стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
42
CosmonautTV 15 ноября 2013, 22:23

Буран: полёт в будущее

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

25 лет назад. 15 ноября 1988-го года с Байконура стартовала сверхтяжелая ракета «Энергия» с кораблем «Буран». Как оказалось, это был первый и последний старт системы «Энергия-Буран». Корабля, опередившего, по мнению специалистов, свое время

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Источник: http://tvroscosmos.ru

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 1
    Нет аватара tisknoi
    16.11.1312:41:20
    Спасибо за ролик. Было очень интересно!
  • 0
    MetalData MetalData
    16.11.1315:45:06
    Ходят упорные слухи по возрождению идеи сверхтяжёлой ракеты. Ничего конкретного не слышно?
    • 0
      CosmonautTV CosmonautTV
      18.11.1308:53:33
      Слышно, над подобным носителем работают.
  • 2
    Нет аватара Vedomir
    16.11.1318:23:04
    Некоторые подробности первого полета и работы уникальной компьютерной системы

    Не обошлось, правда, без курьезного случая. «Буран» приближался к аэродрому несколько правее оси посадочной полосы, все шло к тому, что он будет «рассеивать» остаток энергии на юго-восточном подходе. Так думали специалисты и летчики-испытатели, дежурившие на объединенном командно-диспетчерском пункте. Однако при выходе в ключевую точку с высоты 20 км «Буран» «заложил» маневр, повергший в шок всех находившихся в командном пункте. Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево, и стал заходить на ВПП с северо-восточного направления с креном 45º на правое крыло.



    Антон Степанов, участник описываемых событий:
    "В момент резкой смены курса «Бурана» одна из женщин-операторов наших ЭВМ закричала «Вернись!», — ее лицо надо было видеть — на нем был сразу и страх, и надежда, и переживания за корабль как за родное дитя".
    Г.Е.Лозино-Лозинский:
    "… После того, как «Буран» вышел на орбиту, я своими глазами видел, как в Центре управления полетами «группа товарищей» заранее готовила «Сообщение ТАСС» о том, что из-за таких-то и таких-то неполадок (они изобретались тут же) благополучно завершить этот эксперимент не удалось. Эти люди особенно оживились, когда, уже заходя на посадку, «Буран» вдруг начал неожиданный маневр..."

    Послеполетный анализ показал, что вероятность выбора такой траектории была менее 3%, однако в сложившихся условиях это было самое правильное решение бортовых компьютеров корабля.


    Для управления процессом посадки, помимо наземных средств контроля и управления, использовалась собственная БЦВМ (Бортовая цифровая вычислительная машина) «Бурана» «Бисер-4». Военный заказ определил архитектуру БЦВМ — она была реализована в виде четырех параллельных независимых вычислительных каналов и компаратора, который непрерывно сравнивал результаты на выходе каналов. В случае отклонения результатов какого-либо из каналов от трех остальных, он отключался и БЦВМ продолжала работать в штатном режиме. Таким же образом мог быть отключен еще один поврежденный вычислительный канал, чем достигалось автоматическое резервирование и отказоустойчивость БЦВМ. Вычислительные каналы (или ядра, в современной терминологии) работали на частоте 4 МГц и имели 128 КБайт оперативной памяти и 16 КБайт постоянной программной памяти. Подобная архитектура позволяла БЦВМ управлять процессом посадки «Бурана» даже в условиях ядерной войны (это входило в ТЗ по требованию военных).

    Для программирования процесса посадки был выбран метод конечного приближения. В каждом цикле работы БЦВМ строила прогноз «попадания» корабля в заданную точку в зависимости от его текущего положения, скорости, состояния атмосферы на трассе посадки и множества других параметров, и если результаты прогноза расходились с необходимой для успешной посадки точкой — выдавались команды управления для того, чтобы скорректировать траекторию. Такой цикл повторялся вплоть до выхода корабля на финальную точку этапа посадки.

    Был создан специальный проблемно-ориентированный язык программирования реального времени ПРОЛ2 и система автоматизации программирования и отладки САПО. Язык ПРОЛ2 во многом повторял известный логический язык Пролог, но был построен на базе русских служебных слов. Так же на Прологе была написана операционная система «Пролог-диспетчер», управлявшая работой БЦВМ.

    (источник)
    Отредактировано: Vedomir~18:23 16.11.13
  • 0
    Нет аватара Polar
    17.11.1322:07:06
    Будет ли у нас еще такое чудо, когда нибудь..
    • 1
      krotozer krotozer
      18.11.1302:01:35
      Истребитель 5-го поколения ПАК-ФА (Т-50) в случае утери контроля со стороны пилота сам закладывает курс обратно на авиабазу и садится там. Никто этого прямо не скажет, но и так понятно, что подобным образом он может переместиться на другой аэродром своим ходом. Воевать ему, конечно, самому не позволят. Не рассчитан на это. Разве это чудо не пахнет Бураном?)

      https://www.youtube.com/watch?v=cicmIGQYoOQ - с 06:00 об этом говорится.

      Вот более подробно о самом истребителе: https://www.youtube.com/watch?v=_va-bpu3Fls.

      Вообще, этот автомат сам распознаёт цели, рассчитывает заходы на позицию пуска ракет или сброса бомбы заранее, а пилоту предлагает всего лишь отдать приказ, кого атаковать. Это имеет много общего с процессом посадки. Так же компьютер САМ корректирует многие ошибки пилотажа на ходу.

      В общем, если надо, у нас на аэродром сядет вообще ВСЁ, что взлетело со стартового стола космодрома! http://buran.ru/htm/41-3.htm Ничто не забыто. Оно ждёт своего часа.
      Отредактировано: krotozer~03:00 18.11.13
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,