Шахматный бум в школах
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruПодведены итоги Конкурса на право принять участие в проекте «Шахматы в школах», реализуемом Российской шахматной федерацией и Благотворительным Фондом Елены и Геннадия Тимченко с 2014 года. В проект войдут 5 новых регионов: Воронежская область, Курганская область, Ростовская область, Республика Мордовия, Хабаровский край.
Всего в Конкурсе участвовали 8 регионов. Конкурсная комиссия оценивала заявки по единым критериям. Шахматные федерации указывали количество школ, в которых уже преподают шахматы, число учебных заведений, где в ближайшем учебном году планируется ввести урок шахмат, а также описывали потребности и возможности региона по обучению учителей. Также уточнялась заинтересованность школ региона в проведении конкурса на лучшее преподавание шахмат среди общеобразовательных учреждений. Важным критерием при определении победителей являлась и поддержка шахматного образования органами региональной и муниципальной власти.
«Шахматы в школах» ежегодно расширяют географию. Проект стартовал в Псковской области в 2014 году. В 2015-2016 учебном году к нему присоединился Забайкальский край, а в 2016-2017 учебном году был проведен конкурс среди шахматных федераций, по итогам которого ещё четыре региона участвуют проекте: Алтайский край, Краснодарский край, Новосибирская область, а также Республика Ингушетия. В 2017-2018 учебном году в проект вошли Кемеровская область, Чувашская и Удмуртская республики. В 2018-2019 учебном году к проекту присоединились Брянская и Тульская области. Вместе с новыми участниками количество регионов в проекте увеличилось до 16.
Идея постепенно набирает обороты: если изначально в проекте участвовало 100 московских школ, то в этом году их стало уже 401, то есть в четыре раза больше. Растет число школ-участниц и в других регионах. В Югре шахматы — обязательный урок в каждом классе во всех начальных школах. Президент региональной шахматной федерации Василий Филипенко подчеркивает, что такие занятия повышают успеваемость учащихся по всем предметам школьной программы.
Мнение эксперта Российской шахматной федерации
Александр Николаевич Костьев, кандидат педагогических наук, руководитель проекта «Шахматный всеобуч России», член комиссии «Шахматное образование» Европейского шахматного союза, 10 лет работал заведующим кафедрой шахмат в Российском государственном университете.
Приказом ввести урок шахмат в школы не удастся. Найти единовременно более 40 тысяч преподавателей нереально. Надо проводить обучение учителей на курсах, хотя этот процесс длительный. Введение дополнительного урока шахмат или замена третьего урока физкультуры на урок шахмат возможны только для частных случаев, когда есть соответствующие решения администрации школ, родительского актива и наличие шахматных педагогов. Вряд ли целесообразно всех детей принудительно обучать шахматам в течение четырех лет.
Что же делать, ведь польза от изучения шахмат для школьников очевидна? Во-первых, не мешать тем, кто уже что-то делает. Шахматные факультативы в школах получили повсеместное развитие после старта всесоюзного турнира школьных команд «Белая ладья» (1969 г.). Сегодня этот процесс продолжается, усиливается, но все же не может охватить все школы. Во-вторых, надо искать «ассиметричный» вариант.
Об одном из них я хочу рассказать. Речь об эксперименте, третий год идущим в гимназии № 11 города Лениногорска в Республике Татарстан. Перед началом очередного учебного года, учителя, которым предстояло взять новый первый класс, прошли обучение по теме «Использование межпредметных связей для ознакомления с шахматной игрой в первых классах общеобразовательных школ». Учителя не были знакомы с нюансами шахматной игры, но все они были опытными педагогами, сделавшими уже не один выпуск из начальной школы.
Идея заключалась в том, чтобы в каждый стандартный урок вкрапливать небольшую информацию о шахматах, а во время внеурочной деятельности закреплять тему шахмат. Был подготовлен календарно-тематический план по всем предметным областям (математика, обучение грамоте, чтение, окружающий мир, технология, музыка, физическая культура, изо) и всем направлениям внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное), изготовлены раздаточные материалы, дидактические пособия.
Вот пример цикла для изучения понятия «Шахматный конь». При изучении звука «К» на уроке чтения при показе слов, начинающихся со звука «К», демонстрировался шахматный конь. На уроке физкультуры дети прыгали ходом шахматного коня на заранее изготовленном шахматном поле (обычный баннер, раскрашенный под шахматную доску). На уроке пения разучивался стишок про шахматного коня, на уроке рисования его рисовали, а на шахматном празднике (внеурочная деятельность) кто-то из детей изображал этого коня. Можно придумать очень много связок и для шахматно-математических тем, напр. формулу 3+3=6 можно иллюстрировать на классной доске магнитными шахматными фигурами Конь + Слон = Ладья + Пешка.
В результате такой системы обучения, все (!!) ученики первых классов гимназии № 11 города Лениногорска познакомились с правилами шахматной игры фактически на обычных уроках в школе. Затем наступил период «игровой практики» и более углубленных занятий шахматами. Здесь на помощь учителям пришли тренеры городской детской-юношеской спортивной школы по шахматам. Кстати, гимназия № 11 создала ежегодную проблему для местной шахматной ДЮСШ — теперь наполняемость групп начального обучения буквально зашкаливает, потребовались новые тренеры и помещения.
На мой взгляд, Лениногорский эксперимент показывает путь для шахматного всеобуча в российские школы. В урочное время правилам шахмат обучаются все дети без исключения, во время внеурочных мероприятий дети знакомятся с шахматной историей и культурой, а заинтересовавшиеся игрой, могут продолжить занятия в секциях, кружках, спортшколах. Учителей обучить применять методику межпредметных связей несложно. Наиболее продвинутые из них в состоянии самостоятельно изучить основы теории шахмат (благо есть интернет) с тем, чтобы самим вести школьный шахматный кружок с учениками вторых-третьих классов. Вопрос только в стимулах для учителей, чтобы они заинтересовались шахматным всеобучем.
В дополнение, хочу сказать, что проблемам шахматного всеобуча Российская шахматная федерация уделяет огромное внимание, постоянно координирует свои действия с Министерством просвещения России, вместе с Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко с 2014 года ведет в одиннадцати регионах России проект «Шахматы в школах», снабжая регионы шахматным инвентарем, пособиями, организуя семинары для педагогов и соревнования для детей. Этот проект расширяется с каждым годом.
В прошлом учебном году Российская шахматная федерация при поддержке Фонда президентских грантов и фонда Тимченко организовала всероссийскую конференцию по шахматному всеобучу для учителей и педагогов дополнительного образования. Недавно мы начали новый проект — объявлен всероссийский конкурс «Учитель шахмат».
Современный мир вступает в эру цифровых технологий, и мы должны готовить детей к этому переходу. Сейчас надо учить не накапливать знания, а уметь ими оперировать, решать нестандартным путем проблемные ситуации. Всему этому можно научить, погружая детей в шахматную игру. В этом и есть цель шахматного всеобуча.
https://activityedu.ru/Blogs/analytics/shkolnyy-gambit-shah-i-mat-ili-nichya/
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
11.09.1922:19:42
11.09.1923:38:09
12.09.1910:27:54
12.09.1906:12:51
12.09.1907:32:36
12.09.1913:49:24
12.09.1914:21:25