От квадрокоптеров до беспилотных самолетов
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruСамые интересные беспилотники «Интерполитеха-2015»
Характерной приметой нашего времени стало использование беспилотных летательных аппаратов (БЛА) для решения широкого круга задач. Целая плеяда новых дронов дебютировала на XIX Международной выставке средств обеспечения безопасности государства и личности «Интерполитех-2015».
Российская фирма «НЕЛК» представила уже известные и новые разработки. В числе первых следует отметить комплекс воздушной разведки на базе БЛА вертолетного типа (НЕЛК-В6) и экспериментальный аппарат вертикального взлета с бортовой энергетической установкой на топливных элементах (НЕЛК-В8).
НЕЛК-В6 предназначен для решения комплекса задач в интересах силовых структур и гражданских ведомств. При взлетной (собственной) массе 7 (до 3) кг БЛА может совершать полет на высоте до 500 м, преодолевая до 10 км в течение около 40 минут. НЕЛК-В8 с бортовой энергетической установкой на низкотемпературных топливных элементах при взлетной массе до 12 кг с целевой нагрузкой 3 кг может решать задачи со скоростью до 50 км/ч на аналогичной высоте в течение 12 часов.
Премьерами производителя стали комплексы воздушной разведки и радиолокационного обнаружения на базе БЛА самолетного и вертолетного типа. Так, беспилотный самолет «НЕЛК-С3» массой до 2,5 кг с электродвигателем при скорости 70-120 км/ч может действовать на высотах до 3000 м в течение до 60 минут. Коптер «Ротор» массой до 3 кг оснащен РЛС, которая обеспечивает круглосуточную радиолокационную разведку местности и подвижных объектов на дальности до 10 км с передачей информации о них по радиоканалу на удаление до 5 км. БЛА со скоростью до 50 км/ч при оснащении бортовой энергетической установкой может летать на высотах до 1500 м в течение 5 часов.
В то же время многофункциональные комплексы — БЛА самолетного и вертолетного типа от компании «Плаз», оснащенные электрическими двигателями, — в зависимости от характеристик могут вести фото-, видео- или тепловизионную разведку («Грифон-02») и 3D-картографирование местности («Грифон-11», «Грифон-12») на дальности 15-90 км в течение до 3 часов. Коптеры поскромнее — «Грифон-41» и «Грифон-07» — способны выполнять аналогичные задачи на дальности 5-15 км в течение 30-60 минут.
Комплекс с БЛА самолетного типа тяжелого класса «Кайра», продемонстрированный ООО «РТИ Аэрокосмические системы», обеспечивает мониторинг ледовой обстановки, рыбных запасов, газо- и нефтепроводов, ЛЭП, объектов повышенной опасности, а также проводит аэрофотосъемку и разведку полезных ископаемых. Для передачи информации комплекс «Кайра» оснащен спутниковой радиосвязью. Обладая массой до 1500 кг, он может летать со скоростью до 300 км/ч на высотах до 8000 м и с полезной нагрузкой на борту в 230 кг может находиться в воздухе до 35 часов.
Комплексы дистанционного наблюдения с БЛА серии «Гранат» представило ООО «Ижмаш — Беспилотные системы». Это носимый и возимый варианты с беспилотниками «Гранат-1-Э» и «Гранат-4-Э» (поставляются для нужд Минобороны), а также комплекс с БЛА «Тахион». По данным разработчика, последний предназначен для круглосуточного сбора информации в труднодоступных условиях на дальности до 40 км, дистанционного обнаружения подвижных и неподвижных объектов, в том числе человека, а также ретрансляции информации и сигналов управления. При взлетной массе до 7 кг БЛА может действовать на высотах до 4000 м со скоростью до 100 км/ч в течение не менее 2 часов. В условиях прямой радиовидимости радиус применения составляет не менее 40 км.
По словам представителя компании Евгения Зайцева, в конце 2015 года начнутся испытания БЛА-конвертоплана «Гранат-5» вертикального взлета и посадки. Аппарат массой 7 кг, который сможет нести нагрузку до 1 кг, создается для спецподразделений ВМФ. Конвертоплан с поворотными двигателями, работающими как в вертолетном, так и самолетном режимах, планируется предложить войскам в 2016 году.
- Беспилотный летательный аппарат «Оса» на Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2015» в Москве
Беспилотный летательный аппарат «Оса»
О новейшей инициативной разработке ZALA Aero Group «Русской планете» рассказал представитель отдела геодезии Александр Кострица. По его словам, БЛА под условным названием 421-Е5 предназначен для мониторинга обширных территорий в зонах чрезвычайных ситуаций, патрулирования и решения других задач. Беспилотник с размахом крыла 5 м может нести до 5 кг полезной нагрузки и летать в течение 7 часов на дальность до 150 км на высотах 1000 м и выше. Аппарат уже привлек внимание специалистов МЧС, Минобороны и Пограничной службы ФСБ России.
В свою очередь в экспозиции МЧС России был представлен БЛА самолетного типа Aerob A2V с корпусом в виде трубы, внутри которой на выдвижной платформе находится электродвигатель с элементами питания и полезная нагрузка. По словам Виталия Ковынева, замгендиректора компании «Аэроб», конструкция обеспечивает быструю смену нагрузки и замену элементов питания. БЛА взлетной массой 6,5 кг на скорости до 120 км/ч может действовать на высотах и дальности в 50-150 м и до 50 км соответственно в течение 3 часов. Аппарат способен летать в автоматическом режиме по определенному маршруту и возвращаться в заданную точку.
Еще один беспилотный самолет — БС-103 вертикального взлета и посадки — выполнен в виде конвертоплана с корпусом из композитных материалов. Как пояснил главный конструктор ОАО «Рекорд-Электроникс» Сергей Александров, аппарат массой до 11 кг способен нести 1,3 кг полезной нагрузки. Время полета по-«вертолетному» и «самолетному» составляет 30 и до 150 минут соответственно, а горизонтальная скорость на высотах 300-2000 м может достигать 80-100 км/ч. По словам Александрова, планируется увеличить высоту полета до 3000-5000 м, полезную нагрузку до 3 кг, а также время «зависания» в одной точке. Выбор такой схемы обусловлен спросом на БЛА, которые способны без дополнительных устройств самостоятельно взлетать и садиться в необорудованных местах. В настоящее время аналогов выбранной схеме, по словам конструктора, в России нет.
О новейших французских аппаратах тактического назначения на стенде ООО «Компания «ПИК ПБА» рассказал Люсьен Марселлет. БЛА «Оса» вертолетного типа с двумя соосными винтами при собственной массе до 16 кг может нести 15 кг полезной нагрузки и со скоростью до 80 км/ч летать на высотах и дальностях до 3000 м и до 25 (120) км соответственно в режиме дистанционного управления (автономно). БЛА оснащен уникальным газотурбинным двигателем с минимальным уровнем шума.
Между тем самолет «Коршун» с толкающим винтом и корпусом из композитных материалов может использоваться и в беспилотном, и в пилотируемом режимах. При массе 550 кг «Коршун» со скоростью 340 км/ч способен нести 250 кг полезной нагрузки (или 2 пилотов) на дальность до 1200 км и действовать на высотах до 6800 м.
Целое семейство беспилотных авиационных комплексов с БЛА типа «Бусел» показал Физико-технический институт Национальной академии наук (ФТИ НАН) Белоруссии. Аппараты самолетного типа массой 6-14 кг на скорости 40-120 км/ч могут находиться в воздухе 60-150 минут и проводить видеомониторинг с высот 1500-5000 м на дальностях 20-50 км, в то время как БЛА дальнего действия типа «Буревестник» могут наблюдать за местностью и подвижными объектами с передачей информации на дальности до 300 км. При массе 180-300 кг и скорости полета 80-220 км/ч они способны функционировать на высотах 200-5000 м в течение 4-10 часов.
НТЦ «Юрион» показал БЛА — ретранслятор для радиосвязи, созданный радиоинженерами. При массе 3,5 кг он может нести полезную нагрузку массой до 530 г. Аппарат способен действовать на высотах 60-3000 м со скоростью 70-120 км/ч в течение 45 минут.
В числе других беспилотников заслуживают внимания БЛА «Эра-100» фирмы Aeroxo и беспилотники вентиляторного типа вертикального взлета и посадки НПП «ОМВ». Первый представляет собой конвертоплан взлетной массой 18/25 кг, который может со скоростью 150-200 км/ч действовать на дальность до 120 (1000) км на аккумуляторах (с генератором) в течение до 48 часов. Беспилотники ОМВ семейства air нового поколения отличаются сочетанием высокой грузоподъемности и большой продолжительности полета. Они компактны, быстро приводятся в рабочее состояние, отличаются повышенной маневренностью и простотой управления.
Словом, отечественных интересных новинок было показано великое множество. Специалист в области беспилотных летательных систем Денис Федутинов считает, что тенденция продвижения в России иностранных БЛА под отечественными брендами, которая появилась было несколько лет назад, сегодня сошла на нет. Нынешняя геополитическая ситуация, по его словам, поспособствовала увеличению числа своих разработок в этой области. По прогнозу Федутинова, теперь сотрудничество с иностранными разработчиками БЛА будет двигаться, скорее, в сторону глубокой локализации производства их аппаратов здесь и передачи ими технологий в рамках этого сотрудничества.
- Ретранслятор НТЦ Юрион. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
- БЛА Оса. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
- БЛА конвертоплан БС-103. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
- БЛА компании НЕЛК. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
- БЛА Кайра. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
- БЛА Грифон-12. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
09.11.1502:53:40
09.11.1508:00:29
09.11.1509:11:00
mother-russia.org09.11.1513:47:38
19.12.1509:21:56
09.11.1515:15:22
09.11.1516:15:52
09.11.1516:34:35
09.11.1516:44:34
13.11.1504:43:15
14.11.1500:02:06