стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
50

Реставрация Церкви Апостола Петра в Санкт-Петербурге завершена к 125-летию храма

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 © gov.spb.ru

Работы по реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Апостола Петра» проводятся за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП.

С 2013 по 2015 гг. была проведена историко-культурная экспертиза объекта с целью обоснования возможности воссоздания колокольни, выполнено обследование технического состояния здания, разработана проектная документация (ООО «НРФ «МИР»).

С 2017 по 2019 гг. ООО «ПСБ «ЖилСтрой» выполнялись работы по реставрации храма и восстановлению колокольни.

В настоящее время завершаются работы по благоустройству территории.

Общая стоимость работ за период 2013-2019 гг. составила 191 млн руб.

Церковь не разбиралась, реставрация проводилась с вывешиванием частей здания на домкратах и подведением недостающих или отреставрированных венцов.

Обшивка здания и часть конструкций были разобраны с максимальной осторожностью, промаркированы и отреставрированы путем устройства вставок из исторического материала. «Донором» для памятника послужили фрагменты старых разобранных деревянных срубов из Ленинградской области. Недостающая древесина для реставрации и восполнения утрат подбиралась в Карелии, исключительно зимней рубки, что обеспечило ее оптимальные влажностные параметры. Сборка конструкций выполнялась методом врубок, исторически примененных при строительстве — «прямой» и «голландский зуб», «врубка в лапу», соединения элементов с помощью выструганных пазов и вставных шипов, в «ласточкин хвост».

Изготовление деревянных главок основного объема и колокольни выполнялось также по историческим аналогам — набором обтесанных плашек на каркас деревянных, тесанных из доски, кружал.

Все деревянные, сохраняемые и восполненные элементы были тщательно обработаны антисептирующими и антипиренными составами, что позволит обеспечить их длительную сохранность.

Также с целью обеспечения сохранности деревянного здания устроена система молниезащиты — токоприемники с обоих крестов.

При производстве работ по реставрации шатра основного объема здания была обнаружена хорошо сохранившаяся историческая система утепления конструкций кровель, состоящая из так называемой «папки» — спрессованных дубовых опилок в рубашке из толя, уложенной по конструкциям граней шатра под обшивку доской. Толь настолько хорошо сохранился, что можно даже определить, что его изготовило «Товарищество картонно-толевого производства», располагавшееся в Санкт-Петербурге на Гороховой улице, 20.

Фасады окрашены в обнаруженный при расчистках цвет желтой охры с выделением архитектурных деталей коричневым цветом.

Церковь представляет собой типичный для конца XIX века пример деревянного шатрового храма в русском стиле.

Во второй половине XIX века Лахта, небольшая деревня на северном берегу Финского залива, становится популярным дачным местом.

В 1892 году дачники и местные жители выступили с предложением об увековечивании памяти христианского подвига, совершенного императором Петром I в районе Лахты, когда он в ноябре 1724 года спас людей с тонущего бота, но сам смертельно простудился.

В октябре 1724 года Пётр предпринял продолжительное путешествие, после «изволил путь свой взять в Дубки водою, на яхте, поутру». По возвращении в Петербург напротив Лахты его яхта и сопровождавшее судно были застигнуты наводнением и страшной бурей. Император был опытный шкипер и принял единственно возможное решение: приказал убрать паруса и отдать оба якоря. Больше суток не унималась стихия. Судно сопровождения не выдержало натиска волн и затонуло.

В одном из воспоминаний описано, что сам император по колено в воде спасал терпящих бедствие моряков: «Вдруг решил Монарх сам туда ехать и ко спасению людей и судна приложить свои руки. Приплыл шагов за сто от того места, и не могли за мелкостию воды подъехать ближе, выскочил Он из шлюпки в воду и шел по колено в воде к попавшему на мель боту, пособил его стащить, а больше всех претерпевших людей, которые едва на ногах держаться могли, приказал Он отвести в ближайшие крестьянские избы и за ними присматривать…».

На песчаном берегу залива бережно сохранялась «петровская» сосна, которая, по преданию, была свидетелем тех памятных событий. Образовали Комитет по сбору пожертвований и сооружению храма во имя Св. апостола Петра и часовни, который возглавляла супруга обер-прокурора Св. Синода Е.А. Победоносцева, товарищем председателя состоял доктор Л.Д. Левицкий. Землю для постройки пожертвовал владелец лахтинского имения граф В.А. Стенбок-Фермор. Местные жители — академики архитектуры Василий Васильевич и Василий Иванович Шаубы — выполнили проект церкви с часовней, а лахтинский дачник академик живописи Адольф Иосифович Шарлемань принял участие в их отделке.

В июне 1893 года, в Петров день, состоялась торжественная закладка храма во имя Св. апостола Петра и освящение часовни. Церемонию закладки храма совершил митрополит Петербургский Палладий в присутствии многих высокопоставленных гостей. Митрополит благословил посвящение этого храма спасению на водах с тем, чтобы здесь постоянно молились об утопающих и благополучии плавающих, спасаемых и спасающих.

В 1894 году на колокольню еще строящегося храма Св. апостола Петра подняли семь колоколов.

В том же году были освящены храм и церковный дом, предназначенный для причта и церковно-приходской школы. Дети изучали Закон Божий, светские предметы, пение и рукоделие. В 1907-1908 учебном году здесь обучались 37 мальчиков и 31 девочка.

При большом стечении народа чин освящения храма совершил митрополит Палладий вместе со св. Иоанном Кронштадтским. На богослужении присутствовали петербургский губернатор граф С.А. Толь, обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев, граф В.А. Стенбок-Фермор и другие почетные гости.

Внутри здания стены были отделаны «под мрамор», деревянный двухъярусный иконостас выполнен на пожертвования купца Овчинникова в малоохтинской мастерской Наумова, все иконы местного ряда для иконостаса были написаны на цинке, на золотом чекане в мастерской художника А.И. фон-Бутлера. Икона «Тайная вечеря» и лики четырех евангелистов, размешенные на тромпах, создавались по рисункам А.И. Шарлеманя. В оконном проеме по центральной оси апсиды был помешен витраж с изображением Христа.

В 1937 году храм был закрыт. После Великой Отечественной войны здание было приспособлено под кинотеатр «Звезда». При устройстве кинотеатра была окончательно утрачена первоначальная отделка интерьера, снесена колокольня и главка основного шатра, к западному фасаду пристроен новый объем кассового вестибюля, деревянное крыльцо и кинобудка. Кинотеатр просуществовал до конца 1980-х годов.

В 1991 году здание возвращено Русской православной церкви. Проведены первоочередные ремонтные работы: разобран наклонный пол зрительного зала, установлена новая главка с крестом.

 © gov.spb.ru

 © gov.spb.ru

 © gov.spb.ru

 © gov.spb.ru

 © gov.spb.ru

 © gov.spb.ru

 © gov.spb.ru

 © gov.spb.ru

 © gov.spb.ru

 © gov.spb.ru

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • Комментарий удален
  • 6
    Hector Hector
    22.09.1918:15:15

    Изящная церковь, как снаружи, так и внутри.

    Что-то в ней есть — вот просто смотришь и глаз радует.   

    Отредактировано: Hector~18:16 22.09.19
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,