Дань памяти. О храме-памятнике советским военнопленным в Льеже
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
- Проект храма-памятника жертвам Второй Мировой войны, православным военнопленным и лицам, насильственно вывезенным из Восточной Европы, в бельгийском городе Льеж (Серен)
Через Бельгию в минувшем веке прошло несколько «волн» эмиграции
из России. Однако самой печальной страницей в истории русской
эмиграции является судьба военнопленных и перемещённых лиц (DP –
«displaced persons»), насильственно оказавшихся в Бельгийском
Королевстве, особенно в провинции Льеж, в период Второй Мировой
войны. Условия их жизни в тяжёлые годы оккупации и послевоенной
разрухи по мере сил старались облегчить как различные русские,
бельгийские и международные благотворительные организации, так и
церковные структуры: епархии, приходы и отдельные верующие.
Историческая, духовная и нравственная оценка подвига этих людей,
взятых в плен или насильственно вывезенных из страны, особенно
важна сейчас, в преддверии 70-летия победы в Великой
Отечественной войне. По решению русской православной диаспоры
Бельгии, представленной тремя юрисдикциями: Русской Православной
Церкви Московского Патриархата, Русской Зарубежной и
Константинопольской Церквей в память об этом в Льеже будет
построен
Годы войны
В сентябре 1942 года в Бельгию в пригороды Лувена из немецкого
Цайтхайна (Саксония) был переведен лагерь для военнопленных
(«шталаг»)
|
Одним из мест размещения военнопленных и перемещенных лиц был
район Льежа, где они работали на многочисленных шахтах. Еще до
войны в Льеже, около местечка Серен, были построены бараки для
поляков-гастарбайтеров
Условия жизни в таких лагерях и работы в шахтах были тяжёлыми,
рабскими. Один из заключенных лагеря, советский военнопленный,
позже вспоминал: «…При 12-ти часовой работе 375-граммовая пайка
хлеба, да черпак бурды. Спасибо бельгийским шахтерам, украдкой
подкармливавшим пленных. Шахтер Морис Жакке каждый день приносил
<мне> бутерброд, хотя семья его под немецкой оккупацией
жила тяжело…»
Известно, что в районе Льежа окормлял военнопленных русский
священник Валент Роменский. Будучи настоятелем льежского храма
Отец Валент делал все возможное, однако помочь удавалось далеко не всем. Списки заключенных, погибших и умерших за этот период, представляют печальное зрелище. В настоящее время они требуют большой и кропотливой архивной работы. Порой они не содержат никаких дополнительных сведений, не известны причины и обстоятельства смерти заключенных. Так, например, в списке бельгийского МИДа, составленного в 1959 году для советского посольства, место смерти большинства узников указано в общих чертах: «Военный госпиталь в Льеже» или просто «в Льеже».
Судьба перемещенных лиц
По окончании войны во временных лагерях в Германии и Австрии
оставались миллионы перемещённых лиц, в основном, граждан СССР.
Большинство из них постепенно вернулось на Родину, но сотни тысяч
решили остаться
В 1947 году началось расселение этих людей по государствам,
согласившимся их принять. Первой такой страной была Бельгия. В
дополнение к уже проживавшим в Бельгии бывшим военнопленным и
тем, кто был насильно вывезен из России во время войны, с мая
1947 года по 1952 год в страну приехало ещё около 15-ти тысяч
русскоязычных перемещённых лиц
|
Окрестности Льежа стали одним из центров их расселения в Бельгии. Условия жизни в лагерях для перемещенных лиц были разными. Например, один из таких посёлков, находившийся примерно в 7 километрах от центра Льежа, был оборудован в бывших казармах военных лётчиков, и условия проживания там были удовлетворительными. Но работа в шахтах была крайне тяжёлой. Шахтёры всё время «ходили под Богом». Сергей Крикорьян, работавший под землёй в угольном бассейне Монс-Шарлеруа-Льеж, рассказывает, что условия работы были средневековые, опасные, труд – преимущественно ручной, тяжёлый. Слепые лошади тянули вагонетки с углём на глубине около 600 метров. После нескольких лет такой работы у многих начинались заболевания лёгких из-за угольной пыли и сырости.
Шахтёрский же лагерь в Серене, куда после войны приехали новые советские перемещенные лица, не имел даже сносных условий для проживания. Елена Бекиш, будущий муж которой жил в этом лагере и несколько лет работал на местной шахте, рассказывает, что поселок был очень бедный, с дощатыми, покосившимися бараками, которые невозможно было протопить, и в которых было огромное количество клопов. В одном из таких бараков и располагался в лагере православный храм.
С 1947 по 1950 год в этом храме служил протоиерей Иоанн Бекиш.
Вскоре, по причине многочисленности обитателей лагеря, ему в
помощь в Серен был послан священник Матфей Андрущенко. Но и
вдвоем они не справлялись с окормлением все возрастающей паствы.
В мае 1949 года Бельгию посетил митрополит Владимир
(Тиховницкий)
После приезда владыки в Льеже, Серене и ближайших шахтёрских поселках служили уже четыре православных священника и один диакон: протоиереи Валент Роменский, Александр Феохари, Иоанн Бекиш, Матфей Андрущенко и диакон Михаил Милонов. То есть, Льеж в те годы стал одним из активных центров русской церковной жизни в Бельгии.
|
На следующей фотографии запечатлён священник Матфей Андрущенко с группой певчих. Фотография сделана в Серене в 1948-1949 годах. По этой фотографии можно определить, что основную часть перемещенных лиц составляли молодые люди, горожане и жители сельской местности, насильственно вывезенные из Восточной Европы на работы в Третий рейх.
Заключение
На многих шахтах угольного бассейна Льеж-Серен работали русские военнопленные, а позже и оставшиеся в Бельгии бывшие граждане СССР, угнанные на работы в Западную Европу. Поэтому исторически обосновано возвести мемориальный храм около одного из бывших концентрационных лагерей, как дань памяти всем православным, страдавшим или погибшим и здесь, в Серене, и во всей Бельгии. Сооружение такого храма напомнит и о человеколюбии бельгийцев, помогавшим советским военнопленным, а после войны приютившим в своей разорённой стране десятки тысяч людей, не желавших возвращаться в Советский Союз. Таким образом, это будет памятник нравственному подвигу двух народов, не смирившихся перед ужасами нацизма, памятник их взаимной симпатии, гуманизму и христианским чувствам, которые они сохранили в те годы суровых испытаний.
В этом плане выбор города Серен-Льеж не случаен. Там находился лагерь военнопленных, а после войны и лагерь для перемещенных лиц, и при нем ещё в те суровые годы существовал православный храм. К тому же, в настоящее время в этом районе проживает большое количество русскоязычных православных прихожан, которые в 2006 году объединились в общину под юрисдикцией Московского Патриархата. На собранные русской диаспорой средства в Серене был приобретен участок земли для строительства храма, после чего инициативная группа строительного комитета подготовила всю архитектурно-техническую документацию и получила все необходимые разрешения на строительство.
Архитектурные особенности будущего храма
|
Строящийся храм назван в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Эта икона написана в память о событии, произошедшем в Константинополе 4 апреля 450 года. Воин по имени Лев, будущий император Византии, встретил в роще близ Константинополя, недалеко от «Золотых ворот», слепого. В этой роще находился источник, известный своими чудесами. Слепец устал и сбился с дороги. Лев пожалел его, отвёл под сень деревьев, усадил отдохнуть, а сам отправился к источнику, чтобы набрать воды и напоить слепца. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Воин удивился и стал искать воду, но не смог найти. Когда он прекратил поиски, раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». После того, как Лев исполнил все, указанное ему, слепец прозрел и самостоятельно отправился в Константинополь, славя Богоматерь.
Когда в 457 году Лев 1 стал императором, он не забыл о явлении и предсказании Божией Матери, назвавшей его за семь лет до этого царём, приказав очистить источник и построить над ним храм в честь Богородицы, назвав его храмом Богородицы «Живоносный Источник». Позже этот образ стал считаться покровителем всех несчастных и униженных: больных, изгнанников, бездомных, пленных, презренных, немощных.
Цокольный этаж храма представляет собой три арки, означающие главные добродетели христианства: Веру, Надежду и Любовь, посредством которых человек восходит к Царству Небесному. Так же это и образ Святой Троицы, открывающей людям истину о спасении и призывающей людей в сакральное пространство храма.
Следующий уровень отличается большим количеством световых проемов – окон. По замыслу архитектора – это образ Царства Небесного, где нет тьмы, и всё пронизано светом Агнца.
Выше располагается звонница в стиле псковской архитектуры, встроенная в храм. Вокруг звонницы расположена внутренняя галерея храма. Это мемориальное пространство. Здесь по периметру галереи будут установлены специальные плиты, на которых высечены имена всех военнопленных, погибших в лагере в Серене, а так же всех советских солдат, погребённых на многочисленных кладбищах Бельгии. Списки их в настоящее время дорабатываются и пополняются.
Плиты с именами погибших символизируют всех павших в Бельгии наших соотечественников, чьи имена известны и неизвестны. Это дань памяти им от благодарной России.
Пройти на галерею будет возможно только через сам храм и только в определённое время (когда есть богослужения).
Массивный купол над звонницей символизирует Единого Бога – Создателя мира, а над куполом возвышается крест – символ нашего спасения.
Призыв к участию
Традиция постройки храмов-памятников в России восходит к давним
временам. При этих храмах покоились останки полководцев и воинов.
Самым известным таким храмом является
Следует отметить, что за неполные 70 лет, прошедшие после окончания Второй Мировой войны, в Западной Европе не было построено ни одного храма-памятника героически погибшим советским воинам и военнопленным. Хотя мемориалов, посвященных подвигу советского солдата, в странах Европы (особенно в странах, находившихся в зоне влияния СССР) существует немало. Не умаляя их значения, следует сказать, что пришло время воссоздать вековую традицию России ставить в тех местах, где пали ее герои, храмы-памятники. Сейчас такой момент наступил. Мы должны воздвигнуть храм в память о наших павших братьях и отцах, тем самым воздав им сыновний христианский долг так, как это делали наши предки.
Желающие участвовать в строительстве храма-памятника павшим советским воинам и военнопленным в Западной Европе на месте бывшего концентрационного лагеря в бельгийском городе Льеже (Серене) могут перечислить свои пожертвования на счёт в рублях:
Наименование банка: ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» г. МОСКВА
БИК 044525225
к/с 30101810400000000225
Получатель: Недосекин Павел Владимирович
Статус получателя платежа: Резидент РФ
Номер счёта 40817810238065628194
Назначение платежа «храм-памятник»
Пожертвования в евро можно перечислить:
Наименование банка: FINTRO,
Watermael-Boitfort, Bruxelles. Belgique
BIC GEBABEBB
IBAN BE36 1428 5804 8281
Название счёта: Achat et
Reparations Eglise Russe
(«Покупка и перестройка Русской Церкви»)
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
05.09.1322:30:08