стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
27

В ФПИ раскрыли подробности новой космической разработки.

  •  © expert.ru

В 2022 году российские разработчики из Фонда перспективных исследований намерены запустить в космос многоразовый космический корабль совершенно нового типа. Судя по тому, кто является организацией-разработчиком, в отличие от ряда других планов, у этого действительно есть высокие шансы осуществиться.

Зато мы сделаем ракету

Сначала был «Буран» — очень похожий на американский «Шаттл», но оригинальный советский многоразовый космический корабль, сделанный по концепции корабля-самолета, возвращающегося на Землю в планирующем полете. Его первый и последний старт запомнился уникальной посадкой под управлением электроники. А вы говорите: «цифра». У нас раньше всех была цифра, только потом ее забыли.

Теперь американцы решили возвращать не корабль-самолет, который является и второй, и третьей ступенью ракеты носителя, а двигатели многоступенчатой ракеты. Такие разработки были еще в 60-е годы в СССР, но развития не получили. Экономический эффект не выглядел очевидным. «Шаттл», кстати, хотя при его разработке и рассчитывали на экономию, ее не показал, а наоборот, оказался очень дорогим в эксплуатации. Но главная его задача была не экономить, а быть оружием «звездных войн».

Сейчас ракеты-носители Falcon 9 и Falcon Heavy («Тяжёлый сокол») компании SpaceX имеют возвращаемую первую ступень. Двигатели, при помощи которых ракета отрывается от поверхности, опускаются на парашютах, как обычно возвращаются на Землю спускаемые аппараты (последние ступени) космических кораблей — не челноков.

Россия насколько можно понять, пошла своим путем, развивая идею челнока. Был проанализирован большой объем информации и накопленный научно-технический задел по возвращаемым ступеням. И 4 июня была обнародована информация, о которой Борис Сатовский, руководитель проектной группы Фонда перспективных исследований (ФПИ) рассказал следующее: «Схема работы системы предусматривает отделение первой ступени ракеты-носителя на высоте 59-66 километров и ее возвращение в район старта с посадкой на обычную взлетно-посадочную полосу. В базовой конструкции возвращаемого блока будут применены поворотное прямоугольное крыло большого размаха и классическое хвостовое оперение. При возвратном полете к месту старта используется модифицированный серийный турбореактивный двигатель», — сообщил конструктор агентству РИА Новости.

По его словам, уже завершен аванпроект возвращаемого ракетного блока. Испытания летного демонстратора первой многоразовой возвращаемой космической ракеты намечены в России на 2022 год.

Это совместный проект ФПИ, корпорации «Роскосмос» и Объединенной авиастроительной корпорации, говорится на сайте Фонда перспективных исследований. Там же сообщается, что при проектировании использован технологический задел проекта многоразового ускорителя «Байкал». Это многоразовый ускоритель разрабатывался как универсальный для ракеты «Ангара» и других типов ракет «Байкал» в ОАО «НПО „Молния“» по заказу ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. «Байкал», прототип которого даже съездил когда-то на авиасалон в Ле Бурже, имел типичное самолетное хвостовое оперение, с которым, судя по публиковавшимся эскизам (в сборе с ракетой) должен был и стартовать. У нового комплекса, судя по словам конструктора и эскизу (см. фото), классическое ракетное оперение, но разворачивающееся перед обратным полетом основное крыло.

Новая система предназначена для вывода полезной нагрузки до 600 килограммов на земную солнечно-синхронную орбиту (летящие по ней спутники видны из одних и тех же пунктов на Земле примерно в одно и то же время). Такие орбиты, если говорить об оптимальных для практического использования, расположены на расстояниях 500 — 1500 км над поверхностью Земли. Для этих высот 0,6 тонны являются достаточно значительной нагрузкой, именно по полтонны на них и выводят. (Просто для сравнения — «Союзы» несут семитонную нагрузку к МКС, которая летает на высоте 418 км).

Новая разработка является ракетно-космической системой сверхлегкого класса, а не сверхтяжелого, как те ракеты, которыми сейчас увлеклись «американы» (по выражению С. П. Королева). Но это не менее прорывной проект. Сообщается, что по предварительным расчетам стоимость вывода будет в полтора-два раза ниже, чем у обычных ракет подобного класса. Каждый управляемый блок рассчитан на 50 полетов без замены маршевых двигателей, работающих на криогенном топливе «жидкий кислород — сжиженный метан». Запускать ракеты планируется тоже необычным для гражданских носителей образом — с мобильных комплексов.

Кто будет утюжить космос

Мы из каждого «утюга» слышим о достижениях Илона Маска, чьи космические проекты щедро финансируют Пентагон и частные инвесторы, говорит Валентин Островский, директор стратегических проектов CAF Group. У нас же еще в 2017 году стало известно, что расходы на развитие научно-технологического комплекса в 2017-2019 годах сократятся на 25 млрд руб. относительно цифр, которые были заложены на этот период в федеральной целевой программе развития научно-технологического комплекса на 2014-2020 годы. Тем не менее, вряд ли наши разработчики так сильно отстают от американского коллеги, говорит он, но их заявления еще предстоит подтвердить.

Испытания — это далеко еще не запуск в серийное производство, соглашается управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, это только попытка исследовать этот тренд и проанализировать наши технологические преимущества перед SpaceX, которая уже не первый год испытывает многоразовые разгонные блоки. Российская космическая программа должна оставаться как можно более амбициозной и хорошо финансируемой, потому что космическая отрасль является самой наукоемкой, а также аккумулирует наиболее ценные научные кадры, которые имеют возможность накапливать научный опыт, сохранять и передавать его.

Но, конечно, без критики не обойтись, указывает Илья Жарский. Обычно в наших программах освоения космоса называются дальние сроки, от 2022 до 2040 года, хотя все понимают, что планирование на 5 и более лет, а уже тем более на 22 года невозможно не только в отдельной отрасли, но и во всей российской экономике, сильно подверженной внешним шокам, о которых хотелось бы сказать подробнее. Авиакосмическая отрасль сильно зависит от импорта электронных компонентов, и сложно сказать, насколько задача построения многоразовой ракеты-носителя возможно в текущих условиях, когда развитые страны наложили ограничения на экспорт в Россию высокотехнологичного оборудования.

Без всяких «но»

Действительно, сроки, кажущиеся не столь уж большими, несколько бледнеют по сравнению с теми, которые были присущи старту космической эры. Четырех лет не прошло с момента запуска 4 октября 1957 года с полигона Тюратам (космодром Байконур) Первого спутника до первого полета в космос человека, Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. Причем, ни о каких импортных компонентах тогда и речи не было.

Но тем не менее, возвращение в России к работам над реальной многоразовой системой представляет огромный интерес. Тем более, что поскольку речь идет не о возврате двигателей, а о возврате корабля, это, скорее всего, предполагает в будущем развитие системы до уровня пилотируемой.

Еще одно «но» все же напрашивается. Гражданские разработки в ракетной сфере у нас очень сильно отстают от тех, которыми, судя ставшим недавно известным фактам, движутся военные разработки. Тут напрашивается еще одно сравнение с советским космосом, который развивался в очень тесной увязке с военными задачами, практически (за исключением неудавшегося лунного проекта) как одно целое.

Правда, есть одна деталь, которая, возможно, снимает всякие «но». Фонд перспективных исследований (ФПИ), непосредственно отвечающий за разработку новой ракетно-космической системы, это фонд оборонный. Целью его деятельности является: «содействие осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах, в том числе в интересах модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, разработки и создания инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения» (цитата из закона, на основании которого в 2012 году был создан ФПИ). Так что, судя по всему, эта штука полетит.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 3
    Нет аватара VMichael
    05.06.1802:06:53

    «Сейчас ракеты-носители Falcon 9 и Falcon Heavy («Тяжёлый сокол») компании SpaceX имеют возвращаемую первую ступень. Двигатели, при помощи которых ракета отрывается от поверхности, опускаются на парашютах, как обычно возвращаются на Землю спускаемые аппараты (последние ступени) космических кораблей — не челноков."

    Автор интересовался темой хоть немного?

    Нет там никаких парашютов.

  • 3
    Нет аватара Kostya
    05.06.1807:25:51

    Маск это агент ЦРУ, задачей которого является разорить Росскосмос, заставив их вкладывать колосальные деньги в заведомо не рентабельный проект! Типа СОИ, американцы рисовали как они воюют в космосе и показвали по телеку, а СССР сжигал миллиарды! Так и тут, заставляют тягать бесполезные 2-5 тонн груза для обратного спуска при этом уменьшая вес выводимого аппарата и не факт, что приземлившаяся ступень будет безотказно стартовать второй раз!

    • 1
      Нет аватара Rockets
      05.06.1808:05:47

      Маск это агент ЦРУ,

      Да что же за фигня. Что вас так плющит Маск??? Росскосмос без ЦРУ колбасит не по детски. Меняется начальник, меняется концепция и планы развития. То хотим тяжёлую ракету, то не хотим и прочие хотелки. Сколько проектов уже тупо загубили по прихоти очередного начальника. А государство на эти проекты выделяло деньги. Дешевле Маска купить наверно было. У Маска в спейс х людей меньше чем в Роскосмосе на порядок

      Пусть у нас нету своего Маска, за то у росскосмоса есть стимулятор и раздражитель…

    • -3
      Нет аватара VMichael
      05.06.1810:31:19

      Пока это были просто проекты, можно было рассуждать.

      Но SpaceX уже работает, возвращаются ступени и летают на использованных ступенях снова.

      Технологии производства уже позволяют летать ступени несколько раз.

      Т.е. уже проверено на практике. Теперь нужно смотреть статистику и анализировать, а не выдавать теоретические глубокомыслия.

      • 4
        Александр Вавакин Александр Вавакин
        05.06.1811:48:18

        Не все водители в свои машины вставляют БУ запчасти. А космонавты будут летать на БУ ракетах, которые ещё и перегрузки выдержали? Чтобы запустить возвращаемый модуль — необходимо его перебрать до винтика. И, скажите мне, как они будут при этом дешевле, учитывая то что не все возращаются на землю, при этом имеют херову кучу двигателей, относительно одноразовых. SpaceX — просто передел рынка, субсидируемый из бюджета штатов и частных инвесторов. Экономической выгоды никакой нет.

        • -5
          Нет аватара VMichael
          05.06.1811:58:58

          Ребят, нельзя закрывать глаза на реальность.

          А в реальности использованные ступени УЖЕ летают повторно. Это реальность.

          Остальное — теоретические умствования.

          • 5
            Александр Вавакин Александр Вавакин
            05.06.1813:42:46

            Те ли это ступени? А может те что приземлились и летать то не способны после первого полёта? Перебрали, движки новые поставили или вообще целиком заменили, ктож проверит то… Да дорого — но рынок то отвоевали. а по телевизору покажут что они 30 раз приземлялись сами благополучно.

          • 1
            Нет аватара tirl
            05.06.1820:44:13

            Нельзя вам закрывать глаза, что проект Маска это классическая афера.

            Летать на бэушных ракетах никто не будет. Никто не знает где была использованная ракета более года и что с ней делали, да и да и та ли вообще ракета, что в ней заменили и проч.

            Кроме того, возврат ракеты Маска требует не только колоссальных затрат на то чтобы повысить ресурс всех узлов, посадить и транспортировать отработанную ракету, провести обслуживание и фактически заново ее перебрать, но и просто на то, чтобы запустить лишний вес топлива, посадочных двигателей и прочих систем возврата.

            Несмотря на очевидный провал проекта Пентагон продолжает его финансировать. Подозреваю, что Маск хорошо откатывает правильным генералам. Можете не сомневаться, что как только закончится госфинансирование проект будет закрыт.

          • 1
            Нет аватара dimsss
            05.06.1823:51:26

            Да, летают и Теслы ездят. Но реальность такова, что проекты Маска почти все банкроты, что Тесла, что СпейИкс, так как экономически не выгодны. Они выгодны только Маску с экономической точки зрения и американскому правительству с имиджевой точки зрения (аля какие у нас передовые технологии, плюс шанс стать монополистами, а в будущем это окупится многократной прибылью и золотыми горами по сравнению со всеми нынешними убытками). Только при наличии спец. законов (например для Теслы в Европе, Японии всякие послабления для электромобилей- аля жкологические технологии) или обильном и щедром субсидировании из бюджета страны его СпейсИкса. Да, он его запускает за 60 млн для коммерческих пусков, но реальная себестоимость составляет порядка 90 млн евро, каждый пуск идёт в минус и этот минус каждый раз погашает американское правительство. Цель? не знаю, но как факт с 2015 года Россия полностью потеряла рынок коммерческих запусков. Стоило ли это того с точки зрения американцев и дорого ли это для них? Конечно стоило и конечно для них это копейки, тем более, что весь мир по-прежнему продолжает покупать долговые облигации пиндостана, тем самым кормя его, плюс Трамп в своём экономическом крестовом походе пока только нагибает всех подряд, ну кроме России.

            • -3
              Нет аватара VMichael
              06.06.1802:08:40

              Да, он его запускает за 60 млн для коммерческих пусков, но реальная себестоимость составляет порядка 90 млн евро, каждый пуск идёт в минус и этот минус каждый раз погашает американское правительство.

              Это вам американское правительство сообщило?    

              • 3
                Нет аватара brat_po_razumu
                06.06.1805:34:01

                Расходы американского правительства на NASA — секретом не являются!

                 https://en.wikipedia.org/wiki/Budget_of_NASA 

                2000 13 428

                2001 14 095

                2002 14 405

                2003 14 610

                2004 15 152

                2005 15 602

                2006 15 125

                2007 15 861

                2008 17 833

                2009 17 782

                2010 18 724

                FY2011 18 448

                FY2012 17 770

                FY2013 16 865

                FY2014 17 647

                FY2015 18 010

                FY2016 19 300

                FY2017 19 508

                FY2018 (proposed) 20 736

                2019 (projected) 19 375

                2020 (projected) 19 666

                По 18-20 миллиардов долларов ежегодно — вынь да положь!!! И затраты — только растут!

                Это — не считая военных спутников, они — финансируются по линии Министерства обороны.

                ОЙ-ОЙ-ОЙ — Штаты полность ПРОСРАЛИ ПИЛОТИРУЕМУЮ КОСМОНАВТИКУ, коммерческие запуски — перевели на САМУЮ НАИДЕШЕВЕЙШУЮ ЧАСТНУЮ компанию СВЕТОЧА космических запусков Илона Маска — а расходы все только растут и растут…

                Как же так???

                1. Пилотируемые полеты — просрали, не сумели потянуть, отказались.

                2. Запуски — отдали ТИПА ДЕШЕВОЙ, и по-любому — ЧАСТНОЙ КОМПАНИИ, ИЗ БЮДЖЕТА ТИПА — НЕ ФИНАНСИРУЕМОЙ.

                3. А ТРАТЫ БЮДЖЕТА США НА ЗАПУСКИ — ВСЕ РАСТУТ И РАСТУТ!!! Хотя компания Илона Маска — которой переданы запуски!!! — это типа очень дешевая и ЧАСТНАЯ компания, и не финансируется-де из бюджета США! Это же — УСПЕШНЫЙ ЧАСТНИК, СВЕТОЧ И ГЕНИЙ ракетного дела!!!

                Объяснишь мне — СЕБЕ объяснишь, как это возможно, а?

                Отредактировано: brat_po_razumu~05:35 06.06.18
                • 1
                  Нет аватара brat_po_razumu
                  06.06.1805:52:22

                  Итак, в 2011 г. НАСА запустило:

                  5 Атласов — все успешно

                  6 Дельт — все успещно

                  3 Минотавра — все успешно

                  1 Пегас — успешно

                  3 Спейс Шаттла с космонавтами на борту — все успешно

                  Бюджет НАСА — 18,4 млрд

                  А — сколько НАСА запустило в 2017 г.

                  А?

                • Комментарий удален
                  • 1
                    Нет аватара brat_po_razumu
                    06.06.1806:32:41

                    Прибыль идет от КОММЕРЧЕСКИХ ЗАПУСКОВ — НЕ ТАК ЛИ???

                    И — весьма странно, что НАСА лишили САМИ себя ВЫГОДНЫХ коммерческих запусков, ОТДАВ ЛАКОМЫЙ КУСОК ЛЕВОМУ ЧАСТНИКУ, при этом ПРОСРАЛИ пилотируемые запуски, при этом бюджет НАСА требует колоссальных подпиток.

                    А разве бюджет НАСА уходит чисто на запуски?

                    Нет конечно! А Илона Маска кто будет кормить???

                    Вот туда вот и уходит.

                    ©Видео с youtube.com

                    • Комментарий удален
                      • 1
                        Нет аватара brat_po_razumu
                        06.06.1807:10:43

                        Ну так ясен пень!

                        Не прошло и 60 лет с момента образования НАСА (указ Президента США Дуайта Эйзенхауэра от 1958 г.) — как властьимущие США решили, что ТРИЛЛИОНЫ (в современных долларах) ПОТРАЧЕННЫХ НА КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ денег — удобнее спихнуть на Илона Маска.

                        Передать ему все технологии и права за КОММЕРЧЕСКИЕ запуски — что может быть приятнее???

                        Я — тоже бы не отказался, если бы Россия передала бы мне все права на продажу автомобилей Лада Веста.

                        Я — даже инициатором создания Лада Веста себя готов признать.

                        Но Россия — не является идиотом. В отличие от Штатов, добровально отдавших проходимцу ТРИЛЛИОНЫ.

      • 2
        Сергей Перовский
        05.06.1815:16:56

        Так статистики и нет. Есть рассуждения, что, где два полета, там и двадцать.

        Стоит многоразовая ракета дороже, поднимает меньше. Выигрыш наступает не при повторном, а при многократном использовании.

        Чтобы доказать экономическую эффективность, нужно гонять одну ступень до отказа, определить реальный ресурс, стоимость обслуживания и т. д.

        Все проекты Маска характеризуются простой формулой: технически возможно, экономический эффект сомнителен.

  • Комментарий удален
    • 6
      alex4spb alex4spb
      05.06.1813:19:24

      А Блок-5 (последняя модификация Фалькон-9) оптимизирована для повторного использования по максимуму.
      маркетологами.

      • 4
        Александр Вавакин Александр Вавакин
        05.06.1813:44:20

        По телевизору могут показать что одна и та же ступень 100 раз приземлилась, а на деле каждый раз новую будут запускать.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,