стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
77
Doc 02 сентября 2013, 13:42

На МАКСе представлен космический скафандр 5-го поколения

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Новый российский скафандр можно примерить на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013. Космический скафандр пятого поколения называется «Орлан-МКС».

Он предназначен для работы во внеземном пространстве. До международной орбитальной станции он пока не добрался, зато стал центром притяжения посетителей на авиакосмическом салоне МАКС-2013, работающем в подмосковном Жуковском.

 

Доспехи звездоплавателей уже более полувека создаются в КБ и цехах уникального научно-производственного предприятия «Звезда», которое по уровню космических и авиационных скафандров, катапультных кресел, экспериментальных установок входит в число признанных мировых лидеров.

«Верхняя одежда» космонавта для внекорабельной деятельности — это, по сути, нашпигованный современной техникой миниатюрный космический корабль массой 110 кг. В этом скафандре можно шагнуть через шлюзовую камеру в открытый космос, не опасаясь ни глубокого вакуума, ни перегрева на солнечной стороне орбиты, где температура достигает +120 градусов, ни жуткого холода (-120 градусов) на теневой стороне.

Новый «Орлан-МКС», как и его предшественники, состоит из нескольких оболочек. Основа — жесткий корпус из алюминиевого сплава, или кираса, называемая так по аналогии со средневековыми доспехами. К жесткому корпусу крепятся мягкие рукава и штанины. Гермошлем составляет единое целое с кирасой. Эту абсолютно герметичную одежду не надевают — в нее входят через заднюю дверцу. Снаружи есть еще и дополнительная, в том числе микрометеоритная защита: несколько слоев экранно-вакуумной теплоизоляции.

А внутри, под кирасой — совсем другая одежда: мягкий сетчатый костюм водяного охлаждения (КВО). Его пронизывают вшитые в материю десятки тоненьких трубочек, по которым циркулирует холодная вода. «Эта вода не простая — с большим содержанием серебра, чтобы не портилась в течение долгого времени, — рассказал «Труду» генеральный директор — главный конструктор Научно-производственного предприятия «Звезда» имени академика Г.И. Северина Сергей Поздняков. — Дело в том, что космонавт во время работы в открытом космосе затрачивает немалые физические усилия, выделяя много тепла. Оно и отводится с помощью КВО, чтобы не допустить перегрева, создать комфортные условия».

Небольшой ручкой на пульте управления (снаружи скафандра, слева, на уровне груди) космонавт сам регулирует тепловой режим: некоторые любят погорячее.

Бывало, работа шла так напряженно, что орбитальный монтажник вспоминал о регулировке поздновато, когда пот уже заливал лицо. В ближайшем будущем такого не случится: «Орлан-МКС» оснащен системой автоматического терморегулирования. Для космонавта задача теперь упрощается: перед тем как покинуть станцию, он установит параметры температурного режима, и система климат-контроля будет сама его поддерживать. В процессе работы в любой момент можно будет изменить параметры.

Еще раньше на «Орланах-МК» был введен в контур управления встроенный компьютер, который взял на себя полный контроль работы всех важнейших систем скафандра. Автоматика перед выходом в космос или во время работы за пределами станции сразу же сообщит даже о небольших отклонениях, не говоря о серьезных неполадках. И даст рекомендации космонавту, что нужно делать в этой ситуации.

В «Орлане-МКС» есть еще одно важное отличие. На пульте управления установлен новый дисплей высокого качества. Он стал больше (с ладонь) и ярче, его информативные возможности намного шире. Прежние дисплеи вызывали нарекания космонавтов: на солнечной стороне изображение «растворялось» на бледном экране. Новые дисплеи устанавливают и на имеющихся в звездном доме скафандрах.

На следующих «Орланах» ожидается и такой сервис: автоматика будет выводить на дисплей подробную схему местоположения космонавта на внешней стороне МКС. Станция сегодня уже велика, космонавту, работающему на ее поверхности в открытом космосе, немудрено в какой-то момент потерять ориентацию. Найти обратную дорогу к входному люку или к другой рабочей площадке поможет новый прибор.

Третья новинка увеличивает срок службы нового скафандра: резиновые оболочки, например штанины, заменены на полиуретановые. В результате эксплуатировать новую экипировку можно будет не четыре года, а пять, причем количество выходов в космос увеличивается с 15 до 20.

«Российские скафандры по многим параметрам превосходят американские», — подчеркнул руководитель «Звезды». Наши легче и быстрее надеваются, а астронавтам США при подготовке к выходу обязательно требуется помощь других членов экипажа. «Орланы» проще и надежнее в эксплуатации. А еще рассчитаны и на низкорослых, и на высоких космонавтов — от 1,65 метра до 1,9. «Если же, допустим, у кого-то рост будет 1,60 метра, то и в этом случае найдем выход — используем специальные супинаторы», — заметил Сергей Поздняков. А еще огромная разница в стоимости. Цена американского скафандра — около 15 млн долларов, а нашего — на порядок меньше.

У «Орланов» — большое будущее. На их базе нетрудно разработать лунные скафандры. Да и на МКС они еще поработают. Первый скафандр нового образца будет отправлен на станцию в начале следующего года. В течение 2014-го все имеющиеся сейчас на станции «Орланы-МК» планируется заменить новыми.

Виталий Головачев


Справка:
С 1977 года было создано 6 моделей скафандров «Орлан». С 1977 по 1984 гг. на орбитальных станциях /ОС/ «Салют-6» и «Салют-7» использовали скафандры «Орлан-Д». С 1985-1988 гг. на «Салют-7» — «Орлан-ДМ». На советской орбитальной станции «Мир» в течение 1988—1997 гг. использовали модель ДМА. Новый, модернизированный скафандр «Орлан-М» использовали на станции «Мир» в 1997—2000 гг. и МКС в 2001—2009 гг. Сегодня российские космонавты используют скафандры "Орлан-МК".

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

  • 0
    Doc Doc
    02.09.1313:44:33
    На СУНе уже был интересный материал про этот скафандр.
    См. https://sdelanounas.ru/blogs/16691/ 
  • 6
    Vasisualiy Vasisualiy
    02.09.1314:52:32
    У «Орланов» — большое будущее. На их базе нетрудно разработать лунные скафандры

    Как раз на базе лунного скафандра "Кречет" и был создан "Орлан".


    Вот он

    Там даже был специальный обруч, который позволял космонавту в случае падения на грунт подняться обратно.
    Посмотрите внимательно, на сколько сложна и огромна конструкция.


    И, я извиняюсь, когда после этого мне показывают A7L.
    Скафандр, в котором на Луну типа прилетел Армстронг

    то......
    Ну в общем вы поняли    
    Отредактировано: Vasisualiy~15:05 02.09.13
    • 4
      Doc Doc
      02.09.1315:21:02
      В оригинале (на "Труде") рассказали страшилку про то, как чуть не захлебнулся в амерском скафандре Лука Пармитано. Я не стал сюда переносить, некорректно это как на меня, радоваться чужим провалам.
      Но, насколько я понимаю, наш скафандр много лучше.
      • 2
        Vasisualiy Vasisualiy
        02.09.1315:25:13
        Но, насколько я понимаю, наш скафандр много лучше.

        Наш скафандр - это по сути мини-корабль со всеми вытекающими.
      • 0
        Samboris Samboris
        02.09.1316:04:59
        Про скафандр итальянца инфа была, а про MADE IN скафандр - нет, (я не услышал). Так что страшилку в сиквестированном виде лучше оставить. А то по началу у меня пали подозрения на "Орлан".    
    • 5
      Doc Doc
      02.09.1315:23:54
      И насчет лунного скафандра. Ничто не стоит на месте. И к лунному скафандру наши подбираются методом последовательных приближений.     И по спирали, как и учил Карел Маркс.    
      • 6
        d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
        02.09.1315:32:20
        Карел был Гот, а Маркс был Карлом    
        • 7
          Doc Doc
          02.09.1315:49:42
          Я и говорю, Карл Маркес    
          Отредактировано: Doc~15:49 02.09.13
    • 0
      Нет аватара Nguyen
      02.09.1318:11:19
      Ну в общем вы поняли

      Да, мы уже давно всё поняли. А вот некоторые продолжают делать вид, что верят в полёты на Луну. Впрочем, это их беда.
    • 2
      Нет аватара airborne
      02.09.1318:25:31
      Я раньше и не задумывался в чем Армстронг "гулял" по Луне. Теперь не осталось никаких сомнений о "пребывании" пендосов на спутнике.
      Отредактировано: airborne~18:26 02.09.13
    • 1
      Нет аватара guest
      02.09.1321:08:18
      Это только внутренняя часть американского лунного скафандра, была еще и наружная оболочка, и вместе с ней он выглядит довольно схоже с нашим.
       http://ru.wikipedia.org/wiki/A7L 
    • 2
      Нет аватара AbrValg
      02.09.1321:47:43
      Американский на фото - это скорее всего лёгкий полётный скафандр типа наших Соколов:
      Отредактировано: AbrValg~21:48 02.09.13
    • 1
      Нет аватара guest
      03.09.1301:05:52


      Армстронг смотрит на тебя как на г... глупца, верящего в глупые сказки.
    • 0
      Нет аватара Cinik
      03.09.1302:25:35
      Ну в общем вы поняли

      Это спасательный скафандр. Такие и у нас есть. В них сидят в корабле, а не выходят наружу. По Луне Армстронг ходил в другом скафандре. Который по понятным на Землю возвращать не стали. А вот в этот Армстронг был одет при приземлении.
    • 0
      bars042 bars042
      03.09.1313:39:34
      Vasisualiy, у Вас на фото американский скафандр, он используется только при взлёте и посадки (спасательный). Для выхода в космос другой скафандр.
      AbrValg и Андрей Фролов уже показали.
      Отредактировано: bars042~13:42 03.09.13
  • 0
    Нет аватара Zor
    02.09.1315:29:09
    А когда у скафандров кираса появилась? Вроде же раньше не было?
    • 2
      Нет аватара mmx
      02.09.1316:52:21
      У "Орланов" всегда была. Просто она обычно закрыта чехлом.
    • 0
      Нет аватара guest
      04.09.1302:01:54
      В лунном «Кречете» и появилась. А «Орлан» изначально был просто адаптацией «Кречета» для работы на орбите, а не на Луне.
  • 0
    KpyTou KpyTou
    02.09.1323:32:54
  • 0
    Нет аватара guest
    03.09.1305:53:29
    Вот это конструкция!!!!
  • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара gaws
    03.09.1310:17:19
    Товарищи, объясните мне темному, пожалуйста:
    как в открытом космосе под воздействием солнечного излучения космонавт может нагреться до +120 градусов я понимаю, но что его, космонавта, может там охладить до -120 градусов, если принять, что космическое пространство, хоть и относительный, но вакуум?
    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      03.09.1310:40:13
      Какова теплопроводность вакуума? А что будет греть в тени солнца от всяких планет?
      • 0
        Нет аватара gaws
        03.09.1311:07:38
        Ну вот какой смысл отвечать вопросом на вопрос? даже двумя?
        Какова теплопроводность вакуума?

        Вы действительно интересуетесь выражением в конкретных цифрах? А тогда о каком конкретно вакууме спрашиваете??
        А что будет греть в тени солнца от всяких планет?

        Лексическое значение каждого слова по отдельности понимаю, а вот смысл вопроса в целом не улавливаю...
        • 0
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          03.09.1311:12:42
          Все просто: на солнышке жарко, а без солнышка холодно. Так же, как и на Земле, но с поправками на теплоемкость и теплопроводность вакуума. Вот и получается, что попав в любую тень температура с сильного плюса падает в сильный минус.
          • 0
            Нет аватара guest
            03.09.1314:22:54
            В тени в космическом пространстве космонавт столкнется скорее с проблемой перегрева в скафандре, так как человеческое тело - офигенная печка само по себе, а охлаждать снаружи нечем - вакуум, однако. Это на Земле мы в атмосферу стравливаем избыточную температуру, плюс, если ветерок - конвекция и испарение. А в скафандре - некуда. А на солнечной стороне, конечно, космонавтам и того хуже.
            • 0
              Нет аватара guest
              09.07.1516:40:56

              Космическое пространство заполнено большим количеством фотонов, так называемым реликтовым излучением, а также большим количеством реликтовых нейтрино, пока не поддающихся обнаружению. Текущая температура этих излучений составляет около 3 К, или −270 °C или −454° по Фаренгейту.

          • 0
            Нет аватара guest
            03.09.1314:26:31
            И еще - у вакуума НЕТ температуры. Вообще.
    • 0
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      03.09.1315:53:03
      Любая материя самопроизвольно остывает простым излучением. Закон термодинамики однако.
      • 0
        Нет аватара gaws
        03.09.1316:20:40
        Дык, с этим-то никто не спорит! Вот что покоробило в тексте поста:
        ни жуткого холода (-120 градусов) на теневой стороне орбиты

        (последнее слово вставлено исходя из контекста)

        Нету в космическом пространстве никакого "жуткого холода"! Любой условный объект в открытом космосе без теплового воздействия излучения звезд остывает методом "простого излучения" собственного тепла до температуры близкой к абсолютному нулю (-273°C), но никак не из-за "жуткого холода", а именно, что из-за собственного излучения. Только происходит это оооооочень медленно, и замерзнуть на орбите у человека столько же шансов, если не меньше, как быть сбитым марсианским паровозом.
        • 0
          Нет аватара guest
          04.09.1302:05:10
          Зависит от светимости на заданной температуре. Голый человек в вакууме остынет до нуля по цельсию за пару часов, я как-то считал. А вот если его одеть просто в костюм-тройку, то этот процесс займёт уже пару суток. ;)
    • 0
      Нет аватара dz
      03.09.1316:45:37
      ...но что его, космонавта, может там охладить до -120 градусов, если принять, что космическое пространство, хоть и относительный, но вакуум?


      Как и любой нагретый предмет - путём излучения тепла в космос. На освещаемой солнцем стороне скафандр (и космонавт, соответственно) и получает энергию извне, и излучает сам, в тени - только излучает. Вакуум вокруг в теплообмене никак не участвует, весь теплообмен - только через сам скафандр. Если ничего не предпринимать, то через определённое время бедняга с одной стороны начнёт покрываться румяной корочкой, а с другой - инеем. Это не наш метод.
    • 0
      Нет аватара guest
      04.09.1302:03:03
      Излучение. Процесс не очень быстрый, но вполне заметный.
      • 0
        Нет аватара gaws
        04.09.1307:55:59
        Да, это понятно и вряд ли есть повод спорить, единственное зачем я начал здесь этот обширный диалог - обратить внимание на то, что в тексте поста упоминается о "жутком холоде" на "теневой стороне орбиты", и что на самом деле никакого холода, ни жуткого, ни прекрасного, в космосе нет.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,