122

Томские ученые разработали технологию изготовления сверхпрочных элементов из монолитной керамики

Специалисты Томского государственного университета (ТГУ) создали первый в России 3D-принтер для монолитной керамики. В 2017 году по заказу «Климова» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) они намерены напечатать образцы деталей вертолетных двигателей нового поколения.

«Наши ученые совместно с инженерами томской компании „ИнТех-М“ собрали опытно-промышленный образец первого в России 3D-принтера для печати монолитной керамики. Сейчас они работают над запуском устройства в производство. Также уже получен первый заказ на печать деталей вертолетных двигателей», — цитирует ТАСС сообщение ректора вуза Эдуарда Галажинского.

В ТГУ реализуется полный технологический цикл. Сначала изготавливаются керамические порошки. Затем из них производятся термопластичные пасты — «чернила» для принтера. После этого изделия спекают при высокой температуре, благодаря чему они обретают нужные свойства.

«Элементы, которые печатают на этом принтере, сверхпрочные, и они востребованы в аэрокосмической отрасли, химической и нефтегазовой промышленности», — пояснил Эдуард Галажинский.

В частности, из такой керамики можно изготавливать корпуса микросхем для спутников, в которых, по словам ректора ТГУ, заинтересовано предприятие «Роскосмоса» — НПЦ «Полюс».

Еще одним заказчиком выступает «Климов». Компания создает для вертолетов газотурбинную установку нового образца и нуждается в деталях для двигателей. Через несколько месяцев вуз намерен продемонстрировать «Климову» опытный образец из керамики, напечатанной на 3D-принтере.

«Чтобы повысить КПД газотурбинной установки, необходимо увеличить рабочую температуру в горячей зоне до 1300-1500 °C. Ни один металл в этом диапазоне температур и в химически агрессивной среде не работает. В связи с этим конструкторы ищут новые материалы и новые способы изготовления изделий из них», — пояснил старший научный сотрудник ТГУ Владимир Промахов.

Керамика, напечатанная на 3D-принтере, по свойствам превосходит высоколегированные стали, цветные металлы и твердые сплавы. Ранее простого способа получения качественных изделий сверхсложной формы из нее не существовало. Томским ученым удалось решить эту проблему с помощью аддитивных технологий (послойного синтеза).

Параллельно в вузе создают порошковый материал, из которого будут изготавливать детали двигателя с помощью лазерного выращивания. Его также представят «Климову» в середине 2017 года.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 7
    Евгений Корчагин Евгений Корчагин
    15.01.1721:49:10

    20-30 лет спустя : — «дорогой напечатай мне новую машину вишневого цвета, а то белая ужасно смотрится с моей новой сумочкой ».        

    • 8
      Нет аватара Cinik
      15.01.1723:25:24

      И «дорогой», вздыхая пневматикой и разминая манипуляторы, катится в гараж за цветным картриджем для 5D-принтера.

  • 4
    Holso Stitchred Holso Stitchred
    16.01.1712:02:53

    Аддитивные технологии наряду с робототехникой, ИИ, квантовой электроникой являются одними из самых перспективных. Если Россия займет в этих сферах достойную нишу, то технологический и промышленный рывок нам обеспечен.

    Отредактировано: Руслан Алатарцев~13:09 16.01.17
  • 2
    Нет аватара elena.shendrik
    16.01.1715:28:22

    Часто стал встречаться Томский гос. университет.Приятно читать, что студентов и аспирантов привлекают к инновационным разработкам. Будущее нашей страны — за молодёжью!

  • 3
    Dima Lashkov
    16.01.1716:25:28

    Хорошая новость, надеюсь у томских учёных всё получится! По-настоящему промышленность может развиваться только в тесном сотрудничестве с исследовательсткими центрами. Всё остальное — это копирование чужих, а значит уже устаревших технологий.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,