Резидент «Сколково» внедряет системы автоматизированного управления горными работами
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruНа российскую систему управления карьерными самосвалами и экскаваторами переходят в Королевском управлении фосфатов Марокко. Помимо реализации африканских контрактов, в планах производителя системы компании «Вист Майнинг Технолоджи» — поставка беспилотных карьерных самосвалов для угольной компании СУЭК, а также тендеры в ЮАР, Чили.
Контракт на $6 млн с крупнейшим химическим производителем, Королевским управлением фосфатов Марокко (OCP Group), был подписан в конце 2013 года, а его реализацию «ВИСТ Групп» начала в этом году. Это первый международный проект ОАО «Вист групп», которая с 1988 года занимается разработкой и внедрением информационных систем управления в промышленности, в частности в горнодобывающей отрасли.
«ВИСТ Групп» занимает 80% рынка автоматизированными системами управления горно-транспортными комплексами в России и СНГ. В списке клиентов присутствуют крупнейшие компании, например, «Мечел», Северсталь Ресурс, Магнитогорский металлургический комбинат, СУЭК, СДС и Еврохим. А в планах экспансии компании за пределы России фигурирует не только Марокко. «Вист Майнинг» участвует в тендерах в Чили и Норвегии, Армении, планирует выходить на рынки Индонезии, Перу, Аргентины и Китая.
В Марокко компания собирается оснастить бортовыми компьютерами карьерные самосвалы, бульдозеры, экскаваторы марокканского производителя фосфатов, а также развернуть систему телеметрии и диспетчерский центр. Цель — слежение за перемещением техники в режиме реального времени, чтобы, в свою очередь, оптимизировать алгоритмы ее передвижения.
Директор по развитию «ВИСТ Майнинг Технолджи» Дмитрий Клебанов поясняет, что цена карьерного самосвала достигает $2 млн, и ежесуточные простои каждой машины выливаются в десятки тысяч долларов убытков. Инновационная разработка компании АСУ ГТК «Карьер» позволит распределить технику так, чтобы минимизировать очереди на погрузке или организовать подачу на фабрику определенного вида сырья из конкретного участка забоя карьера, минимизировать простои техники и следить за корректным ее использованием.
Раньше на горных производствах использовался закрытый цикл: мастера по старинке отправляли в начале смены фиксированное количество техники в определенный забой, изредка перераспределяя ее в течение дня по рации или вообще не делая этого. «Лет десять назад мы ездили по предприятиям и убеждали их руководство использовать наши системы, а сейчас де-факто это стало стандартом в горной индустрии», — говорит Клебанов. Технологии резидента «Сколково» позволят североафриканскому производителю фосфатов также отслеживать, сколько сырья перевозится в кузове самосвалов. Подвеска карьерной техники оснащается датчиками давления, которые позволяют избежать потенциальных убытков от неполной загрузки дорогостоящих самосвалов или, наоборот, перегруза, который может угрожать безопасности перевозок.
Дмитрий Клебанов поясняет, что внедрение системы управления открытыми горными работами — лишь первый шаг к полностью автоматическим решениям и использованию роботизированной карьерной техники.
В 2013 году в белорусском городе Жодино на базе ОАО «БелАЗ» начал собираться роботизированный карьерный самосвал с компьютерной начинкой «ВИСТ Майнинг Технолоолджи». Карьерная техника становится полностью автоматической за $70−90 тыс. в пересчете на единицу. При этом покупатель получает самосвал, водитель которого в диспетчерском центре может в критическом случае дистанционно провести автосамосвал по маршруту, перехватить управление лишь в экстренной ситуации. Все остальное время техника, как в фантастическом кино, работает сама.
Разработку беспилотных самосвалов компания начала в 2010 году. По словам Клебанова, конкуренты (прежде всего, японская Komatsu и американская Caterpillar) приступили к работам на пару лет раньше. Причина востребованности технологии — добыча полезных ископаемых в сложных для добычи традиционными методами условиях, серьезная нехватка квалифицированных водителей карьерной техники по всему миру, большой срок обучения специалистов (в частности, для управления «БелАЗом» требуется пять лет) и быстрая выработка человеческого ресурса на тяжелой работе в забоях, а также экономический эффект, который может быть достигнут при использовании автономной техники. В «ВИСТ Майнинг Технолоджи» ранее приводили данные, что даже в Австралии горнорудные компании уже переходят на роботизированную технику — и это при том, что зарплата водителей карьерного транспорта в $15−25 тыс. в месяц позволяет привлекать специалистов с других континентов. В частности, Rio Tinto сейчас ведет добычу железной руды в условиях австралийской пустыни с помощью 150 роботизированных самосвалов Komatsu — пока это единственный полномасштабный опыт внедрения подобной технологии в мире. Но «ВИСТ Майнинг Технолоджи» наступает австралийцам и японцам на пятки. По словам Клебанова, роботизированная техника «БелАЗ» уже прошла обкатку на полигоне, а недавно компания, белорусский завод и российские угольщики из СУЭК подписали трехстороннее соглашение. В «Вист Майнинге» надеются, что беспилотные самосвалы выйдут на угольные карьеры в Хакасии уже в 2015 году.
В 2011 году, еще на стадии разработки беспилотных самосвалов и систем управления горными работами, материнская компания «ВИСТ Групп» обратилась в фонд «Сколково». В результате чего и была создана дочерняя «Вист Майнинг Технолоджи».
«В „Сколково“ „Вист Майнинг Технолоджи“ реализует проект разработки автоматизированной системы управления горно-транспортными комплексами. Технология, представленная ООО „Вист Майнинг Технолоджи“, успешно прошла внешнюю отраслевую экспертизу. В рамках прохождения экспертизы эксперты отметили, что проект обладает хорошим потенциалом коммерциализации, было отмечено, что автоматизация работы карьеров — единственное решение проблемы повышения эффективности производства. Эксперты также отметили высокий уровень индустриальной компетенции команды. В декабре 2013 года грантовый комитет „Сколково“ высоко оценил научно-технический потенциал проекта и одобрил грант в размере 20 млн руб.», — говорит исполнительный директор кластера ИТ Фонда «Сколково» Игорь Богачев.
Дмитрий Клебанов доволен и тем, что «Сколково» помогает его компании «организационно и методологически». «Мы пользуемся услугами технопарка и патентования, фонд приглашал нас на Санкт-Петербургский экономический форум и делал встречи с представителями горнодобывающей индустрии», — говорит директор по развитию компании.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈