стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
88
Samboris 08 ноября 2015, 19:25

От квадрокоптеров до беспилотных самолетов

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Самые интересные беспилотники «Интерполитеха-2015»

  • Беспилотник БЛА Aerob A2V. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • Беспилотник БЛА Aerob A2V. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

Характерной приметой нашего времени стало использование беспилотных летательных аппаратов (БЛА) для решения широкого круга задач. Целая плеяда новых дронов дебютировала на XIX Международной выставке средств обеспечения безопасности государства и личности «Интерполитех-2015».

Российская фирма «НЕЛК» представила уже известные и новые разработки. В числе первых следует отметить комплекс воздушной разведки на базе БЛА вертолетного типа (НЕЛК-В6) и экспериментальный аппарат вертикального взлета с бортовой энергетической установкой на топливных элементах (НЕЛК-В8).

НЕЛК-В6 предназначен для решения комплекса задач в интересах силовых структур и гражданских ведомств. При взлетной (собственной) массе 7 (до 3) кг БЛА может совершать полет на высоте до 500 м, преодолевая до 10 км в течение около 40 минут. НЕЛК-В8 с бортовой энергетической установкой на низкотемпературных топливных элементах при взлетной массе до 12 кг с целевой нагрузкой 3 кг может решать задачи со скоростью до 50 км/ч на аналогичной высоте в течение 12 часов.

Премьерами производителя стали комплексы воздушной разведки и радиолокационного обнаружения на базе БЛА самолетного и вертолетного типа. Так, беспилотный самолет «НЕЛК-С3» массой до 2,5 кг с электродвигателем при скорости 70-120 км/ч может действовать на высотах до 3000 м в течение до 60 минут. Коптер «Ротор» массой до 3 кг оснащен РЛС, которая обеспечивает круглосуточную радиолокационную разведку местности и подвижных объектов на дальности до 10 км с передачей информации о них по радиоканалу на удаление до 5 км. БЛА со скоростью до 50 км/ч при оснащении бортовой энергетической установкой может летать на высотах до 1500 м в течение 5 часов.

В то же время многофункциональные комплексы — БЛА самолетного и вертолетного типа от компании «Плаз», оснащенные электрическими двигателями, — в зависимости от характеристик могут вести фото-, видео- или тепловизионную разведку («Грифон-02») и 3D-картографирование местности («Грифон-11», «Грифон-12») на дальности 15-90 км в течение до 3 часов. Коптеры поскромнее — «Грифон-41» и «Грифон-07» — способны выполнять аналогичные задачи на дальности 5-15 км в течение 30-60 минут.

Комплекс с БЛА самолетного типа тяжелого класса «Кайра», продемонстрированный ООО «РТИ Аэрокосмические системы», обеспечивает мониторинг ледовой обстановки, рыбных запасов, газо- и нефтепроводов, ЛЭП, объектов повышенной опасности, а также проводит аэрофотосъемку и разведку полезных ископаемых. Для передачи информации комплекс «Кайра» оснащен спутниковой радиосвязью. Обладая массой до 1500 кг, он может летать со скоростью до 300 км/ч на высотах до 8000 м и с полезной нагрузкой на борту в 230 кг может находиться в воздухе до 35 часов.

Комплексы дистанционного наблюдения с БЛА серии «Гранат» представило ООО «Ижмаш — Беспилотные системы». Это носимый и возимый варианты с беспилотниками «Гранат-1-Э» и «Гранат-4-Э» (поставляются для нужд Минобороны), а также комплекс с БЛА «Тахион». По данным разработчика, последний предназначен для круглосуточного сбора информации в труднодоступных условиях на дальности до 40 км, дистанционного обнаружения подвижных и неподвижных объектов, в том числе человека, а также ретрансляции информации и сигналов управления. При взлетной массе до 7 кг БЛА может действовать на высотах до 4000 м со скоростью до 100 км/ч в течение не менее 2 часов. В условиях прямой радиовидимости радиус применения составляет не менее 40 км.

По словам представителя компании Евгения Зайцева, в конце 2015 года начнутся испытания БЛА-конвертоплана «Гранат-5» вертикального взлета и посадки. Аппарат массой 7 кг, который сможет нести нагрузку до 1 кг, создается для спецподразделений ВМФ. Конвертоплан с поворотными двигателями, работающими как в вертолетном, так и самолетном режимах, планируется предложить войскам в 2016 году.

  • Беспилотный летательный аппарат «Оса» на Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2015» в Москве
  • Беспилотный летательный аппарат «Оса» на Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2015» в Москве

Беспилотный летательный аппарат «Оса»

О новейшей инициативной разработке ZALA Aero Group «Русской планете» рассказал представитель отдела геодезии Александр Кострица. По его словам, БЛА под условным названием 421-Е5 предназначен для мониторинга обширных территорий в зонах чрезвычайных ситуаций, патрулирования и решения других задач. Беспилотник с размахом крыла 5 м может нести до 5 кг полезной нагрузки и летать в течение 7 часов на дальность до 150 км на высотах 1000 м и выше. Аппарат уже привлек внимание специалистов МЧС, Минобороны и Пограничной службы ФСБ России.

В свою очередь в экспозиции МЧС России был представлен БЛА самолетного типа Aerob A2V с корпусом в виде трубы, внутри которой на выдвижной платформе находится электродвигатель с элементами питания и полезная нагрузка. По словам Виталия Ковынева, замгендиректора компании «Аэроб», конструкция обеспечивает быструю смену нагрузки и замену элементов питания. БЛА взлетной массой 6,5 кг на скорости до 120 км/ч может действовать на высотах и дальности в 50-150 м и до 50 км соответственно в течение 3 часов. Аппарат способен летать в автоматическом режиме по определенному маршруту и возвращаться в заданную точку.

Еще один беспилотный самолет — БС-103 вертикального взлета и посадки — выполнен в виде конвертоплана с корпусом из композитных материалов. Как пояснил главный конструктор ОАО «Рекорд-Электроникс» Сергей Александров, аппарат массой до 11 кг способен нести 1,3 кг полезной нагрузки. Время полета по-«вертолетному» и «самолетному» составляет 30 и до 150 минут соответственно, а горизонтальная скорость на высотах 300-2000 м может достигать 80-100 км/ч. По словам Александрова, планируется увеличить высоту полета до 3000-5000 м, полезную нагрузку до 3 кг, а также время «зависания» в одной точке. Выбор такой схемы обусловлен спросом на БЛА, которые способны без дополнительных устройств самостоятельно взлетать и садиться в необорудованных местах. В настоящее время аналогов выбранной схеме, по словам конструктора, в России нет.

О новейших французских аппаратах тактического назначения на стенде ООО «Компания «ПИК ПБА» рассказал Люсьен Марселлет. БЛА «Оса» вертолетного типа с двумя соосными винтами при собственной массе до 16 кг может нести 15 кг полезной нагрузки и со скоростью до 80 км/ч летать на высотах и дальностях до 3000 м и до 25 (120) км соответственно в режиме дистанционного управления (автономно). БЛА оснащен уникальным газотурбинным двигателем с минимальным уровнем шума.

Между тем самолет «Коршун» с толкающим винтом и корпусом из композитных материалов может использоваться и в беспилотном, и в пилотируемом режимах. При массе 550 кг «Коршун» со скоростью 340 км/ч способен нести 250 кг полезной нагрузки (или 2 пилотов) на дальность до 1200 км и действовать на высотах до 6800 м.

Целое семейство беспилотных авиационных комплексов с БЛА типа «Бусел» показал Физико-технический институт Национальной академии наук (ФТИ НАН) Белоруссии. Аппараты самолетного типа массой 6-14 кг на скорости 40-120 км/ч могут находиться в воздухе 60-150 минут и проводить видеомониторинг с высот 1500-5000 м на дальностях 20-50 км, в то время как БЛА дальнего действия типа «Буревестник» могут наблюдать за местностью и подвижными объектами с передачей информации на дальности до 300 км. При массе 180-300 кг и скорости полета 80-220 км/ч они способны функционировать на высотах 200-5000 м в течение 4-10 часов.

НТЦ «Юрион» показал БЛА — ретранслятор для радиосвязи, созданный радиоинженерами. При массе 3,5 кг он может нести полезную нагрузку массой до 530 г. Аппарат способен действовать на высотах 60-3000 м со скоростью 70-120 км/ч в течение 45 минут.

В числе других беспилотников заслуживают внимания БЛА «Эра-100» фирмы Aeroxo и беспилотники вентиляторного типа вертикального взлета и посадки НПП «ОМВ». Первый представляет собой конвертоплан взлетной массой 18/25 кг, который может со скоростью 150-200 км/ч действовать на дальность до 120 (1000) км на аккумуляторах (с генератором) в течение до 48 часов. Беспилотники ОМВ семейства air нового поколения отличаются сочетанием высокой грузоподъемности и большой продолжительности полета. Они компактны, быстро приводятся в рабочее состояние, отличаются повышенной маневренностью и простотой управления.

Словом, отечественных интересных новинок было показано великое множество. Специалист в области беспилотных летательных систем Денис Федутинов считает, что тенденция продвижения в России иностранных БЛА под отечественными брендами, которая появилась было несколько лет назад, сегодня сошла на нет. Нынешняя геополитическая ситуация, по его словам, поспособствовала увеличению числа своих разработок в этой области. По прогнозу Федутинова, теперь сотрудничество с иностранными разработчиками БЛА будет двигаться, скорее, в сторону глубокой локализации производства их аппаратов здесь и передачи ими технологий в рамках этого сотрудничества.

    • Ретранслятор НТЦ Юрион. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
    • Ретранслятор НТЦ Юрион. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
    • БЛА Оса. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
    • БЛА Оса. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
    • БЛА конвертоплан БС-103. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
    • БЛА конвертоплан БС-103. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
    • БЛА компании НЕЛК. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
    • БЛА компании НЕЛК. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
    • БЛА Кайра. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
    • БЛА Кайра. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
    • БЛА Грифон-12. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
    • БЛА Грифон-12. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

  • Ретранслятор НТЦ Юрион. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА Оса. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА конвертоплан БС-103. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА компании НЕЛК. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА Кайра. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА Грифон-12. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 6
    Нет аватара guest
    09.11.1502:53:40

    Прорвало… это хорошо )

  • 10
    Holso Stitchred Holso Stitchred
    09.11.1508:00:29

    Как видим, в России наблюдается активный «беспилотный» бум в последние годы.

    Я составил далеко не полный список организаций, которые занимаются разработкой и производством БПЛА в России. После этой статьи придется его дополнить.

    № | Разработчик | Город | Модели

    1 | ЗАО НПЦ «НЕЛК» | Москва | Чибис, НЕЛК-С3, НЕЛК-В6 (вертолетный), НЕЛК-В8 (вертикальный взлет, топливные элементы)

    2 | «Аэроб» | Москва | Aerob PN2, Aerob 4D

    3 | «Сухой» | Москва | Х-40 Охотник-У (Охотник-Б)

    4 | ОКБ им. Яковлева («Иркут») | Москва | Прорыв (под вопросом)

    5 | «Миль» («Вертолёты России») | Москва | Роллер

    6 | «МиГ» | Москва | Скат (проект закрыт), Гонщик

    7 | ООО «РТИ Аэрокосмические системы» | Москва | Кайра

    8 | МАИ | Москва | Аса-2, Аист, Ворон-333

    9 | АФМ-Серверс | Москва | Птеро-СМ, Птеро-Е5

    10 | НТЦ «Юрион» | Москва | ???

    11 | «Вега» (ОПК) | Москва, Рыбинск | Чирок, Типчак, Корсар

    12 | Aeroxo («Новые технологии») | Москва, Казань | Эра-50 (конвертоплан; четыре поворотных винта), Эра-100 (аналогично)

    13 | ЮВС Авиа | Москва, Смоленск | Гранад

    14 | «ИРКУТ Инжиниринг» | Москва, Иркутск | Иркут-3, Иркут-10, Иркут-200, Иркут-850

    15 | «Камов» («Вертолёты России») | Люберцы (М.о) | Ка-135, Альбатрос

    16 | «Аэрокон» | Жуковский (М.о) | Инспектор-101, Инспектор 201, Инспектор 301, Рубеж-20

    17 | ИЭМЗ | Истра (М.о) | Истра-17, Истра-07 (комплекс РЭБ)

    18 | «Транзас» | Санкт-Петербург | Дозор-100, Дозор-600, Кронштадт, Иноходец (масса 1 тонна; гражданская версия — Орион)

    19 | «Специальный технологический центр» | Санкт-Петербург | Орлан-3М, Орлан-10

    20 | Плаз | Санкт-Петербург | Geoscan 300, Geoscan 101, Грифон-02, Грифон-07, Грифон-11, Грифон-41

    21 | ОАО «Рекорд-Электроникс» | Арзамас | БС-103 (вертикальный взлёт и посадка)

    22 | «Сокол» (ОКБ им. Симонова) | Казань | Альтиус-М (совместно с «Транзас»)

    23 | ЭНИКС | Казань | Элерон-3СВ, Элерон-10СВ

    24 | «ZALA Aero Group» | Ижевск | Серафим, ZALA 421-06, ZALA 421-08М, ZALA 421-20

    25 | «Беспилотные системы» (Unmanned) | Ижевск | Supercam S350, Pioneer, Photobot, Supercam X8

    26 | «Ижмаш — Беспилотные системы» | Ижевск | Груша, Гранат, Муха, Тахион (летающее крыло; топливные элементы)

    27 | КумАПП | Кумертау (Башкир.) | ???

    28 | ОМПО им. Баранова | Омск | Альтаир (вертикальный взлёт и посадка)

    29 | ОКБ «МБА» | Омск | ПП-45 «Эльф"

    30 | Радиозавод им. А. С. Попова | Омск | К-2

    31 | АВАКС-ГеоСервис | Красноярск | Дельта

    Список дополнен и обновлен. Компании, изготавливавшие в России израильские, австрийские и прочие иностранные беспилотники, в список не включены.

    Отредактировано: Леонид Комоедов~09:54 09.11.15
    • 4
      Нет аватара Инженер2015
      09.11.1509:11:00

      Новость очень радует, в плане интегратора многово добились. Ещё бы всё это на отечественную компонентную базу перевести, электродвижки на отечественные сменить

      • 1
        Нет аватара mother-russia.org
        09.11.1513:47:38

        Движки не приоритет — этого добра хватает и при желании освоить их производство можно достаточно быстро. А вот в электронную компонентную базу практически все упирается.

    • 0
      Holso Stitchred Holso Stitchred
      19.12.1509:21:56

      К это списку добавилась новая компания, переехавшая из Одессы в Севастополь (актуальное название не знаю):

      32 | ЮМИК Аэроспейс | Севастополь | Observer SM 1, Supervisor SM 2, Microvisor SM 7M, Viper SM

  • 2
    Stanislav Melnikov Stanislav Melnikov
    09.11.1515:15:22

    Да, а еще относительно недавно были времена, когда Минобороны воротило нос от отечественных беспилотников, а различного рода игсперты и журналисты предрекали смерть еще нерожденной отрасли.

    • 3
      Holso Stitchred Holso Stitchred
      09.11.1516:15:52

      И как фамилия министра обороны те годы?

      • 1
        Stanislav Melnikov Stanislav Melnikov
        09.11.1516:34:35

        Да, помню-помню… Я про общую ситуацию.

        Отредактировано: Stanislav Melnikov~17:34 09.11.15
    • 4
      megajob megajob
      09.11.1516:44:34

      Примерно в то время я много «спорил» с местными «либерастами» и «просральщикамивсехполимеров», именно на тему отсутствия отечественных беспилотников. Одним из доводов было: пусть они пока все шишки набьют, докажут действенность данных систем, а мы потом «догоним». Вот собственно и подтверждение — можно «выбирать» из проверенных вариантов, какие для России БПЛА подойдут лучше, при спросе — появилось и предложение (!!), ну, а достижения РЭБ сделало все «ненаши» БПЛА — противопопуасным устройством! ))

      Нутром чую будет тоже самое и с «рельсотронами» и лазерами", американцы еще не все что в СССР перепробывали, а Россия на СОИ 2.0 не ведется /злобный смех/

  • 0
    Нет аватара guest
    13.11.1504:43:15

    Я так задам вопрос. Который бы задал любой нормальный человек, но к сожалению стесняется.

    По чём сие для народа?   

    • 0
      megajob megajob
      14.11.1500:02:06

      С какой целью интересуетесь?     А то «просто полетать» вам будет неинтересно, а вот «на подсмотреть» — вляпаетесь под статью «об незаконнм использовании аппаратуры для сбора информации» (ну или как-то так называется".

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,