Эксклюзивная экскурсия по атомному ледоколу «Арктика» проекта 22220 для нашей редакции была организована пресс-службой Балтийского завода и специалистами ЦКБ «Айсберг» — за что им отдельная благодарность!
Начало лета 2016 года в Санкт-Петербурге. Нетипичный для города солнечный и теплый день. Место действия — Балтийский завод. Заводчане готовятся к спуску атомного гиганта — головного ледокола «Арктика» проекта 22220. Крестная мать, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко по традиции разбивает бутылку шампанского о борт судна…
Наша редакция давно дружит с «Арктикой». Еще с момента, когда ледокол был просто корпусом на стапеле Балтийского завода. Судно заложили в ноябре 2013 года. Тогда на достроечной набережной предприятия еще стоял ПЭБ «Академик Ломоносов», а о закладках «Сибири» и «Урала» только говорили.Давайте еще раз вспомним, как «Арктика» выглядела на стапеле:
Спуск на воду ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру
Технический проект судна разработало ЦКБ «Айсберг». Согласно официальной информации КБ, это универсальный атомный ледокол, который предназначен для круглогодичной эксплуатации в Западном районе Арктики, а в летне-осенний период — в Восточном районе региона.Судно будет производить самостоятельную проводку судов и лидирование караванов, ледокольную проводку судов на мелководных участках Енисея и Обской губы, буксировку судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, а также оказывать помощь судам и выполнять спасательные работы в ледовых условиях и на чистой воде.
Состояние атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 на конец апреля 2018 года / Корабел.ру
В отличие от действующих ледоколов, «Арктика» будет иметь возможность обеспечивать проводку судов как на глубоководных трассах Севморпути (с осадкой по КВЛ 10,5 м), так и на мелководных участках (при ограниченной осадке 8,5 м). При этом будут обеспечены приемлемые тяговые характеристики винтов, а также их защита от непосредственного воздействия льда и подсоса воздуха. Ледокол будет оборудован специальной быстродействующей балластной системой, позволяющей менять осадку в пределах от минимального значения до максимального за 4 часа.
водоизмещение (при осадке по КВЛ / при минимальной осадке) — 33530 / 25540 т;
скорость на чистой воде — около 22 узлов;
ледопроходимость — непрерывное движение со скоростью около 2 узлов во льдах толщиной 2,8-2,9 м при полной осадке;
ледопроходимость при минимальной осадке на мелководных участках трасс — 2,4 м;
дальность плавания — неограниченная;
мощность на винтах — 60 МВт;
экипаж — 75 чел.
Проект сложный, не имеющий аналогов ни реализованных, ни находящихся в строительстве. Причем балтийцам предстояла и предстоит работа с не самым простым оборудованием и насыщением «Арктики» — все-таки объект ядерный. Давайте посмотрим, что из себя представляет ледокол сегодня, чтобы иметь представление о том, какое судно ожидает будущий экипаж.
Атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру
«Арктика» сегодняЭксклюзивная экскурсия по атомному ледоколу «Арктика» проекта 22220 для нашей редакции была организована пресс-службой Балтийского завода и специалистами ЦКБ «Айсберг» — за что им отдельная благодарность! Дело в том, что в сегодняшнем состоянии судно является ядерным объектом под особым надзором. Это замедляет и процесс согласования похода и даже фотографий.
Начало экскурсии по ледоколу «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру
Жители и гости Санкт-Петербурга, наверное, могли наблюдать панораму Васильевского острова, где находится достроечная набережная Балтийского завода. Сейчас там идет строительство двух атомных ледоколов проекта 22220: нашего сегодняшнего героя — атомного ледокола «Арктика» и атомного ледокола «Сибирь».
И, скорее всего, многие, кто видел суда, могли заметить интересное решение по покраске надстройки головного ледокола в серии — слабо бирюзовый вместе с отечественным триколором. Логика понятна — «Арктика» будет выполнять важные в масштабах России задачи в арктическом регионе. Самые мощные атомные ледоколы в мире будут обеспечивать проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Начало экскурсии по ледоколу «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру
Начнем нашу экскурсию с «сердца» атомного ледокола проекта 22220 — с машинного отделения, а точнее с помещения, где установлены паровые турбины ТНД-17, произведенные «Уральским турбинным заводом». Они являются частью паротурбинной установки ПТУ-72. Пар, в свою очередь, поступает в турбины от реакторных установок «РИТМ-200», разработанных «ОКБМ Африкантов» (входит в дивизион «Атомэнергомаш»). Мощность установок составляет 175 МВт.
Паровая турбина ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру
По соседству от турбин установлены три гребных электродвигателя, общей мощностью 60 МВт. Вся система электродвижения — это ГЭД и два генератора с системами управления возбуждением) произведены ЦНИИ СЭТ (филиалКрыловского ГНЦ) вместе с отечественной компанией «Русэлпром».
Гребные электродвигатели ледокола «Арктика проекта 22220 / Корабел.ру
Система электродвижения является инновационной и уникальной. Приведем цитату из нашего интервью с главой дирекции по судовой электромеханике ООО «ТД «Русэлпром» Максимом Свиридовым: «Раньше электрические машины, которые делались для атомных ледоколов, были либо синхронные, либо постоянного тока. Кроме того, они имели существенно меньшую мощность. А данная машина, будучи самой крупной по мощности — 20 мегаватт, является при этом асинхронной. Отличие принципиальное».
Гребные электродвигатели ледокола «Арктика проекта 22220 / Корабел.ру
Кстати сказать, компания «Русэлпром» отвечает за системы электродвижения на всех ледоколах этой серии, которые строятся на Балтийском заводе.В корме ледокола «Арктика» расположен валопровод.
Валопровод ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру
Не секрет, что «Арктика» довольно габаритное судно. По нему протянуто более полутора тысячи километров различных кабелей. Для представления масштабов, это расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы и обратно.
Анатолий Лаврентьев, сварщик на ледоколе «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру
Поднимаемся вышеИз машинного отделения мы поднимались наверх, к капитанскому мостику, попутно заглядывая в разные отделения, жилые помещения и знакомясь с ходом работы на судне.Интересно, как на судне реализовали центральный трап:
Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу «Арктика» / Корабел.ру
Атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 — уникальное судно, которое, согласно проекту, имеет полугодовую автономность по запасам провизии. Как его будет эксплуатировать заказчик — пока не ясно. Но на ледоколе есть все необходимое для таких долгих рейсов.К примеру, помещение для переработки мусора:
За дверью с надписью «Инсенератор 4516» находится помещение для переработки мусора / Корабел.ру
Помимо этого, во время экскурсии по строящемуся ледоколу нам показали камбуз, где есть собственная пекарня. Что тоже говорит о возможности будущих длительных рейсов судна.
Пекарня атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру
Пока мы поднимаемся к капитанскому мостику, нам показывают дифферентные насосы ледокола. Их необходимо использовать для раскачивания судна, если оно застрянет во льдах.
Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу «Арктика» / Корабел.ру
А это будущий собственный спортзал. По словам специалистов ЦКБ «Айсберг», здесь будут повешены басктебольные кольца, может, даже натянута волейбольная сетка:
Капитанский мостик ледокола «Арктика» проекта 22220 / Корабел.ру
На палубе «Арктики»Перед рассказом о палубе атомного ледокола, предлагаем посмотреть на фотографии носа и кормы «Арктики» с самой высокой точки на судне:
Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу «Арктика» / Корабел.ру
Сегодня балтийцы заняты далеко не самой простой задачей — строительством трех самых мощных в мире атомных ледоколов. «Росатомфлот» планирует увеличить число подобных судов до пяти. Причем ввести в эксплуатацию уже в 2024 году. Конечно, эти заказы уйдут на Балтийский завод. Несмотря на то, что сроки сдачи ледокола «Арктика» смещались не раз, сегодня перед балтийцами нет никаких барьеров и преград для того, чтобы отправить атомоход на испытания в конце 2019 года — самое сложное оборудование уже установлено. Тем более, что работа на ледоколе кипит!Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru.
Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
А корабль какой — настоящий русский богатырь, и имя богатырское, как у «предка».
"А́томный ледоко́л «А́рктика» — первое в истории судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании; второй в мире атомный ледокол; головное судно проекта 10520."
28.02.1923:28:58
01.03.1905:21:23
01.03.1905:32:49
01.03.1905:35:38
01.03.1905:29:46
01.03.1908:54:39