стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
76
rvk 06 декабря 2011, 09:38

Миландр — микроэлектроника для ВПК и не только

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 © Фото из открытых источников

Давно хотелось посмотреть как и где производят элементную базу для нашего, знаменитого на весь мир, оружия. Казалось, что это жутко закрытые объекты, на которые меня не подпустят и на снайперский выстрел.

Помню, когда я был в НИИАР в Димитровграде, там все серьёзно, военные с автоматами, колючая проволока, блокпосты. Тут ничего подобного. Как оказалось, попасть на такой объект достаточно просто. В компании «Миландр" живо откликнулись на мою просьбу сделать о них фото-репортаж, и я, как только появилось свободное время, поехал в Русскую Силиконовую долину — город Зеленоград.

 © Фото из открытых источников

Компания «Миландр» была образована в начале 90-х, но до 2003 года занималась лишь продажей микросхем. Но к началу нулевых возникло понимание, что на «купи-продай» далеко не уедешь. Поэтому, было решено обзавестись собственным производством, и что самое важное — собственной разработкой, как сейчас модно говорить R&D.

Есть 4 класса микросхем, по областям применения. Самый простой — commercial. С одной стороны это самый широкий рынок, с другой тут самые элементарные требования к надёжности. По сути такие микросхемы должны нормально работать при комнатной температуре, в обычных условиях. Следующий класс — industrial — требования к условиям работы более жёсткие. К микросхемам класса military предъявляются уже куда более жёсткие требования как по температуре, так и по многим другим параметрам. И высший пилотаж — микросхемы класса space — для космического применения.

Компания «Миландр» в основном работает в классе military, но немного и в двух соседних областях. Например, их микросхемы стоят в спутниках системы ГЛОНАСС — это space. Так же компания выходит на коммерческий рынок, особенно сейчас развивается на рынке учета электроэнергии, сотрудничая здесь не только с Российскими компаниями, но и с зарубежными. Идут разработки и по другим направлениям — например, специальные датчики скорости для тахографов, позволяющие учитывать время работы водителей — дальнобойщиков. Это нужно, что бы они не перерабатывали, такой контроль позволяет снизить риск аварий.

Еще одно направление развития компании — это информатизация медицинских учреждений. Внедрена автоматизированная система в одной из Зеленоградских поликлиник. Но основное направление это ВПК. В компании особо гордятся что микросхемы производства «Миландр» стоят в новеших Российских истребителях, а в комплексах ПВО используется произведённая компаний память. Так же компания лицензировала ядра ARM, что позволяет расширять своё присутствие на рынке микроконтроллеров, создавать сложные системы на кристалле.

Рынок «военных» микросхем в России — около 3 млрд рублей. Почти весь он занят нашими компаниями и белорусским «Интегралом». «Миландр» тут пока игрок небольшой — чуть менее 200 млн рублей. Но работает компания с прибылью, развивает новые направления, и имеет главное — собственный отдел разработки. Сейчас у компании более 400 клиентов. Производственный процесс построен так:

* Микроэлектронное устройство разрабатывается инженерами компании в центре разработки.

* Далее конструкторская документация передается на одну из аутсорсинговых фабрик, где создаются кремниевые пластины по технологии 0.18 микрон.

* Не замеренные полупроводниковые пластины приходят обратно, здесь на оборудовании компании они проходят остальные технологические операции: скрайбирование, посадка в корпус, герметизация, испытания, измерение параметров, маркировку и т. д. [

Конечно, жаль, что не все этапы реализованы на предприятии. Кристальное производство налаживать у себя пока не имеет смысла, в силу дороговизны, требующихся огромных площадей, и в целом экономической нецелесообразности для компании на данном этапе развития.

Но с другой стороны, производство микросхем по технологии 0.18 микрон это, по нынешним временам, не весть какие высокие технологии. Для того рынка, на котором работает компания, особенно для ВПК, больше и не нужно. Нужен более современный техпроцесс? Это не проблема, только закажи. Зависимости тут тоже нет, не проблема выбрать любую фабрику — в том числе и в России, если вдруг кто-то откажется от сотрудничества.

Остальные технологические этапы — компания берет на себя. Жизнь чипа начинается вот здесь.

 © Фото из открытых источников

Это Центр проектирования интегральных микросхем. Обстановка, надо сказать, домашняя. Я иначе себе представлял, а оказалось мало отличается от моего рабочего места :) Надо сказать что центр разрабатывает микросхемы не только для себя. Компания так же продает интеллектуальную собственность на экспорт. Далее, чистая комната

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

Это зал измерений, тут проходит тестирование, испытания и сертификация изделий. Зал оснащён современным оборудованием, почти все операции автоматизированы. Сюда мы ещё вернемся, а теперь производственный отдел. Тут происходит резка пластин на кристаллы, посадка в корпус и т. д.

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

Далее кристаллы должны быть протестированы и испытаны. Так как это продукция для военных — требования к ним жесточайшие. Автоматическая зондовая установка для тестирования полупроводниковых пластин. Таких тут две.

 © Фото из открытых источников

Установка «Термострим». Здесь микросхемы тестируются при различных температурах. Установка позволяет за пару минут менять температуру от +дофига до -дофига.

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

Вот эффектный кадр

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

После множества операций, и издевательств над микросхемами, получаются примерно вот такие изделия

 © Фото из открытых источников

Это память. Чип на 512 Кбайт. Если сравнивать с потребительскими модулями памяти, то чипы такого объема устанавливались на планки памяти в 98-м году. 8 с одной стороны и 8 с другой. Получалась планка SIMM 8 мегабайт. Помните? Вот только этот чип способен работать в таких условиях, которые и не снились тому ширпотребу, что стоят в ваших компьютерах. Но и стоит он… 8 500 р за штуку. И берут же!

 © Фото из открытых источников

 © Фото из открытых источников

Впрочем столько стоит этот конкретный чип. Есть и микросхемы для потребительского рынка, в пластиковых корпусах, по 165 руб. Вот такие изделия берегут наш спокойный сон и мирное небо над головой. Ну, а слухи о смерти нашей микроэлектронной промышленности оказались сильно преувеличенными.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • rvk
  • 60
  • 0
    Нет аватара Ituralde
    04.12.1120:59:27
    Любое начинание должно на что-то опираться. Если отечественной микроэлектронике помогут окрепнуть гос.заказы, почему бы так и нет.
  • 0
    L__G L__G
    06.12.1113:41:05
    Огромную работу проделал. Молодец! Думаю все кто читал эту статью, должны поблагодарить автора, а то запал пропадет.
  • 0
    Нет аватара DrugZverey
    06.12.1114:11:57
    Очень круто. Спасибо
  • 0
    Нет аватара kassio
    06.12.1115:32:17
    Отличный репортаж! Спасибо! Согласна с Ituralde.
  • 0
    Нет аватара Guard
    06.12.1115:46:18
    Спасибо!
  • 0
    Нет аватара akella2011
    06.12.1116:17:26
    Спасибо автору
  • 0
    Нет аватара avros
    06.12.1116:41:12
    Интереснейший рассказ. Очень интересуюсь состоянием микроэлектроники в стране, но трудно было выкроить время для поиска нужной информации. А из этой статьи получил то, что больше всего мне было нужно. Автору - благодарность. Эх, поднять бы всю нашу электронику на такой уровень, чтобы полностью игнорировать презренную поправку Джексона-Веника. Вот тогда и наступит душевное успокоение.
    • 0
      Bdd Bdd
      06.12.1119:15:18
      а как электроника с джексонами и вениками связана? тем более читал что на эти веники у амеров мараторий , но наши всеравно требуют полной отмены, как несоответствующую духу нынешних деклараций
      • 0
        Нет аватара avros
        06.12.1122:27:16
        Ну что вы, в самом деле... Разве вам не встречались многочисленные сообщения, что из-за отсутствия возможности закупать качественные БИСы (большие интегральные схемы) амерского происхождения, мы вынуждены снабжать нашу ракетно-космическую технику ширпотребом, изготовленным в Китае и т.п. Оттого и ломается часто наша аппаратура на орбите.
        • 0
          rvk rvk
          06.12.1122:46:39
          сами американцы закупают многое в Китае.
          • 0
            Нет аватара avros
            06.12.1123:13:27
            Ну, у вас пошли общие слова. Беспредметщина. Разговор окончен.
            • 0
              rvk rvk
              06.12.1123:16:04
              в смысле общие? Это факт. По тем технологиям что нужны в космосе, мы и сами сделать можем. Военную технику же делаем на своей элементной базе?
              • 0
                Нет аватара avros
                07.12.1120:28:08
                Уважаемый rvk, мне уже знакома ваша особенность делать безапелляционные утверждения, не будучи достаточно знакомым с предметом обсуждения. Ознакомьтесь, пжалста, с этой информацией: - проректор Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения Юрий Шейнин: «современный самолет — это сотни позиций элементов микроэлектроники, в нашем случае в большинстве своем импортной, на использование которых, во-первых, вводятся все более жесткие ограничения"..., "Аналогичная ситуация складывается в космической области, где импортная элементная база составляет до 80%." ( http://expert.r...k-den-syaopinu/ ); - "России нужных микросхем не делают, а купить иностранные изделия космического назначения для «Глонассов» исключительно трудно. (http://versia.ru/articles/2011/jun/27/inostrannaya_voennaya_tehnika_dlya_rossiyskogo_vmf); - Владимир Поповкин: "...элементная база (комплектующие) для космических аппаратов частично закупается за границей. При этом <высококачественные американские комплектующие, к примеру, мы приобретать не можем, так как существуют ограничения..." ( http://izhevsk....8-m3747534.html ). Вам достаточно или продолжить? Мой вам добрый совет, rvk: тщательно проверяйте истинность своих утверждений. Как известно, слово - не воробей. И от таких "мелочей" зависит репутация человека. А статья представляла для меня информационную ценность из-за описания технологического процесса, применяемого на российских предприятиях.
                • 0
                  rvk rvk
                  07.12.1120:41:39
                  нет, не достаточно. Зато мне достаточно беседы с людьми, занимающимися производством и поставкой элементной базы для МО. Им я верю. А твои Ыксперты очень много люпов допускают, по моему опыту. В технику на экспорт можно ставить что хочешь. В нашу технику - только наше, за редкими исключениями.
                  • 0
                    Нет аватара avros
                    07.12.1121:10:08
                    Ну, уважаемый rvk, здесь вы тоже промахнулись. У меня есть свой эксперт, всем вашим икшпертам икшперт. Бабка у подъезда. И вы никогда меня не переубедите в правильности ее мнения.
                    • 0
                      rvk rvk
                      07.12.1121:21:29
                      ну тогда понятно.
                • 0
                  rvk rvk
                  07.12.1120:42:43
                  И вообще, разработать и произвести (хоть и на иностранной фабрике) нужную микросхему - не проблема. Тендеры на такие разработки проводятся регулярно, Миландр в них участвует, и даже иногда выигрывает.
                  • 0
                    Нет аватара avros
                    07.12.1121:03:01
                    Цитата: "И вообще, разработать и произвести (хоть и на иностранной фабрике) нужную микросхему — не проблема". Уважаемый rvk, повторяю еще раз: следите за своими высказываниями. Смысл моего первоначального поста заключается в том, что России необходимо иметь собственное производство, независимое от иностранных поставщиков. Ибо при появлении тех или иных политических сложностей мы можем оказаться под медным тазом. Вы что-то имеете против такого пожелания?
                    • 0
                      rvk rvk
                      07.12.1121:10:30
                      ничего не имею против. Полностью согласен, особенно учитывая что у нас уже есть такие производства, и главное есть разработчики.
                • 0
                  rvk rvk
                  07.12.1120:45:25
                  И такой вопрос, не подскажешь почему у тебя в профиле указано Воронеж, а IP Казахстанский? В гостях?
                  • 0
                    Нет аватара avros
                    07.12.1121:04:47
                    IP, при желании, можно изобразить любой. Чудеса программистов-искусников. А вас IP чем-то не устраивает?
                    • 0
                      rvk rvk
                      07.12.1121:11:09
                      при желании да. Только вот непонятно почему у тебя появилось такое желание.
                      • 0
                        Нет аватара avros
                        07.12.1121:16:56
                        Желание - категория субъективная. Я же не спрашиваю, отчего у вас, уважаемый rvk, появилось желание узнать причины моего желания?
                        • Комментарий удален
                          • Комментарий удален
                            • 0
                              rvk rvk
                              07.12.1122:14:38
                              многовато пафоса. тут так не общаются. и врать не хорошо. удачи.
                            • 0
                              rvk rvk
                              07.12.1122:17:45
                              Андреев Олег Юрьевич, или это тоже выдуманное имя?
                            • 0
                              Evgenij Evgenij
                              13.09.1218:09:04
                              В защиту rvk в русском языке у одного слова бывает множество значений, тем более в современном, который меняется чаще, чем Эпл свои Айфоны печёт.   
                • 0
                  Нет аватара lom
                  11.04.1222:10:42
                  avros, извините, что вмешиваюсь, но я занимаюсь разработкой систем управления для ракетной промышленности. Поэтому заявляю со всей ответственностью, что элементная база - исключительно отечественная! Ничего импортного на борт нам ставить не разрешают ни при каких оговорках!
            • 0
              Нет аватара guest
              07.12.1100:26:57
              за новостями что вообще не следите ? Комиссия Сената США по делам вооруженных сил (ASC), расследовавшая появление подделок в войсках на протяжении последних нескольких месяцев. По данным комиссии, проверившей происхождение более ста поддельных электронных устройств, 70 процентов деталей в них были закуплены в Китае. Еще 20 процентов деталей прибыли из Канады и Великобритании, которые через посредников тоже приобрели их в Китае. http://lenta.ru.../11/08/chinese/
              • 0
                Нет аватара avros
                07.12.1120:31:22
                Вот те раз... Вроде бы бы отстрелялись с одним многознающим и очень уверенным в себе человеком, но тут, как из табакерки, появился новый, с пикой наперевес. Ну что же, давайте побеседуем. Сразу же хочу сказать, что меня всегда восхищали люди, способные заболтать абсолютно ясные вещи. Для этого нужно иметь немалые способности. Вот вы мило преподносите такое сообщение (цитирую): "Комиссия Сената США по делам вооруженных сил (ASC), расследовала появление подделок в войсках ...из более чем ста поддельных электронных устройств, 70 процентов деталей в них были закуплены в Китае. Еще 20 процентов деталей прибыли из Канады и Великобритании, которые через посредников тоже приобрели их в Китае". Вы хоть осмыслили это сообщение? Разжевываю: некоторые американские фирмы, в погоне за наживой, преступно (ими сейчас занимается служба криминальных расследований Пентагона) устанавливают в электронных устройствах поддельные, некондиционные детали из Китая. То есть элементарное барахло. Вопрос: вы хотите, чтобы и наша космонавтика и оборонка использовало эту дрянь? Резюме: положите на голову холодный компресс. А я приведу другие сообщения: заместитель гендиректора ЦНИИМАШа: "... купить иностранные изделия космического назначения для «Глонассов» исключительно трудно: в отношении товаров, приобретаемых для использования в военной продукции, действуют ограничения Госдепартамента США" (http://randomstar.org/news/5243-tayvanskaya-mikroshema-pogubila-dva-sputnika-glonass.html); Владимир Поповкин (надеюсь, вам знакома эта фамилия?): " высококачественные американские комплектующие мы приобретать не можем, так как существуют ограничения (Госдепартамента США) и мы не уверены в том, что в этих компонентах не будет так называемых вкладок" (http://versia.ru/articles/2011/jun/27/inostrannaya_voennaya_tehnika_dlya_rossiyskogo_vmf). Вам разжевать эту информацию? Пожалуйста: ограничения на поставку в Россию тех или иных изделий Госдеп США вводит, опираясь на поправку Джексона-Веника. Общее резюме: вам после бухалова следует опохмеляться, иначе вы такую ересь несете, что хоть святых выноси.
                • 0
                  Нет аватара guest
                  07.12.1122:47:49
                  судя по тону и сути высказываний мы имеем дел с блондинкой в критические дни. девушка, может мы перенесем разговор на пару дней, когда вы начнете адекватно выражаться и воспринимать действительность ? например даты и время постов воспринимать ? да, когда месячные закончатся, попробуй сконцентрироваться и поглядеть внимательно, судя по всему для тебя "как из табакерки, появился новый" пост про 10% в ф-22     Отредактировано: idesperado.livejournal.com~21:48 07.12.2011
            • 0
              Нет аватара guest
              07.12.1100:35:15
              кстати Иванов оценивал, что в ф22 10% китайской электроники. http://www.rg.r...v-oboronka.html
          • 0
            Нет аватара avros
            07.12.1120:01:51
            Что именно закупают? И кто закупает?
  • 0
    Нет аватара Alexssanderr
    06.12.1117:09:37
    Спасибо,очень хорошая статья!
  • 0
    Нет аватара Igor_rus
    06.12.1117:10:32
    Очень важная и нужная вещь. И статья и производство    
  • 0
    Григорий Басс Григорий Басс
    06.12.1119:50:31
    большое спасибо , было очень интересно
  • 0
    28_2010 28_2010
    06.12.1120:17:56
    Спасибо за статью. Интересно, мне понравилось.
  • 0
    Natiksoldatik Natiksoldatik
    06.12.1123:11:14
    Класс,спасибо!!!
  • 0
    Нет аватара guest
    07.12.1100:13:27
    Спасибо. Я был летом в Ярославле на радиозаводе = тоже работают на военных. Там сборка блоков
  • 0
    Нет аватара nagoHok
    07.12.1100:47:07
    Молодец, отлично!
  • 0
    Hasky Hasky
    07.12.1105:51:27
    ...+100
  • 0
    Нет аватара elron
    07.12.1106:38:59
    +много! оперативную память они делают, процессоры тоже. а что-нибудь для хранения информации (вроде жестких дисков)?
    • 0
      rvk rvk
      07.12.1108:31:54
      конечно нет. это совсем другие принципы.
      • 0
        Нет аватара elron
        08.12.1105:27:42
        контроллеры жестких дисков принципиально не отличаются от процессоров. потому и спрашиваю --- есть у них что-либо на эту тему?
        • 0
          rvk rvk
          08.12.1110:06:41
          у них есть устройство для хранения данных в зашифрованном виде, такая крутая флешка.
  • 0
    Нет аватара guest
    07.12.1108:20:45
    Самый простой — commercial.
    собственной разработкой, как сейчас модно говорить R&D
    ГЛОНАСС — это space
    А без новояза статьи писать можно? Тошнить хочется от таких выкрутасов... Такое ощущение, что автор статьи сделан вне России. Оправдано только применение термина:
    Получалась планка SIMM 8 мегабайт.
    Отредактировано: google.comaccountso8ididAItOawkDUiJBRW0IW4pyFjflWT_YapCDDthKzFE~07:23 07.12.2011
    • 0
      rvk rvk
      07.12.1108:32:46
      если они так называются? Предлагаешь мне изменить общепринятую терминологию?
  • 0
    Нет аватара Yaroslav
    07.12.1120:07:12
    Молодцы! Красивое производство и хорошая продукция!
  • Комментарий удален
    • 0
      rvk rvk
      12.12.1111:01:17
      нет, это не та линия. сколько единиц военной техники ты уже произвёл?
      • Комментарий удален
        • 0
          rvk rvk
          12.12.1112:04:02
          вот когда хоть что-то своими руками сделаешь, тогда тебя тут выслушают. а пока тебе на другие сайты, не к нам.
          • Комментарий удален
            • 0
              rvk rvk
              12.12.1113:02:13
              я не указываю, я советую. там тебя поймут и поддержат. с чего бы это? А с того, что просто глупо делать односистемные решения. Скоро все чипы будут поддерживать две системы. Односистемных не останется совсем.
              • Комментарий удален
            • 0
              rvk rvk
              12.12.1113:04:22
              и да, в России нет царя. Если ты не перестанешь искажать реальность, я тебя забаню тут. А так же переставай обвинять безосновательно людей в воровстве. Повторяю, ты попал не на сайт Эхо Москвы где можно врать. Тут принято вести конструктивную дискуссию. Либо ты придерживаешься этих правил, либо гуляешь отсюда вальсом.
  • 0
    Нет аватара unit_3q
    21.12.1101:19:03
    Очень рад видеть такой современный завод. Только жаль, что это даже не капля в море, а... Электронная промышленность, как и русское станкостроение целенаправленно убивались 20 лет. Искренне рад, что у них получилось выжить. В нашей аппаратуре несколько десятков тысяч радио- и электронных компонентов, есть и ихние!
  • 1 2
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,