79

Корабельный ренессанс России

Впервые Объединенная судостроительная корпорация закончила год с прибылью

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) закончила 2013 год с прибылью более 1,2 миллиарда рублей. А в этом году планирует получить прибыль уже около 6 миллиардов рублей.

Положительные изменения в судостроительной отрасли начались в прошлом году: Военно-морской флот получил новые атомные подводные лодки и корветы, успешно выполнялись экспортные контракты, началось строительство атомных ледоколов нового поколения. Эксперты связывают это с тем, что первые лица страны уделили особое внимание судостроительной отрасли. Достаточно сказать, что глава государства в прошлом году провел два совещания (в мае в Сочи и в августе во Владивостоке), посвященные развитию судостроения как военного, так и гражданского. Более того, президент поручил кураторство над оборонно-промышленным комплексом вице-премьеру правительства России Дмитрию Рогозину. Положительные изменения в отрасли это и результат непосредственного участия вице-премьера в процессе ее восстановления.

 Под его руководством удалось окончательно вернуть в прежние графики программы развития подводного и надводного флотов в рамках программы вооружения. Как было отмечено в конце прошлого года в ходе одного из правительственных часов в Госдуме, государство пока не может отказаться от управления судостроением в ручном режиме.

- Проблема в том, что в России принята очень амбициозная программа военного кораблестроения, - сказал Дмитрий Рогозин. - У нас "Севмаш" сегодня просто перегружен работой. Не хватает производственных мощностей, чтобы реализовать все задуманное. Поэтому говорить о том, что мы можем отпустить данную ситуацию с ручного режима, я не могу.

Специалистам не надо пояснять, что означает фраза "Севмаш" перегружен: на этом заводе выпускают новейшие атомные подводные лодки. В прошлом году Военно-морской флот России получил первые серийные атомные подводные лодки проекта 955 "Борей" ("Юрий Долгорукий" и "Александр Невский"). Кроме того, 30 декабря Севмаш сдал в опытную эксплуатацию "Северодвинск" - головную из восьми многоцелевых АПЛ проекта 885М "Ясень".

"Бореи" - первая постсоветская серия подводных ракетных крейсеров, которые должны составить костяк подводного флота стратегического назначения, придя на смену АПЛ проектов "Акула", "Кальмар" и "Дельфин" ("Тайфун", "Дельта-3" и "Дельта-4" по классификации НАТО). Всего до 2020 года планируется построить восемь "Бореев". Третья подлодка этой серии "Владимир Мономах" готовится к заводским приемным испытаниям.

Многоцелевые атомные подводные лодки серии "Ясень" относятся к четвертому поколению АПЛ этого типа и обладают оригинальной архитектурой. Это касается и внешнего корпуса корабля, и его внутренней компоновки. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. За счет того, что передняя часть корабля стала "аккустически чистой", существенно увеличился поисковый потенциал гидроакустического комплекса, обеспечивая важнейшее для кораблей такого класса превосходство в дуэльной ситуации: "Ясень" должен "услышать" корабли противника раньше, чем будет обнаружен сам. По словам специалистов, подобных лодок в мире нет, они имеют четыре типа вооружения, могут стрелять с любой глубины. Ряд западных СМИ уже окрестили подлодку "зверем из глубины" и признали Россию мировым лидером в подводном флоте. А вообще строить атомные подводные ракетоносцы с новейшим вооружением способны только две страны в мире: Россия и США.

В рамках программы перевооружения Вооруженных сил России, рассчитанной до 2020 года, активно строятся и надводные корабли. В прошлом году "Северная верфь" передала Военно-морскому флоту корвет "Бойкий" проекта 20380. А в Финском заливе уже проходят испытания кораблей проекта "Стойкий" этой серии. Корветы данного проекта являются многоцелевыми боевыми надводными кораблями для действий в ближней морской зоне государства. Они могут вести борьбу с надводными кораблями и подводными лодками противника, поддерживать ракетно-артиллерийским огнем морской десант.

В прошлом году успешно выполнялись и экспортные контракты: индийскому флоту был передан авианосец "Викрамадитья" (бывший авианесущий крейсер "Адмирал Горшков", прошедший модернизацию на "Севмаше"). Также Индия получила последний, предусмотренный контрактом, корабль проекта 11356: многоцелевой фрегат для дальней морской зоны. А ВМС Вьетнама приняли на вооружение первую дизель-электрическую подводную лодку "Ханой" проекта 06361 "Варшавянка", построенную на "Адмиралтейских верфях". Подводные лодки данного проекта считаются самыми малошумными из отечественных кораблей. В общей сложности Вьетнам должен получить шесть подлодок проекта. В середине января судостроительное предприятие передало Вьетнаму уже вторую из заказанных подлодок, а до конца текущего года планирует поставить третью.

В интересах российского военно-морского флота в этом году также намечена большая программа по строительству надводных кораблей и подводных лодок - как атомных, так и дизельных. Важным событием 2013 года для Объединенной судостроительной корпорации стало принятие стратегии своего развития на период до 2030 года. Как сообщил в августе прошлого года на совещании у главы государства президент ОСК Владимир Шмаков, стратегия задает основные векторы развития корпорации, определяет перспективы как военного кораблестроения, так и гражданского судостроения, переход на дивизиональную структуру управления и развития инжиниринга (от территориального принципа управления на продуктовый принцип).

По словам экспертов, многие проблемы судостроительной отрасли связаны с тем, что после распада Советского Союза был провал: государство более 20 лет не выделяло денег на судостроение. Лишь 2-3 года назад началось серьезное финансирование отрасли, деньги выделяются и на строительство, и на ремонт кораблей. Однако многие накопившиеся проблемы в одночасье не решить. По большому счету, работа по возрождению отрасли только начинается.

"Сейчас корпорацией подводятся итоги проведенного финансового и корпоративного аудита деятельности холдинга, - рассказывал на совещании у президента Владимир Шмаков. - На основе предварительных результатов этой работы сформулированы ключевые направления стратегии. Они учитывают новые вызовы, ставшие перед нашими корабелами. Это резкое увеличение объема государственного оборонного заказа, быстрый рост темпов развития нефтегазового сектора в связи с началом практического освоения шельфовых участков и активизация судоходства по Северному морскому пути". ОСК совместно с министерством обороны проведен аудит всех контрактов, подписанных судостроителями с военным ведомством при прежнем руководстве (о просчетах, допущенных в то время, уже немало говорилось). По словам руководителей корпорации, работа по ревизии всех контрактов потребует еще несколько месяцев, но главное, что судостроителям удалось найти общий язык с нынешним руководством военного ведомства. Сейчас идет поиск того ценового диапазона, который устроит все стороны.

Как сообщили в ОСК, сейчас корпорация вместе с минобороны работает над пилотными проектами по единому жизненному циклу кораблей: судостроители будут сопровождать корабль от момента проектирования до его утилизации. Ведь, по словам экспертов, затраты на эксплуатацию корабля в течение жизненного цикла могут в два раза превышать стоимость строительства, и от этого никак не уйти. Каждые 10 лет надо проводить полную модернизацию корабля, она обходится порядка 60 процентов стоимости корабля. Плюс еще плановые ремонты. А для них нужна современная инфраструктура, которую необходимо создавать практически заново.

Совершенствование системы организации и проведения плановой системы ремонта боевых кораблей и подводных лодок - одно из основных направлений работы. В настоящее время совместно с минобороны идет работа над воссозданием этой системы.

Но главное, как считают в ОСК, российские судостроители за трудные для отрасли годы не потеряли своей компетенции. Именно поэтому сейчас не все так плохо, как порой пытаются представить некоторые скептики. И даже есть чем гордиться. Например, фрегаты, которые заказывает Индия, имеют коэффициент оперативного напряжения 280 суток. Где еще можно встретить корабли, которые так долго ходят? По мнению экспертов, удалось сохранить потенциал конструкторских бюро - и это чрезвычайно важно. Между прочим, зарплата в них выше, чем даже в коммерческих организациях, - это достижение. Например, в Санкт-Петербурге молодые инженеры буквально в очереди стоят, чтобы устроиться в ЦКБ "Рубин", где специалисты получают больше, чем в среднем по городу.

Чем может грозить потеря компетенции, можно увидеть на примере других стран. Во Франции на какое-то время приостановили проектирование авианосцев, а затем после долгого перерыва взялись за строительство авианосца "Шарль де Голль". Первые же испытания выявили массу дефектов. В результате продолжительность строительства составила 11 лет, а стоимость возросла на 20 процентов. Когда же авианосец попытался выйти в первое дальнее плавание, у него от сильной вибрации отломился конец лопасти левого винта, и кораблю пришлось возвращаться в порт приписки. В Англии также после долгого перерыва приступили к постройке трех авианосцев. Эксперты уже сейчас прогнозируют массу проблем из-за потери компетенций. У нас же опыт модернизации "Викрамадитья" показывает, что России подобные задачи по силам.

Немало внимания у нас уделяется и строительству гражданских кораблей. Например, в августе прошлого года было подписано постановление правительства о строительстве двух атомных ледоколов нового поколения ЛК-60Я для обеспечения провода судов по Северному морскому пути. Головной ледокол серии был заложен на Балтийском заводе в ноябре прошлого года.

- Необходимо уже сейчас разворачивать новый потенциал гражданского судостроения, - считает Дмитрий Рогозин, - создавать новые платформы, суда, морскую технику для арктического шельфа и иных крупных проектов, в коих заинтересованы наши крупнейшие и частные, и с государственным участием нефтегазодобывающие компании. Все это должно быть связано с оптимизацией развертывания производственного потенциала, чтобы после 2020 года мы не оказались в ситуации, когда построили огромное количество судоверфей, а занять их нечем.

Вице-премьер отметил, что гражданское судостроение крайне важно для баланса распределения нагрузки на производственный потенциал ОСК, чтобы не зависеть полностью от оборонных заказов.

В целом перед российским судостроением стоит масштабная задача: войти в число ведущих стран по строительству судов гражданского назначения. Исходя из этого, в стратегии ОСК в качестве важнейших задач определены: обеспечение мирового уровня качества и сроков создания морской и речной техники; достижение объемов производства на уровне первой двадцатки крупнейших судостроительных компаний; закрепление объединенной судостроительной корпорации на мировом рынке высокотехнологичной морской техники.

В руководстве ОСК осознают, что достижение столь амбициозных целей невозможно без оптимизации структуры управления корпорацией, усиления вертикальных и горизонтальных кооперационных связей, внедрения современных и высокоэффективных форм менеджмента, оптимизации производственной структуры и избавления от непрофильных активов, проведения последовательной кадровой политики.

На совещании в Сочи 21 мая 2013 года президент ОСК Владимир Шмаков заявил: "Все задачи, стоящие перед Объединенной строительной корпорацией, реалистичны и реализуемы. Уверен, что опыт и наработанная компетенция команды смогут помочь достигнуть целей, стоящих перед Объединенной судостроительной корпорацией".  

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 3
    A_SEVER
    28.01.1409:38:07
    Положительные изменения в судостроительной отрасли начались в прошлом году: Военно-морской флот получил новые атомные подводные лодки и корветы
    Почему корветы во множественном числе?
    удалось окончательно вернуть в прежние графики программы развития подводного и надводного флотов
    Корабли проектов 20380, 11356, 11711, 22010 и 22350 строятся с задержкой - какой на хрен прежний график?
    • 2
      Attrakcion
      28.01.1409:43:34
      Почему корветы во множественном
      числе?


      Корабли проектов 20380, 11356, 11711, 22010 и 22350
      строятся с задержкой - какой на хрен прежний график?


      Видимо так считает автор статьи Артём Лукрин. Ну, во всяком случае, в "Российской газете" так опубликовано...
      • 2
        Roman Grishanov
        28.01.1419:46:42
        Ренессанс - это во Франции. У нас должно было быть Возрождение.
    • 4
      d-tatarinov.livejournal.com
      28.01.1410:12:23
      какой на хрен прежний график?

      Андрей, понятно, что сдвигов сроков в прошлом уже не изменить. Машину времени почему-то еще не изобрели. Но можно избежать сдвигов сроков в настоящем и будущем. ИМХО именно про это и идет речь. Как оно будет - увидим. По крайней мере на ходовые корабли стали выходить уже с пухой    
      • 0
        A_SEVER
        28.01.1410:20:45
        сдвигов сроков в прошлом уже не изменить
        Статья подводит итоги 2013 года. В прошлом году перенос сроков был? Был!
        Ну и зачем писать что всё по графику?
        Как оно будет - увидим
        Согласен.
    • 0
      sanila84
      28.01.1418:13:56
      как судостроитель )) скажу: - выбился из графика и начал отставать, значит нужен новый график!!!
      Видимо так и поступили!
      Отредактировано: sanila84~20:41 28.01.14
      • 0
        vadikgg.livejournal.com
        28.01.1418:40:07
        ууу... Про ЛК-25 лучше промолчать )
        нет повести печальнее на свете....
      • 0
        A_SEVER
        28.01.1418:43:51
        выбился из графика и начал отставать, значит нужен новый график!

        Я Вас прекрасно понимаю!    
        Но в том-то и дело, что речь в посте идёт о старом графике...
        Сказано было бы про новый - я бы понял!
        почему то молчат про ЛК-25
        А что именно должны писать?
    • 0
      Нет аватара
      29.01.1400:42:51
      Уважаемый Север, ну не ругайтесь уж Вы так очень. Я вот отношусь к переносу сроков спокойно, хотя эти передвижки никому и не нравятся. Просто я с советских времен привык, что вовремя и за те деньги, которые планировались, практически редко что сдавалось. Очень надеюсь, что производственники ну уж не то, чтобы начнут укладываться в планируемые сроки, но хотя бы будут работать в оптимальном режиме с учетом всех производственных сложностей, связанных с недостатком кадров, модернизацией станочного парка, доведения вооружения до ума и т.д. А пока, конечно, очень часто бывает вот так:    
  • -8
    Нет аватара
    28.01.1417:24:18
    ну и че где фрегат ГОРШКОВ сказал етот черт клянусь в первых числах поставим пушку и сразу выдем в море на испвтания!!!! так вот пушки нет и ничего нет!!! обманули снова!!!!
    • 0
      A_SEVER
      28.01.1418:44:40
      где фрегат ГОРШКОВ
      Где был - там и есть.
      • 1
        Нет аватара
        28.01.1420:30:09
        ВОТ ИМЕНО ГДЕ БЫЛ ТАМ И ЕСТЬ! А ДОЛЖЕН ДАВНО В МОРЕ БЫТЬ!?????????
        • 1
          A_SEVER
          29.01.1411:08:15
          А ДОЛЖЕН ДАВНО В МОРЕ БЫТЬ!
          В 1980 году вообще должен был быть коммунизм, а была Олимпиада!    
  • 3
    Нет аватара
    28.01.1418:04:07
    В ЛЮБОМ СЛОЖНОМ ДЕЛЕ ЕСТЬ СВОИ ПРОБЛЕМЫ. НЕ НАДО ВОПИТЬ КАК ЕСЛИ ВАМ ДЕД МОРОЗ ИГРУШКИ НЕ ВОВРЕМЯ ДОСТАВИЛ!
  • 0
    OREN
    28.01.1418:24:15
  • 0
    Нет аватара
    28.01.1419:21:58
    стати была информация что задержки с 11356 были связаны с доработкой проекта,
    за достоверность не ручаюсь.
    • 0
      A_SEVER
      29.01.1400:52:15
      задержки с 11356 были связаны с доработкой проекта
      Проект действительно откорректирован в соответствии с требованиями ВМФ, но это было сделано ещё до закладки.
    • -1
      Нет аватара
      29.01.1410:30:17
      мы ща говарим про 22350 ! 11356 тоже также лет 10 будут строить! бля сталина нет бля тогда бы сразу зашевилились!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
      • 1
        A_SEVER
        29.01.1411:20:33
        бля сталина нет
        При каком % технической готовности при Сталине была прекращена постройка линкоров «Советская Россия» и «Советская Белоруссия», сколько % имел головной «Советский Союз» через 3 года после закладки?
        Почему не были достроены «Петропавловск» (тяжёлый крейсер) и «Аврора» (лёгкий крейсер, бывший «Адмирал Бутаков»)?
        Почему так и не был реализован проект перестройки линкора «Фрунзе» в линейный крейсер?
        Почему проект 7У называли "ухудшенный"?
        P.S. Просьба выбирать выражения - нас могут дети читать! (+18)
        • 0
          Нет аватара
          29.01.1420:13:36
          а ты не курсе что война на носу была и делали танки и пушки! и автоматы ! правильно сталин прекратил их строительство! важнее было танки пушки и стрелковое оружие!!!!!!!!!!!!
          • 1
            A_SEVER
            29.01.1420:20:43
            ты не курсе что война на носу была и делали танки и пушки!
            Которые потом были потеряны в Западных округах? Да, в курсе.
            правильно сталин прекратил их строительство!
            Всё дело в том, что возможности судостроительной промышленности не позволяли реализовать принятую программу кораблестроения в полном объёме и в срок.
  • 0
    Yastrebok
    28.01.1419:55:44
    Говорят, что Адмирал Григорович спустят в конце февраля.
  • 0
    Нет аватара
    28.01.1421:04:48
    да тоже слышал, как думаете РБУ уберут? честно думаю что это пустая трата денег,
    уже моральна устаревшая РБУ ненужна.
    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com
      28.01.1421:13:09
      Пока есть не только ракето-торпеды, но и обычные торпеды она вполне имеет право на жисть. С другой стороны самой установке в общем-то по барабану чего пыплюнуть, а следовательно номенклатура боеприпасов может быть расширена    
    • 0
      Нет аватара
      29.01.1406:25:02
      Основным противником черноморских фрегатов будет ВМС Турции, в т.ч. дизельные подлодки пр. 209. Мне кажется - против них РБУ достаточно действенное оружие.
      Главное - обнаружить подлодку, а потопить ее можно разными способами.
      Отредактировано: borman~06:25 29.01.14
  • 0
    bigpotap
    28.01.1422:29:13
    Во Франции на какое-то время приостановили проектирование авианосцев, а затем после долгого перерыва взялись за строительство авианосца "Шарль де Голль".

    Есть интересная статья на эту тему Корабль-катастрофа
    • 0
      Нет аватара
      28.01.1423:45:27
      это пять
    • 0
      Нет аватара
      29.01.1406:35:28
      Похожая история случилась с нашими крейсерами пр 1144 и разведывательным кораблем "Урал". Можно вспомнить ракетные крейсера типа "Вирджиния" - были списаны, не отслужив и 20 лет.
      Чрезмерная дороговизна - общий недостаток всех боевых атомных надводных кораблей.
  • 0
    Нет аватара
    29.01.1409:28:30
    Зарплаты в Рубине действительно хорошие. 70 тысяч рублей + премии.

    К сожалению на многих оборонных предприятиях конструкторам все еще платят 30-40 тысяч, но 70 тысяч уже вполне пристойно по меркам Питера.

    Хорошо бы конечно там довести зарплаты до 100+, как платят опытным инженерам-программистам например в частных компаниях.

    Все-таки разработка новых атомных подводных лодок и авиадвигателей крайне важное и ответственное дело.
    Отредактировано: Vedomir~09:30 29.01.14
    • 0
      Нет аватара
      14.11.1422:47:33

      Престиж инженера! Пишите о них больше!Где новые Гранины!

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,