Сядут все
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruПосадить с ювелирной точностью и беспилотник, и вертолёт, и транспортный самолёт на любую неподготовленную площадку, хоть в горах, хоть на Крайнем Севере поможет быстроразворачиваемая радиолокационная система, которую создают учёные Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. М.А.Бонч-Бруевича.
Система будет состоять из нескольких малогабаритных постов, способных устанавливать связь с летательными аппаратами и таким образом считывать их пространственные координаты цели и скорость их изменения. Это позволит с высокой точностью определять пространственное положение объекта, который готовится к посадке. Пригодится это чудо инженерной мысли там, где сегодня слабо развита система управления воздушным движением — например, на неподготовленных площадках в горах, в труднодоступных районах Сибири и Крайнего Севера, на буровых платформах.
«Если нужно срочно использовать летательный аппарат, допустим, при проведении проектно-изыскательных работ или поисково-спасательных операций, и нерационально возводить наземную инфраструктуру для его управления, то поможет наша система. Её быстро доставят в нужный район, развернут на местности и задействуют для решения навигационных задач. Для того, чтобы ей пользоваться, даже не нужно будет особой подготовки, — поясняет руководитель проекта, профессор кафедры радиотехнических систем Евгений Борисов.
По задумке разработчиков, система будет применима практически к любым видам летательных аппаратов, от миниатюрных беспилотников до транспортной авиации. В зависимости от практической задачи, а также от рельефа местности можно будет развернуть единовременно от 5 до 36 постов. Каждый пост это, по сути, антенна с приемо-передающими модулями выполненными по технологии программно-определяемых радиосистем, процессора и автономного источника энергоснабжения. Современные технологии систем передачи данных позволяют обмениваться между модулями служебной информацией, образуя сетевую структуру. Модули будут излучать сигнал, который способна уловить и обработать аппаратура любого воздушного судна. «Объект в небе» в свою очередь тоже ответит постам сигналом, по которому система из расставленных на разных позициях постов сможет прочитать все данные: от типа воздушного судна до его координат в динамике и предполагаемых наземных целей. Такой вот быстро мобилизуемый диспетчерский пункт, работающий в любых условиях без привлечения профессиональных диспетчеров.
«Сегодня, чтобы решить подобную задачу — посадить летательный аппарат на неподготовленную площадку, используют специальные радиолокаторы, и, конечно, ГЛОНАСС/GPS, — отмечает Евгений Борисов. — Однако спутниковым навигационным системам присущ ряд недостатков: низкая устойчивость при воздействии средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), «глушилки» GPS навигаторов и ГЛОНАСС систем блокирует все сигналы спутников, использующие частоты ГЛОНАСС/GPS. Такие устройства можно купить практически на любом радиорынке, схемы этих устройств выложены в Интернете, продажа в интернет-магазинах налажена. Собрать эти устройства может радиолюбитель со средней квалификацией. Это открывает широкие двери «электромагнитному хулиганству», последствия которого сложно предугадать.
Что касается специальной аппаратуры для подавления систем спутниковой навигации, то и ее развитие происходит быстрыми темпами, сетевое интернет-сообщество не раз обсуждало эту проблематику вплоть до «угона» беспилотников, используя специальные системы.
Также бывают ситуации, когда уровень сигнала слабый, например, внутри помещений, в зонах плотной городской застройки, горных ущельях и т.п, и тогда посадить аппарат в определенное место крайне сложно. Кроме того, наблюдается недостаточно высокая точность местоопределения за 60-ой параллелью, где погрешность позиционирования может достигать более 100 метров».
Радиолокационная система, которую разрабатывают ученые, позволит избежать всех вышеперечисленных неудобств. Главными «фишками» своей разработки авторы называют способ формирования цепей запросных и ответных сигналов, а также организацию измерений, что в конечном итоге воплощается в преимущество системы в точности и быстроте, возможности использовать любые известные типы сигналов. В основе всех этих «ноу-хау» — аналитическое решение системы определённых уравнений.
К сегодняшнему дню учёные завершили этап теоретических проработок, закупили необходимое оборудование и приступили к сборке системы. Если всё пойдёт по плану, в следующем году они будут испытывать свое детище на радиополигоне в Ленинградской области. Предполагается, что в появлении такого продукта на рынке будут заинтересованы все службы, которым необходимо точное позиционирование их летательных аппаратов в любой ситуации.
Проект «Разработка экспериментального образца многопозиционной автономной радиотехнической быстроразворачиваемой системы наземной инфраструктуры воздушного транспорта для посадки летательных аппаратов на неподготовленные площадки» поддержан ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014−2020 годы».
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈