стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
77

Российские учёные создали прототип квантового процессора

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Перспективу создания квантовых вычислительных устройств открыли проведенные исследования в области киберфизики

Петербургские политехники создали квантовый вычислительный прибор - прототип квантового процессора, работающий при комнатной температуре. Об этом сообщил ТАСС завкафедрой телематики Санкт-Петербургского политехнического университета Владимир Заборовский. По его словам, это «открывает дорогу к решению одной из фундаментальных научных проблем XXI века — созданию квантового компьютера».

«Квантовые компьютеры позволят уже в недалеком будущем создать глобальную киберфизическую инфраструктуру „интернет-вещей“, объединяющей в систему информационных связей все объекты окружающей человека объективной и виртуальной реальности», — сказал он. Производительности имеющихся на сегодняшний день вычислительных устройств для этих целей не хватает.

«Возможности классической физики и электроники в сфере создания нового поколения вычислительной техники уже практически исчерпаны. Мы построили исследования на киберфизике (физике информационных процессов). И это открыло перспективу создания квантовых вычислительных устройств», — уточнил Заборовский.

В результате 20-летних изысканий группа исследователей создала одноэлектронные кремниевые приборы, способные при комнатной температуре генерировать квантовые носители арифметических и логических операций — кубиты. «Научные группы в других странах тоже работают в этом направлении, однако используемые ими приборы способны преобразовывать электрическую энергию в устойчивые кодовые структуры только при очень низких температурах (около минус 269 градусов), что не позволяет использовать такие вычислительные устройства при создании встраиваемых или мобильных приложений», — пояснил участник исследований доктор физико- математических наук, профессор университета Николай Баграев.

«На основе одноэлектронных кремниевых приборов в ходе дальнейших исследований мы планируем создать новое поколение гибридных компьютерных устройств, использующих для своего функционирования как квантовые, так и классические вычислительные процессы», — добавил Заборовский.

Исследования политехников в области разработки квантового компьютера, начатые в 90-х годах, на финальном этапе поддержаны правительством России в рамках программы повышения конкурентоспособности российских вузов 5−100−2020 грантом в размере 3 млн рублей.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 12
    андрей семененко андрей семененко
    30.01.1521:28:02

    ничего не понял, но звучит многообещающе

    • 9
      Алексей Сыворотнев Алексей Сыворотнев
      30.01.1521:43:42

      А в квантовой физике всегда так   

    • 2
      Нет аватара termometrix
      30.01.1522:55:24

      Производительность увеличивается многократно за счет вычислительного алгортима,основанный на квантовой суперпозиции.

      Отредактировано: termometrix~00:44 31.01.15
      • 3
        андрей семененко андрей семененко
        30.01.1523:27:47

           

        • 3
          Нет аватара termometrix
          31.01.1500:07:01

          Ну скажем так -Вы одновременно находитесь в Москве и Петербурге/невозможно согасно классической механики/,то есть количество возможных состояний Вашего нахождения возрастает,соотвественно производительность вычислений,основанной на этом принципе тоже.Таким образом, одна операция над группой кубитов затрагивает все значения, которые она может принимать, в отличие от классического бита. Это и обеспечивает беспрецедентный параллелизм вычислений.

          Сравнение:3 кубита квантового регистра против 3 битов обычного

          --------------------------------------------------------

          Идея квантовых вычислений состоит в том, что квантовая система из L двухуровневых квантовых элементов (квантовых битов, кубитов) имеет 2L линейно независимых состояний, а значит, вследствие принципа квантовой суперпозиции, пространство состояний такого квантового регистра является 2L-мерным гильбертовым пространством. Операция в квантовых вычислениях соответствует повороту вектора состояния регистра в этом пространстве. Таким образом, квантовое вычислительное устройство размером L кубит фактически задействует одновременно 2L независимых состояний.

          Отредактировано: termometrix~14:42 31.01.15
          • Комментарий удален
          • 0
            Нет аватара freeman
            31.01.1513:34:37

            Поправка: квантовая система из L двухуровневых систем имеет 2^L линейно независимых состояний что и дает колоссальный рост производительности.

          • 0
            Нет аватара achbri
            31.01.1517:59:46

            А как происходят простейшие операции между двумя регистрами

            • 0
              Нет аватара termometrix
              31.01.1520:51:43

              Трансформация представляет:2^n

              Таково распределение вероятности возможных состояний.

              Отредактировано: termometrix~13:15 01.02.15
    • 0
      Нет аватара se05
      31.01.1503:40:18

      Да-да… Имеется русский талант и многообещающая идея, которую украдут ушлые англосаксы…

    • 0
      gradimir grujic gradimir grujic
      31.01.1505:35:19

      Все-равно +    

  • 0
    Byvalnyi Byvalnyi
    31.01.1500:37:36

    при очень низких температурах

    За счет чего преодолен (без низких температур) или экранирован эффект теплового возмущения? У всех проблема, а тут — раз и нет проблем.

    Нет ли тут «стрелки осциллографа»?

  • 1
    Иван Иванов Иван Иванов
    31.01.1509:48:51

    аж 3 миллиона рублей дали!!! Этож какое баблище то!!! заживут учёные то!

    • 0
      Нет аватара gaws
      31.01.1510:19:16

      Да, наши ученые по этому показателю американским даже в подметки не годятся, те бы миллионов 300 зелени на этом распилили…

    • 0
      Кирилл Булгаков
      31.01.1511:52:07

      Из этих 3 млн рублей — 10−15 процентов накладные расходы, и + начисления на оплату труда 30% - около половины останется. Надеюсь все же речь идет о 3 млрд.

    • 0
      Нет аватара Scooter
      31.01.1512:04:07

      Решение проблемы занимает все деньги, выделенные на неё)) по закону паркинсона, т. е. Сколько не выдели, всё освоится, результат будет тотже)). Шутка, конечно, 3млн смешно

  • 2
    Holso Stitchred Holso Stitchred
    31.01.1510:57:21

    Пока речь о неком квантовом вычислителе, но никак не о полноценном квантовом процессоре или компьютере. Дай Бог, чтобы все получилось. Государство должно холить и лелеять этих ученых. Выделить достаточное финансирование, обеспечить лучшими специалистами и оборудованием, наладить производство. Если в России действительно будет создан революционный, не имеющий аналогов в мире квантовый компьютер, пригодный для использования как в военном деле, так и в гражданской сфере, то страна вновь войдет в число мировых технологических лидеров. А о российской электронике будут говорить как об одной из самых передовых. Причем инновационные процессоры и прочая электроника должны производиться именно в России, а не в Китае или ЮВ Азии. Не надо говорить, что это не выгодно, что у России нет специалистов и оборудования. Лишь бы была воля.

    Отредактировано: Леонид Комоедов~12:00 31.01.15
    • -1
      Нет аватара Scooter
      31.01.1512:06:37

      Согласен, не вижу проблемы напечатать денег и купить оборудование или субсидировать дорогую продукцию, в конце концов пустых площадей думаю хватает, чтобы даром выделить под новые лаборатории

      • Комментарий удален
  • 0
    Стрелец Стрелец
    31.01.1513:31:40

    когда уже компьютеры русские будут ,надоела болтавня…

    • 0
      Bonham Bonham
      31.01.1515:59:15

      Они есть, тот же МЦСТ Эльбрус, но создаются исключительно для оборонки

  • -1
    Михаил Волков Михаил Волков
    31.01.1514:57:45

    И когда обанкротим интел?

  • -3
    Vadim Z Vadim Z
    31.01.1515:48:35

    тема сисек не раскрыта.

  • 0
    Nikituchka Nikituchka
    31.01.1515:51:36

    Как только реальное изделие в железе пройдёт весь цикл испытаний, немедленно запатентить его по самые уши, а потом следить за авторскими правами по всему миру, создав деже под это специальную юридическую фирму.    

    Если надо, спецназ ГРУ засылать для ликвидации копирщиков.    

    Патентом потом Йёта, Микрон, Амстронг, да кто угодно из наших инновационных компаний воспользуются в своих коммерческих продуктах.

  • 0
    Нет аватара Starik
    31.01.1516:59:15

    Читаю статью и комментарии и думаю, ничегошеньки ты в свои 66 не знаешь!

    А учиться, вроде как, поздновато!

    Какой народ умный стал!

  • 1
    Нет аватара AlexKH
    31.01.1517:03:20

    Что-то верится с трудом… если на кремнии, то это либо квантовые парные точки с состояниями заряда (локализации электрона) на них, либо спин квантовой точки. Достаточно перспективно было с джозефсоновским переходом (мой диплом     ), а тут… Кубит-то сделать уже многие сделали, но дальше… время когерентности-то какое? Говорить-то много кто говорил, а вот в реале, когда надо сделать уже несколько когерентных кубитов — регистр, вот тут начинается засада. Хорошо, если им удалось, но, увы, сейчас часто желаемое на словах оченно опережает действительное…

    • 0
      Нет аватара AlexKH
      31.01.1517:06:47

      Да… ещё один важный аспект: квантовый компьютер это дико узкоспециализированная вещь, которая никогда не будет общепользовательской. Скорость вычислений вообще тут ну никаким боком… В большинстве случаев, он будет гораздо тормознее обычного и лишь в квантовых задачах, да алгоритмах, типа брутфорса он будет вне конкуренции, там, где нужен грубо говоря перебор вариантов.

  • 0
    Нет аватара Ярик
    31.01.1518:37:46

    Люди, подумайте, замахиваясь на технологический прорыв такого уровня может не хватить вложений даже 3 млрд. долларов, не то что 3 млн.рублей, даже если ничего из этих средств не будет, как вы любите говорить, «пораспилено».

    Это колоссальные многолетние разработки — строительство и/или модернизация лабораторий, оборудование, материалы, испытания, высокая зарплата квалифицированным кадрам, причём надо ещё патентовать всё это и защищать эти патенты на мировой арене, чтоб никто не присвоил бесплатно. И надо, чтобы такие наработки даже за деньги вообще поначалу не продавались зарубеж, а учёных и инженеров никто не мог переманить, пока наши компании не закрепят за собой результаты лидеров новой отрасли. Это если на лет 10−15 вперёд заглядывать без учёта достижений США, Европы, КНР и других более преуспевших в компьютерной отрасли стран-конкурентов.

    Но, во всяком случае, конечно, рад, что хоть так движется дело, то ли ещё будет, дай Бог…

    Отредактировано: Ярик~19:42 31.01.15
    • 0
      ertegix ertegix
      02.02.1513:58:02

      Да, любая новая технология требует десятков лет на окончательную разработку, этого никто не скрывает.

    • 0
      Peter Parshutov Peter Parshutov
      18.02.1520:00:11

      А мне вот думается, что многое просто засекречено… И, возможно, есть уже работающий квантовый комп, и брутфорсит он уже спокойно, шифры/коды взламывает…

      • 0
        Алексей Кудряшов Алексей Кудряшов
        27.02.1501:10:00

        Я бы в случае фактического открытия такого процессора не стал это громко афишировать, а прикинулся бы пьяным ватником и забрутфорсил бы все пентагоны и прочие агрессивные ангосаксонские штучки)

        Отредактировано: Алексей Кудряшов~02:10 27.02.15
        • 1
          Peter Parshutov Peter Parshutov
          27.02.1510:04:33

          «Будь умным — коси под дурака.» © русские народные

          «Если ты сильный — притворись слабым.» © китайцы

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,