Гидрографы СФ в 2015 году заполнили «белые пятна» на арктической карте
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruГидрографы Северного флота в 2015 году совершили несколько походов к самым северным островам России, произведя важные исследования, совершив несколько географических открытий и внеся свой вклад в работу по обоснованию внешних границ континентального шельфа страны, сообщил журналистам на пресс-конференции начальник гидрографической службы СФ Игорь Наумов.
Впервые в море Лаптевых отряд боевых кораблей произвел маршрутный промер, для чего суда были развернуты строем фронта и в течение суток осуществляли съемку рельефа дна в суровых арктических водах, заявил начальник гидрографической службы СФ Игорь Наумов.
2015 год выдался для гидрографической службы Северного флота плодотворным. Гидрографам удалось реализовать давно задуманные походы к самым северным островам России — Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, островам Де-Лонга, Новосибирским островам. По словам Наумова, задачи, которые решали специальные гидрографические группы, в каждом плавании имели свои специфические особенности.
Первые исследования за многие годы
В этом году гидрографическая группа в составе отряда боевых кораблей Северного флота, который выполнил очередной поход по трассе Северного морского пути, обеспечила высадку морского десанта в порту Дудинка и губе Белушья. Эта же группа произвела уточнение координат точек, определяющих географическое положение исходных линий для отсчета ширины территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане на Новосибирских островах (Бельковском, Беннетта, Котельном). Кроме того она выполнила изучение рельефа дна в точках, удаленных от основных пунктов базирования в районах Арктики.
Помимо этого, впервые в море Лаптевых отряд боевых кораблей произвел маршрутный промер, для чего суда были развернуты строем фронта и в течение суток осуществляли съемку рельефа дна в суровых арктических водах. «Такой способ выполнения задач соединениями ВМФ не производился уже более тридцати лет — на памяти старейших представителей гидрографической службы», — пояснил Наумов.
Эта же группа также одна из первых в гидрографической службе ВМФ России высадилась на острове Беннетта. «Поставленные задачи по топогеодезической привязке одного из самых северных островов России были успешно выполнены», — сообщил Наумов.
Систематические исследования самого северного архипелага
В этом году гидрографическая служба Северного приступила к систематическому обследованию акваторий возле малоизученных островов архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. В августе-сентябре состоялся первый по-настоящему исследовательский поход на архипелаг Земля Франца-Иосифа гидрографического судна «Сенеж».
Как поясняют гидрографы, с таяньем льдов Северный Ледовитый океан становится все доступней, а это требует своевременного проведения работ, которые в последующем станут отправной точкой для «колонизации» островов. «В таких работах мало героического, эпохального, но именно благодаря им и переиздаются навигационные карты, составляются новые описания и лоции, а в конечном итоге мореплаватели чувствуют себя в большей безопасности, отправляясь к арктическим островам нашей Родины», — рассказал командир геофизического отряда района гидрографической службы СФ Сергей Старотиторов.
Поход гидрографического судна «Сенеж» стало вторым плаванием гидрографических судов Северного флота на архипелаг Земля Франца-Иосифа. Но если первая экспедиция гидрографического судна «Горизонт» в 2013 году носило больше рекогносцировочный характер, то этот поход ознаменовал начало плановых исследований самого северного архипелага России.
Судно «Сенеж» вышло из пункта базирования 18 августа, маршрут пролег через Баренцево и Карское море, акваторию Северного Ледовитого океана. Поход длился сорок одни сутки и завершился 27 сентября. «Самая северная точка похода зафиксирована на параллели 82°09' сев. В этом году так близко к полюсу из судов неледокольного класса добралось только гидрографическое судно „Сенеж“, — пояснил Старотиторов.
Девять новых островов и пять проливов
Как поясняют гидрографы, в ходе высадок на побережье предположения по существенному изменению береговой линии полностью подтвердились. „Обнаружено девять новых островов и островков, пять проливов, семь мысов, четыре бухты. Большая часть из них зафиксирована с высокой точностью“, — рассказал Старотиторов. Размеры самого крупного острова (в заливе Борзова) — два километра в длину, шестьсот метров в ширину (к примеру, так называемый остров „Яя“, открытый в 2013 году, имеет длину около 370 метров, ширину — 125 метров).
Плавание осложняли наличие льда, айсбергов, ограниченная видимость, тяжелые гидрографические и гидрометеорологические условия для высадки экспедиционных групп на необорудованное побережье. Экспедиция произвела комплекс гидрографических, геодезических, топографических, гидрологических и магнитометрических исследований.
В походе выполнено более 7 тысяч километров съемки рельефа дна, значительная часть маршрутов прошла через малоизученные районы или районы „белых пятен“. В ходе гидрологических исследований выполнены 39 разовых дрейфовых океанографических станций, ряд из которых являются уникальными.
Помимо комплекса океанографических исследований экспедиция выполнила уточнение координат точек, определяющих географическое положение исходных линий для отсчёта ширины территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане на острове Рудольфа.
„Такие же работы планировалось провести на острове Артура и архипелаге Белая Земля, но из-за погодных и природных условий (на побережье были встречены белые медведи) высадку на этих островах осуществить не удалось“, — отметил командир геофизического отряда.
Ледники отступают
Отметили гидрографы на Новой Земле и существенные изменения на местности, связанные с разрушением ледников. В частности, в заливе Седова ледник Таисия в результате таяния сместился к югу на 3-4 километра, из-за чего открылись несколько островов и малых островков.
Ледник между заливом Кривошеина и бухтой Беспокойная отошел на юго-восток на 5-6 километров, обнажив пролив между материком и образовавшимся островом. Ледник Глетчер на восточном берегу залива Вилькицкого отошел на восток на 2-6 километров, образовав мыс и два острова.
В губе Глазова ледник Глазов в результате таяния сместился на восток на 2- 3 километра, в открывшейся бухте образовались два мыса и два острова. „В среднем, ледники, высота которых в 1952 году на обследуемых участках составляла около 100 метров, отступили на 2-5 километров вглубь суши“, — говорят гидрографы.
В результате сбора новых сведений, связанных с береговой линией, определены не менее 15 изменений на местности, требующих внесения корректуры в 23 навигационные морские карты, три руководства и пособия для плавания.
Полученная в ходе экспедиционных работ информация будет передана в Центральное картографическое производство ВМФ, в топографическую службу Вооруженных Сил Российской Федерации, в национальный парк „Русская Арктика“, органы гидрометеорологической службы России для пополнения банков океанографических данных и переиздания существующих карт, руководств и пособий для плавания.
Будущие экспедиции
По словам начальник гидрографической службы флота, поход „Сенежа“ в очередной раз наглядно продемонстрировал, что для того, чтобы знать о Мировом океане больше, лучше и раньше других, необходимо проводить исследования на систематической основе.
В 2013 году по результатам похода гидрографического судна „Горизонт“ к архипелагу Земля Франца-Иосифа Главнокомандующий ВМФ обратился к Министру обороны с ходатайством о восстановлении сокращенной в ходе реформирования в 2009-2011 годах Северной Гидрографической экспедиции — правопреемницы знаменитой гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под руководством Вилькицкого».
«Как нам стало известно, до конца 2015 года экспедиция будет воссоздана. Мы надеемся, что впереди нас ожидают новые исследования и открытия, на основании которых будут изданы новые карты Северного Ледовитого океана и проложены новые судоходные пути», — отметил Наумов.
РИА Новости http://ria.ru/defense_safety/20151012/1300609325.html#ixzz3oMZ5mkdC
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
12.10.1516:35:04
13.10.1504:56:02
14.10.1518:12:32
13.10.1509:58:28
14.10.1511:53:27