стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
121
Великоросс 19 июня 2015, 11:02

В России разработан сверхлёгкий скоростной вертолёт «Афалина»

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

В России был разработан уникальный легкий многоцелевой скоростной вертолет (МСВ) с красивым названием «Афалина». Российская разработка работает на обыкновенном автомобильном бензине и, по словам разработчиков, не имеет мировых аналогов. Вертолет был создан компанией ООО «Хеливейл» (HeliWhale) из города Кемерово. Предполагается, что в 2016 году компания займется серийным выпуском данного МСВ «Афалина». Легкий двухместный вертолет сможет решать большой круг задач, в том числе специальные задачи в интересах МЧС, МВД и других российских структур.

Впервые широкой публике новый вертолет от компании «Хеливейл» был представлен в рамках выставки HeliRussia 2015, которая проходила с 21 по 23 мая в Москве в выставочном центре «Крокус Экспо». По информации РИА «Новости», в настоящее время данный легкий двухместный вертолет проходит комплекс практических испытаний с перспективой запуска в товарное производство серийной модели вертолета в следующем году. На выставке, которая прошла в мае в Москве, был показан демонстрационный образец «Афалины». Российское производство в сочетании с техническими решениями позволили существенно оптимизировать стоимость одного полетного часа, что позволяет применять данный легкий вертолет для решения широкого круга разнообразных задач, отмечают разработчики винтокрылой машины.

«Афалина» — это легкий двухместный однодвигательный вертолет, построенный по двухвинтовой соосной схеме, с тандемным расположением пилотов. В основе его аэродинамики используется дальнейшее развитие концепции АВС (Advancing Blade Concept). Максимальная скорость небольшого вертолета составляет 250 км/ч (крейсерская скорость 210 км/ч), а максимальная дальность полета 750 км. Взлетная масса вертолета не превышает 500 кг. При этом машина на данный момент времени обладает лучшими в своем классе летно-техническими характеристиками и соответствует всем основным современным запросам со стороны потребителей подобной продукции. Скоростные возможности вертолета и увеличенный размер его кабины обеспечивают дополнительный уровень комфорта при его эксплуатации.

Компания «HeliWhale» принадлежит акционеру «Кузбасс Капитал Инвест» Якову Колеснику. При этом свое детище — Яков Колесник открыл небольшой завод по производству и ремонту вертолетов без финансовой поддержки от региона и государства — он принципиально не называет бизнесом. «Бизнес — это то, на чем сегодня в мире зарабатываются деньги. У нас же нет такой коммерческой цели, не будет ее и потом. В настоящее время мы занимаемся конструкторской работой, и нам это нравится. Мы разрабатываем вертолеты, а деньги можно зарабатывать на других вещах. У меня сейчас главная задача, чтобы люди, которые со мной здесь трудятся, получали нормальную заработную плату, как в нормальных странах, чтобы такая деятельность была престижной», — отметил Яков Колесник в интервью одному из кемеровских изданий. В его понимании нормальная зарплата — это около 100 тысяч рублей в месяц.

Такое вознаграждение за труд Колесник считает вполне оправданным, так как найти специалистов для конструирования и сборки вертолетов в Кемерово довольно трудно. Главным конструктором легкого многоцелевого скоростного вертолета «Афалина» является выходец из Новосибирска Михаил Мамыкин, который 15 лет проработал в Новосибирске на известном Чкаловском авиационном заводе (НАЗ имени В. П. Чкалова). Специалисты по пластиковым деталям — из Кемерово. Их возглавляет Максим Ивлев, с которым Яков Колесник познакомился еще в школьные годы в кружке авиамоделирования и несколько лет назад с трудом уговорил его уйти из области автомобильного тюнинга в авиастроение. Вот такой коллектив трудился над перспективной российской новинкой.

Помимо «Афалины», которая уже была показана на выставке, есть и «Афалина Турбо». Этот вертолет сможет развивать в воздухе максимальную скорость до 300 км/ч. Предполагаемая цена будущих винтокрылых машин — около 150 тысяч долларов. «Многие спрашивают нас, где мы берем запчасти для вертолета? Так вот, мы их нигде не берем, а сделали их сами. Ни у кого ничего не крали. В нашем проекте чужое лишь то, что в нашей стране делать не умеют — это „движок“ и электроника, то есть навигационное оборудование. Все остальное — рамы, фюзеляж, лопасти, сидения — придумывалось и изготовлялось в Кемерово», — рассказал журналистам Колесник.

МСВ «Афалина» — это результат кропотливой творческой деятельности коллектива единомышленников, людей, которые фанатично преданы авиации. Всего за четыре года производственное помещение, которое выросло здесь с «нуля» буквально на пустыре, превратилось в полноценный небольшой, хорошо оснащенный и высокотехнологичный завод по ремонту и производству легких вертолетов. В ближайших планах компании налаживание серийного производства вертолетов и выход с готовым продуктом на российский и международные рынки. Вертолет «Афалина» может пригодиться для нужд МЧС, топливно-энергетических компаний, санитарной авиации, для нужд частных и корпоративных клиентов, использоваться в учебных целях.

На заднем дворе Яков Колесник оборудовал вертолетную площадку, время от времени на нее приземляются вертолеты его друзей, которые прилетают к нему в гости. Колесник и сам предпочитает вертолет автомобилю для совершения деловых поездок по региону. Рост интереса к малой авиации в Кемерово настолько велик, что в областном центре даже был открыт частный аэродром. Выучиться на пилота сегодня можно в Кемеровском аэроклубе. Сам бизнесмен Яков Колесник считает, что использование в современной жизни легких вертолетов экономически оправдано и безопасно. По его словам, подготовленный пилот сможет верно направить вертолет даже при отказе двигателя. «Однажды у меня на высоте 200 метров отказал двигатель, и я совершил посадку в режиме авторотации. Приземлившись, выключил всю электронику, прислушался к себе — травм нет, вылез из машины и ушел. Это штатная ситуация», — отметил Колесник.

Особенности конструкции

В качестве двигателя на «Афалине» используется немецкий «Rotax 914 UL» мощностью 115 л.с. Выбор двигателя был обусловлен тем, что поршневые двигатели компании «Rotax» отличаются высокими экономическими показателями, а также обладают большим ресурсом работы. Такой двигатель в десятки раз дешевле газотурбинного двигателя малой размерности и потребляет немного топлива в крейсерском режиме работы (до 18-22 литров в час). При этом двигатель работает на обыкновенном автомобильном топливе — бензине Аи-95, который широко представлен в России, а не на специальном авиационном керосине. Сегодня данные авиационные двигатели ставятся на многих летательных аппаратах. Двигатель зарекомендовал себя как очень надежный и был сертифицирован в Европе.

Главный редуктор — это собственная разработка кемеровской компании. Используется двухступенчатый редуктор. Первая ступень редуктора — цилиндрическая косозубая, вторая ступень — двухпоточная коническая зубчатая передача с круговым зубом. Во второй ступени редуктора были размещены датчик температуры масла, сигнализатор стружки и датчик оборотов несущего винта. Двигатель вертолета и редуктор связаны между собой трансмиссией, которая имеет в составе демпфирующую упругую резиновую муфту и муфту включения (в одном агрегате).

Несущая система вертолета — соосные синхронизированные винты. Лопасти выполнены из углепластика, они жестко закреплены во втулках.

Фюзеляж вертолета: рама ферменная, сварена из труб (Ст20). Кабина вертолета, хвостовая балка и оперение машины выполнены из стекло-углепластика. Расположение пилотов в кабине тандемное, управление вертолетом спаренное. Для поддержания в кабине пилотов необходимой температуры на борту имеется система вентиляции и обогрева воздуха.

Шасси вертолета полозковое алюминиевое. Для транспортировки машины по земле предусмотрен монтаж съемных колес, которые позволяют всего одному человеку без особых проблем транспортировать вертолет на место его стационарного базирования.

Интересной особенностью является возможность установки на вертолет быстродействующей парашютной системы МВЕН «Кобра"-500. Это пиротехническая система с принудительным раскрытием парашюта, которая в состоянии спасти груз массой до 500 кг. В наши дни все более очевидным становится тот факт, что использование парашютных систем спасения, которые в случаи аварии или нештатной ситуации спасают пилотов вместе с летательным аппаратом — это наиболее рациональный способ повышения безопасности полетов на летательных аппаратах сверхлегкого класса. Доказывается это и статистикой успешных применений подобных спасательных систем.

Назначение и область применения вертолета «Афалина»

Сегодня во всем мире легкие двухместные вертолеты обладают достаточно широкой областью применения. В основном такие машины используются для:

— обучения и тренировки пилотов вертолетов;— аэрофотосъемки и наблюдения за местностью;— полицейского патрулирования;

— контроля линий электропередач и трубопроводов;

— перевозки медперсонала;— перевозки частных лиц;

— административных перевозок;

— авиационных сельскохозяйственных работ;

— работы на рыболовецких промыслах;— спортивных полетов.

Летно-технические характеристики вертолета «Афалина»:

Габаритные размеры:

длина — 7,2 м (без лопастей), ширина — 1,85 м, высота — 2,8 м, диаметр несущих винтов — 6 м.

Количество несущих винтов — 2 (по 6 лопастей).

Взлетная масса — 500 кг.

Масса конструкции — 270 кг.

Масса полезной нагрузки — 180 кг.

Силовая установка — Rotax 914 UL (115 л.с.).Расход топлива — 18-22 л/час.

Максимальная скорость полета — 250 км/ч.

Крейсерская скорость полета — 200 км/ч.

Дальность полета максимальная — 750 км.

Статический потолок — 2000 м.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    Нет аватара guest
    19.06.1510:28:51

    Ну, во-первых, «Ротакс» — это не немцы, а австрийцы. Во-вторых «Транзас» как раз недавно что-то рекламировал для лёгких ЛА, правда, ЕМНИМС, для самолётов. В третьих, найти лёгкий поршневик который работает на авиакеросине — это ещё постараться надо, как-то у всех всё больше этилированный 100/110ЛЛ, или, как у новых, повышенной экологичности унд экономичности, обычный автобензин. ;) А в целом машина годная.

  • 6
    Нет аватара Инженер2015
    19.06.1514:02:36

    "В нашем проекте чужое лишь то, что в нашей стране делать не умеют — это «движок» и электроника, то есть навигационное оборудование"

    Я бы не стал так резко выражаться:

    Недавно движок ВК2500 пошел в серию,

    и электронику на Ка52 наверняка не импортную ставят.

    "нормальная зарплата — это около 100 тысяч рублей в месяц"

    Меня по работе в германию закинуло, да у них там такие зарплаты,

    НО: у них снять 1 комнатную квартиру стоит 700 евро

    • 3
      Нет аватара guest
      19.06.1515:44:10

      Извините, но при чем тут турбовальный движок мощность 2500л.с. и поршневой 115л.с. Да и электроника Ка-52 как бы отличается от тех приборов, что ставят на такие вертолетики.

      • 6
        Нет аватара Инженер2015
        19.06.1518:59:06

        Человек утверждает, что в стране не умеют делать движки и электронику.

        А я считаю, если умеешь делать феррари то и запорожец получиться))

        Привёл вертолёт ка52 в пример

        Отредактировано: Инженер2015~20:00 19.06.15
  • 1
    Нет аватара Cinik
    19.06.1514:02:46

    Я не ракетчик ©, но по моему скромному имхо, это фейколёт какой-то.

    На прилагаемых выставочных фото не вижу, например, автомата перекоса. Ну ладно, допустим, поступательное движение там обеспечивается наклоном всей системы несущих винтов (так в патенте), но хотя бы общий шаг несущих винтов они должны же как-то регулировать? Или тягой управляют только с помощью газа? Непонятно.

    И если они предполагают ветикальный взлёт и посадку, то как без автомата перекоса обеспечивать в этом режиме устойчивость?

    Далее, по патенту там должен быть толкающий винт. Поскольку одним лишь наклоном колонки заявленной горизонтальной скорости не достишнешь. Но на фото с выставки его нет.

    А вот на фото из цеха мы видим некий экземпляр с автоматом перекоса. Но у этого экземпляра вместо толкающего винта стоит обычный рулевой, и это при соосной схеме.

    Короче, ничего не понимаю. Кто-нибудь видел, как оно вообще летает?

    • 0
      Нет аватара guest
      19.06.1515:50:54

      Никто не видел, так как еще ничего не построили. И я сомневаюсь, что построят вообще. Одно дело собирать кит-наборы американских вертолетов из готовых деталей, чем они и занимаются, а другое дело взять и разработать соосник. Там одни шестерни главного редуктора должны изготавливаться в заводских условиях с последующей термообработкой, шлифовкой и прочее. Такое в кустарных условиях и на той станочной базе, что у них никак не сделаешь. Сколько я таких проектов уже видел и на Максе и на Хелираша и не один не летает.

      • 0
        Нет аватара Инженер2015
        19.06.1519:02:30

        Согласен полностью!

        Интересно, а такие старт апы в Европе удаються?

        Не припомню удачный пример…

      • 3
        user78 user78
        19.06.1522:45:46

        Такое в кустарных условиях и на той станочной базе, что у них никак не сделаешь. Сколько я таких проектов уже видел и на Максе и на Хелираша и не один не летает.

        Вот несколько летающих аналогичных проектов, причем соосной схемы:

        Вертолёт КБ Маслова — "Rumas 15":

        Вертолёт ОКБ Ротор — "Роторфлай Р30":

        Есть ещё "Беркут-ВЛ", но его так и не довели:

        Отредактировано: user78~00:08 20.06.15
        • 0
          Нет аватара guest
          20.06.1521:35:38

          Роторфлай летает и причем уже давно ,в отлиции от Афалины, да и опыта у них поболе так как давно производят ультралайт Птенец ,стоимостью 2200000рублей если кому интересно. В данный момент изготавливается опытная партия модернезированного Р-33.

          А вообще больше мини-вертолетов красивых и разных +++

          Отредактировано: Aleksandr Krecet~22:38 20.06.15
    • 0
      Нет аватара guest
      20.06.1505:04:02

      Как ответил артист Золотухин в старинном фильме,шкуря на коленке деревянный винт, — А куда он денется !

  • Комментарий удален
    • 4
      Нет аватара treins
      19.06.1519:13:51

      Смотрю у тебя ник русский,может с себя начнешь?

  • 2
    Forester Forester
    19.06.1517:23:42

    У нас в Тольятти тоже уже давно разрабатывается сверхлегкий соосник «Беркут» — лет 5 возят по выставкам, но дальше висения у земли дело не зашло. Вазовский движок не развивает заявленной мощности, полсе этого все заглохло, хотя обещали поставить импортный.

     http://www.reaa.ru/cgi-bi...bb/YaBB.pl?num=1306078192 

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%82-%D0%92%D0%9B

    Просто если аппарат разрабатывается маленьким коллективом фактически любителей, а не именитым КБ, то не припоминаю чтобы в России что-то доходило до серийного производства. Только «Ансат» в голову приходит, но его все же разрабатывал Казанский вертолетный завод, а это уже серьезная контора.

  • 2
    Нет аватара BearRus
    19.06.1519:55:04

    ребята занимаются любимым делом, не стоят на месте, идут вперед и из этого явно может что-то получиться! Да и уже получается, молодцы я рад за них.

    • 0
      Hitagara Hitagara
      19.06.1522:28:26

      Пусть сначала начнут летать и продаваться, тогда будут молодцами, а пока скудненько — удачи им конечно, но на новость не тянут.

      • 0
        shigorin shigorin
        20.06.1510:39:20

        Судя по тексту, первая цель есть, а вторая глубоко десятична.

  • 0
    Нет аватара boblotini
    19.06.1521:28:09

    Похоже, разработчики находятся в самом начале пути. Больше похоже на выставочный макет, чем на вертолёт.

    Поддержу одного из ораторов: вообще непонятно как устроена несущая часть. Где автомат перекоса?

    Похоже, его разработку отложили сильно на потом из-за нехватки компетенции. А ведь его создание и испытание — это наверное побольше времени, чем создание фюзеляжа и лопастей.

    Вообще выбор соосной схемы считаю опрометчивым решением. Она сильно сложнее классической. А начинать надо с простого.

    Хотя дело, конечно, похвальное. Побольше бы таких стартапов, хоть один может, выстрелит.

    • 0
      Нет аватара Cinik
      20.06.1507:19:13

      Соосная схема предполагается по патенту. По замыслу авторов патента она, вкупе с толкающим винтом, должна обеспечить аппарату большую скорость.

      Пока что у людей реально есть патент. А этот макет, по сути, просто красивый рекламный стенд, представляющий патент. Главное — заинтересовать. Даже если не сделаешь сам, то сделает кто-то другой, а патент-то у тебя! На это вся надежда, как мне кажется. Потому что-то, что изображено на фото, летать не может. По крайней мере, я не могу понять, как оно может летать. Там же жёстко закреплённые лопасти, как у игрушечного вертолётика.

      Отредактировано: Cinik~08:20 20.06.15
      • 0
        Нет аватара Cinik
        20.06.1507:30:08

        Извиняюсь, только у меня в связки слов «что то», «чем то» на этом сайте автоматически вставляется дефис? Можно это автозамену как-то убрать?

        • 0
          Нет аватара 99Andrei
          20.06.1517:22:25

          А зачем.

          • 1
            Нет аватара Cinik
            20.06.1518:37:44

            Затем, ЧТО_ТО, что я написал, ЧТО-ТО выражает, т. е. имеет некий смысл, иной, ЧЕМ_ТО, что получается в результате вставки дефиса, которая ЧЕМ-ТО непонятным производится.

            Отредактировано: Cinik~19:38 20.06.15
      • 0
        shigorin shigorin
        20.06.1510:48:06

        У игрушечных нынче тоже автомат перекоса обычно:

        (в районе 1:58, например)

  • -5
    Нет аватара darkman70
    20.06.1507:08:48

    Основные узлы иностранные, название фирмы иностранное. Может и работники все сплошь Майклы и Джоны. Ничего хорошего в этой новости нет.

  • 0
    Нет аватара Таманец
    20.06.1512:16:23

    Про Rotax 914 ничего не скажу, но по всей видимости он родной брат Rotax 912. А с надежностью последнего большие проблемы, особенно первой и второй серий. При заявленном межремонтном ресурсе в 2000 часов нередко сыплются в районе 700, требуя заводского ремонта. Причина — выкрашивание металла в системе газораспределения. И это при эксплуатации на самолетах, с относительно небольшой нагрузкой. Вертолетные двигатели всегда более нагружены. Так что я не уверен в удачности выбора силовой установки.

    Хотя с первого взгляда движок привлекательный, да и работает на автобензине.

  • 0
    Нет аватара Makbet
    22.06.1509:27:26

    заманчивый аппарат, вот только грузоподъёмность надо увеличить, 180 кг для двух местного — смех да и только, двум мужикам под центнер даже не прокатиться

    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      22.06.1509:32:29

      Просто надо кататься не с мужиком, а с симпатичной блондинкой    

      • 0
        Нет аватара Makbet
        22.06.1509:45:23

        не выйдет, жена брюнетка    

        а без троллинга — допустим покупаю этот аппарат, хочу похвастаться, так список пассажиров в разы короче, чем при грузоподъемности 250, потому что собственный вес 110

        плюс к тому был бы интересный вариант как туристический: рюкзак и удочки/ружье в багажный отсек и гоу покорять просторы родины    

  • 0
    d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
    14.12.1512:59:31
    Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~13:59 14.12.15
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,