Россия как морская держава – цель на Марианскую впадину: разработка нового глубоководного аппарата
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Сейчас ни один аппарат не может плавать так глубоко — максимально достижимой глубиной погружения для существующих исследовательских глубоководных устройств, в том числе для российских «Миров», считается 6,5 км. Проект реализуется в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы». По расчетам заказчика, стоимость разработки проекта обитаемого подводного аппарата составит 63 млн рублей. Базироваться аппарат будет на большом научно-исследовательском судне-носителе, создание которого тоже не за горами. Экипаж батискафа составят 2–3 специалиста, предельная глубина погружения составит 11 тыс. м, водоизмещение — порядка 33 т. Аппарат должен будет проводить под водой до 72 часов кряду. Одновременно Минпромторг разместил заказ на проектирование научно-исследовательского судна (НИС), которое выполняло бы роль носителя для обитаемого подводного аппарата. Экипаж судна — 80 человек. Заказчик рассчитывает, что в трюмах разместится запас горючего и пищи для 100 суточных автономных походов.
В документах заказа на спускаемый аппарат представители Минпромторга указали, что создание такого комплекса должно «утвердить авторитет страны как морской державы и одного из лидеров глубоководного судостроения».
В министерстве считают, что такой аппарат мог бы быть построен в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). В ОСК не стали комментировать возможность строительства батискафа, сказав, что они слышали о таком проекте. В техническом задании подчеркивается, что глубоководный аппарат должен быть оснащен современной навигационной и радиотехникой аппаратурой, а также надежной системой безопасности. Кроме того, комплекс должен расширить программы российских научных исследований и будет способен проводить сложные технологические операции на больших глубинах.
— Обитаемые аппараты «Мир» имеют широкий диапазон применения, от сбора образцов и проведение измерений до работ по ликвидации последствий подводных аварий и прокладки технологических узлов, — сообщил «Известиям» Анатолий Сагалевич руководитель лаборатории глубоководных обитаемых аппаратов института океанологии РАН. — Создание аппарата, способного погружаться на 6 тыс. м, в среднем стоит $50 млн, но здесь речь идет об 11 тыс. м.
Сагалевич считает, что, прежде чем создавать новый аппарат, нужно задействовать те, что имеются в наличии.
— Наши «Миры» признаны лучшими во всем мире, но очереди на их использование не наблюдается, — говорит океанолог. — В день на содержание «Академика Келдыша», который носит два аппарата «Мир», уходит $40 тыс., значит, порядка $15 млн в год. В государственном масштабе это немного, но нам уже 20 лет приходится искать себе работу самим.
В Минпромторге отмечают, что помимо научного применения ложе Мирового океана сейчас активно используется для размещения газо-нефтедобывающих платформ, трубопроводов и кабельных трасс, что не оставит новый аппарат без работы. На сегодняшний день научными батискафами обладают всего несколько стран: у Россия есть глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» (способны погружаться на глубину 6–6,5 тыс. м), у Франции — Nautile (6 тыс. м), у японцев — «Шинкай-6500», который погрузился на рекордные 6527 м, Китай сделал копию «Мира», она испытывался на глубине 5 тыс. метров.
— Возможность погружения на 6,5 тыс. м позволяет изучить 98% мирового океана. Не вижу целесообразности создания аппаратов, которые смогут заглянуть на 11 тыс. м, — сетует Сагалевич. — Люди на таких глубинах уже были — например, в 1960 году французы погружались на дно Марианской впадины. Там все в осадочных породах, ничего особенного нет. Аппаратов, подобных тому, что заказал Минпромторг, ни российская, ни советская промышленность никогда не производила. Те же «Миры» были заказаны финской Rauma-Repola Oceanics.
— Наша судостроительная промышленность никогда не была способна строить такие аппараты, — говорит гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Это не просто титановая болванка с иллюминаторами — сделать такой корпус, выдерживающий большое давление, это как раз небольшая проблема на сегодняшний день. Проблема в судне, которое будет обеспечивать деятельность аппарата. Их наша промышленность никогда не строила. Даже во времена СССР весь наш исследовательский флот был импортный: от «Юрия Гагарина» до «Мстислава Келдыша».
Заказать строительство аппарата Минпромторг рассчитывает в следующем году.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
Andrey16.11.1122:00:28
16.11.1122:06:11
Andrey16.11.1122:11:31
17.11.1100:06:56
brat_po_razumu17.11.1103:12:38
17.11.1109:06:41
17.11.1111:57:43
17.11.1110:25:55
17.11.1115:42:05
17.11.1118:50:19
18.11.1107:50:32
infopol17.11.1120:20:05
17.11.1120:47:18
17.11.1120:52:16