81

Завершились испытания роботизированного автономного необитаемого аппарата-планера

Будущее, когда обнаружение подводных лодок противника перестанет быть проблемой для российского флота, уже наступило. Разрабатываемый подводный роботизированный автономный необитаемый аппарат-планер, который называют глайдером, успешно прошел испытания, расширившие его возможности. О том, что из себя представляет глайдер и где он может применяться, сайту телеканала «Звезда» рассказали в научно-производственном предприятии «Океанос».

По словам экспертов, за рубежом разработки в этом направлении ведутся уже несколько десятков лет. Среди уже созданной техники -донные базовые станции, ретрансляторы, беспилотные подводные робототехнические системы наблюдения за подводной обстановкой. Все последние разработки интегрируются в единые системы и отвечают принципу ведения сетецентрической войны.

Подобные разработки есть и в России. Двадцать седьмого октября под Санкт-Петербургом состоялись демонстрационные спуски подводного глайдера, разрабатываемого Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом (СПбГМТУ) и ЗАО «Научно-производственное предприятие подводных технологий «Океанос». Разработку аппарата курируют в Главном научно-исследовательском испытательном центре робототехники Минобороны РФ.

Что такое глайдер?

«В самом общем виде глайдер — это автономный необитаемый подводный аппарат многократного использования, который перемещается в водном пространстве подобно планеру, — с минимальным расходом энергии и по заданной программе. Для перемещения в воде используется новый принцип перемещения -планирование за счет изменения плавучести и дифферента», -рассказали сайту телеканала «Звезда» в пресс-службе компании «Океанос».

Он может использоваться как универсальная платформа-носитель различных инструментов для исследования любых акваторий Мирового океана, а также собирать океанографическую информацию и ретранслировать команды на погруженные объекты.

Как сообщили сайту телеканала «Звезда», инициативная разработка отечественного подводного глайдера с универсальными функциями начата в 2011 году. К научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам уже на первой стадии был привлечен Физико-технический университет имени Иоффе.

Первый лабораторный практический образец подводного глайдера с рабочей глубиной погружения до 100 метров был создан в 2012 году. Уже через год специалисты СПбГМТУ провели серию гидродинамических расчетов по нескольким вариантам архитектуры глайдеров, а затем создали его математическую модель.

После испытаний продувочной модели в аэродинамической трубе в 2014 году НПП «Океанос» создал полноразмерный образец подводного глайдера. Под него был написан софт, который позволяет глайдеру работать как в режимах теле- так и автономного управления движением по препрограммируемым заданиям.

В 2015-2016 годах компания проводит широкомасштабные, в том числе длительные морские испытания. При этом в нем уже используются радиоизотопные и термогенераторные энергетические модули.

На голову выше зарубежных аналогов

Внешне глайдер похож на торпеду с крыльями. Длина аппарата без хвостовой антенны — 3000 миллиметров, а диаметр без крыльев — 310 миллиметров. Масса — 150 килограммов. Скорость глайдера составляет всего один-два узла (3,7 километра в час), однако она не является определяющей характеристикой. В то же время более высокая скорость облегчает навигацию, повышает устойчивость на курсе и дает возможность более эффективно бороться с дрейфом и преодолевать течения.

Его уникальные возможности в другом: он может планировать в воде до шести месяцев благодаря литий-ионному аккумулятору на 70 АЧ. При этом аппарат может нести на себе полезную нагрузку массой 13-17 килограммов.

Именно эта характеристика относит его к классу тяжелых военных глайдеров, способных перевозить акустическое оборудование, ретрансляторы и антенны длиной 15 метров. При этом российский глайдер на голову выше своих зарубежных аналогов.

Технические характеристики российского аппарата сравнимы с аналогичными аппаратами производства США, Европы и КНР. Аппараты Spray, Slocum и Sea Glider способны перевозить всего четыре-пять килограммов полезной нагрузки.

Между прочим, военный глайдер российской армии был продемонстрирован на форуме «Армия-2016» в сентябре. Согласно данным ГНИИЦ РТ, в состав роботизированного комплекса входят исследовательский глайдер, глайдер-носитель мини-автономного необитаемого подводного аппарата, глайдер-ретранслятор, корабельный пункт управления и средства ретрансляции.

Начальник ГНИИЦ РТ Минобороны России полковник Сергей Попов отмечал тогда, что продолжение работы над комплексом представляет интерес для российских вооруженных сил.

В то же время существующий глайдер является пока ходовым стендом для испытания различных методик управления подводными аппаратами и их узлами. Сегодня полный цикл стендовых и натурных испытаний проходит уже вторая версия глайдера.

В ходе последних испытаний глайдер подтвердил возможность работы в полностью автономном режиме с достижением расчетной скорости. Он сам вышел в режим связи и сохранял заданный курс. В конце испытаний аппарат продемонстрировал аварийное всплытие с помощью надувного понтона.

Таким образом, полностью подтвердилась возможность использования аппарата в качестве буксировщика подобных антенн. Это существенно расширяет возможности применения глайдеров.

По словам экспертов, при использовании большого количества таких аппаратов, способных находиться в Мировом океане от шести месяцев и до пяти лет, можно выстроить целую пространственно-временную структуру, которая в сетецентрическом режиме и во взаимодействии со спутниками наблюдала бы за подводной обстановкой. В таком случае местонахождение иностранных подводных лодок будет оперативно отслеживаться.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 3
    Александр Рябохин Александр Рябохин
    02.11.1623:36:30

    любопытно)

    • 1
      Human RS Human RS
      03.11.1601:08:26

      Я бы сказал, что не просто любопытно, а весьма полезно. Подозреваю, что глайдеры (если проект будет удачным) наравне с дронами пропишутся на борту будущих АПЛ пятого поколения проекта под шифром Хаски, которые как раз и предполагаются в том числе носителями беспилотников разных типов. Жаль лишь, что ждать их появления моженоли в 2030-х годах.

      Отредактировано: Human RS~03:09 03.11.16
      • 2
        Нет аватара zu1
        03.11.1613:23:39

        Подозреваю, что глайдеры (если проект будет удачным) наравне с дронами пропишутся на борту будущих АПЛ пятого поколения проекта под шифром Хаски,

        Совершенно не обязательно привязывать развертывание этих глайдеров к лодкам 5го поколения.

        Носители.всякого-разного.есть и сейчас- «Подмосковье» и т. д.

        Да и с надводных платформ что мешает запускать глайдеры?

        • 0
          Human RS Human RS
          03.11.1616:55:17

          Это не привязка к конретному проекту, а предположение, что глайдеры войдут в номенклатуру вооружения Хасок. Разумеется запускать можно хоть с морских надводных объектов, хоть с берговых постов.

          Отредактировано: Human RS~18:56 03.11.16
      • 0
        Нет аватара Yarhann
        03.11.1620:36:25

        и че они будут делать под водой без связи и на такой огромной скорости 1-2 узла

        • 0
          Human RS Human RS
          04.11.1610:59:10

          Перечитайте внимательней статью.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,