Подводный тихоход. Хроники «Глубины» — Часть 1.
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru«Бентос-300» — это подводная лодка проекта 1603. Сейчас можно встретить только одну такую лодку — в Севастополе. Я не упустил такую возможность и отправился изучать этот чрезвычайно интересный глубоководный аппарат, а так же подготовил для Вас интересный фоторепортаж с борта подводного дома! В этой части репортажа мы с Вами подробно изучим внешний вид глубоководного аппарата, поднимемся в ходовую рубку и, на десерт, заглянем в шаровидную спасательную капсулу.
И так, знакомьтесь:
Сразу обращаю внимание на то, что это полностью гражданский аппарат, однако, как это бывало в советские времена, с военными тоже сотрудничал… Например, помогал искать затопленные торпеды.
«Бентос» в переводе с греческого языка (βένθος) — «Глубина». История этой подводной лодки очень драматична. Всего по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР было построено 2 аппарата: ПЛБ-76-01 и ПЛБ-83-02, в 1976-м и 1983-м годах соответсвенно. Большие подводные лаборатории водоизмещением около 500 тонн предназначались для проведения длительных биологических научных наблюдений. Автономность плавания составляла 14 суток, на борту могло работать 12 человек, при этом «Бентос» погружался на глубину 300 метров (отсюда и название), а предельная глубина погружения составляла 400 метров! Фактическим рекордом глубины была отметка в 360 метров. Однако, ради таких фантастических на то время характеристик пришлось пожертвовать подводной скоростью — она составляла 1,5 узла (приблизительно 2,8 км/ч). В надводном же положении аппарат буксировался другим судном. На сегодняшний день остался лишь один аппарат ПЛБ-76-01 в Севастополе, второй затонул у берегов Новороссийска.
Пройдёмся по причалу вдоль борта.
В интернете уже появлялась информация о том, что «Бентос-300» станет музеем. До недавнего времени шёл активный ремонт судна, оно находится на плаву.
На протяжении своей жизни «Бентос» внёс большой вклад в науку, помогал рыбному хозяйству, производил поисковые операции. Но после 90-х годов, как и многие уникальные разработки, оказался никому не нужен, был разграблен, тонул, его поднимали и он снова ложился на грунт…
В итоге этот аппарат пришёл в ужасное состояние.
Аппарат валялся на базе металлолома как мусор, казалось что все про него забыли… Но это было не так: про свой второй дом не забыл экипаж. В Севастополе собралась инициативная группа, которая твёрдо поставила себе задачу — спасти легенду глубин. И им, кажется, это удалось. В 2018-м году был выделен президентский грант в размере 8,7 млн.руб на восстановление аппарата и создания на его базе музея гидронавтики в Балаклаве! Кстати, сам музей уже функционирует в виде выставки в Доме Культуры Балаклавы в ожидании своего главного экспоната, который будет представлен на сухопутной площадке.
Только представьте себе исполина высотой 12 и длиной 30 метров, который стоит перед Вами во всей красе! Но до этого ещё далеко… Дело в том, что состояние лёгкого корпуса подводной лодки крайне удручающее. На аппарате был проведён ремонт во внутренних отсеках, установлена мебель и практически завершена подготовка к проведению экскурсий. Прочный корпус в связи с колоссальными запасами прочности находится в хорошем состоянии, внутри сухо. По сути, от «Бентоса» только прочный цилиндрический корпус и остался, а вот лёгкий корпус «сожрала» коррозия настолько сильно, что для того чтобы понять как должен выглядеть аппарат, нужно искать архивные фотографии.
- Хорошее состояние прочного корпуса "Бентоса". Выделяющиеся "рёбра" - это шпангоуты. После завершения ремонта они будут закрыты лёгким корпусом, который закрепят на металлических конструкциях, которые уже наварены дополнительно. Фото из архива В.Никифорова
- © Фото из открытых источников
- Хорошее состояние прочного корпуса "Бентоса". Выделяющиеся "рёбра" - это шпангоуты. После завершения ремонта они будут закрыты лёгким корпусом. Фото из архива В.Никифорова
- © Фото из открытых источников
- Хорошее состояние прочного корпуса "Бентоса". Снаружи можно увидеть разные механизмы Фото из архива В.Никифорова
- © Фото из открытых источников
- носовая оконечность прочного корпуса. В воде видны очертания лёгкого корпуса "Бентоса"
- © Фото из открытых источников
К сожалению, сейчас на судне не ведутся никакие ремонтные работы. Все люки закрыты на замок, никого нет. Да и найти аппарат среди рыболовецких судов и катеров было очень трудно, хорошо что нам помогли местные моряки.
«Бентос» ожидает постановку в док для замены лёгкого корпуса. Будем надеяться что это произойдёт в ближайший месяц, так как изначально он доковаться должен был в марте 2018-го, а работы планировали завершить в конце прошлого года. Но, как обычно, сроки сдвинулись…
Теперь зайдём в рубку подводной лодки.
- Внутри рубки вход в прочный корпус подводной лодки. Фото из архива В.Никифорова
- © Фото из открытых источников
- Внутри рубки вход в прочный корпус подводной лодки. Так же ранее стояло оборудование для управления аппаратом в надводном положении. Под водой рубка затапливается. Фото из архива В.Никифорова
- © Фото из открытых источников
- Обзор с верхней точки рубки. Вид на спасательную капсулу. Фото из архива В.Никифорова
- © Фото из открытых источников
Ну что ж, теперь самый красочный элемент нашей подводной лодки — её спасательная капсула!
В этом «шарике» мог эвакуироваться весь экипаж «Бентоса» — 12 человек. Только представьте как там было бы тесно! Тем не менее, капсула успешно прошла испытания, правда, участвовало всего 3 моряка.
- Спасательная капсула "Бентоса". После монтажа лёгкого корпуса она будет видна лишь до уровня горизонтального сварного шва. Фото из архива В.Никифорова
- © Фото из открытых источников
Интересно что внутри? Мне было тоже:
В следующей части нашей фотоэкскурсии мы спустимся вовнутрь глубоководного аппарата «Бентос-300», увидим научные лаборатории и познакомимся с бытом экипажа и учёных. До встречи!
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
31.01.1907:16:51
31.01.1909:59:40
02.02.1910:32:50
02.02.1911:09:22
02.02.1914:07:19
02.02.1920:26:24
02.02.1920:31:14
02.02.1920:36:07
02.02.1920:47:23
02.02.1916:08:34