Кролики, это не только хороший мех, но и сплошная польза
Если сравнить количество вновь открываемых торговых точек и сельскохозяйственных производств, то перевес будет явно не на стороне последних. Фактически это предопределяет ответ на вопрос: «Откуда в основном на прилавки поступают продукты питания?». Тем не менее, есть светлые пятна и на ниве отечественного сельхозпроизводства. Как пример, совсем ферма по разведению кроликов в Орехово-Зуевском районе. Об истории создания нового производства, сегодняшнем дне и перспективах молодого предприятия наш корреспондент Г. Спирин беседует с управляющими фермы по разведению кроликов супругами Марией Ивановной Михайловой и Алексеем Владимировичем Парфеновым.
Стоит сказать, что для понимания ситуации перед встречей пришлось обратиться к ресурсам Интернета. Но здесь ожидало разочарование. Среди обилия рекламных предложений откровенно скупо говорилось о самих фермах, которых в России наперечет. Отсюда и первый вопрос к собеседникам: «Чего это вдруг вы решили заниматься промышленным разведением кроликов? Одни выращивают коров, другие коз, третьи – еще кого-то. А вы кроликов».
Ответ не только ничего не прояснил, а напротив, дал повод задуматься еще больше. Как выяснилось, оба супруга еще год назад занимались паевыми инвестиционными фондами, то есть, были самыми, что ни на есть, офисными работниками.сut
--Но там деньги, а здесь кролики. Какая связь? – следует попытка выяснить обстановку. – И потом, что должно произойти, чтобы человек решился на такую резкую смену занятий?
--Нет тут никакой резкой смены – говорит М. И. Михайлова. – Принцип один – и там, и тут происходит управление некой структурой. А учет новой специфики – дело наживное. Мы, к примеру, весь год только и занимались, что изучали все, связанное с кролиководством. Хотя, если быть честным, то самих кроликов я впервые увидела также год назад. Правда, животные в домашнем хозяйстве у нас были всегда. Так что, какой никакой, опыт был.
--А с другой стороны, сидение в офисе уже достало, – включается в разговор Алексей Владимирович. – К тому же, дети выросли, появилось свободное время.
Про свои «кроличьи» университеты Мария Ивановна говорит с улыбкой. Еще бы, за год интенсивного постижения науки животноводства она достигла таких результатов, что Подмосковный институт кролиководства предложил ей место аспиранта. Между тем, именно в этот институт она первым делом год назад направилась за необходимой информацией. Затем ездила по хозяйствам, общалась с людьми. И никто, между прочим, от такого занятия, как кролиководство, не отговаривал. Наоборот, все говорили, что это дело стоящее, так как дает быструю отдачу.
--Но все равно, что-то не сильно верится, будто все шло быстро и гладко. Наверняка встречались с проблемами. С какими, например?
--Если работаешь с животными, то главная проблема – найти корм, – поясняет собеседница. – Смешно говорить, но сегодня мало какие заводы умеют делать полнорационный корм для кроликов. Ведь в промышленном кролиководстве никто не использует траву и сено. Это можно только в индивидуальном хозяйстве, как говорится, для себя. Так вот, после долгих поисков нашли подходящий завод в Челябинске. Оттуда и возили. Теперь закупаем корм в Клину, но вот парадокс, челябинский и клинский корма нам обходятся одинаково. Еще одна проблема – отсутствие информации по кролиководству. В Интернете, как вы успели заметить, лишь рекламные проспекты продавцов каких-то странных технологий выращивания кроликов. В свою очередь, институт кролиководства за свои консультации требует денег. Считаю, что это не правильно, так как институт – государственная структура по определению должен быть заинтересован в расширении отрасли, а значит, преподносить, разжевывать информацию для тех, кто решил заняться разведением кроликов. Но сейчас ситуация в стране постепенно меняется и в министерстве сельского хозяйства России разрабатывается целая программа по кролиководству. Плюс, на курсах повышения квалификации в Краснодарском крае я увидела великолепное отношение к кролиководству. Там уже работает программа на этот счет. А причина в том, что в тех краях недавно прошла африканская чума свиней и теперь бывшее свиноводство пытаются заместить кролиководством.
Разговор происходил на ферме, в помещении, где ровными рядами стояли клетки с кроликами. Рассказывая о своем деле, Мария Ивановна, то и дело демонстрировала своих питомцев. При этом сетовала на то, что пока еще не удается выйти на промышленные объемы – не хватает оборудованных помещений. Но дело не стоит на месте. Буквально рядом уже идет оснащение нового корпуса. Из перспектив – строительство еще трех цехов.
--Но для промышленного производства кроликов, кроме строительства помещений, нужно получить разрешение санитарных организации. Поговаривают, что это не так просто.
--Это совершенно не так, как принято считать – говорит М. И. Михайлова. – Так обычно говорят грязнули и лентяи. А санитарные структуры никаких лишних требований не предъявляют. Просто в помещении, где выращиваются кролики, должно быть чисто. К тому же все требования прописаны в документах. Ничего в них фантастического в них нет, они выполнимы.
--Послушаешь вас, и сразу сам собой напрашивается вопрос. Если особых проблем нет, то почему сегодня в России кролиководство развито слабо?
--В свое время в стране кто только не держал кроликов. Но тогда работала система заготкооперации, которая принимала и кроличье мясо, и шкурки, и самих кроликов. За них, между прочим, неплохо платили. Одновременно с этим можно было получать корма для животных. И такая система работала хорошо. Но в 80-х годах система заготкооперации разрушилась. Сдавать кроликов стало некуда. Плюс к этому, по стране прокатились две болезни, практически полностью выкосившие кроликов. Это вирусная гемморогическая болезнь, которой раньше до этого никогда в России не было. Вторая – искусственная болезнь, миксоматоз, придуманная против австралийских кроликов, которые там поели всю траву, и с ними нечем уже было бороться. Только, как водится, из Австралии ее разнесли по всему миру. В результате кролики в хозяйствах нашей страны начали исчезать, а само кролиководство полностью сошло на нет. Самое интересное что против этих двух болезней есть великолепные вакцины, которые производят несколько заводов в России. Да вот беда, люди не умеют вакцинировать животных. А вызов ветеринара считают дорогим удовольствием. В итоге кролиководству в России пришел конец.
--Тем не менее, в Интернете много информации, рекламирующей технологии выращивания кроликов. Хотя вы говорите, что они довольно странные.
--Кстати, это один из факторов, препятствующий развитию отрасли – поясняет Мария Ивановна. – В основном в Интернете можно видеть обычный сетевой маркетинг, с помощью которого продвигается исключительно одна технология, основанная на использовании патентованных клеток. Смысл такой – если человек не купит рекомендуемое оборудование, то ничего путного у него не выйдет. Но если приобретешь, то, как по заказу получишь бройлерных кроликов. И все было бы смешно, если бы не было грустно. Дело в том, что на эту удочку попался не один начинающий бизнесмен. Предлагаемое, новомодное оборудование – дорогущие клетки, совершенно не подходят для промышленного выращивания кроликов, они не рентабельны. Но об этом никто не говорит. В результате люди сначала берут то, что предлагают, на пробу, получают неплохой результат, а затем совершают большую ошибку – начинают строить производство по выращиванию кроликов на основе неподходящего оборудования. В итоге, прогорели многие фирмы. Мало того, и у банков сложился стойкий стереотип. Теперь они в кроликов не верят. То есть, не особо стараются кредитовать все, что связано с их промышленным разведением.
--Но, вы-то, насколько понятно, развиваетесь. Выходит, как-то обошли эти проблемы стороной.
--Выходит, что обошли. И с банками пока не связываемся. Хотя некоторое время назад оформляли документацию на получение кредитов. И даже получили предварительное одобрение. Только хлопотно все это. Даже мне, бывшему финансовому работнику, знающей эту кухню на сто процентов, было трудно. Что говорить о других? Банки всю душу вымотают. То им одну бумагу представь, то другую. Сплошное издевательство. Но зато хорошо кредитуют население в пределах 100 тысяч рублей. А вот кредит на развитие бизнеса, производства получить у них очень сложно. В итоге мы решили пока обходить их стороной. Во всяком случае, до того момента, пока не появится целевая программа по развитию кролиководства, примерно такая, как в Краснодарском крае.
--Что, в таком случае будете рекомендовать людям, решившим также как и вы, развивать промышленное кролиководство?
--В любом случае будем рекомендовать начинать это дело. Будем помогать им. Мы уже прошли свой путь, знаем, что и как. К тому же у нас есть работающее оборудование, конструкции которого буквально выстраданы. Теперь наши линии готов закупать и институт кролиководства. Есть другие заказчики. А начинали с того, что первую клетку для кроликов строили три месяца. Это только со стороны кажется, что ничего сложного в ней нет. А на самом деле, это целая система, где предусмотрены необходимые условия для жизни животных, в том числе автоматическое кормление, уборка и многое другое.
--А кто-то возьмет, да скопирует один в один ваши достижения, и враз станет настоящим кролиководом, да еще в промышленном масштабе.
--Копирование в чистом виде даже китайцам не всегда приносит 100-процентный успех, – смеется Алексей Владимирович. – Так как делать это нужно с понятием. Мы сами сначала думали, что так можно - скопировать. Все высмотрели, измерили на одной из Подмосковных ферм. И вроде кажется, все понятно. Но начинаем повторять у себя – ничего не получается. То тут нужно что-то изменить, то здесь. В итоге даже маленькая переделка тянет за собой массу проблем. А их, переделок, как правило, море. То есть, совершенно ясно, что просто «слизать» один в один имеющееся оборудование и получить на этом хороший результат, достаточно сложно. В итоге большинство начинающих бизнесменов оборудование заказывают целиком. И хорошо, если не прогадают и не попадут на рекламный трюк. Те, кто богаче, берут импортное. Только иностранцы, как правило, самое современное оборудование не продают. У них можно купить лишь технику вчерашнего дня. К тому же на кроличьи фермы в той же Европе просто так не попасть. Мотивация запретов на их посещение там проста – не хотят, чтобы кто-то занес животным какую-нибудь болезнь. А на самом деле строго охраняют технологические секреты.
--Вы свои секреты также охраняете?
--А как же? Мы свое оборудование и технологию выращивания кроликов, можно сказать, выстрадали. Хотя, конечно, делиться готовы, потому что прекрасно понимаем, что единицы, как мы, погоды в животноводстве не сделают. Здесь нужна массовость. А для этого нужно, чтобы количество людей, занятых в животноводстве увеличивалось. В конце концов, в этом секторе экономики нужно активное взаимодействие всех участников.
--На уровне Орехово-Зуевского района взаимодействуете? Знаете, хотя бы тех, кто работает в отрасли?
--Губинских знаем – в один голос говорят собеседники. – Общаемся. Отдел по развитию промышленности и сельского хозяйства Орехово-Зуевского района как-то нас координирует. То есть, общие интересы есть и это замечательно.
--В разговоре вы основной упор делаете на промышленное кролиководство. Но, насколько понятно, развивать необходимо и кролиководство индивидуальное. На этот счет у вас есть какие-то предложения?
--Есть пример Рязанской области, где фермеры на лето по договорам раздают кроликов вместе с клетками дачникам. А осенью принимают у них выращенных животных и приплод, естественно на определенных условиях. По большому счету так можно делать и в Орехово-Зуевском районе, да и во всем Подмосковье.
--Но что, кроме диетического мяса в результате можно получить?
--Плюс к мясу можно получить прекрасную антиалкогольную профилактику – смеются собеседники. – Известно, что где-то на Урале живет бабушка, которая лечит алкоголиков с помощью кроликов. Она им просто дает подержать животных. Говорят, что после этого люди излечиваются от недуга.
--Получается, что ваши 1000 кроликов, что сейчас живут на ферме, могут вылечить 1000 алкоголиков?
--Получается, что так, нужно только, чтобы они встретились, – улыбается собеседница. – Сейчас у нас из 1000 кроликов 300 крольчих, а при выходе фермы на проектную мощность в 700 крольчих, профилактический эффект более чем удвоится, так как кроликов в целом будет гораздо больше, чем 2000. Хорошо бы если это было правдой. Только есть и реальные исследования, согласно которым процент страдающих алкоголизмом среди животноводов меньше среди тех, кто выращивает кроликов. Об этом нам говорили в институте. Так что в бабушку, излечивающую от алкоголя прикладыванием кролика, вера есть. Также есть вера в то, что кролиководство, наконец-то возродится, и не только в Подмосковье, но и по всей России. В конце концов, от него одна польза.
Герман Спирин
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru.
Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
03.01.1200:30:31
03.01.1218:38:21