стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
80

На БАМе идет подготовка к строительству второго Байкальского тоннеля

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

С недавних пор жители Северобайкальска ощутили прибытие на БАМ мощного строительного подразделения: днём и ночью большегрузный автотранспорт с броской надписью на ветровых стёклах «ТО-12» (ООО «Тоннельный отряд №12 БАМтоннельстрой») доставляет на обосновавшуюся здесь промбазу самые разные грузы.

Строительство нового тоннеля длиной в 6,8 км предполагает основательную подготовку. Сегодня уже положено начало: возводится вахтовый посёлок близ западного портала действующего Байкальского тоннеля – на месте поселка Гранитного (Иркутская обл.), готовится к вводу в эксплуатацию промбаза в Северобайкальске (Бурятия), попутно решаются вопросы электроснабжения, доставки личного состава к месту работ, обеспечения достойных санитарно-бытовых условий вахтовикам.

Бригада проектировщиков ведёт изыскания на горных склонах, пробуривает разведочные скважины с целью выявления зон геотектонических разломов, определения крепости и состава породы.

После детального изучения архивных документов по строительству действующего Байкальского тоннеля и нынешних данных разведки сделан вывод: коллективу ТО-12 предстоит пройти не менее шести разломов. Выявлен также большой водоприток – более 200 кубометров в час. В связи с этой «большой водой» и проектировщики, и тоннелестроители склоняются к выводу: новый тоннель надо будет пробивать с запада, чтобы вода самотёком уходила по уклону и не заливала горно-проходческое оборудование и механизмы. Ведь в противном случае не оберёшься проблем с откачкой.

 

Причём здесь не забыта и экология: вода на выходе будет очищаться от вредных примесей – мазута, машинного масла и прочей грязи. После того как вода пройдёт горнило очистных сооружений, её чистота и химический состав будут соответствовать всем нормативным требованиям, так что хариусу в горных речках ничто не будет угрожать.

Фактор «большой воды» повлиял и на другое решение: помимо основного тоннеля длиной в 6800 метров будет пробита и разведочно-дренажная штольня, ибо действующая может не справиться с пропуском значительного дополнительного объёма воды. В перспективе с этой сервисно-эвакуационной штольней СЭШ эксплуатационникам-железнодорожникам будет легче и проще обслуживать новый тоннель.

Согласно «Предварительному календарному плану работ на 2013–2017 годы», на новый штурм отрогов Байкальского хребта отводится четыре года – за этот период должны быть построены и основной тоннель, и вышеупомянутая СЭШ.

ТО-12 вернулся на круги своя – на заре БАМа, он был создан в Гоуджеките и пробивал первый Байкальский тоннель с востока, а с запада навстречу ему шло ещё одно подразделение «БАМтоннельстроя» – ТО-19.

Красная ракета – сигнал непосредственно к штурму горного склона – взовьётся в северное небо в заданные сроки: сейчас идёт интенсивная подготовка проектно-технической документации, утрясается ещё ряд вопросов относительно базового обоснования, геометрической схемы оси пути в новом тоннеле. А пока само «главное действующее лицо» будущего грандиозного исторического действа – механизированный тоннелепроходческий комплекс, или щит, Lovat RME375SE диаметром в 9,5 м находится, можно сказать, в разобранном состоянии: одна его половина уже доставлена по железной дороге на место, другая ещё только готовится к долгому многотысячекилометровому пути на север – с «олимпийских» югов.

Это очень хорошая, современная и высокопроизводительная машина – шутка ли, планируемая скорость работ более 300 м в месяц! Она состоит из трёх частей: в первой вращающийся ротор с укреплёнными на нём твердосплавными шарошками вгрызается в горную твердь, во второй части щита – гриппере – идёт упор и продвижение машины, а в третьей, так называемой «юбке», производится обделка – сборка кольца из железобетонных сегментов (один такой блок весит около 10 тонн). Всего по периметру тоннеля укрепляется 6 сегментов, затем седьмой идёт замковым. Вот так оно и пойдёт: кольцо за кольцом, до полной и окончательной «закольцовки»…

Помимо очистных сооружений, на строительстве нового Байкальского тоннеля будет применяться и другое новшество – конвейерная откатка скальной породы. То есть вместо былых рычащих и нещадно дымящих соляркой тягачей – МоАЗов в строящемся тоннеле будет работать транспортёр, который тихо и без вреда для здоровья тоннелестроителей будет выдавать на-гора породу. Это позволит вести непрерывную проходку – будут только успевать меняться дневные и ночные смены проходчиков.

В Гранитном решено применить вахтовый метод: в течение месяца будут работать порядка 300 человек из Хабаровска, Красноярска, Хакасии и Северобайкальска. Затем у них будет месяц межвахтового отдыха, после чего, набравшись сил, они вновь сменят подуставших коллег…

В горах, в базовом посёлке, будет всё необходимое для жизни, труда и отдыха, то есть полная инфраструктура, за исключением только школы и детского сада.

Ушли в прошлое дедовские нивелиры и теодолиты. Сегодня участковый маркшейдер с гордостью показывает своё новое импортное «вооружение» – замечательный тахеометр, вобравший в себя все современные достижения научно-технического прогресса, имеющий прямую связь с космосом. Все измерения он производит через спутники gps, и стоит он тоже прилично – более трёх миллионов рублей в пересчёте на наши деньги. Помимо этого чудо-прибора, у маркшейдеров участка имеется даже робот-автомат фирмы «Лейка». Он также способен мгновенно выдавать результаты самых разных измерений.

Так что есть уверенность: отряд особого назначения не промахнётся, точно пойдёт сквозь гранитную толщу по вышеупомянутой геометрической оси, быстро и качественно построит второй подземный коридор под Байкальским хребтом, в котором сегодня так нуждается северный ход Восточно-Сибирской железной дороги.

Для справки:

Необходимо отметить, что с 2013 года начата реализация программы развития восточного  полигона (БАМ и Транссиб) за счет средств федерального бюджета. В октябре 2013 года уже выделено 2,6 млрд рублей на строительство второго Байкальского тоннеля, а также на проектно-изыскательские работы по строительству разъездов на БАМе, сообщила служба корпоративных коммуникаций ВСЖД.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,