Детектор лжи для дорожников «КОНДОР»
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruСпециалисты Росатома изобрели прибор, который способен провести ревизию состояния автотрасс России. Далекие от атомных технологий кубанцы на днях могли увидеть его в действии на наших дорогах.
Атомные технологии постепенно находят себя во все новых и новых сферах жизни. Это уже не только электричество в наших домах. Кстати, часть электроэнергии регион получает с Ростовской АЭС. Мирный атом используется в медицине при диагностике и лечении онкологических заболеваний, при создании систем безопасности и освоении Арктики. А теперь еще и при контроле качества дорожного строительства c помощью специальной установки, которая называется «Кондор». Специальный автопробег с «атомным Кондором» стартовал во Владивостоке, прошел через всю страну, а завершил свое путешествие в Севастополе.
РЕНТГЕН НА ВНЕДОРОЖНИКЕ
Отчасти прибор можно сравнить с хищным пернатым обитателем Южной Америки, который долго высматривает свою жертву, паря в небе. Уникальная разработка российских атомщиков, как и птица, досконально сканирует местность под собой. «Кондор» — это прибор, который вмонтирован в кузов внедорожника, на котором и изображена эта птица. Сразу оговоримся — установка безопасна для окружающих. Машина оборудована рентгеновским плотномером и георадаром с различными антенными блоками. Кроме этого, авто вооружили еще и датчиками расстояния, перемещения и системой обработки данных. Так что техника сканирует каждый метр асфальта под собой, а потом выдает результат в режиме онлайн на ноутбуки специалистов.
Для Краснодарского края, который стоит на втором месте по количеству жертв в ДТП, качество дорог уже можно назвать жизненно важной необходимостью. Хотя большинство аварий происходит не из-за плохого асфальта, контролировать качество дорожного полотна необходимо в первую очередь. Тем более в регионе, куда летом едут отдыхающие со всей страны.
На Кубани для первого тест драйва выбрали трассу Краснодар — Ейск, а затем специалисты отправились в Сочи, Крымск, а потом через Керченскую переправу поехали в Севастополь.
— Этот прибор способен обнаружить зоны разуплотнения асфальта, где в будущем покрытие станет разрушаться, — говорит научный сотрудник Госкорпорации «Росатом» Иван Зайцев. — Можно измерить и толщину слоев. Это позволит установить равномерность нанесения покрытия, выявить пустоты и соблюдение технологий. Это позволяет не только прогнозировать разрушение и изнашивание дороги, но может выявить и нечистоплотность строителей и ремонтников. «Кондор» сканирует буквально каждый метр полотна, по ширине корпуса автомобиля. Установка работает без перерыва восемь часов.
ВЫХОДИТ НА РАБОТУ И В ПЛЮС 40
Если раньше, чтобы определить качество асфальта, дорожникам приходилось сверлить и вырубать керны, а затем отвозить их в лабораторию на анализ, то теперь достаточно запустить «Кондор», завести внедорожник и ехать по дороге не более 60 километров в час.
— Мы проехали более 25 городов, — продолжает Иван Зайцев. — Среди них Улан-Удэ, Красноярск, Пятигорск, Томск, Хабаровск, Екатеринбург и многие другие. Наш маршрут был заложен заранее. Мы ведем объективный контроль только по тем участкам, которые измерили. Но предварительно обо всем договариваемся с местными властями. Выяснилось, что не самые лучшие дороги в Самаре, Омске, Биробиджане. А вот лидером признали трассы Хабаровск — Чита и Тюмень — Казань. Всю информацию мы отправляем в Росатом в Москву, а потом, после обработки данных, итоги исследования через 3 — 4 дня поступают тем, кто отвечает за ту или иную дорогу. Эксперты не делают никаких выводов, высылают только информацию о состоянии асфальта — все в цифрах и с графиками.
Специалисты при сканировании учитывают сначала проектную документацию дороги. Ведь практически у каждого участка она разнится. Все эти нормативы вносятся в компьютер, а уже на основании цифр становится ясно, в каком месте дорожники ошиблись. Преднамеренно или нет, это уже вопрос властей-заказчиков.
— Мы отталкиваемся от ГОСТа, — рассказывает Иван Зайцев. - Плотность и коэффициент плотности асфальта, а вот толщину слоев берем из документов проекта. Работать «Кондор» может при температуре от -30 до +40 градусов тепла. Измерения лучше проводить в сухую погоду или в небольшой дождь. В ливень или снегопад параметры дороги могут меняться из-за увлажнения асфальта, поэтому объективно и точно просканировать трассу лучше в день без осадков.
Рентгеновский плотномер не опасен для окружающей среды, а излучение расходится всего на один метр вокруг. Зато «Кондор» способен обнаружить даже невидимые глазом недостатки. А если быть точнее, то он в состоянии определять толщину слоев дорожного полотна, находить зоны увлажнения, промоины и пустоты, инородные предметы и контролировать шероховатость покрытия. А самое главное - аналогов «Кондора» в мире нет.
Как полагают эксперты, благодаря «Кондору» удастся сэкономить триллионы рублей на ремонт и содержание дорог, а также выяснить, обманул ли подрядчик при строительстве. Стоит один прибор от 5 до 7 миллионов рублей. Всего в России их пока два. Один находится в Москве, а второй с июня бороздит просторы страны. Прибор сертифицирован, сейчас проводятся лишь демонстрационные замеры. А уже в этом году в Росатоме планируют изготовить еще несколько приборов по заказу региональных администраций.
Разработчик и производитель ОАО «НИИТФА»
ТТХ
Установка «Кондор» на базе пикапа
— Диапазон контролируемой плотности — от 1000 до 3000 кг/куб. м
— Основная погрешность измерения — не более 50 кг/куб. м
— Максимальная глубина зондирования — 3,5 м
— Диапазон работы — от -30 до +40 градусов
— Скорость перемещения — не более 60 км/час
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
17.08.1415:49:45
17.08.1417:18:56
17.08.1417:54:22
17.08.1422:29:27
17.08.1417:28:38
18.08.1401:42:25