитена, продление существующих линий и строительство новых вызвало необходимость в разработке и внедрении современных средств диагностики пути метрополитена для повышения надежности работы основной транспортной системы города и обеспечения безопасности пассажиров. Для этого по заказу Московского метрополитена был создан уникальный диагностический комплекс-лаборатория «Синергия-1», в котором разместилось все необходимые приборы для диагностики состояния путевого хозяйства.

8 августа 2013 года состоялся первый рабочий выезд диагностического вагона «Синергия-1», в ходе которого им было обследовано состояние путей на Сокольнической линии. 

С апреля 2013 года новый диагностический комплекс «Синергия-1», поступивший в электродепо «Красная Пресня», проходит опытную эксплуатацию, которую планируется завершить к 1 сентября. В рамках опытной эксплуатации оборудования диагностического вагона в июле 2013 года прошли испытания инфракрасного термографа – прибора, определяющего тепловое состояние всей аппаратуры, размещенной в тоннелях метрополитена. В настоящее время принимается решение о возможности постоянного применения инфракрасного термографа в составе диагностического оборудования вагона-лаборатории.

В отличие от уже существующего в метрополитене вагона-путеизмерителя, новый диагностический комплекс осуществляет проверку не только геометрических параметров рельсовой колеи, но также производит ультразвуковую дефектоскопию рельсов всех типов для выявления в них дефектов и повреждений, проверку габаритов различного оборудования, размещенного в тоннелях метрополитена, в том числе габаритов и температуры контактного рельса. Кроме этого новая «лаборатория на колесах» оборудована системой видеорегистрации, позволяющей проводить визуальную диагностику всего оборудования и строений тоннелей метро.

Диагностический комплекс «Синергия-1» - единственный в России вагон-лаборатория, который позволяет контролировать все объекты железнодорожной структуры метрополитена.

http://mosmetro.ru/press/metro/text2500.html


«Всевидящее око» подземной столицы

Новенький красно-желтый вагон, обвешанный видеокамерами и мощными светодиодными фонарями, отличается от своих синих "собратьев" не только необычным внешним видом. Внутри вместо привычных лавок, обшитых кожзамом - длинные столы, мощные компьютеры, офисные стулья на колесиках и уйма сложнейшего оборудования. Внешне напоминает современную высокотехнологичную лабораторию.

- Это лаборатория и есть, - усмехается начальник диагностического комплекса "Синергия-1" Михаил Старостин. - Вагон оборудован системами, способными обнаружить любой дефект: трещину в рельсе, изменение геометрии путей, "просадку" тоннеля и многое другое. Раньше для этих целей использовались три разных комплекса. Этот же может решить все задачи.

Арсенал "Синергии" внушает. На переднем торце вагона размещен не имеющий аналогов в мире лазерный сканер. Во время движения по маршруту он "ощупывает" лучами окружающую обстановку и моментально передает оператору внутри комплекса подробную картинку. Благодаря этому сканеру можно вычислить, где свод проседает, или где есть риск протечки.

Под днищем вагона смонтирован прибор, который с помощью ультразвука может обнаружить в рельсах даже самый крохотный дефект. Кроме того, "Синергия" оборудована тепловизором, способным отслеживать нагрев всей машинерии тоннеля и несколькими мощными видеокамерами для близкого визуального наблюдения за путями и кабельной сетью.

- Справиться со всем этим оборудованием одному не под силу, - констатирует замначальника службы пути Сергей Баранов. - Экипаж вагона-дефектоскопа - 11 человек, как футбольная команда. Они отслеживают показания различных приборов на экранах мониторов. Все показания фиксируются в электронном виде. Как только обнаруживается проблема, специалисты сразу сообщают об этом человеку, ответственному за данный участок линии. А он уже принимает решение о задействовании ремонтной бригады.

Передвигается "Синергия" по обычным тоннелям, в общем потоке пассажирских составов. Точность приборов позволяет проводить все необходимые замеры без снижения скорости движения. Тянут лабораторию по тоннелю четыре стандартных метровагона, поэтому иногда горожане на станциях путают состав с пассажирским.

Мы едем по "красной" ветке - от "Фрунзенской" до "Юго-Западной". Состав на станциях чуть притормаживает, но не останавливается. Граждане с любопытством косятся на необычный вагон, мигающий всевозможными лампочками, и снимают его на камеры мобильников. Такая техника в метро пока в диковинку. "Синергия" существует в единственном экземпляре и сейчас проходит опытные испытания. Тем не менее, даже один комплекс успевает за месяц дважды тщательно изучить каждую линию метро.

- Испытания планируем завершить к сентябрю, - рассказывает Михаил Старостин. - Не думаю, что нам потребуется много таких лабораторий, тем более стоят они недешево - около 85 миллионов рублей за вагон. Но их много и не надо. Во-первых, есть и более старые варианты, во-вторых - производительность "Синергии" позволяет работать за троих. Но метро будет расширяться, и, возможно, будет принято решение о закупке новых комплексов.

"Синергия" проходит маршрут за 20 минут. Серьезных дефектов аппаратура не обнаруживает - лишь на одном участке на пару миллиметров расширена колея. Специалисты уверяют, что это в пределах допустимой погрешности. Серьезных проблем, вроде крупной трещины в рельсе или проседания свода в "подземке" к счастью не было давно.

По словам сотрудников метрополитена, новый комплекс еще нужно доводить до ума. Но перспективной технологией уже заинтересовались за рубежом.

http://pda.vmdaily.ru/news/2013/08/08/vsevidyashchee-oko-podzemnoj-stolitsi-208539.html


Далее - репортаж Александра Russos Попова

С апреля месяца в Московском метро идут испытания нового диагностического комплекса «Синергия-1», который является дефектоскопом, путемером и габаритным вагоном. Как он работает и что у него внутри — смотрите в моем репортаже.

1. Опытная эксплуатация комплекса началась с апреля этого года в депо «Красная Пресня».

2. Раз есть такая возможность, давайте сначала немного прогуляемся по депо.

3. Тут уже давно живут Русичи.

4.

5. Как и любой другой подвижной состав, он нуждается в обслуживании.

6. Очень секретная схема расположения оборудования.

7.

8.

9.

10.

11. И, конечно же, вагоны надо мыть.

12. Внезапно — номерной. Да, это и есть новый диагностический комплекс.

13. Из-за массы диагностической лаборатории в составе пять — моторных вагонов, т.е. длина состава — шесть вагонов.

14. Когда я был маленький, то мечтал, что у меня будет специальный поезд, который сканирует тоннели и выдает карту всех выработок в окружении многих метров вокруг. Мечты сбываются :) Конечно, не множество метров, но эти лазерные датчики снимают габарит тоннеля и оборудования.

15. Синергия (греч. συνεργία — сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество; от греч. σύν — вместе, греч. ἔργον — дело, труд, работа, (воз)действие) — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.

16. Видеокамера наружного наблюдения. По бокам четыре штуки. На каждую тележку — по две, и еще две будут установлены на крыше. Еще две камеры для контактного рельса.

17. Специальная путимерная тележка.

18. На кронштейне закреплен отражающий элемент, а сверху находится датчик — это измерительный комплекс температуры контактного рельса.

19. Красный свет используется для того, чтобы не сделать засветку камерам.

20. Дополнительная тележка для путимерных работ. Вагон 81-714 №7638 на базе ТВЕМА. А вот тележки, что от другого вагона? На ней номер — 5005.

21. Офис на колесах. Конечно, это сложнейший комплекс, но снаружи это только компьютеры.

22. Результат работы 3D-сканера. Уже несколько лет назад в метро были установлены новые датчики пикетных отметок, и сейчас это составляет единое координатное пространство. Все измерения привязаны к пикетам с точностью до миллиметра и синхронизированы между собой.

23. Визуальный контроль. Все данные пишутся, и впоследствии их можно вызвать из архива и посмотреть.

24. Работа сканера в реальном времени.

25. Непривычный вид на станцию.

26. Специальная камера для контактного рельса. От обзорных отличается повышенной чувствительностью и качеством. Вообще, измерения могут проводиться до скорости 60 километров в час.

27. Вид из задней кабины.

28. Тупики на Юго-Западной.

29. Несмотря на объявления о том, что посадки нет, пассажиры все равно ломятся в вагон.

30. Едем к Воробьевым горам.

31. Они самые.

32. Двухпутный участок. Обычно скорость состава на линии — 50. На стрелках — не более 25 из-за дополнительной тележки. Но так как все станции он проезжает транзитом, то график не нарушается.

33. Библиотека им. Ленина.

34. Мост через Яузу.

35. Так на 3D-сканере выглядит задел под продолжение строительства Сокольнической линии в сторону Щелковской.

36. Черкизовская.

37. Тупики за станцией Улица Подбельского.

38. Вид наружной камеры.

39. В среднем за линию привозится около 100 Гигабайт материала.

40. На комплексе работают две локомотивные бригады. Они ездят только с ним.

41. Двухпутный участок — граница кессона и глубокого заложения.

42. Далее по Фрунзенской ССВ уехали на кольцо.

43. Станция Белорусская. Поезд в депо, а я дальше по делам.

Огромное спасибо пресс-службе Московского метро и сотрудникам измерительного комплекса за организацию съемки.

Бонусное видео.

Более старая публикация с фото:  http://yauzaforum.ru/inde...showtopic=1162&page=3 

Репортаж "Вестей" с видео:  http://www.vesti.ru/videos?vid=528727&cid=3041 

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 0
    Нет аватара BalkonskiiMakar
    12.08.1313:52:29
    Круто!
  • 0
    Twiks Twiks
    12.08.1315:27:30
    благодарю    
  • 0
    RMDR RMDR
    12.08.1321:43:20
    Спасибо за обзор "+"
  • 0
    Next_warrior Next_warrior
    12.08.1322:58:18
    Разработчикам Метро 2033 такие данные бы. Сканы туннелей. Эх как развернуться можно. Интересно будут ли делать ещё часть?
  • 0
    Вячеслав Пальцев Вячеслав Пальцев
    23.02.1510:50:56

    Автор пишет об новых «датчиках пикетных отметок». Данная система была предложена автором и разработчиком Пальцевым В.С. инженером ИРЭ РАН в 2006 году. Именно на вагоне-дефектоскопе депо Красная Пресня было установлено оборудование (антенна, ридер) обеспечивающее скоростной поиск радиочастотных меток RFID. Сами метки (10 шт) были прибиты к боковой поверхности шпал на участке пути Белорусская-Новослободская Кольцевой линии.

    В результате проезда были все найдены — т. е. была считана информация со всех меток на скорости 50.60 км/ч.

    Позднее господа из Фирмы Твема использовали данное техническое решение.

    Сегодня метки уложены не только на кольцевой линии Московского метро. Их можно увидеть в начале каждой станции — серого цвета метка закреплена на металлической рейке, на уровне подошвы рельса.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,