стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
18

Успешно завершен эксперимент по исследованию навигационной обстановки в высоких Северных широтах при переходе по Северному морскому пути

В сентябре 2011 года завершен эксперимент по исследованию навигационной обстановки в высоких Северных широтах при переходе по Северному морскому пути (СМП). Переход патрульного судна ПС-824 Северным морским путём осуществлялся по маршруту Мурманск — Петропавловск-Камчатский — Невельск.

Инициатива его проведения принадлежала Информационно-аналитическому центру координатно-временного и навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО) ФГУП ЦНИИмаш. Содействие в осуществлении оказал Департамент береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, на чьем корабле был совершен переход.

патрульное судно ПС-824


 Источник фото: glonass-iac.ru



Основными задачами эксперимента явились:
оценка реальной навигационной обстановки вдоль трасс СМП, а также вдоль дальневосточного побережья России;
тестирование отечественных и зарубежных образцов навигационной потребительской аппаратуры, в том числе в дифференциальном режиме навигации;
отработка технологии построения контрольной траектории на основании апостериорной обработки данных различных двухчастотных ГЛОНАСС/GPS приемников;
отработка технологии обмена данными между мобильным пунктом мониторинга (на корабле) и ИАЦ КВНО.

Для эксперимента была предоставлена следующая аппаратура (фото):

НАП СН-5703 (КБ Навис)


 Источник фото: glonass-iac.ru



РК-2006мк2 — Судовой приемоиндикатор ГНСС ГЛОНАСС/GPS со встроенным приемником дифференциальной поправки («Радио Комплекс»)


 Источник фото: glonass-iac.ru



Аварийно-спасательный радиомаяк ПАРМ-406А (НИИ КП)


 Источник фото: glonass-iac.ru



НАП НТ-1813 персональный навигатор ГЛОНАСС/GPS (РИРВ)


 Источник фото: glonass-iac.ru



НАП АКВА-БОРТ-12 (РИРВ)


 Источник фото: glonass-iac.ru



Геодезический приемник ГЛОНАСС/GPS «Изыскание» (РИРВ)


 Источник фото: glonass-iac.ru



Геодезический приемник Viva GS10 (Leica, предоставлено компанией Навгеоком)


 Источник фото: glonass-iac.ru



Геодезический приемник Triumph V.S. (Javad)


 Источник фото: glonass-iac.ru



Геодезический приемник Sigma (Javad)


 Источник фото: glonass-iac.ru



РК-2106 — Судовой приемоиндикатор ГНСС ГЛОНАСС/GPS со встроенным приемником дифференциальной поправки и функцией выдачи углов курса/крена/дифферента («Радио Комплекс»)


 Источник фото: glonass-iac.ru



В переходе принимали участие специалисты ИАЦ КВНО А.А. Бермишев


 Источник фото: glonass-iac.ru



и В.Л. Лапшин


 Источник фото: glonass-iac.ru




Подобный эксперимент проводился в 2006 году, однако за прошедшее время условия значительно изменились: пополнена орбитальная группировка спутников ГЛОНАСС; расширился парк навигационной аппаратуры, происходит постоянное повышение ее точностных характеристик; увеличилось количество контрольно-корректирующих станций для передачи дифференциальных поправок, расположенных вдоль трасс СМП.

Подготовка к эксперименту текущего года заняла несколько месяцев. За это время была составлена методика проведения эксперимента, проведены переговоры с разработчиками навигационной аппаратуры, предварительное тестирование аппаратуры.

Переход по СМП стартовал 28 августа из Кольского залива (порт г.Мурманск) и продолжался до 15 сентября. Конечной точкой стал остров Сахалин (порт г.Невельск).

В эксперименте было задействовано более десяти новейших образцов навигационной аппаратуры отечественных и зарубежных производителей — КБ «НАВИС», РИРВ, НИИ КП, Ижевский Радиозавод, «Радио Комплекс», JavadGNSS, LeicaGeosystems (предоставлено компанией Навгеоком). Общий вес аппаратуры, включая кабели, составил более 150 килограмм.

Измерения велись непрерывно в течение всего времени перехода. Данные о местоположении судна автоматически передавались по спутниковому каналу связи на сервер ИАЦ КВНО, после чего отображались на сайте центра, что позволило всем заинтересованным лицам и организациям следить за ходом эксперимента.

По словам начальника сектора по оценке качества навигационного оборудования ЦНиимаш Алексея Бермишева (руководитель эксперимента) за дни пути в непростых северных условиях, пришлось столкнуться с серьезными капризами погоды. На вторые сутки перехода начался четырехбальный шторм, ставший своего рода проверкой испытательного оборудования. Проверка была успешно пройдена.

Как отметил заместитель начальника ИАЦ КВНО Насим Казновский, эксперимент проведен успешно, все поставленные цели и задачи выполнены. В процессе перехода по СМП был собран большой объем информации, проверена работоспособность приемников и их программно-математического обеспечения в условиях северных широт и особенностей размещения аппаратуры на корабле. После завершения обработки накопленных навигационных измерений будут получены, как ожидается, интересные практические результаты.

В планах ИАЦ немало не менее значимых и интересных экспериментов.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    Shuhard Shuhard
    05.10.1120:51:08
    Ну вот, и в нашем ЦНИИмаше оказывается еще есть люди занимающиеся делом, приятно узнать!
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,