MAX
Подпишись
стань автором. присоединяйся к сообществу!
Есть метка на карте 11 февраля 244
192

Завод по производству ракетного топлива гидразина построен в Нижегородской области

Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП ЦЭНКИ) построил завод по производству компонента ракетного топлива — гидразина.

Завод построен в рамках ФЦП «Разработка, восстановление и организация производства стратегических, дефицитных и импортозамещающих материалов». Он расположен в Нижегородской области, проектная мощность — 15 т в год. В настоящее время идут комплексные испытания оборудования.

Производство гидразина в России было свернуто в 1990-е годы. С тех пор гидразин закупался за рубежом, в основном в Германии. В 2014 году, после обострения отношений со странами западного блока, поставки гидразина в РФ прекратились, так как данный вид топлива используется в том числе для реализации военных программ.

В октябре 2014 года санкции были частично ослаблены: совет Европейского союза разрешил поставлять в Россию гидразин и гептил в тех случаях, когда топливо приобретается для реализации совместных с Европейским космическим агентством программ либо для запусков европейских космических аппаратов. Продавцам указали следить за тем, чтобы российские компании покупали строго необходимое количество топлива под конкретный проект.

По словам представителей Роскосмоса, топливное эмбарго никак не сказалось на космических программах. Точнее, сказаться пока не успело: в РФ были накоплены запасы тех марок топлива, которые попали под санкции. Главным образом, о создании запасов позаботились в Минобороны, уточнил собеседник в Роскосмосе.

— Основного ракетного топлива — несимметричного диметилгидразина, на котором работают первые ступени «Протонов» и ряд других ракет, у нас накоплено на десятилетие вперед, так что дефицита не предвидится, — заверил Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики. — А вот с особо чистыми гидразинами, такими как амидол, возникают проблемы. Поэтому Роскосмос и решил этот вопрос оперативно.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в наш Телеграм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Источник: vpk-news.ru

Комментарии 0

Для комментирования необходимо войти на сайт

  • 30
    alex_koshkin alex_koshkin11.02.16 11:57:45

    Ну что могу сказать — спасибо санкциям =)

  • 13
    Нет аватара vlTepes11.02.16 12:02:57

    Картинку поправить надо — Союз летает на керосине.Нужна картинка Протона.

  • 7
    Vasisualiy Vasisualiy11.02.16 12:03:21

    Тут неверное правильнее будет разместить картинку не Союз-ФГ, а Протон-М, т.к. именно в нем используется несимметричный диметилгидразин в связке с тетраоксидом азота.

    На союзах используется Керосин + Кислород.

  • 9
    Нет аватара Maggey11.02.16 12:15:37

    Завод это хорошо. Ангару скорее надо так сказать пускать в ход так как она работает на не токсичных для окружающей среды Керосин+Кислород. Гидразин и гептил все это жутко токсичное и при неудачном запуске (взрыве ракеты около Земли) приходится детоксикаию местности производить.

    Я бы этим европейским пед*кам в ответ бы перестал ихние спутники запускать в ответ на ихнее поведение, а то совсем оборзели.

    Отредактировано: Maggey~13:18 11.02.16
    • 29
      Нет аватара Инженер201511.02.16 14:13:46

      Я бы этим европейским пед*кам в ответ бы перестал ихние спутники

      запускать в ответ на ихнее поведение, а то совсем оборзели

      За запуски их спутников мы получаем деньги и вредить им во вред себе не дальновидно (хоть и порой очень хочется)

      Самое большое раздражение для европейцев это развитие РФ

      • 0
        Нет аватара MiK13.02.16 12:46:31

        Они тоже не бесплатно поставляли нам, то что теперь свернуто по санкциям. Однако свернули!

        Поставлять врагу продукцию военного назначения, в том числе запускать им спутники двойного назначения, оправдывая это недополученным баблом -- по меньшей мере ЦИНИЧНО!

    • 0
      Нет аватара guest12.02.16 02:29:00

      Гептил — это и есть военное жаргонное название НДМГ. Так что гидразин и гептил — это одно и то же.

      • 0
        Нет аватара emol1713.02.16 15:39:22

        А тротил — это тоже военное жаргонное название ТНТ?

        Ерунду не пишите. Гидразин и гептил (несимметричный диметилгидразин) — это не одно и то же.

        • 0
          Нет аватара guest18.02.16 01:28:00

          А тротил — это тоже военное жаргонное название ТНТ?

          ВНЕЗАПНО, да. Только не военное, а общеупотребимое.    

      • 0
        Нет аватара sarvizir22.11.16 00:46:22

        «Так что гидразин и гептил — это одно и то же."

        ----------------------------------------------------

        Гидразин H2N—NH2

        Гептил (НДМГ) H2NN(CH3)2

        Вещества разные, а не одно и то же.

  • 0
    Нет аватара Maggey11.02.16 12:20:26

    Поясните, а 15 т в год это мало или достаточно? Просто я не знаю сколько его нужно для запуска к примеру 1 Протона.

    • 7
      Нет аватара PodvodnyyDesant11.02.16 13:46:41

      Возможно имелось ввиду 15000 тонн. Потому, что, как я понимаю, 15 тонн не хватит даже «двигатели прогреть». Из википедии масса топлива первой ступени Протон-М — 428,3 тонн.

      • 0
        Нет аватара Egregore11.02.16 21:35:17

        статью прочти

         https://sdelanounas.ru/blogs/74001/ 

        а основной объём вроде как занимает азотный тетроксид, но я не ракетчик правда.

        Отредактировано: Egregore~22:44 11.02.16
        • 0
          Нет аватара emol1713.02.16 15:40:44

          15 тонн в год — это мало, но именно столько, сколько нужно. Заправляют им не ракеты, а спутники.

  • 5
    Нет аватара guest11.02.16 12:57:07

    Оно высокотоксичное. Протоны на нём летают. Сейчас Ангару как раз делают экологичной на керосине на замену Протону.

  • 6
    Нет аватара bars_1611.02.16 13:28:08

    Отмечается, что производство гидразина и гептила (несимметричный диметилгидразин) в России было свернуто в 1990-е годы. С тех пор гидразин закупался за рубежом, в основном в Германии.

    "Никакой зависимости России от импорта ракетного топлива из стран Европы, в частности Германии, нет, и не было", — заявил официальный представитель Роскосмоса. При запуске ракет-носителей военного и гражданского назначения используется топливо, все компоненты которого произведены в России. Так, несимметричный диметилгидразин (НДМГ или гептил) полностью производится в городе Салават на одном из предприятий компании «Газпром».
    http://rueconomics.ru/75136-roskosmos-vse-raketnoe-toplivo-rossiya-proizvodit-sama/

    • 5
      Нет аватара guest11.02.16 14:46:19

      Кто-то в СМИ опять наврал. С другой стороны-если пр-во было в полном обьеме, что делает вновь построенный завод?

    • 1
      Нет аватара Maggey11.02.16 14:47:04

      Кто выдумал такую байку о зависимости в топливе?

  • 13
    maxim947 maxim94711.02.16 15:07:47

    Гептил и гидразин — это абсолютно разные виды ракетного топлива. Гептил — это двухкомпонентное топливо, в качестве окислителя используется амил. (когда протон упал был заметен характерный желтый дым — это амил). Гидразин — это однокомпонентное топливо, которому для горения необходим катализатор. На протонах 1-ая и 2-ая ступень летает на гептиле (НГМД) + атин (азотная кислота) заправка десятки и сотни тонн. Гидразин используется для Блоков выведения и для двигательных установок космических аппратов — там объемы не большие посему 15 т. вполне хватит. А вообще ситуация была (и пока остается) крайне позорная… Покупать КРТ за границей. Не у космической державы.

    • 0
      Нет аватара PodvodnyyDesant11.02.16 16:34:04

      Протон-М, масса топлива в тоннах:

      Первая ступень — 419,41

      Вторая ступень — 156,1

      Третья ступень — 46,56

      Разгонный блок — 15,05

      Или имеется ввиду что-то другое типа подруливающих двигателей на спутниках (прошу прощения, не знаю как их «по научному» зовут)?

      • 1
        Нет аватара Egregore11.02.16 21:49:38

        «подруливающие» на спутниках на кислороде (на газе) работают, который и является рабочим телом. В том смысле что они не являются ракетными двигателями .

        Хотя различных космических двигателей море всяких, работающих на различных принципах .Только «подруливающие» или «корректирующие» это в основном пилотируемая космонафтика, а это уже космические корабли, орбитальные станции.

        Отредактировано: Egregore~23:06 11.02.16
    • 1
      Нет аватара guest12.02.16 03:03:35

      Не совсем так. Начнём с того, что «амил» и «гептил» — это чисто военные названия, выдуманные в порядке секретности, «чтоб никто не догадался». Гидразин — это название целого класса соединений, из которых в России как ракетное топливо применяется в основном несимметричный диметилгидразин (НДМГ), он же «гептил». В качестве же окислителя для гидразиновых топлив обычно используются вещества ряда азотной кислоты: оксиды I (N2O) и IV (NO2/N2O4), плюс собственно азотная кислота HNO3. В СССР и России традиционно предпочитают НДМГ в качестве топлива и оксид азота IV (также известный как «амил») в качестве окислителя, тогда как в США исторически более популярны аэрозин 50 (смесь НДМГ и гидразина просто в равных пропорциях) и красная дымящаяся азотная кислота (смесь азотной кислоты с оксидом азота). При этом чистый гидразин (N2H4) может использоваться ещё и как монопропеллант, поскольку при пропускании гидразина через горячий иридиевый катализатор он разлагается на газообразные азот, аммиак и водород с выделением большого количества энергии. А окислитель у «Протона» всё же азотный тетроксид, что прекрасно заметно по «лисьему хвосту» из баков: оксид 4-валентного азота имеет характерный оранжево-бурый цвет, который, кстати, дал название и красной дымящейся азотной кислоте: азотка в высоких концентрациях склонна к самопроизвольной диссоциации на воду и оксид азота.

      • 0
        Нет аватара emol1713.02.16 15:44:21

        Гидразин — это название индивидуального химического вещества, а не целого класса соединений. Всё остальное написано правильно.

  • 5
    Nikituchka Nikituchka11.02.16 15:17:18

    продавцам было указано следить за тем, чтобы российские компании покупали строго необходимое количество топлива под конкретные совместные проекты с Европейским космическим агентством либо для запусков европейских космических аппаратов.

    Вот же противная Гейропа! Всё у них там на западе мрии, о том что смогут нас остановить.        

    В итоге мы им скажем СПАСИБО за санкции и пойдём дальше.    

  • 2

    Наверное, не стоит еще забывать, что и интересные изделия для РВСН летают на этом топливе )))

    • 0
      Нет аватара Maggey11.02.16 17:13:37

      Ну если посмотреть на ракеты стоящие у РВСН, то там данное топливо используется в ракетах «Молодец» (Сатана) и УР-100 (сотка) которые уже не производят, а остальные ракеты на твердом топливе. Так что я думаю это вряд ли для РВСН.

      • 2
        Нет аватара guest11.02.16 18:04:14

        Норвая «Сармат» -на жидком топливе, КБ Макеева.

        В заголовке-ошибка, гидрозин написано.

        Отредактировано: Омутин Зафар~19:05 11.02.16
      • 1
        Нет аватара guest11.02.16 18:14:22

        Воеводу забыли.

  • 2

    А Синева с Лайнером?

  • 3
    Нет аватара guest11.02.16 19:14:59

    Вот уроды журналажники — мы это производство гептила от души нюхаем, производство в Салавате не останавливается, цистерны с надписью Роскосмос — Гептил нередко видим, а тут пишут, что у нас не производится??? А в Каму 2 как раз отходы производства льют, несколько лет назад 3 миллиарда штрафа впаяли за загрязнение среды.

    • 1
      Нет аватара guest11.02.16 20:52:53

      Гептил и гидразин- разные вещества.

      • 1
        Нет аватара guest12.02.16 03:07:56

        Не совсем. Гидразин — это H2N4, а несимметричный диметилгидразин (C2H8N2), АКА гептил — это его производная (два водорода на левом азоте заменены на метиловые группы), в разговорной речи часто тоже называемая гидразином.

        • 0
          Нет аватара emol1713.02.16 15:46:17

          Совсем разные. Разговорную речь от официальной отличаете?

          • 0
            Нет аватара guest18.02.16 01:28:58

            Так об этом я, собственно, и пишу, если не заметили.

        • 0
          Нет аватара четыре22.08.16 19:19:16

          Гептил гидразином (или наоборот) в ракетной среде никогда не называют, ибо это два совершенно разных видов топлива и используются в разных двигателях.

          Гидразин топливо для однокомпонентных двигателей сильно малых тяг. граммы буквально.

          Ну, а НДМГ топливо для двухкомпонентых движков тягой от сотен грамм до сотен тонн.

  • 1
    Нет аватара guest11.02.16 19:17:41

    не гидрОзин, а гидрАзин

  • 1
    Нет аватара guest11.02.16 23:27:40

    Хорошая новость, космос приоритет мы традиционно это любим и умеем, и не в коем случае нельзя зависить в этом вопросе от т.н. партнёров… Много плюсов!

  • 0
    kos2910 kos291012.02.16 15:36:30

    спасибо санкциям!