122

Самолёты-легенды ОКБ Туполева: война и мир

Опытное конструкторское бюро Туполева за 95 лет своей работы разработало более 300 летательных аппаратов. Около 50 из них вышли в серийное производство. Наиболее популярными стали стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95, легенда гражданской авиации Ту-144, самый массовый советский пассажирский самолёт Ту-154 и его современная замена Ту-204/214.

1. В подмосковном городе Жуковском расположена лётно-испытательная и доводочная база ПАО «Туполев». Здесь находится аэродром «Раменское» с самой большой в Европе взлётно-посадочной полосой длиной 5500 метров. Раз в два года в Жуковском проходит Международный авиационно-космический салон МАКС.

Ту-160 2. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 был разработан в ОКБ Туполева в конце 1970-х годов. В классификации стран НАТО известен как Blackjack. Отечественные авиаторы называют его «Белый лебедь».
3. Ту-160 является самым тяжёлым (максимальная взлётная масса 275 тонн) и самым скоростным (до 2230 км/ч) серийным бомбардировщиком в мире.
4. Ракетоносец с крылом изменяемой геометрии был задуман как советский ответ проекту американского межконтинентального бомбардировщика B1.
5. Первый полёт опытного образца Ту-160 состоялся на аэродроме «Раменское» 18 декабря 1981 года.
6. В воздух Ту-160 поднимают четыре двигателя НК-32, расположенные попарно с обеих сторон фюзеляжа. Силовая установка Ту-160 (совокупная тяга 100 тысяч кгс) — самая мощная среди всех действующих самолётов мира этого класса.
7. Конкурентами туполевцев в создании нового стратегического бомбардировщика были ОКБ Сухого и Мясищева. Однако проект в итоге был поручен ОКБ Туполева: оно уже имело богатый опыт и пакет решений, отработанных в ходе создания сверхзвукового лайнера Ту-144.
8. Большая часть Ту-160 сегодня имеют собственные имена. Представленный на фото один из первых серийных бортов назван в честь лётчика-испытателя, Героя Советского Союза Бориса Веремея. Именно он в декабре 1981 года поднял в небо самый первый Ту-160.
9. Сегодня на вооружении ВВС РФ состоит полтора десятка Ту-160.
10. Министерство обороны России рассчитывает заказать отечественному авиапрому еще около полусотни модернизированных бомбардировщиков.
11. Максимальная масса боевого груза — 45 тонн, что превышает нагрузку всех самолётов мира аналогичного класса.
12. В июне 2010 года два стратегических бомбардировщика Ту-160 установили рекорд дальности — 18 000 км, в полёте они провели 23 часа с дозаправкой в воздухе.
13. Машины собирают на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова.
14. В 2016 году здесь начали восстанавливать ключевые технологические линии для возобновления выпуска модернизированных Ту-160.
15. Кабина пилотов. Впервые в истории для управления тяжёлым реактивным самолётом была использована ручка истребительного типа, а не штурвал для обеих рук. Экипаж — 4 человека в двух двухместных кабинах (командир, помощник, штурман, штурман-оператор). Для комфорта экипажа в дальних полётах здесь предусмотрены спальное место, туалет и система разогрева пищи.
16. Первое боевое применение Ту-160 состоялось в ходе российской операции Сирии в ноябре 2015 года. Бомбардировщики нанесли удары по позициям террористов крылатыми ракетами.
17.
Ту-95. 18.Символ стратегической дальней авиации Советского Союза в годы холодной войны. По классификации НАТО — «Медведь».
19. Оснащён четырьмя двигателями НК-12. Это самый мощный турбовинтовой (15 тысяч л.с.) двигатель в мире.
20. Характерная черта облика носовой части Ту-95 — неубираемая штанга топливоприёмника для дозаправки в воздухе.
21. Ту-95 служил эффективным инструментом сдерживания потенциального противника. Советское правительство заказало ОКБ Туполева самолёт, который мог бы долететь до США, сбросить ядерную бомбу и вернуться на базу. Дальность полёта первой модификации Ту-95 превышала 15 000 км и постепенно сокращалась с разрядкой международной напряжённости и развитием межконтинентальных баллистических ракет.
22. Опытный образец Ту-95 совершил первый полёт 12 ноября 1952 года. Серийное производство началось в 1955 году и продолжалось в Куйбышеве (Самаре) до 1992 года. На балансе ВВС России более 50 бомбардировщиков Ту-95.
23. Экипаж Ту-95 — 9 человек (сокращён до 7 человек в модификации Ту-95МС).
24. Диаметр винта двигателя превышает 5 метров. Масса каждой из восьми лопастей — 96 кг.
25. Часть системы оборонительного вооружения — кормовая турель спаренной 23-мм авиационной пушки. Изначально Ту-95 оснащали шестью пушками, в современной модификации оставили только две хвостовые, поскольку ближний бой с использованием стрелкового вооружения в современной воздушной войне явление редкое.
26. Длина Ту-95 и размах его крыльев практически совпадают — около 50 метров.
27. Максимальная боевая нагрузка составляет 15 тонн (превышает 20 тонн в модификации Ту-95МС).
28. Экипаж самолёта попадает в кабину через люк в нише передней стойки шасси. Носовое шасси Ту-95 не имеет тормозной системы. Диаметр колеса — 1,1 метра.
29. Военные эксперты считают, что Ту-95 далеко не устарел. Самолёт успешно применяется в военных конфликтах (в частности, в Сирии). Бомбардировщик атакует цели современными крылатыми ракетами за несколько тысяч километров — вне пределов зоны поражения вражеской ПВО.
30.
31. Ту-144 Гордость и боль ОКБ Туполева и отечественного авиапрома — Ту-144. Самый быстрый пассажирский авиалайнер в мире. Самолёт, опередивший не только звук, но и своё время.
32. Ускорившиеся темпы жизни в 60-е годы XX века озадачили авиаконструкторов проблемой создания сверхзвукового дальнемагистрального лайнера. Работы велись в Советском Союзе (ОКБ Туполева) и в Европе (франко-британский проект «Конкорд»). Победил СССР. Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда».
33. Впервые в истории пассажирской авиации Ту-144 преодолел звуковой барьер в июне 1969 года на высоте 11 км. В два раза скорость звука туполевский лайнер превысил в мае 1970 года.
34. Специально для Ту-144 на Куйбышевском моторном заводе были разработаны турбореактивные двигатели НК-144. Четыре таких установки на каждом лайнере позволяли ему развить максимальную скорость свыше 2400 км/ч. Ту-144 быстрее «Конкорда» более чем на 150 км/ч. Оборотной стороной скорости был существенный расход топлива (на борт его приходилось брать до 100 тонн). Над экономичностью двигателя его конструкторы работали в последующих модификациях. В 1980 году разработка двигателя НК-144 была прекращена из-за сворачивания проекта.
35. В конструкции Ту-144 создатели применили много технических новинок. Отклонялся угол носового обтекателя кабины экипажа кабины пилотов: для улучшения обзора при взлёте и посадке «нос» опускался, а в крейсерском полёте фиксировался в одной плоскости с фюзеляжем.
36. Убирающееся переднее горизонтальное оперение. «Крылышки» улучшали управляемость почти 200-тонного лайнера на взлёте и посадке. Передний стабилизатор вместе с опускающимся носом позволяли гасить скорость лайнера перед посадкой (в конструкции Ту-144 не предусмотрены закрылки и предкрылки).
37. На момент создания кабина пилотов была оснащена самой современной авионикой. Экипаж лайнера — 4 человека (без учёта бортпроводников).
38. Штурвал командира самого быстрого пассажирского самолёта в истории человечества.
39. Панель бортинженера — комплекс инструментов для управления и контроля силовыми и топливными системами.
40. Некоторые элементы приборных панелей Ту-144 особо подчёркивали его статус дальнемагистрального и межконтинентального лайнера. Переключатели времени «Москва-Гринвич» и системы мер «Английская-Метрическая». По иронии судьбы самолёт так и не вышел на международные авиалинии. За границу попадал лишь для демонстрационных полётов на салонах во французском Ле-Бурже. Первый из которых завершился трагедией. По так и не выясненным причинам Ту-144 разбился 3 июня 1973 года, погибли 6 человек экипажа и 8 человек на земле. Несколько катастроф и авиапроисшествий, а также высокая стоимость эксплуатации привели к закрытию проекта в 1980-х годах.
41. Конструкторы Ту-144 предусмотрели инновационную возможность запуска реактивных двигателей в воздухе. Функция важная, потому что в крейсерском режиме самолёт управлялся изменением тяги двигателей.
42. Всего с 1968 по 1984 годы было построено 16 единиц Ту-144. Сохранилась лишь половина. Несколько бортов используют в качестве музейных экспонатов, другие хранятся в разных городах России. На фото: Ту-144 на учебном аэродроме Самарского национального исследовательского университета им. Королёва.
43. Борт № 77107 установлен в учебных целях на территории Казанского авиационного института.
44. Современные технологии изменили систему подготовки кадров для авиации. На фото: пилотажный тренажёр среднемагистрального лайнера Ту-204СМ.
45. Полнофункциональный симулятор «стеклянной» кабины. Проекция картинки за бортом и изменение положения тренажёра в трёх измерениях позволяют реалистично моделировать различные условия и режимы полёта, включая экстремальные.
46. Пульт управления тренажёром с тонкой настройкой вводных условий.
47. Имитация расхождения с бортом-нарушителем.
48. Пассажирские и грузовые модификации самолётов семейства Ту-204 собирают в Ульяновске. Завод «Авиастар» входит в Объединённую авиастроительную корпорацию.
49. Семейство Ту-204 было разработано ОКБ Туполева в конце 80-х начале 90-х годов XX века. На основе Ту-204 было создано около двух десятков различных модификаций. На фото одна из них — Ту-214.
50. Ту-204 были призваны заменить массовый лайнер Ту-154. Но российские компании выбрали самолёты иностранного производства. За полвека эксплуатации (которая продолжается и сегодня) Ту-154 стал настоящей легендой. На фото: знаменитый «Полтинник» на въезде в новосибирский аэропорт «Толмачёво».
51.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 9
    Владимир Китайгородцев Владимир Китайгородцев
    26.01.1712:11:04

    Хороший псто!

  • 13
    Сергей Пышненко
    26.01.1712:48:03

    Титанов, делают титаны, особые люди.

    • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
      • 11
        John Smith John Smith
        26.01.1716:27:17

        Это точно, главное, драгметаллы чтобы титаны из припоя не воровали, а то опозорились мы на весь мир.

        Главное, это головой думать и информацию, получаемую, проверять.

        А то начитаются сообщений в СМИ на подобие этого: «…вместо компонентов, в которых должны были присутствовать драгметаллы, в двигателях использовались более дешевые и менее жаростойкие…"

        И ведь поди, объясни, что в оригинале было: «По итогам испытаний к функционированию двигателя замечаний нет. Однако детальный анализ выявил применение в производстве припоя, не соответствующего конструкторской документации. Вместо штатного был применен другой, более дорогостоящий припой с содержанием драгметалла», — говорится в сообщении.

        Не, это вы не опозорились на весь мир, так, «жидко пернули».

        • -8
          Константин Рубцов
          26.01.1718:54:32

          Да точно, настолько применили, что отозвали все двигатели партии, запуски отложены до июня, а так вообще все хорошо. Вообще то это очень крупное ЧП, не считая аварий носителей недавних. И с нашей конторы аудиторы выехали на ВМЗ. Не считая прочего десанта.

          • 0
            OldFox OldFox
            28.01.1720:31:18

            Как-то слово «аудиторы» у меня не вяжется с чем-то положительным. Чаще — это пропиндовские деятели под разнообразными идиотскими предлогами добивающие наше производство.

            Отредактировано: OldFox~21:33 28.01.17
            • 0
              Константин Рубцов
              28.01.1723:25:52

              Особенно обычный фининспектор, который был еще при СССР, добивает наше производство, задача которого, подтверждение финотчетности. А мне кажется, что наши производства добивает безудержное воровство на всех уровнях и то, что в стране очень немного компаний лидеров, с которыми приятно работать аудитору.

        • 0
          Константин Пронин Константин Пронин
          27.01.1706:06:18

          Вот так вот нечаянно встретил ещё одно выявление дезинформации в СМИ.

          Благодарю!

  • -9
    Нет аватара KJA
    26.01.1716:55:27

    Фейл с созданием гражданского ТУ-144 теперь называется опеределил своё время?

    Про технологии не надо, делали бы сразу военных самолёт.

  • 0
    John John
    26.01.1718:04:47

    23 п. В ТУ-95 «Предусмотрена система не катапультирования»… Хотя бы «безкатапультная система эвакуации экипажа»

    Отредактировано: John John~19:06 26.01.17
  • 4
    Evgeny46 Evgeny46
    26.01.1719:17:26

    Можно добавить, что двое ныне живых людей дали свои имена машинам. Это Валентин Близнюк, главный конструктор Ту-160, и Василий Решетников, в прошлом командующий Дальней Авиацией

    Отредактировано: Evgeny46~22:44 26.01.17
  • 3
    Егерь Егерь
    26.01.1721:42:05

    Спасибо за обозрение!

    Сделаете такого же плана про Ил и Су?

    • 1
      Нет аватара Gelio
      27.01.1714:29:41

      Уже сделал. Всё есть в моём блоге Gelio

  • 0
    Вася Таньков
    26.01.1722:40:22

    Супер

  • 0
    Нет аватара SKV
    27.01.1710:11:30

    https:// www.youtube.com/watch?v=Jwx1fNoJhFg

  • 0
    OldFox OldFox
    28.01.1720:25:03

    Слава Туполеву, слава туполевцам!

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,