Для авиаторов эти полёты сродни чуду. Боевые машины времён Второй мировой гнили в болотах, но энтузиасты-реставраторы нашли, восстановили, и теперь готовятся взять курс на Москву.
Репортаж Лейлы Ахмедовой:
Новосибирские авиареставраторы поднимают МИГ-третий из болота в небо. Истребитель со времен Великой Отечественной войны пролежал в воде и очень плохо сохранился. Теперь — как новенький. Большую часть деталей конструкторы изготовили на местном заводе. Перед тем как встать на крыло, самолет проходит тщательный осмотр.
Этот ветеран в бой уже не пойдет, зато покажет класс на авиацинно-космическом салоне — он состоится в Москве, в середине августа. МИГ уже принимал участие в большом форуме и тогда приглянулся американскому коллекционеру, который его и приобрел. В этот раз реставраторы снова продемонстрируют возможности легендарного истребителя. В свое время в небе он был быстрее всех и выше.
Этот МИГ вселял ужас в Мессершмитов, Фиатов и Юнкерсов. Больше половины сбитых вражеских самолетов — дело его крыльев. Железная птица оказалось к тому же очень выносливой: из выпущенных трех тысяч с фронта вернулась практически половина — завидная статистика для многих других моделей.
Владимир Барсук, летчик-испытатель, директор НИИ авиации им. С.А. Чаплыгина: «На нем летать-то сложно, даже с моим уровнем, это сложный самолет. А они на них воевали, они летали ночью, летали в облаках, по приборам, которых там минимальное количество. То есть это настоящий подвиг был».
Железная птица оказалась притязательна в топливе. Керосин для нее специально привозят из Финляндии. Сложнее пришлось с двигателем, рассказывают реставраторы, сердце самолета они позаимствовали у донора.
Максим Морозов, ведущий инженер по летным испытаниям ЗАО «Реставрация»: Восстановить двигатель — это сложнее, чем самолет построить. А в Америке сохранились двигатели времен Второй мировой. Прям двигатель 1946 года. Пришел в контейнере, поставили.
Помимо МИГа, во всей красе на МАКСе покажется И-16 — он еще старше, тридцать девятого года выпуска. Новосибирские реставраторы восстановили его еще несколько лет назад. Но владелец из Новой Зеландии был неосторожен — разбил истребитель при неловкой посадке. Теперь машина снова в строю и Россию больше не покинет.
В погоне за высокой маневренностью конструкторы попытались сделать И-16 максимально легким. Самолет, по сути, деревянный: фюзеляж — из березового шпона и фанеры, каркас — сосновый или ясеневый. Легковес оказался очень неустойчивым в воздухе, за это пилоты его недолюбливали. Как скажут потом немецкие солдаты, на таком истребителе могут летать только советские летчики.
Во время войны даже указ специальный был: управлять ишачком — так его ласково называли пилоты — доверять только самым опытным летчикам. Игорь Мосейкин повидал многое, но к И-16 приноровился с трудом. Тут и шасси выпускать или убирать нужно вручную, с помощью лебедки, кабина вообще открытая, никакой автоматики, навигации. Система безопасности — только парашют за спиной.
Игорь Моросейкин, летчик-испытатель: «Это один из скоростных самолетов, который имеет скорость при посадке порядка 160 километров в час, с хвостовым колесом, требует значительного внимания, так как впереди пространство все закрыто и пространство только косвенно, боковым взглядом выдерживаешь, и при заходе, посадке, при разгоне — полоса не просматривается».
К авиационно-космическому салону реставраторы торопятся «оживить» ИЛ-2. Это он принял эстафету у «ишачка» и МИГа и стал на некоторое время основным штурмовиком. Все три модели, несмотря на возраст, в хорошей форме. Но в Москву отправятся не своим ходом. В разобранном виде их доставят наземным транспортом.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru .
Подробнее о том как работает наш сайт здесь 👈