стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
130

Альт на «Эльбрусе» доступен для предустановки

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Заключено дистрибьюторское соглашение между компаниями Базальт СПО и МЦСТ: версии отечественной операционной системы Альт, разработанные для платформы «Эльбрус», будут поставляться в качестве возможного предустановленного ПО в составе аппаратно-программных комплексов на базе процессоров «Эльбрус», а также в виде отдельного продукта.

  • слайд из совместного доклада на SECR 2018
  • слайд из совместного доклада на SECR 2018
  •  © www.basealt.ru

Мы перенесли свои технологии сборки на вычислительную платформу «Эльбрус» и разработали для неё отдельные версии ОС Альт. Эти программные продукты доступны для всех массовых моделей персональных компьютеров и серверов «Эльбрус», которые выпускаются сегодня: рабочих станций «Эльбрус 401-PC», «Эльбрус 801-PC», «Эльбрус 101-PC», серверов серий «Эльбрус-4.4», «Эльбрус-802», «Эльбрус-804» и ноутбуков «Аквамарин» на базе микропроцессора «Эльбрус-1С+".

В распоряжение пользователей предоставляются регулярно обновляемые дистрибутивы Альт для Эльбруса, репозиторий, документация и универсальный спасательный образ для обоих поддерживаемых поколений процессоров — 4С и 8С/1С+.

Пользователи ОС Альт Сервер для платформы «Эльбрус» получают проверенное решение для гетерогенных сред, в том числе с возможностью развернуть контроллер Active Directory и другие сетевые сервисы, комплект офисных приложений, базы данных (включая PostgreSQL с добавлениями для 1С) и многое другое.

Альт Рабочая станция дает возможность обеспечить одновременную работу двух операторов на одном компьютере модели «Эльбрус 801-PC» (при добавлении дополнительной видеокарты) без увеличения стоимости лицензии. Этот подход позволяет снизить удельную стоимость одного рабочего места оператора без ухудшения продуктивности труда.

Программное обеспечение из дистрибутивов ОС Альт собрано и работает в «родном» режиме процессора «Эльбрус», что обеспечивает высокую производительность и более высокий уровень защищенности.

Пользователям Альта на Эльбрусе доступна вся инфраструктура поддержки и обучения «Базальт СПО».

«Мы выражаем большую признательность разработчикам и руководителям компании МЦСТ за длительное, плодотворное и искреннее сотрудничество. Работаем с ними в тесной связке уже несколько лет, и это принесло свои плоды. Очень рассчитываем, что вклад «Базальт СПО» позволит повысить популярность проекта «Эльбрус» и сделает его более доступным, — отметил Алексей Новодворский, заместитель генерального директора «Базальт СПО». — Мы продолжаем активную совместную работу, в частности, делаем образовательный проект, в ближайшем будущем будем расширять линейку продуктов для компьютеров «Эльбрус».

"Подписанное соглашение позволило открыть новый этап в совместной работе наших компаний — перейти к поставкам и внедрениям. Считаю, что проделана очень большая и хорошая совместная работа. Мы приветствуем выход на рынок ОС Альт — новой операционной системы для платформы «Эльбрус» семейства Linux» - сообщил Александр Ким, генеральный директор АО «МЦСТ».

PS: представители компаний также выполнили совместный доклад «Вычислительная платформа «Эльбрус» и её практическое применение» на конференции разработчиков программного обеспечения SECR 2018.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 11
    Нет аватара termometrix
    15.11.1822:17:29

    Интересный материал,как всегда!Спасибо!

    • 23
      shigorin shigorin
      15.11.1822:30:32

      Пожалуйста     (сейчас ещё на конторе, так что пишу с 801, а рядом ssh на 804)

      • 7
        александр столярчук александр столярчук
        16.11.1800:49:30

        Михаил. Проскочила инфа, что собираются делать суперкомпьютер на базе Эльбруса для военных. Что-нибудь слышали об этом?

        • 5
          Федор Синицын Федор Синицын
          16.11.1806:29:41

          Недавно было интервью с гендиректором НПО «Молния»: https://ria.ru/interview/20181114/1532711310.html

          Сейчас, к примеру, мы в инициативном порядке на протяжении полутора лет ведем работу по разработке отечественного современного суперкомпьютера и программного обеспечения. В этой работе участвует большая кооперация. Главная цель проекта — сделать весь цикл разработки и производства отечественных образцов вооружений полностью на отечественном оборудовании, начиная с научно-исследовательских работ и заканчивая созданием опытного образца, его испытаниями, а также сопровождением эксплуатации серийных изделий в войсках. Начнем мы с ракет-мишеней, а потом будем предлагать эти решения для всей российской промышленности. Надо сказать, что уже есть серьезные результаты в этом направлении, но пока подробности раскрывать не буду. Скажу лишь, что мы находим понимание среди партнеров и заказчиков.

          — А можно сейчас спрогнозировать, когда такое ПО появится на рынке?

          — Я думаю, что в течение пяти лет мы сможем заявить о создании такого продукта.

          Очень похоже.

        • 3
          shigorin shigorin
          16.11.1807:18:59

          Предпочитаю не комментировать подобные слухи, но вот ссылка рядом -- интересная.

          • 3
            александр столярчук александр столярчук
            16.11.1812:17:29

            Это во взгляде на днях писали. Хотя соглашусь, взгляд в последнее время всё чаще желтизной отдаёт.

            • 2
              shigorin shigorin
              16.11.1816:46:36

              Это был слив в коммерсант, а у взгляда в RSS (или заголовках) сразу пропускаю то, что со «СМИ:» -- как показали пять лет наблюдений, основные попадаловы на сверке фактов у них бывали именно при таком вот не шибко рефлексионном распространении (правда, когда перепостят косяк -- обычно стараются хотя бы дать опровержение, но мне-то этот шум зачем).

      • 1
        Нет аватара logobobah
        16.11.1820:20:49

        А в чем самые принципиальные отличия от эльбрус ос?

        Кстати, а под альтом сама 1с работает, или только как сервер бд может с 1с взаимодействовать?

        • 1
          shigorin shigorin
          16.11.1820:40:47

          У нас своя высокотехнологичная сборочная технология, что позволяет экономить силы при портировании и поддержке репозитория; хотя тут важно и то, что альт -- единственная известная мне операционка на эльбрусе, которая собирается нативно (то есть тоже на эльбрусе), а не кроссом (то есть на x86 с использованием компилятора, который порождает эльбрусовый код).

          Скажем, в OSL сейчас примерно 5--6 тысяч пакетов, каждый из которых коллегам пришлось описать (а многие пропатчить, чтоб собирались так); в альте репозиторий объёмом примерно 6200 исходных пакетов создан и поддерживается в две-четыре руки при эпизодической поддержке специалистов, занимающихся конкретными пакетами или программными стеками.

        • 1
          shigorin shigorin
          16.11.1820:43:52

          Что до 1С -- под x86 работает, официально поддерживается. На эльбрусе порта 1С ещё нет, пока только под бинарным транслятором (я не проверял, но под ним всё, что штатно запускал, работало).

          • 1
            Нет аватара logobobah
            17.11.1800:42:41

            Требуется ли серьезная переработка кода, чтобы код, работающий на alt под x86 заработал нормально под эльбрус.

            • 0
              shigorin shigorin
              17.11.1811:32:43

              Вкратце: обычно нет, в редких случаях вроде elfutils бывало надо; подробности есть в тезисах и видео моих докладов по теме, ссылки на которые есть внизу странички altlinux.org/ports/e2k

            • 0
              shigorin shigorin
              18.11.1821:27:34

              Чуть подробней про один из ряда интересных случаев, обычно затрагивающих кодогенераторы и в эквиваленте.

  • 0
    Андрей Иванов Андрей Иванов
    16.11.1803:06:45

    А всякие BSD на Эльбрус реализовали?Чисто из любопытства.

    • 4
      shigorin shigorin
      16.11.1807:20:59

      Не видел. Из не-линуксов видел QNX (КПДА Нейтрино-Э) и знаю про перенос Embox (оригинальная питерская разработка, очень толковые ребята).

      • -1
        Андрей Вознесенский Андрей Вознесенский
        04.12.1818:48:56

        QNX

        QNX такой же Линукс только в сто раз хуже и еще только комерческие лицензии там выдают.Там даже системные каталоги такие же как в Линуксе. Ничего такого «ах» там нету вообще, только понты о очень безопасной системе и всё.

        Отредактировано: Андрей Вознесенский~18:50 04.12.18
        • 0
          shigorin shigorin
          04.12.1819:07:53

          Андрей, Вы зачем-то написали три комментария, которые говорят лишь о том, что в тематике понимаете на уровне домохозяйки (а этот, например, вообще ни в какие ворота не лезет). Попробуйте для разнообразия писать о том, в чём разбираетесь -- это быстро поднимет как ценность сказанного, так и внимание к нему.

          • 0
            Андрей Вознесенский Андрей Вознесенский
            04.12.1819:16:53

            Что непонравилось то? Я посмотрел видосик про QNX и это треш. Это вот QNX ни в какие ворота не лезет, там бубны мешают     Не упоминайте эту операционку хоть в соц сетях. А то люди вовсе от Эльбруса отвернуться увидев ёё на видео. Пользователь получше знает, что ему нужно в IT. И мне 2 ядерный ЦП с низкой производительностью точно ненужен, а так же мне ненужна ОС QNX даже даром !

            Отредактировано: Андрей Вознесенский~19:27 04.12.18
            • 0
              shigorin shigorin
              04.12.1819:40:32

              Пользователь-то может и знает, так если грамотный. А если уровень «видосиков» -- простите, но лучше его подтягивать. Пишу не с тем, чтоб наехать, а как знакомому человеку бы сказал.

              • Комментарий удален
                • 1
                  shigorin shigorin
                  04.12.1819:55:00

                  Нет! С наших пользователей (и тем более коллег) у меня спрос только больше    

                  Давайте всё-таки постараемся эмоции отдельно, оценки отдельно. Ну и будете в Москве -- заглядывайте в гости да своими руками и пощупайте.

                  • 0
                    Андрей Вознесенский Андрей Вознесенский
                    04.12.1819:58:26

                    Да, нет. Шупать то мне не особо нужно. Собственно интересуют только ТТХ. С софтом Альтовским то уже знаком.

              • 0
                Андрей Вознесенский Андрей Вознесенский
                04.12.1819:50:03

                Как бы Альт юзаю уже 5 лет. Ну по теме Российского IT без эмоций писать немогу. Так что извиняйте за резкие тона.    

                Отредактировано: Андрей Вознесенский~19:56 04.12.18
              • 0
                Андрей Вознесенский Андрей Вознесенский
                04.12.1819:55:27

                Просто нужно отписать от новостей Эльбруса и всё уляжеться.     Открывать их только раз в 5 лет, что бы совподало с этапами выхода новой архитектуры и новой сниженной цены — надеюсь.    

          • Комментарий удален
    • 4
      Виктор Гюго Виктор Гюго
      16.11.1811:40:50

      «Всякие» начнутся сразу после того, как будет открытый компилятор, а лучше — штатная поддержка архитектуры в GCC и CLang. Но для этого надо не только открыть спеки, но и поспособствовать появлению поддержки. А потом (позволим себе помечтать) вдруг выяснится, что некоторый спрос на архитектуру есть не только внутри страны, потом весь зоопарк Linux/BSD приедет на e2k (и вот как ни парадоксально Alt, как первопроходец, может получить рост интереса за рубежом).

  • 2
    Нет аватара Даар
    16.11.1806:38:44

    Здорово!

    На «Аквамарин» битая ссылка. Исправьте:

     [ссылки отключены] 

    • 3
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      16.11.1806:46:51

      •  © akvamarin-npc.ru

       http://akvamarin-npc.ru/notebook/ 

      • 1
        Нет аватара gen30
        16.11.1806:49:34

        Я правильно понимаю, что в свободную продажу эти ПК не поступили?

        • 4
          RadiantConfessor RadiantConfessor
          16.11.1807:05:33

          На сайте написано, что ноутбук ещё тестирование проходит.

          Я думаю он не очень производительный. Сами подумайте, там стоит Эльбрус-1С+. Это

          одно ядро

          40 нм

          Частота 600-1000 МГц (в зависимости от версии процессора)

          Пиковая производительность для 1000 МГц всего 12 ГФлопс.

          Есть 3D видеоядро позволяющее выводить на два монитора Full HD или на 1 монитор Quad HD.

          Для ответственных применений, например военным, он пойдёт, но вот для коммерческих покупателей лучше дождаться выхода Эльбрус-2с3, который будет

          двухядерным

          16 нм

          2 ГГц

          А также будет расширен набор команд и число одновременно исполняемых за один такт команд.

          Отредактировано: Zveruga~08:13 16.11.18
          • 8
            shigorin shigorin
            16.11.1807:22:41

            лучше дождаться выхода Эльбрус-2с+

            Поправочка: 2С3 (2С+ был до 4С, это который с двумя дополнительными ядрами DSP).

            А на 1С+ есть уже и планшет, тоже работает.

            • 0
              Андрей Вознесенский Андрей Вознесенский
              04.12.1816:47:02

              2 ядра тоже маловато для хом юзеров будет. 4 ядра минимум должно быть. Непонимаю зачем вообще такие камни нужны с 1 или 2 ядрами. Для десктопа 4 минимум. Ну, а Эльбрус-4С уже древний и пора бы ему в архивы уезжать.

              Отредактировано: Андрей Вознесенский~16:53 04.12.18
              • 0
                shigorin shigorin
                04.12.1818:19:48

                То, что интел обычно впаривает как «четыре» -- физически обычно является двумя.

                • 0
                  Андрей Вознесенский Андрей Вознесенский
                  04.12.1818:28:30

                  У интела кокраз таки огромнейший ассортимент в том числе и 2 ядерников. Но у них производительность я извеняюсь выше в разы, чем у Эльбруса. Вот маркет днс открыл 21 процессор в ассортименте 2 Ядерных. Как вам такой Intel Pentium Gold G5400 OEM

                  [LGA 1151-v2, 2×3700 МГц, L2 — 512 КБ, L3 — 4 МБ, 2хDDR4-2400 МГц, Intel UHD Graphics 610, TDP 54 Вт] Техпроцесс 14 нм ! Этот тех процесс на прилавках уже лет 5 назад лежал. Скоро будет 7 нм. Цена 5 999 рублей.

                • 0
                  Андрей Вознесенский Андрей Вознесенский
                  04.12.1818:32:07

                  Как они будут догонять Интел по производительности я даже хз. Ну по цене понятно, что никогда они Интел и АМД не догонят, просто у Эльбруса другой рынок сбыта и доходы.

    • 1
      shigorin shigorin
      16.11.1807:17:42

      Спасибо, исправил! Эту ссылку скопировал из истории, не перепроверив -- а коллеги уже чуть упорядочили, оказывается.

  • 1
    Нет аватара gen30
    16.11.1806:50:24

    Это только у меня не получается «поделиться ссылкой на статью» на одноклассниках?

  • 9
    Юрий Трушкин Юрий Трушкин
    16.11.1808:17:28

    Эхх…очень хочется попробовать, покодить, поэкспериментировать, по отвечать на всяких что пишу не с компа придуманного в USA. )))) Но 199к пока неподъемно. Если военные и государство закажут большую партию и всё войдет в большую серию, будем надеяться что цена уменьшится до приемлемой.

    P. S. Хоть бы в аренду что ли предлагали )))

    Отредактировано: Юрий Трушкин~08:32 16.11.18
    • 5
      shigorin shigorin
      16.11.1808:33:45

      Ну заходите в гости при случае    

      Кстати, у нас сейчас есть две вакансии мне в помощь.

      Ну и так-то 101 уже не 200, а 150 т.р. стоит, но всё-таки хотелось бы ближе к сотне тысяч машинку.

      • 4
        Юрий Трушкин Юрий Трушкин
        16.11.1808:43:29

        С радостью бы, но далековато выходит =). К сожалению (ну или к счастью), далеко не все ещё живут в больших городах, некоторые даже в деревнях, прошу прощения за некоторый сарказм. Да и к коммерческой разработке на базе Линукса, я, пожалуй, не готов, не тот уровень по моему мнению.

        P. S. Спасибо за ваши дистрибутивы. SimplyLinux мне очень нравится.

        • 4
          shigorin shigorin
          16.11.1808:47:34

          Думаю, как раз к счастью. Но у нас 101-е есть во всех отделениях -- Питер, Саратов, Обнинск. Ну или будете в белокаменной -- маякните в почту заранее.

          …пожалуйста :-) Очень хочу симплик как раз для 101 и адаптировать.

  • 3
    Е.Юрий Е.Юрий
    16.11.1815:17:09

       

  • -7
    Серёга RU Серёга RU
    16.11.1817:20:14

    А почему вы не говорите про то, где именно собираются все эти «Эльбрусы» и «Аквамарины» ??? А я вам скажу. Недавно сам узнал от Игоря Ушманова, так чуть со стула не выпал. Все эти наши разработки собираются в Китае и Вьетнаме. Оппаньки…. А чего так? Что, мы сами не можем заводик построить по сборке такого рода техники и составляющих? Обидно за страну господа-товарищи, обидно.

    • 7
      shigorin shigorin
      16.11.1817:23:32

      Не знаю, кто такой этот «Игорь Ушманов», но или он не в теме, или Вы ничего не поняли.

      Кристаллы печатают на Тайване (TSMC), как и очень многие другие разработчики.

      Часть рассыпухи на платах -- китайская или западная.

      Часть, как и сами платы -- наша.

      Сборка -- только наша.

      • -2
        Серёга RU Серёга RU
        16.11.1817:33:48

        Перепутал букву. Игорь Ашманов. (Российский предприниматель в сфере информационных технологий, искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управления проектами. и тд) Его жена Наталья Касперская. Про неё и её команду, думаю вы слышали. Так вот я ему больше доверяю как специалисту. Уж извините.

        • 3
          shigorin shigorin
          16.11.1817:54:48

          Ашманов -- профессионал, но в совсем другой ИТ-области: «интернетчик», точнее, аналитик. И если он сказал так, как Вы привели -- значит, он не в теме, это бывает (вон экс-советник президента Герман Клименко тоже понимает в интернетах, но вообще не разбирается в системном ПО, например; о чём хотя бы честно сам и говорит).

        • 3
          lowly cook lowly cook
          16.11.1819:02:39

          Он может быть хоть 20 раз специалистом, но знать где и что собирается он не может — уж поверьте. На этот вопрос у него может быть только некое обобщенное мнение — не более того.

          Тем более как было сказано выше — он из другой отрасли все-таки.

          В данном вопросе фактом является только принципиальная возможность. Принципиально производить это в России — возможно. А пользуется или нет данной возможностью каждый конкретный производитель и в какой степени — это обычно коммерческая тайна. Кому-то это неудобно и не выгодно. Кому-то наоборот — только так и можно.

          Отредактировано: Антон Смоленский~19:15 16.11.18
        • Комментарий удален
    • Комментарий удален
  • 1
    Johnsib Rebe Johnsib Rebe
    17.11.1808:37:32

    Когда разобрался что такое «архитектура кристалла» — понял, что рефлексия по поводу «ах, это же все на Тайване делается, обидно.» — это из области отсутствия понимания «как оно работает в индустрии микроэлектроники».

    Пусть Элбрусов еще мало, но важно то что это своя оригинальная архитектура отличная от интел и амд.

    Для примера. Это как в области обогощения урана. В свое время США и СССР пошли разными путями в развитии самой технологии обогащения: американцы — газодиффузным методом, мы- центрифужным.

    В результате у нас есть центрифуги уже 6-ого поколения, а у американцев и газодиффузный метод накрылся ибо дорог в 50 раз по энергозатратам.

    Вы скажете, что в микроэлектронике обратная ситуация и мол, Россия идет по пути больших затрат? Да. НО ЭТО свой путь и он не тупиковый, он альтернативный и по энергозатратам в прямом смысле идет в ноздрю с интелом и амд. То есть энергополтребление/производительность Эльбруса на уровне.

    Короче, Россия реализует свою ветвь развития микроэлектроники, архитектурно именно так.

    • 3
      Рамиль Миннигалиев Рамиль Миннигалиев
      17.11.1816:59:36

      У нас уже 9-е поколение центрифуг и на испытывается 10-е.

      В производстве микропроцессоров МЦСТ идет также по пути меньших затрат. Железная часть проще, чем программная. Часть того, что х86 реализовано в железе, в Эльбрусе реализуется за счет компилятора.

      • 2
        Andrey Tupkalo Andrey Tupkalo
        17.11.1817:48:22

        Не проще, а зачастую и сложнее. Именно поэтому современные х86-процессоры — это такие кофеварки, что у них половина кристалла, а то и больше, заняты планировщиками, перераспределителями потоков, конвейерами и прочими предсказателями ветвлений. Если всё это сдвинуть с этапа исполнения на этап компиляции, то получается возможность радикально упростить кристалл и снизить энергопотребление и выделение тепла. Именно по этому поводу и пошли в МЦСТ.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,