Лого Сделано у нас
38

«Платформа О»: в России разработаны тягачи для перевозки «Арматы» и стратегических ракет «Сармат»

Десятилетиями основными производителями многоосных специализированных шасси для вооруженных сил Советского Союза, а затем и России были Курганский и Минский заводы колесных тягачей. Машины этих предприятий в настоящее время используются во всех родах и видах вооруженных сил Российской Федерации, они эксплуатируются в ракетных войсках стратегического назначения, ПВО и военно-морском флоте.

Например, тягачи МАЗ-537 прекрасно проявили себя на многочисленных широкомасштабных маневрах. Сведенные в специальные трейлерные бригады они обеспечивали невиданную по тем временам мобильность танковых частей Советской армии. То, что отрабатывалось на учениях, пригодилось во время ввода войск Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года.

Тогда Т-54, Т-55, Т-62 передвигались в указанные районы не только своим ходом, но и на специальных большегрузных трейлерах. Активно использовались МАЗы, во время боевых действий в Афганистане и событий на Северном Кавказе. Автору этих строк воочию довелось увидеть работу МАЗов в Чечне.

Во время первой войны один раз даже пришлось добираться из Грозного в Червленную в кабине такого вот танковоза. На трейлере стоял закопченный подбитый Т-72А, у которого заклинило башню — пушка была повернута влево. И, чтобы этот танк было можно транспортировать, бойцам пришлось резать ствол под самую маску.

К сожалению, экономические неурядицы привели к тому, что завод в Кургане, с начала 60-х выпускавший хорошо зарекомендовавшие себя в армии тягачи, фактически утратил возможность выпуска техники.

Предприятие в Минске, которое до сих пор основную часть своей продукции поставляет в Россию, несмотря на хорошую репутацию, имеет один, но существенный «недостаток» -находится в другом государстве. Поэтому не удивительно, что на рубеже текущего десятилетия было принято решение о разработке в России аналогов белорусских машин.

Первая открытая информация о них была обнародована 4 года назад, во время показа армейской автомобильной техники в подмосковных Бронницах. На специальном планшете с информацией о перспективной технике, сообщалось, что высокомобильная платформа будет выполнена по модульному принципу. Для нее разрабатывается кабина, модуль силовой установки, единая гидравлическая система всеколесного рулевого управления, системы подресоривания и торможения.

А также — всеколесное рулевое управление, опорно-ходовой модуль и электромотор-колесо. О последнем модуле стоит упомянуть особо — речь идет о специальном дизель-электрическом приводе с электромоторами, которые встроены в колеса транспортных средств.

По мнению экспертов, именно создание этого узла стало самым сложным в этом проекте. И, если у МЗКТ есть наработанный десятилетиями опыт, то в России многое пришлось делать, что называется, с чистого листа.

Из разработанных модулей, словно из кубиков должны собираться перспективные «многоножки». В Бронницах рассказывалось о трех машинах. Это, прежде всего, тягач с колесной формулой 16×16 грузоподъемностью более 85 т, который становился своеобразной основой для всего семейства. Судя по представленному изображению, данная машина должна была стать базой под пусковые установки ракетных войск стратегического назначения. Сейчас в этом качестве применяется минское специальное колесное шасси МЗКТ-79221, на котором монтируются «Тополь М» и новейший «Ярс».

Вторая машина семейства — шестиосное полноприводное шасси с грузоподъемностью в полсотни тонн. Оно также может использоваться как база под перспективные стратегические ракетные системы. Отметим, что белорусы уже создали и открыто продемонстрировали аналогичное шасси, получившее обозначение МЗКТ-79291.

Седельный тягач, способный транспортировать груз массой от 90 до 165 т считается третьим автомобилем данного семейства. Долгое время в качестве тягачей в составе тяжелых автопоездов применялись четырехосные МАЗ-537. В настоящее время данные машины считаются по ряду характеристик устаревшими и заменяются транспортерами с полноприводными тягачами КАМАЗ-65225, которые можно было увидеть во время подготовки к проведению юбилейного Парада на Красной площади. По мнению экспертов, эти тягачи обладают достаточно высокими характеристиками, но рассматривать их как полноценную замену «пятьсоттридцатьседьмых» не стоит.

Необходимость принятия на вооружение нового мощного седельного тягача высокой проходимости обострится с появлением в РВСН тяжелого жидкотопливного ракетного комплекса, создаваемого в настоящее время в рамках ОКР «Сармат». Именно для транспортировки самой ракеты и других систем комплекса и пригодится создаваемый перспективный тягач.

Головным исполнителем опытно-конструкторской работ по теме «Платформа О» стало ОАО «КАМАЗ».

Стоит отметить, что с момента появления первой информации о разработке перспективных «высокомобильных платформ «с завидно регулярностью они подвергались различной критике. Высказывалось мнение, что при наличии уже существующих белорусских машин разработка аналогов в России — пустая трата денег. Появлялись также материалы о возможных технических проблемах, которые испытывали конструкторы во время создания машин. В этом, кстати, нет ничего удивительного, такое случается сплошь и рядом при разработках новой техники.

Тем более, по мнению военных экспертов, по ряду важных характеристик: максимальной скорости движения по шоссе и по пересеченной местности, глубине преодолеваемого брода, грузоподъемности — разработанные КАМАЗом машины должны были превосходить выпускаемые МЗКТ. Например, если грузоподъемность МЗКТ-79221 составляет 80 т, то у машины из Набережных Челнов она на 5 т больше.

То, что «Платформа О» — реальная машина, стало окончательно понятно после появления в сети фотографии опытного образца седельного тягача с колесной формулой 8×8. На фото достаточно хорошо видна машина с кабиной повышенной вместимости и модульным бронированием.Позже, во время проведения первого Международного военно-технического форума «Армия-2015», стало известно, что в рамках выставки состоялась закрытая презентация опытных образцов машин по ОКР «Платформа-О». При этом достоянием общественности стали плакаты с изображением трех машин данного семейства.

Можно сказать, что благодаря форуму «Армия-2015» стало официально известно, что платформа с колесной формулой 16×16 грузоподъемностью 85 т — это КАМАЗ-7850, машина с колесной формулой 12×12 грузоподъемностью 50 т — КАМАЗ-78509, а седельный тягач имеет обозначение КАМАЗ-78504.

По мнению военных экспертов, после проведения успешных испытаний и принятия на вооружение автомобилям семейства «Платформа О» уготована долгая жизнь в частях и соединениях Российской армии.

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 3
    SergeySeverny SergeySeverny
    02.07.1505:10:11

    очень подробно, замечательно!

    огромный плюс+

  • 0
    Георгий Харафиди Георгий Харафиди
    02.07.1518:45:25

    Под гражданские многотонные краны нужно мутить, да и газовикам, нефтянникам явно пригодятся.

  • 0
    Нет аватара Curiouscat
    02.07.1518:45:33

    Может и верно. В Беларуси кризис полным ходом, с дефолтом батька может и не справиться. Ну, а то, что в беларуском сегменте до фига майдан ориентированных ресурсов не секрет. Так что перестраховаться надо, никуда польская идея восстановления речи Посполитой не делась.

  • 0
    Нет аватара BLR
    04.07.1518:03:33

    Я бы не писал кипятком по поводу замены МЗКТ на супер современный Камаз.

    Давай те уберем всякие байки про майданы и посмотрим с другой точки зрения на то что происходит, а происходит банальная конкурентная борьба честная и не очень за освоение бюджетных денег между 3мя между тремя производителями МЗКТ, БАЗ И КАМАЗ.

    Платформа интересный проект, но в нем используются нестандартные решения которые не проверены на практике и опыте, многие технические проблемы до сих пор не решены, погуглите в интернетах и при желании все найдете.

    А тем временем новые ракетные комплексы производятся на базе мзкт и причины просты, когда на камазе еще только обдумывали как захватить эту часть рынка белорусы уже выпустили свое новое шасси и выдали документацию проектировщикам комплекса    , помимо этого опыт эксплуатации машин МЗКТ уже насчитывает десятки лет.

    Ну и на сладкое: комплекс рубеж проектируется и будет производится на шасси МЗКТ (гугл в помощь)

    По поводу спекуляций на тему майданов замечу что очень много булорусов имеет российское гражданство, в беларуси присутствуют российские военные, гайки для всяких опозиций закручены на столько что в россии можно считать позиционный рай, промышленность полностью завязанна на Россию от того любые телодвижения в европу самоубийственны.

    Смотрите меньше новости и думайте головой.

    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      04.07.1520:07:03

      Судя по Вашему нику и спичу — Вы белорус. От контактов с вами никто собственно не отказывается. Но Вы же понимате, что-то, что можно делать самим — нужно делать самим. В сложившейся ситуации меня отнюдь не МЗКТ волнует. У него не хилая линейка гражданского. Ну может чуть сложнее будет, но не смертельно. Эта ситуация гооооораздо хуже для БАЗа.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,