стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
135
rvk 23 сентября 2019, 15:45

«Тесла» на воде: в России создано полностью электрическое судно

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Начну с главного — я в восторге! Честно признаюсь, когда я летел в Питер на выставку «Нева-2019», по приглашению компании «Морсвязьавтоматика» (МСА), я не ожидал чего-то особенного. Ну мало ли сегодня в России делают прогулочных судов? Да их, как говорится, вагон и маленькая тележка. Ну электрическое, и что? У меня вообще скептическое отношение к электромобилям, а тут то же самое, но на воде. Просто чтобы быть в тренде? Ну на дорогах это еще понятно, попытка заботы об экологии, но судов не так много на реках, вред экологии они наносят мизерный, в отличие от автомобилей.

Признаюсь: Я ошибся. К слову, об экологии, за все время моего знакомства с судном Ecovolt, не было сказано ни слова. И похоже, в названии приставка «Eco» не от слова «Ecology», а от слова «Economy». Но обо всем по порядку.

Судно Ecovolt создано компаний МСА в инициативном порядке. Надо сказать, до сих пор компания не занималась строительством судов. Но так получилось, что создавая различные продукты для судостроения, в компании вдруг обнаружили, что они производят практически все необходимое для того чтобы построить своё собственное судно, и выйти на рынок прогулочного и пассажирского водного транспорта со своим продуктом. Таким образом, создание Ecovolt не потребовало каких-то огромных инвестиций, все что нужно, включая специалистов и оборудование, у компании уже было.

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Это еще означает и то, что Ecovolt создан практически полностью из российских комплектующих. Причем российские тут именно самые сложные компоненты — систему управления судном, электродвигатели, систему кондиционирования и вентиляции, системы хранения энергии и даже зарядные станции компания МСА производит сама. Но и это еще не все. Компания также производит станки для лазерной резки, то есть резку металла для судна компания производила на станках собственного же производства. В целом локализация оценивается в 75%, и это самые высокотехнологичные компоненты судна.

Но меня впечатлило не только это. Удивительно насколько продуманным получился этот кораблик. Ну например, салон. Кресла для салона компания также разработала и производит сама. И они разработаны так, что одно и то же судно, буквально за час можно легко трансформировать из речного трамвайчика в ресторан на воде. Все кресла легко двигаются по салону, и не закреплены жестко. Между ними распложены специальные подлокотники, и в зависимости от пожеланий и назначения судна в данный конкретный момент, подлокотники можно убрать, добившись максимальной вместимости в 86 пассажиров, тем самым превратив судно в речной автобус.

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Можно увеличить комфорт, установив между креслами подлокотник, а можно и два, как на фото. Отработав на маршруте днем, вечером судно легко трансформируется в ресторан на воде, для этого подлокотники превращаются в ножки для стола, между ними устанавливается столешница, и вот вам ресторанный столик. Соединив между собой несколько таких модулей, получаем стол для банкета. А утром судно снова превращается в маршрутное или прогулочное.

Просторный салон, просторный тамбур, два туалета, бар и открытая верхняя палуба

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Кстати, пол верхней палубы заодно и солнечная батарея. Её для движения судна, конечно недостаточно, но вполне хватает для внутренних потребностей, что снижает потребление энергии от аккумуляторов.

Или, например, рубка капитана судна. Она очень компактна, но очень удобна. Чтобы сесть в кресло, не нужно его обходить — оно установлено в поворачивающемся модуле, и вращается на 360%. И сидишь как будто не в рубке судна, а в рубке небольшого космического корабля. Видео на главный обзорный экран передается с нескольких камер, уставленных по периметру корпуса. Вокруг приборы, кнопки, в руках два джойстика управления двигателями напоминающие РУДы самолета, но управляют они не только тягой, но и курсом. Поэтому никакого штурвала нет, каждый из двух двигателей управляется независимо, за счет чего обычно неповоротливый катамаран может развернуться почти на месте.

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Кстати о джойстике. Жутко эргономичная штука! Отлично лежит в руке, усилия оптимальные, взялся за него и такое чувство, что последние лет пять работал капитаном этого судна — настолько удобно им управлять.

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Двигатели этого судна тоже непростые. В качестве силовых установок используются 2 электродвигателя мощностью 25 КВт производства МСА. Но это не привычные нам коллекторные двигатели, а линейные. У них обмотка находится, в отличии от коллекторных, в статоре, а в роторе магнит. Это позволило сделать двигатель легче, компактнее, надежнее, но главное он полностью герметичен.

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

На судне нет никого машинного отделения. Оба двигателя находятся просто в воде целиком. Никаких механических приводов, никаких редукторов, никаких коробок передач! На фото ниже это вся двигательная установка судна. Одна из двух. То есть минимум нагруженных деталей, ломаться тут практически нечему, а значит, у судна должна быть потрясающая надежность.

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Плюс расположение двигателей в воде снижает шум и вибрации, пассажир слышит шум воды, ветра, и никаких посторонних шумов, никаких запахов, никаких вибраций.

Аккумуляторы для питания двигателя распложены в поплавках катамарана, и заодно служат балластом. Их полного заряда хватит на 10 часов работы или до 75 миль (140 км), то есть — ночью заряжаем, потом весь день работаем на маршруте. Полный заряд достигается за 70 мин. Но есть и другие режимы зарядки, например на одной 15 минутной зарядке судно может пройти 22 км. При работе в режиме прогулочного зарядку можно осуществлять во время загрузки-выгрузки пассажиров, тогда судно способно работать, по сути, неограниченно долго.

Зарядную станцию тоже производит МСА, она может быть установлена как на берегу стационарно, так и помещена на плавучую платформу, аналогичную той, на которой и построен Ecovolt.

Кстати, судно построено по модульному принципу, и может быть легко разобрано для транспортировки. Весь «комплект» можно поместить на пяти стандартных фурах. Но можно поступить еще проще, МСА предлагает всем регионам, которые заинтересованы в таких судах, построить завод по их производству прямо на месте. Тогда возить из Санкт-Петербурга нужно будет только отдельные комплектующие, а самые габаритные части строить на месте.

Ну и немного характеристик:

Двухпалубный речной, электрический катамаран

длина — 18.5 м,

ширина — 6.9 м

осадка — 1.1 м

максимальная скорость движения — 7.5 узлов (14 км/ч),

вместимость — до 86 человек

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Ну, а теперь, поговорим о том, с чего я начал статью. Так зачем же оно полностью электрическое, в чем выгода от такого подхода? Про тишину, компактность, надежность я уже написал выше. Но дело не только в этом. Стоимость Ecovolt предполагается порядка 1 млн рублей за пассажирское место, что примерно соответствует стоимости аналогичных дизельных судов. Но при этом, по словам генерального директора ООО «НПК Морсвязьавтоматика» Андриана Правдина, электросудно в 5-7 раз дешевле в эксплуатации! Это потрясающая экономичность, которая способна кардинально изменить всю экономику речных пассажирских перевозок, значительно снизив цены на билеты, при сохранении их прибыльности без государственных субсидий. Мне кажется этой информации достаточно для того, чтобы в отдел продаж «Морсвязьавтоматики» выстроилась очередь из губернаторов большинства регионов России. Не говоря уже о компаниях-перевозчиках.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме


  • rvk
  • 45
  • 14
    Clausson Clausson
    23.09.1916:35:54

    Интересное судно. Кажется рынок должен принять его как родного.

    Удачи в продажах.

    ЗЫ: Для питерских каналов наверно по габаритам не подойдет?

    Отредактировано: Clausson~16:37 23.09.19
    • 4
      Нет аватара Starik
      23.09.1917:06:20

      По Фонтанке пойдет.

      • 0
        alex4spb alex4spb
        23.09.1917:57:20

        По Фонтанке пойдет.
        не под всеми мостами

    • 8
      rvk rvk
      23.09.1917:41:31

      Как раз в Питере планируют первое применение.

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 7
      Clausson Clausson
      23.09.1919:46:23

      Вот вам больше не о чем поговорить в этой ветке?

    • 7
      shigorin shigorin
      23.09.1922:56:02

      Держите минус за навязчивый спам.

      • -6
        Нет аватара guest
        24.09.1921:05:11

        Мальчик, тут возник вопрос, кидалово или нет проект «Славянка» Дуюного, если ты не в теме, то какого суёшь свой сопливый нос?      

        • 1
          shigorin shigorin
          25.09.1909:45:10

          Дедушка, нос у меня и впрямь сопливый (простыл, вернувшись в Москву с ЮБК, видите ли); но Вам бы хоть фамилию того же Дуюнова писать научиться сперва, а?

          А «спам» -- потому что задолбали уже его фаны бегать по всем закоулкам и орать -- мол, сделайТЕ то или дайТЕ денег.

          Считаете идею хорошей, особенно если по личному опыту -- ну так напильник в руки, кошелёк на бочку и вперёд. Я по крайней мере так и делаю.

          2 rvk: с учётом того, что состояние здоровья человек как-то проинтуичил -- предлагаю пока всё-таки разбанить за фактические отсутствие оскорбления меня    

          • 0
            rvk rvk
            25.09.1909:53:20

            Да я бы и не стал бы банить навсегда, но это уже 4-й бан за оскорбление, человек явно неисправим.

  • Комментарий удален
  • Комментарий удален
    • Комментарий удален
    • 1
      Нет аватара mmx
      24.09.1908:43:30

      У него и дальность (140 км) в качестве транспорта не подходит. Чисто прогулочное назначение, где-нибудь в Питере по каналам крутиться.

      • 2
        rvk rvk
        24.09.1909:25:05

        Да почему это не подходит? Даже у нас в Ростове маршрут Азов-Ростов-Аксай-Старочеркасск например. Это 110 км туда-обратно. Или даже Азов-Багаевская в одну сторону, там зарядка и обратно идем.

        А еще у нас сть маршруты Азов-Елизавтнска/Дугино/Рогожкино, например, это хутор на другом брегу, объезжать по мосту это 50 км и больш часа если без пробок, а чрез Дон это 8-10 км.

        Отредактировано: rvk~09:34 24.09.19
        • 3
          Нет аватара mmx
          24.09.1909:37:12

          110 км на скорости 14 км/ч это 8 часов. Плюс час зарядка. Итого (даже если найдем пассажиров, согласных 8 часов тратить на такое мизерное расстояние) 2 рейса в день. В статье упомянута вместимость 86 пассажиров и цена 1 млн за 1 место. Итого получаем чудовищно дорогой автобус за 86 миллионов рублей на котором многие даже бесплатно не захотели бы ехать из-за черепашьей скорости. А вот для питерских экскурсий самое то.

          • 2
            rvk rvk
            24.09.1910:14:22

            8 часов — туда-обратно. Речь о маршруте, там по пути куча поселков, и скажем Азов-Ростов или Ростов-Старочеркасск волне могут быть востребованы. Сйчас на маршруте Азов-Дугино работает катрок, скорость которого не больше. И он востребован.

            Или другой вариант Нижний Новогород — Бор.

            Отредактировано: rvk~10:15 24.09.19
            • 0
              Нет аватара mmx
              24.09.1910:18:00

              Ну я же теоретически предположил что возможно и найдутся желающие ехать с такой скорость. Это не отменяет главной проблемы: сколько будет окупаться «автобус» стоимостью 86 миллионов делающий 2 рейса в день?

            • Комментарий удален
              • 0
                rvk rvk
                24.09.1915:02:42

                Глянь по карте. Азов на одном берегу, Дугино, Рогожкино и т. д. на другом, и мост далеко, большой крюк получается.

          • 0
            Alex M Alex M
            27.06.2018:23:37

            14 км в час МИНУС скорость течения реки…

    • 0
      Arsenic Arsenic
      25.09.1910:16:35

      Все очень просто: мощность, которую надо затратить на движение корабля, пропорциональна кубу скорости. Поэтому, если увеличить скорость хотя бы вдвое, до 28 км/ч, потребуется увеличить мощность двигателей в 8 раз, а емкость батарейки (а значит и массу и цену) — вчетверо для сохранения такой же дальности. Либо же и без того не впечатляющая дальность хода в 140 км усохнет вообще до смешных 35 км.

  • 0
    shigorin shigorin
    23.09.1922:58:42

    Таким образом, создание Ecovolt не потребовало каких-то огромных инвестиций, все что нужно, включая специалистов и оборудование, у компании уже было.

    О, а вот это по-нашему ;-)

  • 1
    Нет аватара cherev
    24.09.1900:44:04

    «Морсвязьавтоматика» красавчики! Очень хорошо развились от маленькой компании в создателя и производителя современного высококачественного оборудования!

    Отредактировано: cherev~02:23 24.09.19
  • 0
    александр столярчук александр столярчук
    24.09.1901:10:16

    Лично у меня большие сомнения по поводу зарядки аккумуляторов. 2 двигателя по 25000 Вт это приличная мощность. Какие же там аккумуляторы стоят? И какие нужны кабеля чтобы их зарядить за 70 минут? Не хочу считать, по памяти не помню, а лопатить инфу лень. Но у меня сомнения, если честно, что там всё быстро, чисто, просто и безопасно. Тут и смартфоны иногда взрываются, что уже говорить об этой плавающей батарейке. Пока не решат вопрос достаточной ёмкости и безопасности аккумуляторов прогресса большого не будет. имхо. А так то конечно, начинание хорошее и нужное. Особенно в области убранства салона и рабочего места и комфорта. Если это наши научились так делать то это просто замечательно, очень радует.

    • 2
      Сергей Перовский
      24.09.1902:02:48

      Энергетическая емкость аккумуляторов в десятки раз ниже, чем у углеводородного топлива. Именно поэтому электромобили сто лет не могут составить серьезную конкуренцию автомобилям с ДВС. Но для судна это не так критично — балласт все равно нужен. Подводные лодки уже сто лет многими часами ходят на аккумуляторах.

      • 0
        Нет аватара Сергей40
        11.10.1908:49:05

        Не так критично? Попробуйте на Волге против течения, против преобладающих в регионе северо-восточных ветров, сразу станет понятно как это выглядит в реальности.

    • 1
      Clausson Clausson
      24.09.1906:50:07

      2 двигателя по 25000 Вт это приличная мощность.

      Смотря с какого бока смотреть, а вообще оба вместе это всего 68 лошадиных сил.

      У Теслы S мотор — 581 kW то есть в 10 раз сильнее. Аккумулятор при этом — 75 kWh ( на 400 km)

      Вот отсюда примерно и считайте.

      Отредактировано: Clausson~06:56 24.09.19
      • 0
        александр столярчук александр столярчук
        24.09.1911:11:40

        Да, сорьте пасаны я наверное ошибся в прикидках.     Но насчёт безопасности сомнения в силе. Литий-ионные вредные и взрываются. Обычные кислотные выделяют водород при работе, что тоже не безопасно. А на этом транспорте какие стоят?

        • 0
          Clausson Clausson
          24.09.1913:08:33

          Согласен с вам, пора уже выкапывать разработки Нурбея Гулиа.

      • 0
        Arsenic Arsenic
        25.09.1910:20:36

        Так в лоб считать нельзя. У автомобиля максимальная мощность достигается только при разгоне, при обычной езде с разумной скоростью двигатель и половины мощности не выдает. Поэтому пробег (при равном заряде) от мощности вообще очень мало зависит, больше от массы автомобиля. А у корабля двигатели большую часть времени работают если не на 100%, то близко (80-85%).

        • 0
          Clausson Clausson
          25.09.1914:56:38

          Правильно, поэтому КПД на судне будет выше.

    • 1
      S G S G
      24.09.1908:06:42

      25 КВт — это пиковая мощность, на ней двигатели будут работать редко. У меня электромотор на лодке 360 Вт, а батарея на 260 ВТ*ч (13В — 20 Ач) — мне на весь день рыбалки хватает покататься.

  • 1
    Е.Юрий Е.Юрий
    24.09.1901:25:58

       Красивый и аккуратно сделанный прогулочный транспорт, с великолепной обзорностью. Очень порадовало, удачи.

  • 0
    Нет аватара oksana_ze
    24.09.1903:56:12

    Спасибо. Один из моих знакомых (высокопрофессиональный энергетик) продвигал такую идею. Жаль, не дожил…

  • 0
    vipgod vipgod
    24.09.1905:18:10

    не заметил USB зарядок для телефонов) мелочь, но не помешало бы.

    А насчет скорости, можно удлинить базу и повесить в 2 раза больше двигателей, как раз за счет длины можно и аккумов больше напихать. если хотя бы 30-40км/ч будет уже хорошо) как маршрутка на воде =)

    • 0
      rvk rvk
      24.09.1906:17:21

      они делают еще 2 проекта других судов.

      • 0
        vipgod vipgod
        24.09.1906:35:35

        понятно, ну поглядим что там будет)

  • 0
    Нет аватара kamilovich
    24.09.1908:07:52

    Красавцы однозначно!   

  • 0
    Arsenic Arsenic
    24.09.1910:11:47

    Но это не привычные нам коллекторные двигатели, а линейные. У них обмотка находится, в отличии от коллекторных, в статоре, а в роторе магнит.

    Наверное, имелось в виду не линейные, а синхронные. Кстати, почему не асинхронные? Они проще по конструкции и дешевле.

  • 1
    Кот Стальной Кот Стальной
    24.09.1914:11:01

    Но это не привычные нам коллекторные двигатели, а линейные. У них обмотка находится, в отличии от коллекторных, в статоре, а в роторе магнит.
    Вот тут с точки зрения моего «внутреннего инженера-электротехника» написан какой-то бред… )))

    Не «линейные» а «бесколлекторные» видимо хотели сказать господа журналисты. Но как всегда ляпнули «аки корова на дорогу» )))

    Бесколлекторные двигатели переменного тока бывают синхронные и асинхронные. С магнитами в роторе — это 100% синхронный двигатель. Линейный же двигатель — это синхронный либо асинхронный двигатель, статор которого развернут в плоскую поверхность.

    • 0
      Нет аватара NoFuel
      26.09.1921:55:53

      Еще, судя по фото двигательной установки, больше похоже, что стоят три асинхронных двигателя с редукторами и большой суммирующий редуктор, а не то, что написано в статье.

      • 0
        rvk rvk
        26.09.1922:27:40

        Нет, эти 3 двигателя отвечают за поворот, их три для надежности, поломка любых двух не оставит судно без управления по курсу.

    • 0
      rvk rvk
      26.09.1922:30:36

      Журналисты (я) тут не причем, что мне сказали то я написал в статье, и я не собираюсь спорить с создателями этого двигателя.

      Отредактировано: rvk~22:31 26.09.19
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,