стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
26
AleksM 24 января 2014, 23:04

Более 30 лет назад состоялся первый полет крупнейшего в мире сверхзвукового самолета Ту-160

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Более трех десятилетий назад на подмосковном аэродроме Раменское состоялся первый полет самого большого в истории военной авиации сверхзвукового самолета Ту-160. Американцы новый русский бомбардировщик назвали Blakjack или «Черный Джек». Среди наших же пилотов он получил лирическое прозвище «Белый лебедь». 

Считается, что разработка нового советского бомбардировщика стала ответом на американский стратегический бомбардировщик B-1. Практически по всем характеристикам Ту-160 существенно опередил своего основного конкурента. Скорость «лебедей» выше в 1,5 раза, настолько же больше боевой радиус и максимальная дальность полета, а двигатели мощнее почти вдвое.

Задание на разработку будущего стратегического бомбардировщика Совет министров СССР сформулировал в 1967 году. Первоначально к работе привлекли ОКБ Сухого и Мясищева.

Уже в 1972 году конструкторские бюро представили свои проекты – «изделие 200» и М-18. Госкомиссия приняла к рассмотрению также внеконкурсный проект ОКБ Туполева. Проект М-18 от ОКБ Мясищева понравился членам конкурсной комиссии больше всего. Он отвечал заявленным требованиям ВВС. Самолет по своей универсальности мог применяться для решения разного рода задач, имел широкий диапазон скоростей и большую дальность полета. Однако, учитывая опыт ОКБ Туполева по созданию таких сложных сверхзвуковых самолетов как Ту-22М и Ту-144, разработку стратегического самолета-носителя поручили «туполевцам».

Разработчики ОКБ Туполева отказались от документации по имеющимся проектам и стали самостоятельно продолжать работу по формированию облика нового ударного самолета.

Всего работами по Ту-160 в СССР занималось около 800 предприятий и организаций различного профиля. Серийное производство самолета было организовано на казанском КАПО имени Горбунова, где они производятся и поныне. И, несмотря на то, что в 1992 году было объявлено о свертывании производства бомбардировщиков, в начале 2000-х работы возобновились.

Ту-160 стал первым отечественным серийным тяжелым самолетом, на котором применена электродистанционная система управления. В результате возросла дальность полета, улучшилась управляемость, снизились нагрузки на экипаж в сложных ситуациях.

Прицельно-навигационный комплекс бомбардировщика включает в себя РЛС переднего обзора и оптико-телевизионный прицел ОПБ-15Т. Бортовой комплекс обороны «Байкал» имеет средства радиотехнического и инфракрасного обнаружения угрозы, системы радиопротиводействия и отстреливаемые патроны-ловушки.

Изначально самолет планировался исключительно как ракетоносец – носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями. В дальнейшем предусматривалась модернизация и расширение номенклатуры возимых боеприпасов.

Сегодня самолет может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40 тонн) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением. В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счет высокоточных крылатых ракет нового поколения Х-555 и Х-101, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей.

При разработке самолета была улучшена эргономика рабочих мест, сокращено количество приборов и индикаторов, в сравнении с Ту-22М3. Для управления самолета установлены не штурвалы, как принято на тяжелых машинах, а ручки.

Система управления двигателем и расходом топлива, центровкой, а также сервисная система, от которой в кризисных ситуациях экипаж может получить подсказку о наиболее оптимальных действиях для Ту-160 были разработаны ОАО «Авиационная электроника и коммуникационные системы» («АВЭКС»), входящем сегодня в КРЭТ.

На самолете установлены четыре двигателя НК-32, разработанные на ОАО «Кузнецов», входящем сегодня в холдинг Ростеха – Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). Конструктивно НК-32 — трехвальный двухконтурный двигатель, со смешением потоков на выходе и общей форсажной камерой с регулируемым соплом.

В следующем году «Кузнецов» планирует передать министерству обороны первый двигатель НК-32, выпущенный уже на новом производственном оборудовании с использованием новых технологий.

Но все же главная особенность конструкции бомбардировщика – изменяемая стреловидность крыла. Это конструктивное решение применено и в американском аналоге – В-1. Крылья «Белого лебедя» могут менять стреловидность от 20 до 65 градусов.


Источник: Info-Step

Такое решение имеет ряд преимуществ. Во время выполнения взлета и посадки крылья самолета разведены в стороны, их стреловидность минимальна.  Это позволяет добиться минимальных значений взлетной и посадочной скорости. При всей своей массе, самолет не требует чересчур протяженных взлетно-посадочных полос, ему достаточно всего 2,2 км на взлет и 1,8 км на посадку.

С другой же стороны, увеличение стреловидности, когда крылья прижаты к фюзеляжу во время полета, снижает аэродинамическое сопротивление и позволяет достичь максимальной сверхзвуковой скорости. К примеру, если расстояние в 8000 км гражданский авиалайнер преодолевает в среднем за 11 часов, то Ту-160 способен долететь за 4 часа и без дозаправки. Таким образом, Ту-160 можно считать «многорежимным» бомбардировщиком, то есть, способным к до- и сверхзвуковому полету.

Высокие летные характеристики самолета подтверждены рядом мировых рекордов. Всего на Ту-160 установлено 44 мировых рекорда скорости и высоты полета. В частности, полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с полезной нагрузкой 30 тонн был выполнен со средней скоростью 1720 км/ч. Один из последних установленных – рекорд полета на максимальную дальность. Продолжительность полета составила 24 часа 24 минуты, при этом его дальность составила 18 тысяч км.

В настоящее время на вооружении ВВС России состоят 16 Ту-160. Каждый из самолетов имеет свое имя: «Илья Муромец», «Иван Ярыгин», «Василий Решетников», «Михаил Громов» и другие.

Согласно планам ВВС, стратегические бомбардировщики будут модернизированы. Сейчас идут окончательные фазы испытаний, завершаются опытно-конструкторские работы. По прогнозам модернизация должна завершиться в 2019 году.

По словам командующего дальней авиацией России Игоря Хворова, модернизированные самолеты смогут помимо крылатых ракет поражать цели с помощью авиабомб, получат возможность использовать связь через космические спутники и будут обладать улучшенными характеристиками прицельного ведения огня. Полной модернизации также подвергнется радиоэлектронное и авиационное оборудование.

 

ДОПОЛНЕНИЕ:

Авиабаза в Энгельсе признана лучшим соединением ВВС России

Авиабазе вручен переходящий вымпел главнокомандующего Военно-воздушными силами «Лучшему соединению ВВС за воинскую доблесть и боевую выучку» по итогам боевой подготовки за 2013 год. Вручал вымпел командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Анатолий Жихарев.

В 2013 году личный состав авиабазы участвовал в различных учениях под руководством Верховного Главнокомандующего ВС РФ, министра обороны РФ, главнокомандующего ВВС. Экипажи около 10 раз привлекались к выполнению полетов по плану воздушного патрулирования в зонах национальных интересов России, в том числе в Венесуэлу и впервые в Никарагуа. За прошедший год экипажами соединения выполнено свыше 15 практических пусков авиационных крылатых ракет.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 1
    iluminatus iluminatus
    25.01.1400:30:57
    Отличный обзор. Спасибо и "+" вам.    
  • 1
    Нет аватара guest
    25.01.1400:52:11
    Я где-то читал, что достаточно 3-4 таких птичек, чтоб Китай даже не дергался.
    • 0
      El_Comandante El_Comandante
      25.01.1423:30:01
      Причем тут китай?
      • 0
        Нет аватара guest
        26.01.1417:01:15
        Ну как бы просто для сравнения. Для тех же США одних самолетов мало.
  • 1
    Гвардеец Гвардеец
    25.01.1401:37:36
    """\+/"""
  • 1
    A_SEVER A_SEVER
    25.01.1413:15:53
    "+"    
  • 2
    user78 user78
    25.01.1415:11:59
    +!    

    Один из самых красивых и мощных самолётов всех времён и народов.    





















    Отредактировано: user78~15:15 25.01.14
  • 1
    user78 user78
    25.01.1415:22:43


    Отредактировано: user78~15:23 25.01.14
  • Комментарий удален
  • 1
    Нет аватара Nizhegorodec
    04.02.1414:37:11
    отличная статья!
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,