Новосибирские ученые представили уникальный прибор для лечения рака
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruВ Институте ядерной физики СО РАН разработали специальную установку, которая направленно воздействует даже на самую стойкую опухоль
Сибирские ученые не хотят говорить, что это — прорыв в лечении рака, но и своих заслуг в ее создании не умаляют. Научное ноу-хау называется «бор-нейтронозахватная терапия онкозаболеваний». Мудрено, но суть изобретения может вселить надежду в души десятков тысяч соотечественников, которым пока ничем не могут помочь онкологи… Прибор — это, конечно, мягко сказано. На самом деле… он занимает специальное защищенное помещение площадью 60 квадратных метров. Ведущий научный сотрудник института Сергей Таскаев рассказал о принципах действия установки и объяснил, почему у ее создателей были сомнения.
СДЕЛАТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ
— Перед нами была поставлена крайне сложная задача. Для проведения бор-нейтронозахватной терапии необходим был ускорительный источник нейтронов, — рассказал Сергей Таскаев. — И нам удалось это решить, при этом работы по созданию установки начались почти 20 лет тому назад.
Бор-нейтронозахватная терапия — это новый способ уничтожения клеток рака. В опухоли накапливается вещество — изотоп бора-10, на которое воздействуют эпитепловыми нейтронами. Ядра бора поглощают вещество — происходит ядерная реакция с большим выделением энергии, от чего клетки рака погибают. Раньше подобную терапию проводили с использованием ядерного реактора. Но Чернобыль и Фукусима фактически поставили точку в такой практике. Необходим был безопасный ускоритель.
Первые безопасные нейтроны ученые Института ядерной физики СО РАН получили еще 5 марта 2008 года. Дальше специалисты работали над увеличением тока протонного пучка, энергии, надежности работы и над многими другими вопросами.
— Установка немаленькая и очень сложная, — отметил Сергей Таскаев. — 9 декабря 2015 года мы получили ток протонного пучка в 5 миллиампер — это был рекорд ускорителя заряженных частиц. Этой силы достаточно для того, чтобы проводить полноценную терапию. Проблема создания протонов, которые генерируют необходимые нам нейтроны, фактически была решена.
В 2016 году исследователи начали активно проводить опыты. С помощью японских коллег и новосибирских биологов физики облучали опухолевые клетки с бором.
— Мы получили тривиальный результат — чем больше бора, тем быстрее клетки гибнут. Это показывало, что качество нейтронного пучка в нашей установке правильное, хорошее, — объяснил ученый. — Более того, мы смогли вылечить мышей, которым была специально привита смертельная глиобластома человека. Мы же за пять дней до их предполагаемой смерти облучили животных и вылечили. Мышки после этого спокойно бегали в виварии.
Это был постепенный и планомерный труд: шаг за шагом к заветной цели.
— Это не та работа, когда вдруг что-то придумали и вдруг что-то получили. Это долгая работа большого коллектива без гарантированного положительного результата, потому что ставились абсолютно новаторские цели, — подчеркнул Сергей Таскаев.
ОДНА УСТАНОВКА — ДВА ГОДА РАБОТЫ
После того как установка докажет свою эффективность и безопасность, необходимо, чтобы она дошла до людей.
— Есть задачи, которые представляют чисто научный интерес. Это принципиально новый тип ускорителя, который мы продолжим изучать. Все, что нам требуется, — время, деньги, желание и удача, — продолжает Сергей Таскаев. — Сейчас мы уже понимаем, как сделать такую установку для клиники — первой БНЗТ-клиники в России.
Обойдется такая установка, по предварительным данным, от полумиллиарда до миллиарда рублей. Ученым для ее строительства необходимо около двух лет. Но лечение — это уже задача правительства, которое должно внедрять научные достижения в практику. При отработанной схеме установка сможет работать по 8 — 10 часов и лечить около 20 пациентов в день.
— Необходима целая государственная программа, ведь нужны не только деньги. Источник нейтронов является не единственным пунктом в проекте под названием «бор-нейтронозахватная терапия онкозаболеваний». Нужно строить здание специальной больницы, обучать медицинский персонал. Помимо этого так как эта терапия бинарная, то нужен не только источник нейтронов, но и препарат адресной доставки бора.
Лекарство, содержащее бор, вводится через кровь и накапливается в опухоли, а уже потом проводится облучение.
— Такие препараты производятся в мире, но поскольку спрос небольшой, то они достаточно дорогостоящие. Поэтому необходимо запустить изготовление отечественного препарата — для того чтобы сбить цену, а значит, сделать эту терапию доступной. Сейчас они стоят очень дорого, — описывает стоящие задачи Сергей Таскаев.
Над такими препаратами уже работают не только в Новосибирске, но и в Москве. Но когда бор-нейтронозахватная терапия онкозаболеваний станет в России повседневной медицинской практикой — никто прогнозировать не берется. Хотя уже сейчас ведутся переговоры — где будет расположена первая такая клиника. На данный момент варианта два: в НИИ онкологии Томска и в Новосибирске.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
31.03.1718:20:39
31.03.1719:47:48
mediavoice01.04.1714:44:55