Крупнейшие победы русского флота. Часть 1.
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruРусский флот всегда находился несколько в тени сухопутной армии, которая во всем мире признана «непобедимой и легендарной». Теми не менее, флотские тоже могут похвастаться не одной славной победой. Решил написать небольшую статью (которую пришлось поделить на 2 части) о наиболее крупных победных сражениях русского воено-морского флота.
9. Керченское морское сражение 1790 г. Рождение новой тактики.
8 июля (19 июля) 1790 года в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. произошло Керченское сражение между русской и турецкой эскадрами. В ходе него русские корабли под началом контр-адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова нанесли поражение турецким военно-морским силам и сорвали высадку турецкого десанта на Крымский полуостров.
Узнав, что в Стамбуле собирается большая турецкая эскадра для высадки десанта, 2 июля 1790 г. Ф.Ф. Ушаков вышел в море для поиска неприятеля и охраны побережья. Утром 8 (19 июля) июля русская эскадра находилась напротив Керченского пролива, между Крымским берегом и Таманью, когда один из разведчиков сообщил, что наблюдает чужие корабли. Это и был турецкий флот, который шел со стороны Анапы для того, чтобы высадить десант на Крымский полуостров. Вражеская эскадра пол командованием Гуссейн-паши состояла из 10 линейных кораблей, 8 фрегатов и 36 вспомогательных судов. У Ушакова было 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 16 вспомогательных судов. Хотя обе эскадры имели равное число линейных кораблей, турки имели больше пушек (1100 орудий против 850), и, кроме того, занимали наветренное положение, что давало преимущество в маневрировании. Поэтому Гуссейн-паша, завидев русскую эскадру, сразу отдал приказ идти в атаку.
В полдень вражеский флот подошёл к русской эскадре на расстояние выстрела и открыл огонь. Турецкий адмирал старался в первую очерендь разбить русский авангард, который состоял из двух линейных кораблей и одного фрегата. В ответ Ушаков принял неожиданное и смелое решение — от приказал выйти фрегатам из боевой линии, а линейным кораблям приказал максимально сомкнуть дистанцию.
Нужно сказать, что в то время на флоте господствовала линейная тактика — эскадры выстраивались в линию и обстреливали друг друга из орудий до тех пор, пока корабли противника, получив повреждения, не начинали выходить из боя. Таким образом, «строй ломался», управление эскадрой терялось, и начиналось отступление, переходящее в бегство, в ходе которого наиболее поврежденные корабли, потерявшие ход, брали на абордаж или поджигали и топили.
Казалось бы, ничего сложного — выстрой свои корабли в линию да и все. Но нужно помнить, что корабли были парусными, то есть даже управление кораблем зависело от силы ветра, его направления, силы и направления течений, выучки команды в целом и общего состояния корабля. И даже заставить корабли действовать единым отрядом было той еще задачей. А уж выполнять какие-то сложные маневры по тем временам было высшим пилотажем.
Таким образом, в бою все решали такие факторы, как 1) скорострельность 2) общее количество кораблей (и, следовательно, пушек) и 3) умение «держать строй» (капитана корабля, вышедшего из линии, могли казнить на месте).
Ушаков же перестроил свою «линию» в плотную «колонну», с одной стороны, общее количество пушек у него уменьшилось, но с другой стороны — уплотнение боевых порядков позволило ему сконцентрировать огонь тяжелых орудий линкоров на нескольких кораблях противника.
План Керченского сражения
Вдобавок ко всему, ветер переменился в пользу русских, что позволило им сблизиться с противником вплотную и засыпать его ядрами. Особенно отличились пушкари линейных кораблей «Рождество Христово» под руководством капитана 2-го ранга М. М. Ельчанинова и «Преображение» под началом капитана 2-го ранга Я. Н. Саблина. Были сильно повреждены два вражеских линейных корабля, где были сбиты стеньги и реи. Эти корабли даже временно потеряли управление. Очень сильно был повреждён турецкий вице-адмиральский корабль. В результате турки «сломали линию» и бежали, пользуясь наступающей темнотой.
Легендарный флагман адмирала Ушакова — 80-пушечный линейный корабль «Рождество Христово». Вошел в строй в 1787 г. Сначала носил имя «Иосиф II» в честь автрийского императора, переименован в 1790 г по инициативе Ф.Ф. Ушакова. С 1790 по 1795 г был флагманским краблем, участвовал в 7 сражениях (в том числе у Керченского пролива, у мыса Тендера и у мыса Калиакра), Разобран в 1800 г.
Наши потери составили 29 убитых и 68 раненых. Потери турок были несоизмеримо больше, поскольку на их кораблях находился многочисленный десант. Ушаков поутру окончательно потерял турецкие корабли и вернулся в Севастополь. Турецкий флот, дойдя до своих баз, встал на ремонт и начал готовиться к реваншу.
8. Сражение у мыса Тендра. Несостоявшийся реванш.
Отремонтировав поврежденные корабли, 17 августа Хусейн-паша подошёл к выходу из Днепровского лимана, встав на якоре между островом Тендра и побережьем у Гаджибея. Такое положение позволяло турецкому флоту блокировать выход из Днепровского лимана и держать под контролем важную для российского флота коммуникацию Лиман-Севастополь, препятствуя соединению Севастопольского корабельного флота с новыми кораблями из Херсона.
В составе турецкого флота под командованием Хусейн-паши насчитывалось 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 мелких корабля.
В составе российского флота под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова насчитывалось 10 линейных кораблей, 6 фрегатов и 21 мелкий корабль.
В отличие от прошлого сражения, в котором русский флот «играл от обороны», на этот раз адмирал Ушаков с самого начала решил идти в атаку, несмотря на численный перевес противника. К 8 часам утра 8 сентября 1790 г. наши корабли подошли к турецкой стоянке с подветренной стороны, и атаковали противника, не перестраиваясь из походного порядка в боевую колонну (что занимало немалое время). Турецкий флот, не ожидав такого хода с нашей стороны, обрубил якорные канаты и, поставив паруса, попытался уклониться от боя, но Ушаков продолжал преследование и к полудню драка стала неизбежной. Эскадры перестроились в боевой порядок.
Как и в прошлом сражении, наш адмирал построил линкоры в плотную колонну, а фрегаты «Иоанн Воинственник», «Иероним» и «Покров Богородицы» вывел из боевой линии, оставив их в качестве быстроходного, маневренного резерва. В результате, в авангарде нашей эскадры (6 линейных кораблей и 3 фрегата) оказалось сосредоточено около 70% всех орудий, превратив его во всесокрушающий молот, готовый обрушиться на турецких флагманов.
После этого российский флот сблизился с турецким на дистанцию картечного выстрела (менее 100 метров) и в 15 часов вступил в жестокое сражение. Уже через 2 часа, не выдержав яростного огня русских, турецкий флот потерял строй и пустился в беспорядочное бегство. Российский флот под всеми парусами преследовал противника до 20 часов вечера, но тому удалось скрыться в темноте, используя свое превосходство в скорости.
План боя у мыса Тендра.
На рассвете 9 сентября русские с раннего утра продолжали преследование кораблей турецкого флота которые поодиночке и мелкими группами старались оторваться от погони.
К 10 утра 2 наших линейных корабля и 2 фрегата смогли догнать и прижать к берегу сильно поврежденный 66-пушечный линейный корабль «Мелеки-Бахри», который спустил флаг. В плен попали 560 турецких моряков, остальные 90 человек экипажа «Мелеки-Бахри» погибли или умерли от ран, полученных в бою предыдущего дня. Корабль впоследствии был отремонтирован и переименован в «Иоанн Предтеча» и служил в составе нашего флота до 1800 г.
Пленение «Мелеки-Бахри»
Повреждённый 74-пушечный корабль «Капудания», покинутый своими товарищами, был настигнут капитаном 1-го ранга Р. Вильсоном на 50-пушечном корабле «Святой Андрей Первозванный», который своим огнём сбил на корабле противника фор-марсель и заставил его уменьшить ход. Затем турка догнали еще 3 наших линейных корабля и расстреляли в упор, под огнем тяжелых орудий «Капудания» взорвалась. Из экипажа спаслось 81 человек
Российские крейсерские суда не без успеха преследовали рассеявшиеся малые корабли противника. Ими были захвачены турецкие лансон, бригантина и севшая на мель плавучая батарея.
Общие потери турецкого флота в сражении составили 2 линейных корабля и 3 малых судна. 733 человека попали в плен, включая адмирала и четырёх командиров. Ещё один 74-пушечный корабль и несколько мелких турецких судов затонули от пробоин в свежую погоду при отступлении.
Потери турецкого флота в людях, кроме пленных, по приблизительной оценке составили не менее 1400 человек убитых и раненых, из которых до 700 матросов и офицеров погибли вместе с «Капуданией».
Повреждения кораблей российского флота в целом были незначительны. Из личного состава погибли 46 человек, из которых 21 человек погиб в сражении.
Важным стратегическим результатом сражения явилось завоевание флотом господства в северной части Чёрного моря. Это позволило русским постоянно поддерживать коммуникацию Лиман-Севастополь, а 29 сентября — 1 октября беспрепятственно перевести в Севастополь Таганрогскую эскадру капитана бригадирского ранга С.А. Пустошкина, включавшую два новых 46-пушечных корабля «Царь Константин» и «Федор Стратилат», бригантину и 10 крейсерских судов.
7. Дарданелльское морское сражение. «Дарданеллы здорового человека»
В 1806 году началась очередная русско-турецкая война, в которой на стороне турков выступали французы, а нашими союзниками были англичане. Наши отправили эскадру из Балтики в Средиземное море под начальством адмирала Сенявина, которая на Корфу объединилась с эскадрой Грейга. После этого объединенный флот, насчитывающий 10 линейных кораблей, 4 фрегата, 6 корветов, 7 бригов, 2 шебекм, одну шхуну и 12 канонерских лодок, начал действовать в районе Адриатического моря.
Английские союзники зимой 1807 г. попытались блокировать Дарданеллы, но, как и сто лет спустя, особого успеха не имели. В марте к Дарданеллам подошла наша эскадра и преподала мастер-класс. В первую очередь, наш десант занял остров Тенедос, который находится у входа в проливы. Этот остров стал использоваться в качестве передовой базы флота, что позволило установить тесную блокаду Дарданелл и прервать подвоз продовольствия в Стамбул. В столице начался голод, население стало роптать, и турецкий султан Селим III пинками выгнал своих адмиралов в море, чтобы те наконец что-то сделали с русской эскадрой.
Карта театра боевых действий. Тенедос — снизу слева.
Но наши уже давно ждали драки. На рассвете 10 (22) мая 1807 года русский флот сам вышел к подходившему из проливов турецкому флоту. Турецкий флот насчитывал 8 линейных кораблей, 6 фрегатов и 55 вспомогательных судов, в составе русской эскадры было 10 линейных кораблей и один фрегат.
Сенявин разделил свой флот на три отряда: первый атаковал в лоб, второй обходил со стороны проливов, чтобы отрезать пути к отходу, третий был в резерве на случай непредвиденных ситуаций. К двум часам дня поднялся попутный ветер, и русские корабли буквально врезались в спешно формирующийся турецкий строй, открыв ураганный огонь на оба борта (этот прием любят показывать в фильмах, но вот в реальной жизни такое встречалось очень нечасто). В целом, наши использовали испытанную тактику, сосредоточив огонь на флагмане.
Бой шел до самого вечера, турецких кораблей было больше, и русские фрегаты и линкоры охотились за ними по всей акватории. Лишь с наступлением темноты и из-за опасного сближения с береговыми батареями турок Сенявин отдал приказ выйти из боя. Турки потеряли свыше 2 тысяч солдат и матросов, а их флот серьезно потрепан. Русские потери составили 27 человек убитыми и 65 ранеными. Через неделю после этого сражения в Стамбуле увспыхнул бунт, в результате которого Селим III был севргнут с трона.
6. Афонское сражение. Ловля на живца.
В ходе майского сражения наш флот хорошо потрепал турков, но тем удалось не понести больших потерь в кораблях и удрать в Стамбул. Пытаясь выманить турецкий флот из-под защиты береговых батарей, Сенявин намеренно отошел от Тенедоса, оставив тамошний гарнизон в качестве приманки. Захати турки Тенедос — и блокада кончится.
Узнав, что русские корабли ушли, и остров остался без защиты, турецкий флот решился отбить Тенедос. Там турки высадили десант в 7 тысяч человек и начали штурмовать крепость, в которой находился русский отряд.
Сенявин решил атаковать турецкий флот в составе 9 кораблей и 5 фрегатов недалеко от полуострова и горы Афон. Отсюда и произошло название — Афонское сражение. Традиционно, основной удар предполагалось нанести по турецким флагманам. Для этого Сенявин разделил эскадру на 2 отряда. В первый отряд вошли 6 кораблей, по два наших корабля на каждый флагманский корабль турок. Благодаря этому достигался двойной перевес сил на решающем направлении. Второй отряд в составе четырех кораблей Сенявин взял под свое командование. Он должен был сковать боем авангард турецкой эскадры, нарушить ее строй и не допустить другие корабли для оказания помощи флагманам.
План Афонского сражения
На рассвете 19 июня русская эскадра подошла к острову Лемнос. Сенявин держал свой флаг на линейном корабле «Твердый». Турецкий флот начал срочно сниматься с якорей и строиться в линию баталии. Три флагманских корабля турок находились в центре строя. В 7.45 на «Твердом» был поднят условный сигнал «Назначенным кораблям атаковать неприятельских флагманов вплотную». Афонское сражение началось.
Пока основной отряд старжался с турецкими флагманами, отряд Синявина в ходе ожесточенной перестрелки смог разогнать турецкий авангард, в результате чего основная часть турецкой эскадры оказалась в полуокружении. Уже к 10 часам утра турецкий строй рассыпался и корабли противника поодиночке и мелкими группами пустились наутек.
Через несколько часов преследования линейный корабль «Селафаил» смог догнать и захватить поврежденный турецкий флагман «Седель-Бахр» вместе с адмиралом Бекир-беем. Остальные силы турок смогли оторваться.
Русский флот уводит «Седель-Бахр». Корабль служил в составе российского флота до 1809 г., а затем сдан астрийскому правительству.
Утром 20 июня выяснилось, что главные силы турок стоят к северу от русской эскадры, а один линейный корабль, фрегат и корвет идут к острову Монте-Санта. В погоню за ними Сенявин послал 4 корабля под командой контр-адмирала А.С. Грейга, однако турки успели посадить эти корабли на мель и сжечь их. Еще два турецких фрегата затонули от полученных повреждений, а утром 22 июня турки сожгли полностью разбитые линейный корабль и фрегат. Остатки недобитого турецкого флота ушли в Дарданеллы и оставались там в бездействии. Афонское сражение завершилось.
Турки потеряли треть своей эскадры: 3 линейных корабля, 4 фрегата и 1 корвет, а также более 1000 человек убитыми и ранеными, 774 — пленными. Русская эскадра в Афонском сражении потерь в кораблях не имела. Полученные повреждения были исправлены к 30 июня. В бою было убито 78 и ранено 183 человека, включая погибшего командира линейного корабля «Рафаил», капитана 1-го ранга Лукина. Сенявин не стал преследовать турецкий флот, а пошел на выручку русского гарнизона острова Тенедос, который уже на пределе сил сдерживал атаки турецкого десанта. Турецкий десант, брошенный своим флотом, сдался в плен. После разгрома турецкого флота, а также после поражений на суше под Обилешти и Арчапаем, турецкий султан Мустафа IV вынужден был подписать перемирие в августе 1807 г.
5. Первое роченсальмское сражение. Гладко было на бумаге.
Теперь перенесемся севернее. Пока Россия воевала с Турцией, в 1788 году Швеция вознамерилась взять реванш за поражение в Северной войне и объявила России войну. Особенностью русско-шведской войны 1788-1790 гг было то, что практически всю тяжесть военных действий вынес на себе Балтийский флот.
12 августа 1789 года русская гребная флотилия из 86 судов подошла к Роченсальму, на рейде которого стояли 62 корабля шведского гребного флота и 24 транспорта с военными грузами. По замыслу командующего русской флотилией Нассау-Зигена, передовой отряд в составе 20 русских кораблей под командованием генерал-майора И.П. Балле должен был войти на рейд через южный проход и вступить в бой со шведами, отвлекая их на себя. В разгар боя основные силы флотилии под командованием Нассау-Зигена врываются на рейд через Королевские ворота с тыла и общими усилиями завершают разгром врага. Вот так изящно и красиво.
Схема Роченсальмского сражения Обратите внимание — север на этой схеме находится внизу
Утром 13 августа отряд Балле вошел на рейд и завязал бой со шведами. Противник отчаянно отстреливался, на наших судах то и дело вспыхивали пожары, через два часа боя не осталось ни одной целой мачты. Балле смог не только приковать к себе все внимание шведов, но и потопить две канонерские лодки, а также повредить несколько других судов, которые были вынуждены выйти из боя.
Наконец, когда бой отряда Балле со шведской флотилией достиг своего пика, Нассау-Зиген решил, что пришел его черед вступить в бой. Но как только отряд графа Литта подошел к Королевским воротам, то выяснилась обескураживающая неожиданность.
Хитрые шведы затопили суда и перегородили северный проход!
Это абсолютно меняло все дело. Вместо того, чтобы лихой кавалерийской атакой ворваться на рейд, русским морякам пришлось прорубать себе дорогу (в буквальном смысле, топорами и ломами) через мачты и реи затопленных кораблей. И делать это под сильным огнем как корабельной артиллерии, так и береговых батарей.
Тем временем отряд Балле после жестокого четырехчасового боя уже держался на пределе своих сил, на одних кораблях заканчивались снаряды, на других были большие потери в корабельных командах. Пользуясь этим, шведы начали теснить наших и смогли взять на абордаж бомбардирский корабль «Перун» и пакетбот «Поспешный».
Канонерская лодка. Такие корабли активно использовались нашим и шведским гребными флотами. Одна крупная пушка в носу, и одна — на корме.
К вечеру перед отрядом Балле замаячила перспектива полного разгрома. Но в этот самый момент, по всем законам Голливуда, наши основные силы наконец прорвались через Королевские ворота. Одна за другой на рейде появлялись большие галеры, они спешили вступить в бой и стреляли не только из пушек картечью, но и из ружей. К ним присоединялись канонерские лодки, проскочившие на рейд по мелководью.
Шведы пытались ретироватьсяч, но сбежать удалось далеко не всем. Сначала отбили назад «Перун» и «Поспешный», затем пленили фрегат и 5 больших гребных судов, в том числе 2 адмиральских. Во время сражения были потоплены 3 канонерские лодки. Кроме того шведам пришлось сжечь все свои транспорты. Поражение гребной флотилии шведов, а также гибель транспортов с военными грузами резко ухудшило положение правого фланга шведской армии, которая вскоре поспешно оставила свои позиции и отступила за реку Кюменьйоки.
Наши потери в кораблях были незначительными (1 галера и 1 канонерская лодка), но вот потери в людях были довольно серьезными — около тысячи человек убитыми и ранеными. В целом, по сравнению с турками, которых Нассау-Зиген гонял у Очакова полотенцем, шведский армейский флот оказался более серьезным и умелым противником, который мог наказать за ошибки в планировании и излишнюю самоуверенность. К сожалению, шведы извлекли уроки из первого роченсальмского сражения, а Нассау-Зиген — нет, и в результате через год новая встреча в том же месте обернулась для нашего флота довольно болезненной оплеухой.
Поддержи проект "Сделано у нас": подпишись на Дзен-Премиум. Все собранные деньги пойдут исключительно на развитие и продвижение проекта
Другие сервисы:
Sponsr: https://sponsr.ru/sdelanounas/
Boosty: https://boosty.to/sdelanounas
Подробнее о том зачем нужно поеддерживать проект в моей статье на Дзен