114

Алюминиевое будущее Тайшета

  •  © Фото из открытых источников

Тайшетский алюминиевый завод — предприятие, строящееся в городе Тайшете Иркутской области. Входит в состав крупнейшей в мире алюминиевой компании «РУСАЛ». После завершения строительства станет 3-м по величине алюминиевым заводом в России после Братского и Красноярского заводов, оставив позади Саяногорский завод. Завод будет состоять из 4 корпусов электролиза, каждый из которых будет оснащён 186 электролизёрами РА-400 (собственная разработка РУСАЛа). Предополагаемая поизводительность 750 тыс. тонн алюминия в год, более 2 миллиардов долларов инвестиций и 1700 рабочих мест на заводе и более 500 на вспомогательном производстве. Ввод в действие запланирован на конец 2020 года.

  •  © Фото из открытых источников

Возведение Тайшетского завода началось в 2007 году. В 2009 году в связи с мировым экономическим кризисом строительство завода было остановлено. Первоначальный вариант реализации проекта ТаАЗ предусматривал выпуск первого металла в 2011 году. В мае 2016 года строительство вернулось к активной фазе. Завершено строительство складского хозяйства, пожарного депо, ведутся строительно-монтажные работы по корпусам электролиза, газоочистным сооружениям, объектам электроснабжения, а также по анодно-монтажному хозяйству и литейному цеху.

  •  © Фото из открытых источников

Недавно стало известно, что запуск Тайшетского алюминиевого завода запланирован на четвёртый квартал 2020 года. В 2019 году в строительство будет вложено около 200 миллионов долларов.

  •  © Фото из открытых источников

  •  © Фото из открытых источников

  •  © Фото из открытых источников

  •  © Фото из открытых источников

  •  © Фото из открытых источников

  •  © Фото из открытых источников

  •  © Фото из открытых источников

  •  © Фото из открытых источников

  •  © Фото из открытых источников

И немного о самом городе, ведь шанс стать из заштатного провинциального городка мощным и конкурентоспособным городом выпадает не всем.

  •  © Фото из открытых источников

Город расположен в западной части Иркутской области, именно он встречает всех, кто приезжает с запада. Тайшет возник в 1897 году в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, статус города получил в 1938 году. Сегодня в Тайшете проживает 33000 человек.

  •  © Фото из открытых источников

В Советское время перспективы Тайшета вырисовывались самые радужные. В 1974 году Госплан СССР решил, что город станет плацдармом для строительства БАМа и освоения прилегающих к нему территорий. Уже в 1980-е годы прошлого века Тайшет стал крупным промышленным центром в масштабах всей Восточной Сибири. Здесь появился комбинат строительной индустрии, в который входили завод железобетонных изделий, цеха по производству перлита и минеральной ваты; открылась фабрика швейных изделий, мясокомбинат и хлебозавод. БАМ вдохнул новую жизнь и в действовавший завод по ремонту дорожно-строительных машин, и в шпалопропиточный комбинат. Крах СССР стал для Тайшета катастрофой. БАМ, конечно был достроен, но о освоении месторождений пришлось забыть, многие предприятия закрылись, а город потерял около 10000 населения. Но сейчас не всё так плохо…

  •  © Фото из открытых источников

Тайшет был, есть и будет крупной внеклассной сортировочной станцией, в которой сходятся магистрали четырёх направлений. С запада на восток проходит Транссибирская магистраль, в Тайшете начинается Байкало-Амурская магистраль (первый километр Байкало-Амурской магистрали находится именно здесь), в южном направлении расположена Южно-Сибирская магистраль, связывающая БАМ с Абаканом, а далее с Кузбассом, Алтаем, Северным и Центральный Казахстаном, а также с Южным Уралом (заканчивается в Магнитогорске). Это своего рода «пуп земли» Российских железных дорог. Речь идёт о том, что при путешествии через всю Россию в широтном направлении можно использовать разные пути, но Тайшет миновать невозможно (к примеру, если между Алтайским краем и Иркутской областью вы вместо Транссиба поедете по Южсибу, а дальше на восток вместо Транссиба по БАМу, то вы всё равно проедете через Тайшет). В общем-то, Тайшет является единственной такого рода станцией, хотя, строго говоря, обход участков Транссиба в Западной Сибири предполагает вариации маршрута с короткими заездами в Казахстан (впрочем, всё равно по участкам, принадлежащим РЖД, да и выезд с территории России будет незначительным). Однако восточнее Новосибирска Тайшет в любом случае неминуем и об этом поподробнее.

  •  © Фото из открытых источников

Думаю уже понятно, что железная дорога — градообразующее предприятие Тайшета. Так вот, в 2014 году в соответствии с генеральной схемой развития ОАО «РЖД» была начата масштабная реконструкция станции Тайшет ориентировочной стоимостью 7-10,5 миллиардов рублей.

  •  © Фото из открытых источников

Целью реконструкции станции является увеличение пропускной и перерабатывающей способностей узла с учётом перспективной технологии работы для обеспечения движения грузовых и пассажирских поездов до 2020 года. Согласно заключению ЦУЭП, по проекту рекомендовано 5 этапов проектирования с выделением 7-ми очередей строительства.

1-й этап проектирования (строительство в 1 очередь):

— перенос грузового двора в район четной сортировочной системы;

— устройство соединительных путей.

2-й этап проектирования (строительство в три очереди):

1-я очередь строительства:

— строительство путей для четных пассажирских поездов в транзитном парке «Т».

2-я очередь строительства:

— реконструкция приемо-отправочных путей в транзитном парке «Т».

3-я очередь строительства:

— реконструкция пассажирского парка «Л».

3-й этап проектирования (строительство в 1 очередь):

— устройство путепроводной развязки для отправления поездов на Абакан в четной горловине станции.

4-й этап проектирования (строительство в 1 очередь):

— реконструкция нечетного парка отправления О-1, в т. ч. устройство сквозными четырех путей нечетного сортировочного парка С-1.

5-й этап проектирования (строительство в 1 очередь):

— реконструкция нечетного парка приема П-1.

  •  © Фото из открытых источников

На сегодняшний день в рамках первого этапа возведены административно-бытовое здание для работников терминально-складского комплекса, тёплый склад площадью 2517,2 кв.м, производственное здание и открытая платформа для работы с грузовыми вагонами. Первая очередь модернизации двух главных путей — четвертого и шестого обводного — завершена.

  •  © Фото из открытых источников

В декабре 2018 г. на станции открылся новый грузовой двор, который возвели по первому этапу реконструкции станции. За счет удобного расположения вблизи сортировочного парка и устройства сквозных подъездных путей сократится время погрузки и выгрузки. Площадь нового объекта в пять раз больше размеров предшественника. С вводом грузового двора расширятся сервисные услуги для грузоотправителей. Это произойдет за счет устройства на территории теплого склада вместимостью 250 тонн (5 вагонов). Также благодаря новому крановому оборудованию станет возможной работа с 40-футовыми контейнерами.

  •  © Фото из открытых источников

  •  © Фото из открытых источников

Контейнерная площадка позволит обрабатывать до 28 вагонов в сутки (800 тонн), тяжеловесная — 15 вагонов (900 тонн), площадка для погрузки лесных грузов — 10 вагонов (700 тонн). Мощность открытой площадки для выгрузки техники составляет — 130 тонн (2 вагона).

  •  © Фото из открытых источников

В продолжение реализации масштабной программы по реконструкции станции Тайшет в 2019 году ВСЖД выделено около 1 млрд. рублей. В текущем году реализуется второй этап проекта, который включает удлинение существующих и строительство новых путей в транзитном парке станции. Кроме того, в рамках реконструкции ст. Тайшет в 2019 году будет обновлен путепровод, соединяющий разделенные железнодорожными путями две части города. Основными проектными решениями сооружения предусматривается замена существующих пролетных строений и опор, увеличение автодорожного габарита проезда, обустройство тротуаров.

  •  © Фото из открытых источников

Другой точкой роста города сегодня является магистральный нефтепровод «Куюмба — Тайшет», запуск которого состоялся два года назад.

  •  © Фото из открытых источников

ТаАЗ, нефтепровод и РЖД не просто создадут тысячи новых рабочих мест в Тайшете. Любое крупное предприятие дает мультиплицирующий эффект для экономики. Большая часть денег, заработанных в городе, будет потрачена в Тайшете и в Тайшетском районе, а это даст импульс для развития сферы обслуживания, общественного питания и розничной торговли. Главное — не упустить шанс.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 7
    Нет аватара termometrix
    05.03.1913:32:57

       

    • 5
      lapshin-89 lapshin-89
      05.03.1915:55:05

      У города хорошие перспективы. Кстати, статья переработана.

  • -9
    Нет аватара Maggey
    05.03.1914:51:02

    Новый завод это хорошо, но куда будет идти полученный алюминий? Я думаю что его будут продавать за границу что не очень хорошо. Экспортировать сырье это получается еще один плюс к сырьевой экономике.

    Я бы часть прибыли РУСАЛа направил на строительство новых современных авиационных заводов или заводов по производству двигателей авиационных.

    • 0
      lapshin-89 lapshin-89
      05.03.1915:55:39

      Вполне возможно.

    • 17
      Nelton Nelton
      05.03.1916:17:52

      Во первых, нет ничего плохого в экспорте алюминия.

      Во вторых, вот буквально сегодня:

      По оценке генерального директора ОК РУСАЛ, российское потребление алюминия в 2018 году выросло и составило около 1 млн тонн.

      В планах компании — и дальше продолжать содействовать развитию российского рынка. Правительством страны разработана программа, которая предполагает рост перерабатывающих мощностей. Согласно программе, потребление алюминия на внутреннем рынке должно увеличиться к 2023 году до 2,8 млн тонн.

      В РУСАЛе считают, что для российского рынка это реальный шанс нагнать технологическое отставание, которое сейчас есть во многих отраслях. К примеру, доля алюминия в иностранных автомобилях и российских очень сильно отличается, что, конечно сказывается не только на конкурентоспособности продукции, но и на ее качестве, долговечности, экологичности, технических характеристиках.

       https://www.metaltorg.ru/n/9AC88D 

    • 3
      alex-in-lj.livejournal.com alex-in-lj
      05.03.1917:27:56

      У Дерипаски есть самарский Авиакор, который всё никак загрузить ничем не могут.

      Зачем ему строить новый авиазавод, если собственный ещё не загружен?

      А у ОАК, между прочим, тоже есть резервы по расширению производства. Например, вы в курсе, что УАПК при СССР так и не был достроен до конца, а нынешний Авиастар занимает только часть территории, которая была отведена под УАПК и даже в таком виде там есть ещё место для строительства новых цехов.

      Отредактировано: alex-in-lj.livejournal.com~17:28 05.03.19
      • 6
        Михаил Шевяков Михаил Шевяков
        05.03.1917:52:14

        До 2018 года президент компании — Олег Дерипаска, генеральный директор — Владислав Соловьёв.

        15 марта 2018 года пост президента «Русала» занял генеральный директор компании Владислав Соловьёв. Генеральным директором компании с ноября 2018 года является Евгений Никитин, ранее возглавлявший алюминиевый дивизион компании.

        Одним из членов совета директоров является Тома, Жан-Пьер. 27 декабря 2018 года он избран председателем Совета директоров компании, вступит в должность с 1 января 2019 года.

        *Регистрация:

        До 2019 года компания зарегистрирована в офшорной юрисдикции на британском острове Джерси (Нормандские острова).

        20 декабря 2018 года акционеры En+ Group поддержали перерегистрацию группы компаний с острова Джерси на остров Октябрьский в Калининградской области Российской Федерации. 8 февраля 2019 года совет директоров подтвердил решение о перерегистрации En+ и «Русала» на территории России.

        Штаб-квартира компании расположена в Москве. (← вот кто там сейчас реально рулит и правит бал … — Трамп помог, нагибая Дерипаску + долги Русала( и 12 лет уже строят … сколько уже раз переносили сроки ввода …) -   

        Отредактировано: Михаил Шевяков~18:09 05.03.19
      • 5
        dinis karabliov dinis karabliov
        05.03.1918:44:45

        Человек просто выразился не точно,сама мысль очень верная.Надо увеличивать потребление алюминия в России,чем больше страна потребляет алюминия тем она технологичнее.Правительство и РАСАЛ работают над этим.

        • 2
          alex-in-lj.livejournal.com alex-in-lj
          05.03.1918:48:49

          Ничего против увеличения потребления не имею, наоборот — только за.

      • 2
        Нет аватара Maggey
        05.03.1918:55:45

        А МС-21 где будут производить? Видь на него уже заказ более чем 100 самолетов. Если модернизировать Авиастар и достроить будем то что надо.

        • 2
          alex-in-lj.livejournal.com alex-in-lj
          05.03.1919:00:37

          А МС-21 где будут производить?

          Там же, где и начинали — в Иркутске.

          Вы не забывайте, что замену Руслану тоже надо будет где-то производить. Да и Ил-76МД/78-90А тоже выпускать надо будет больше, чем сейчас законтрактовано.

          • -3
            Нет аватара Maggey
            06.03.1909:58:21

            Что я сейчас вижу в не боевой авиастроительной отрасли. Производят очень мало самолетов. Возникает вопрос почему мало? То ли заводы не справляются с нагрузкой, то ли специалистов мало. Единицы самолетов в год это никуда не годится, а надо равняться на мировых лидеров и производить 30-50 самолетов в год и это только именно МС-21. В добавок грузовую транспортную авиацию тоже надо где-то 20-30 самолетов в год производить. Тот же Руслан вообще не производят сейчас.

            Такие самолеты всегда будут иметь спрос за рубежом и у нас, так как такие самолеты могут производить считанные государства в мире.

            Отредактировано: Maggey~09:59 06.03.19
            • 5
              Нет аватара Юрген
              06.03.1910:14:49

              Сколько заказов, столько и самолетов. Вон, контрактов на SSJ в прошлом году всего несколько штук, и куда гнать производство?

              И всего одна марка серийно производится, и только в одной размерности, это же ниобчем.

              Вот если выкатят в серию МС-21 и Ил-114, то уже будет примерно 20 SSJ-100 в год, плюс 15-20 МС-21 и скажем 10-15 Ил-114, это уже полсотни бортов по минимуму, а при оптимистичных раскладах то и 70-80 машин.

            • 2
              alex-in-lj.livejournal.com alex-in-lj
              06.03.1910:41:49

              надо равняться на мировых лидеров и производить 30-50 самолетов в год и это только именно МС-21

              Любой каприз за ваши деньги. Закажите и внести оплату — вам их произведут.

              Тупо производить «на склад» в авиастроении не катит — это путь в никуда. Вон, на Авиастаре куча невостребованных заделов по Ту-204 бетон давят. Вот это пример того, что будет, если тупо «производить на склад».

              грузовую транспортную авиацию тоже надо где-то 20-30 самолетов в год производить

              Кому надо? Есть спрос и есть заказы с такими сжатыми сроками?

              Тот же Руслан вообще не производят сейчас.

              Тема возобновления производства Русланов поднималась неоднократно, ещё в те времена, когда Украина была правильно ориентирована. Итог известен — потребность не на столько велика, чтобы частные эксплуатанты готовы были вложить кучу денег в возобновление производства (при том, что в Ульяновске есть задел на две машины). Точнее — они бы рады были бы, но только в том случае, если государство оплатит восстановление, а они будут только покупать серийные машины. На такое государство сказало, что у МО нет потребности в большом количестве этих машин и пока обойдутся восстановлением и поддержанием годности существующего парка.

              А сейчас возобновление производства Русланов не нужно вообще — Ильюшин будет делать ему замену, опираясь на наработки по Ил-106.

              • -1
                Нет аватара Maggey
                06.03.1911:12:17

                Я не говорю производить на склад. Если заказ на самолеты есть, то авиапромышленность должна иметь возможность произвести 30-40 самолетов в год, а не единицами производить. Вот реальный пример заказ на МС-21 уже по-моему более 150 самолетов и надо по 30-40 в год их производить, а считанные единицы производства в год так они будут эти 150 самолетов десятилетиями производить что естественно не понравиться заказчику.

                Ту-204 старый самолет поэтому он никому не нужен в больших количествах, а МС-21 современный поэтому и заказ на на них огромен. Нужны новые разработки тогда и спрос будет огромен.

                Отредактировано: Maggey~11:15 06.03.19
                • 4
                  alex-in-lj.livejournal.com alex-in-lj
                  06.03.1911:20:35

                  Если заказ на самолеты есть, то авиапромышленность должна иметь возможность произвести 30-40 самолетов в год, а не единицами производить.

                  Темпы выпуска определяются в договоре.

                  Большинству заказчиков нафиг не сдалось получить 30 машин за год, ибо им под новый тип надо подготовить персонал (как лётный, так и наземный).

                  Нужны новые разработки тогда и спрос будет огромен.

                  Нужно не просто новые разработки, а новые разработки + качественный сервис и быстрый доступ к получению новых запчастей. Каким бы новым и инновационным не был самолёт, но он нафиг не нужен эксплуатанту, если большую часть времени он давит бетон, а не зарабатывает деньги перевозя пассажиров.

            • 0
              Сергей Турчин Сергей Турчин
              07.03.1900:03:04

              Самолет сконструировать,довести и сертифицировать — это требует почти 10 лет работы квалифицированному КБ с хорошим непрерывным финансированием и сохраненными производствами агрегатов.

              Теперь вспомните, что было в России в 2008 г, много ли тогда денег давали российскому авиапрому и куда уходили квалифицированные конструкторы и ученые из этих самых КБ и НИИ? На пенсию, на погост и на запад. А до этого либероиды душили и сводили на нет, уничтожали самое главное — работоспособные коллективы конструкторов, способных создавать новые изделия с нуля. Чтобы начать производить самолет, его нужно иметь, как готовую конструкцию. Кстати, наезды на Суперджет, дескать он съел все деньги гражданской и транспортной авиации, смехотворны. Суперджет — только один из примерно 4-6 различных типов самолетов, необходимых российской гражданской и (военно-)транспортной авиации. А также должны быть готовы для них соответствующие отечественные двигатели. А двигатели создаются дольше и намного тяжелее самолетов.

              И надо еще вспомнить, что вместо российских конструкторов транспортных самолетов почему-то отдавался приоритет (и деньги, причем с потерей компетенций) украинским конструкторам и производителям самолетов и двигателей.

              Так что по щелчку ничего не будет, на это надеяться наивно. Сейчас идет мучительное восстановление компетенций в области конструирования самолетов и двигателей к ним. Прошло бы еще лет 5 и отечественной школе конструирования авиационных ГТД пришел бы окончательный финиш. Слава Богу, кажется, пронесло…

        • 1
          Kolyda Kolyda
          05.03.1921:13:23

          А МС-21 где будут производить?

          Так он же пластмассовый, алюминий там минимально.

          • 4
            Нет аватара Tcheluskin
            06.03.1903:09:40

            Ну почему минимально. Фюзеляж алюминиевый, всякие закрылки/предкрылки крыла и т. п.

            Но, ИМХО, более значительный рост потребности в алюминии будет за счёт увеличения его использования в производстве железнодорожных вагонов.

            Отредактировано: Tcheluskin~03:15 06.03.19
    • 0
      Нет аватара Свет
      06.03.1909:53:51

      Я уже сейчас продаю СИП (алюминиевый провод для воздушных линий электропередачи) со скидкой. Чую — скидка увеличится, а спрос в РФ на много лет гарантирован.

  • 10
    Филимоненков Виктор Филимоненков Виктор
    05.03.1921:09:28

    Проезжали с семьей через Тайшет в 2016 — отпуск в Сибири проводили.    Колоссальных масштабов станция. Теперь, с миллиардной реконструкцией, получится вообще гигант!

    С вводом алюминиевого завода, трубопровода, да при такой ж/д и автомобильной логистике, подозреваю в ближайшие десятилетия взрывной рост города.

    • 0
      Maksim Starostin
      06.03.1911:54:04

      Проезжал в 2007    

      •  © img.tourister.ru

      Это ж ключевая точка всех железных дорог, именно здесь расходятся БАМ и Транссиб, а также основной ход Транссиба на Красноярск и ж/д на Абакан. Если перекрыть пути в Тайшете, то встанет всё    

  • 10
    Нет аватара mikel29
    05.03.1922:27:10

    «будет оснащён 186 электролизёрами РА-400 (собственная разработка РУСАЛа)"

    Вот это особенно радует…

  • 0
    Нет аватара siberia2012
    06.03.1907:00:06

    Ну слава Богу! А то я думал со всей этой мутью с РусАЛом вообще всё встанет колом.

    Кто-нибудь может внятно пояснить зачем нужна регистрация в оффшорах? Прочёл пару статеек, так и не понял. Пишут 0% налог. Но ведь это бред. Компания платит налоги там где фактически её производство находится. 0% налог дополнительный только, всмысле не платится налог в месте регистрации, хотя и там фактически платится косвенный налог за продление регистрации ежегодно (пусть и не большой) + ещё некоторые выплаты. Или налог на прибыль таки не платится?

    Написано защита от рейдерских захватов. Тоже как-то сомнительно. Как офис-пустышка на каком-нибудь острове позволит избежать физического захвата производственных мощностей? Короче сплошная муть и отмывание денег.

    Привлечение зарубежных инвесторов. Ну тут возможно да. Если те по каким-то причинам бояться компаний с юрисдикцией в той или иной стране.

    Отсутсвие необходимости в отчётности. Ну да. Хотя это же должно отпугивать инвесторов.

    Отредактировано: siberia2012~07:24 06.03.19
    • 3
      Нет аватара RIX
      06.03.1911:24:30

      зачем нужна регистрация в оффшорах

      Уменьшить налог с продаж и прибыли. Тот Русал, который резидент России, владелец завода, продаёт алюминий Русалу оффшорному по цене, которую и показывает российским фискалам. А по какой цене далее продаёт заморский Русал, налоговые власти России интересовать не должно.

      Теоретически…   

  • 0
    Нет аватара абрамыч
    06.03.1909:56:17

    Надо кабины лифтов с люминия делать-будет большая иканомия.

    • 0
      alex-in-lj.livejournal.com alex-in-lj
      06.03.1911:24:53

      Надо кабины лифтов с люминия делать

      А сертификацию на предмет пожарной безопасности пройдут?

      • 1
        Нет аватара абрамыч
        06.03.1911:38:14

        По правилам Таможенного союза кабины должны быть из негорючего материала с покраской.Дсп ,как на советских лифтах не допускается.

        • 1
          alex-in-lj.livejournal.com alex-in-lj
          06.03.1912:57:48

          ДСП — это в тех, где створки надо было вручную закрывать?

          В советских лифтах с автоматическим приводом был уже пластик под дерево.

          • 0
            Нет аватара абрамыч
            06.03.1914:09:09

            В советских лифтах дсп с пластиком-горючие.По новым правилам это запрещено.Но вааще советская технология лифтостроения превосходила западную.

  • -1
    Нет аватара Мафусаил
    06.03.1912:29:06

    Какая доля амереканцев в %? вопрос без сарказма

    Они вроди как нагнули Абрамовича и тот «поделился».

    Завод это очень хорошо!

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,