Лого Сделано у нас
212

Окрытие завода РТК-Электро-М

  •  © rtc-electro-m.ru

Компания РТК-Электро-М начала свою деятельность как импортер токопроводов. Токопроводы применяются для передачи электроэнергии на небольшие расстояния, например для связи различных устройств на электро-подстанциях, связи генератора и трансформатора тока и т. д.

  •  © rtc-electro-m.ru

До этого в России применялись в основном токопроводы с воздушной изоляцией, тогда как в мире популярность набрали другие, более совершенные типы токопроводов, такие как пофазно изолированные токопроводы с литой изоляцией (ТПЛ) и комплектные токопроводы с литой изоляцией (ТКЛ). Вот их импортом и занялась компания РТК-Электро-М.

Но, накопив опыта, и знаний, постепенно возникло понимание, что компания способна сама наладить производство литых токопроводов в России. Тем более что в России на тот момент никто подобной продукции не производил. В 2006-м году компания подыскала на территории Павло-Посадского района Московской области помещения, завезла оборудование, и начала новое уникальное для России производство.

Но со временем производственных мощностей стало не хватать. И было принято решение о строительстве нового завода. И вот, 28-го октября 2015-го года состоялось торжественное открытие первой очереди нового завода компании.

Токопровод это сложное электротехническое устройство, состоящее и множества различных компонент. Эти компоненты приходят на завод готовыми и около 80% их произведено на предприятиях России. Это, кстати, результат планомерной и сложной работы компании с российскими производителями. Когда РТК-Электро-М только запустила своё производство — локализация была мизерной. Несмотря на то, что компания постоянно искала поставщиков среди отечественных производителей, заменить импортные компоненты было сложно — продукция наших заводов не соответствовала предъявляемым требованиям по качеству. Мало того — многие наши производители сначала достаточно прохладно относились к предложению компании РТК-Электро-М подтянуть качество свой продукции до приемлемого уровня. Но их подстегнул кризис 2008-го года (вот уж нет худа без добра). Когда сложная ситуация на рынке потребовала от производителей искать новые рынки сбыта, бороться за клиента, пришлось «подтягивать» свой уровень. И в итоге, сейчас для производства литых токопроводов за границей закупается лишь некоторая «химия».

Итак, на завод приходят компоненты токопроводов. Для ТПЛ, в качестве проводника, используются вот такие трубы — это токоведущая шина, она может быть алюминиевой или медной, разной толщины и сечения, в виде полой трубы или прутка:

  •  © Фото из открытых источников

Все токопроводы производятся именно под конкретный проект, а компания сопровождает проект на всем его жизненном цикле, от разработки технической документации по требованиям заказчика, до сервисного обслуживания.

Для токопровода типа ТКЛ проводящей шиной служит медный или алюминиевый проводник прямоугольного сечения.

  •  © Фото из открытых источников

В зависимости от проекта, каждый токопровод имеет свою длину и форму.

Вот так, например, выглядит монтажный чертеж трассы, на основании такого чертежа и производятся отдельные токопроводы

  •  © Фото из открытых источников

Согласно проекту проводники сначала нарезаются на станках до требуемого размера.

  •  © Фото из открытых источников
  •  © Фото из открытых источников

Далее заготовки для ТПЛ идут на участок гибки, где им придают нужную форму на специальных столах

  •  © Фото из открытых источников

После чего, заготовки идут на участок сварки, где на концы шины привариваются контакты.

  •  © Фото из открытых источников

Поверх шины создается сложный изоляционный слой — на шину наматываются слои — полупроводящий и заземляющий (изоляционный слой токопровода напряжением до 1200 В заземляющего и полупроводящих слоев не содержит). Полупроводящие слои нужны для выравнивания потенциала внутри изоляции.

Слои просто наматываются поверх шины

  •  © Фото из открытых источников
  •  © Фото из открытых источников

Поверх слоев, в зависимости от исполнения, на секцию надевается термоусадочная трубка — для закрытых помещений, или гофра для уличного использования.

После намотки слоёв и подготовки, токопровод помещается в специальные печи, где под действием вакуума в обмотку токопровода «всасывается» специальная смола, которая под действием температуры запекается. Этот процесс может занимать несколько дней.

  •  © Фото из открытых источников

  •  © Фото из открытых источников

Токопроводы типа ТКЛ производятся иначе. В основе этих токопроводов лежит медная или алюминиевая шина прямоугольного сечения, несколько таких шин заливаются специальным составом — компаундом. Изолирующий материал специального компаунда получают, используя метод литья с насыщением частицами инертных материалов с мелкозернистой структурой. Такая изоляция обладает отличными диэлектрическими характеристиками и имеет высокую механическую прочность.

Для заливки шина размещается в специально подготовленной для конкретного изделия опалубке. Опалубка нарезается из алюминиевых заготовок

  •  © Фото из открытых источников

Далее по размерам заготовки нарезаются, и собирается опалубка

  •  © Фото из открытых источников

После чего внутри опалубки размещаются шины, и специальные формы для формирования вентиляционных отверстий в токопроводе.

  •  © Фото из открытых источников

И все это заливается компаундом

  •  © Фото из открытых источников

Сам компаунд готовится специальной машиной — наверху находятся ёмкости с песком и другими составляющими, которые непрерывно подаются в машину, которая смешивая их, готовит состав.

  •  © Фото из открытых источников

Получается вот такое изделие

  •  © Фото из открытых источников

Или, например, такое

  •  © Фото из открытых источников

На последней фотографии соединительная муфта, с помощью которой соединяют два участка токопровода типа ТКЛ. Места соединения, в процессе монтажа, уже на объекте заливаются компаундом. Это делает токопровод совершенно водонепроницаемым.

  •  © Фото из открытых источников

ТПЛ соединяют с помощью шинных компенсаторов, которые позволяют нивелировать температурные колебания проводников:

  •  © Фото из открытых источников

Я побывал на многих заводах, и привык уже что современное производство всегда очень компактно — так как земля стоит денег, а лишние объемы помещений нужно обогревать, освещать, охлаждать, вентилировать — что повышает издержки производства. Поэтому проектировщики стараются разместить оборудовние очень компактно, и это реально целое искусство разместить оборудование так, что бы и тесноты не было, и места занять как можно меньше. И я к этому уже привык, и поэтому тут же бросилось в глаза то, что цехах завода РТК-Электро-М сейчас, так сказать, очень просторно. Все дело в том, что на заводе пока производят только два вида токопроводов, но в констуркторском бюро идет разработка и другой продукции, и со временем свободное место будет задействовано. А рядом уже начато строительство второй очереди завода, которую планируют открыть года через два.

Идет работа и над производством токопроводов для больших напряжений. Сейчас на заводе производят продукцию рабочим напряжением до 35 КВ включительно, но уже разрабатываются токопроводы до 110 КВ и выше.

Меня всегда радует, когда импортер начинает вкладывать деньги в России, локализуя здесь ту продукцию, которую он недавно завозил из-за рубежа. И это хорошо не только потому, что открыт новый завод и созданы рабочие места, но еще и потому, что такая компания уже имеет рынки сбыта своей продукции и собственную клиентуру. А значит завод точно будет работать и развиваться.

И еще такие мысли. Импортозамещение — очень модным стало это слово стараниями СМИ в последнее время. И поэтому создается ощущение, что ранее импортозамещением в стране никто не занимался, а сейчас — «партия сказала «надо» — комсомол ответил «есть». Но это не так! Я за последний месяц побывал уже на трёх новых производствах, продукцию которых можно смело назвать импортозамещающей. «Эйлитон», «Связь Инжиниринг КБ» и «РТК-Электро-М». И эти три проекта начались задолго до того, как слово «импортозамещение», усилиями СМИ, стало так популярно.

Поэтому, как и модернизация стала фактом задолго до того, как это слово до дыр затерли в СМИ, так и импортозамещение в стране давно и успешно идет. Потому что, когда в стране в целом и в отдельном регионе в частности созданы условия для развития бизнеса, то в какой-то отдельной разнарядке сверху нет никакой необходимости.

  • 9
    Нет аватара Cinik
    09.11.1507:00:20

    Отличная статья! Спасибо!

  • -1
    Нет аватара Лехастик
    09.11.1507:30:39

    Прочитал статью и не понял, зачем нужны эти хитровыделанные «токопроводы». Почему нельзя использовать обычный силовой кабель? В чём специфика данного типа проводников?

    • 16
      igorborisov Борисов igorborisov Борисов
      09.11.1507:37:18

      Большие напряжения, большие токи, ограниченное пространство. Если в случае с обычной воздушной ЛЭП можно разнести фазы на метры между собой, то в помещении, например, электростанции для доставки тока от генератора к распредустройству нужны более компактные решения.

    • 3
      megajob megajob
      09.11.1516:51:19

      Сам не специалист — не отвечу, но много общался с проектровщиками как раз по проектам «на местах» для вот такого. Понял лишь — если надо именно ЭТО, значит именно ЭТО и нужно, по техническим требованиям. Которые, как и устав воинский, писаны кровью — человек попавшый под высоковольтный разряд осыпается кучкой пепла — буквально. ((

      Так же, главный «моск» их этих проектировшиков, даже статью в какой то журнал написало «об недопустимом и безалаберном отставании отечественных производителей»!! При это «моск» — ярый патриот и часто «бесилась» от бездействия отечественных производителей производящих «устаревшее и очень опасное обородование, тогда как фирма ххххххх уже давно и успешно делает хххххх».

  • 6
    Нет аватара dimKC
    09.11.1514:36:00

    В свое время покупали токопроводы на 0,4 кВ еще в коробах с воздушной изоляцией — для транзита мощности всего 7МВт на 130м в закрытом помещении, так очень дорогая штука оказалась — где-то 10% от стоимости электростанции.

    • 0
      Kolyda Kolyda
      10.11.1523:37:09

      В свое время покупали токопроводы на 0,4 кВ еще в коробах с воздушной изоляцией

      Основная изоляция в комплектных шинопроводах (так они называются) — стеклопластик, прессованный и листовой. Шины ничем не защищены от внешней среды, наружный «короб» защищает персонал от электротравм. Воздух в этих конструкциях именно изолятором не является.

      Чем хороши комплектные шинопроводы — это их широкой номенклатурой, всегда можно подобрать серийно выпускаемые типоразмеры под любой проект электроснабжения.

      Эти же изделия выпускаются «под заказ» для конкретного оборудования, что естественно удорожает стоимость объекта. Другой разговор, что в условиях с агрессивной средой или повышенной влажностью такие токопроводы могут оказаться незаменимы.

      • 0
        Нет аватара dimKC
        11.11.1515:36:42

        Так точно. Имел ввиду защиту персонала под словом изоляция. Все равно интуитивно боязно прикасаться к коробам. Сейчас иногда проезжаю мимо — смотрю работает газопоршневая станция…только на отшибе стоит, это и беспокоит, чтобы бомжи не протюхали сколько же там меди

        • 0
          Kolyda Kolyda
          11.11.1519:50:20

          Все равно интуитивно боязно прикасаться к коробам.

          Когда знаешь куда можно прикасаться, а куда нельзя то чего же боятся? Или Вы не электрик? Тогда правильно, лишний раз рисковать не стоит.

          …чтобы бомжи не протюхали сколько же там меди

          А сколько этих бомжей, а еще хуже детей снимают мертвых с действующего электрооборудования… Технику Безопасности им никто не преподавал к сожалению.

  • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,