MAX
Подпишись
стань автором. присоединяйся к сообществу!
Есть метка на карте 17 августа 14
47

Детектор лжи для дорожников «КОНДОР»

Специалисты Росатома изобрели прибор, который способен провести ревизию состояния автотрасс России. Далекие от атомных технологий кубанцы на днях могли увидеть его в действии на наших дорогах.

Атомные технологии постепенно находят себя во все новых и новых сферах жизни. Это уже не только электричество в наших домах. Кстати, часть электроэнергии регион получает с Ростовской АЭС. Мирный атом используется в медицине при диагностике и лечении онкологических заболеваний, при создании систем безопасности и освоении Арктики. А теперь еще и при контроле качества дорожного строительства c помощью специальной установки, которая называется «Кондор». Специальный автопробег с «атомным Кондором» стартовал во Владивостоке, прошел через всю страну, а завершил свое путешествие в Севастополе.

РЕНТГЕН НА ВНЕДОРОЖНИКЕ

Отчасти прибор можно сравнить с хищным пернатым обитателем Южной Америки, который долго высматривает свою жертву, паря в небе. Уникальная разработка российских атомщиков, как и птица, досконально сканирует местность под собой. «Кондор» — это прибор, который вмонтирован в кузов внедорожника, на котором и изображена эта птица. Сразу оговоримся — установка безопасна для окружающих. Машина оборудована рентгеновским плотномером и георадаром с различными антенными блоками. Кроме этого, авто вооружили еще и датчиками расстояния, перемещения и системой обработки данных. Так что техника сканирует каждый метр асфальта под собой, а потом выдает результат в режиме онлайн на ноутбуки специалистов.

Для Краснодарского края, который стоит на втором месте по количеству жертв в ДТП, качество дорог уже можно назвать жизненно важной необходимостью. Хотя большинство аварий происходит не из-за плохого асфальта, контролировать качество дорожного полотна необходимо в первую очередь. Тем более в регионе, куда летом едут отдыхающие со всей страны.

На Кубани для первого тест драйва выбрали трассу Краснодар — Ейск, а затем специалисты отправились в Сочи, Крымск, а потом через Керченскую переправу поехали в Севастополь.

— Этот прибор способен обнаружить зоны разуплотнения асфальта, где в будущем покрытие станет разрушаться, — говорит научный сотрудник Госкорпорации «Росатом» Иван Зайцев. — Можно измерить и толщину слоев. Это позволит установить равномерность нанесения покрытия, выявить пустоты и соблюдение технологий. Это позволяет не только прогнозировать разрушение и изнашивание дороги, но может выявить и нечистоплотность строителей и ремонтников. «Кондор» сканирует буквально каждый метр полотна, по ширине корпуса автомобиля. Установка работает без перерыва восемь часов.

ВЫХОДИТ НА РАБОТУ И В ПЛЮС 40

Если раньше, чтобы определить качество асфальта, дорожникам приходилось сверлить и вырубать керны, а затем отвозить их в лабораторию на анализ, то теперь достаточно запустить «Кондор», завести внедорожник и ехать по дороге не более 60 километров в час.

— Мы проехали более 25 городов, — продолжает Иван Зайцев. — Среди них Улан-Удэ, Красноярск, Пятигорск, Томск, Хабаровск, Екатеринбург и многие другие. Наш маршрут был заложен заранее. Мы ведем объективный контроль только по тем участкам, которые измерили. Но предварительно обо всем договариваемся с местными властями. Выяснилось, что не самые лучшие дороги в Самаре, Омске, Биробиджане. А вот лидером признали трассы Хабаровск — Чита и Тюмень — Казань. Всю информацию мы отправляем в Росатом в Москву, а потом, после обработки данных, итоги исследования через 3 — 4 дня поступают тем, кто отвечает за ту или иную дорогу. Эксперты не делают никаких выводов, высылают только информацию о состоянии асфальта — все в цифрах и с графиками.

Специалисты при сканировании учитывают сначала проектную документацию дороги. Ведь практически у каждого участка она разнится. Все эти нормативы вносятся в компьютер, а уже на основании цифр становится ясно, в каком месте дорожники ошиблись. Преднамеренно или нет, это уже вопрос властей-заказчиков.

— Мы отталкиваемся от ГОСТа, — рассказывает Иван Зайцев. - Плотность и коэффициент плотности асфальта, а вот толщину слоев берем из документов проекта. Работать «Кондор» может при температуре от -30 до +40 градусов тепла. Измерения лучше проводить в сухую погоду или в небольшой дождь. В ливень или снегопад параметры дороги могут меняться из-за увлажнения асфальта, поэтому объективно и точно просканировать трассу лучше в день без осадков.

Рентгеновский плотномер не опасен для окружающей среды, а излучение расходится всего на один метр вокруг. Зато «Кондор» способен обнаружить даже невидимые глазом недостатки. А если быть точнее, то он в состоянии определять толщину слоев дорожного полотна, находить зоны увлажнения, промоины и пустоты, инородные предметы и контролировать шероховатость покрытия. А самое главное - аналогов «Кондора» в мире нет.

Как полагают эксперты, благодаря «Кондору» удастся сэкономить триллионы рублей на ремонт и содержание дорог, а также выяснить, обманул ли подрядчик при строительстве. Стоит один прибор от 5 до 7 миллионов рублей. Всего в России их пока два. Один находится в Москве, а второй с июня бороздит просторы страны. Прибор сертифицирован, сейчас проводятся лишь демонстрационные замеры. А уже в этом году в Росатоме планируют изготовить еще несколько приборов по заказу региональных администраций.

Разработчик и производитель ОАО «НИИТФА»

ТТХ

Установка «Кондор» на базе пикапа

— Диапазон контролируемой плотности — от 1000 до 3000 кг/куб. м

— Основная погрешность измерения — не более 50 кг/куб. м

— Максимальная глубина зондирования — 3,5 м

— Диапазон работы — от -30 до +40 градусов

— Скорость перемещения — не более 60 км/час

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в наш Телеграм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Источник: www.rosatom.ru

Комментарии 0

Для комментирования необходимо войти на сайт

  • 2
    Нет аватара guest17.08.14 15:49:45

    О, а я эту машину видел где-то с месяц-полтора назад, она и еще пара внедорожников стояли около технопарка в новосибирском Академгородке, только без обвеса. Тогда еще гадал, что за автопробег такой. А это вононо что.    

    Отредактировано: igorborisov~15:50 17.08.14
  • -9
    Нет аватара guest17.08.14 17:18:56

    смысла в этом приборе нету,учитывая наше дорожное хозяйство…

    • 5
      Нет аватара guest17.08.14 17:54:22

      Ну почему же? В том числе с помощью этого прибора можно как раз дорожное хозяйство подтянуть, а заодно и надавать по рогам тем, кто техпроцессы не соблюдает и делает дороги «на отвали», что их приходится каждый год ремонтировать. Стоимость прибора невелика, даже небольшой город может себе позволить приобрести несколько штук.

      Отредактировано: igorborisov~17:55 17.08.14
      • 1
        Нет аватара guest17.08.14 22:29:27

        Потому же. Хозяйство подтягивают не приборами, а другими способами, например введением, и соблюдением ответственности дорожной-компании. Технических средств контроля полотна, одним больше, отлично. Давай соберем всю коллекцию, и дальше будем седеть — нехрена не делать.

        Я смотрю — асфальт атас просто кроме основных трасс и городов.

        На самом деле не так — тенденция на улучшение есть, сделано очень много. Вон, например на Алтае в 90х вообще не понимаю как там ездили. дыры одни. Сейчас -дороги.

        Но нельзя останавливаться — нужна система гарантийной ответственности дорожников, вплоть до уголовной. И не так как ща — юрлицо регистрируют на деда Ивана из Нарьян-Мара, и как жареным пахнуть начинает — смываются. В лучшем случае несоответствие дороги нормам — повод для торга по размеру взятки с технадзором.

        И вот только тогда наши замечательные изобретения станут полезными.

  • 2
    Нет аватара RusSoft17.08.14 17:28:38

    Отличная вещь) знай наших! уверен, со временем начнут использовать массово.

    • 2
      karnivan karnivan18.08.14 01:42:25

      К сожалению появление приборов, никак не влияет на наших коммунальщиков. Лет пять назад показывали передачу о приборе для контроля состояния труб под землей. Использовать массово его так и не начали, так и проверяют давлением, получая гейзеры на улицах.   

  • Комментарий удалён