стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
45
nano 23 января 2012, 13:31

ГЛОНАСС/GPS навигатор «Грот-М»

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Блоггер Денис Мокрушин опубликовал пост с обзором нового навигатора ГЛОНАСС/GPS от отечественного разработчика ОАО «НИИ космического приборостроения».





На фотографии выше два ГЛОНАСС/GPS навигатора ОАО «НИИ космического приборостроения»: справа — аппаратура предыдущего поколения 14Ц822 «Грот-М», слева — новый образец, который имеет то же название, что и предыдущий, — “Грот-М”, но является глубочайшей модернизацией младшего собрата.

Первый «Грот», выпущенный в 2003 году, состоит на вооружении российской армии, а также ряда стран Африки и Латинской Америки (меню навигатора имеет английскую, французскую и испанскую локализации) и произведен тиражом порядка 10 тысяч экземпляров. В наших вооруженных силах применяется, в основном, командирами артиллерийских подразделений, разведкой, горными стрелками и частями специального назначения. По штату его положено иметь и в мотострелковом батальоне, а также ротным тактическим группам, действующим в отрыве от основных сил.
Корпус навигатора изготовлен из цельного бруска алюминия методом фрезеровки, что обуславливало высокую прочность изделия, но одновременно значительно утяжеляло его (вес прибора составлял 800 граммов). Поскольку прибор первоначально предназначался только для определения координат и решения задач в артиллерии, то он получил маленький экран и не поддерживал отображение карт. Для удобства работы в сильный мороз, когда руки в перчатках, навигатор оснастили большими кнопками, которые очень нравились конечным пользователям — военным



Поскольку время не стоит на месте и технологии идут вперед, предприятием в инициативном порядке была проведена глубокая модернизация навигатора, которая фактически привела к созданию абсолютно нового прибора, но под тем же названием — «Грот-М». Изделие получило новый 32-битный процессор ARM, большой цветной дисплей с разрешением 320х240. Кнопки были перемещены в верхнюю часть навигатора, поскольку именно при таком расположении прибор удобнее всего лежит в руке и нажатия на кнопки наиболее комфортны.



От сенсорного дисплея отказались, т.к. в условиях холодного климата и рук в перчатках он просто бесполезен.

Корпус стал пластиковым, источники питания обрели иное расположение.



Навигатор выдерживает нахождение под водой на глубине 1 метра в течение суток и может после этого работать.
«Грот» можно подключать к сетям с низким напряжением (от 10 до 30 вольт), что позволяет заряжать его от бортовой сети автомобилей и бронетехники. Заряжать блоки аккумуляторов возможно как в самом приборе, так и в отдельном зарядном устройстве.
На момент общения с разработчиками (август 2011) энергопотребление навигатора, производившегося по 130 нм техпроцессу, составляло 1.05-1.1 Вт (на пике работы до 1.2 Вт), но сейчас на сайте обновленные данные, что оно не более 1 Вт, а это значит, что состоялся ожидаемый переход на 110 нм техпроцесс.
Надо отметить, что энергопотребление устройств на базе ГЛОНАСС всегда будет больше аналогичных устройств на базе GPS, поскольку отечественная навигационная система использует более широкий спектр частот. Широкий канал тяжелее подавить средствами радиоэлектронной борьбы, но этот плюс разменивается на более высокое энергопотребление.

Навигатор может работать одновременно с 32 спутниками, что значительно повышает точность позиционирования. Она (точность) зависит от многих факторов (количество спутников, рельеф местности и т.п.) и для «Грота» составляет 10 м (режим работы, когда взаимодействие идет только со спутниками), что сравнимо с аналогичными показателями американского военного навигатора DAGR. Дифференциальный режим также реализован в отечественном навигаторе, что позволяет, используя базовые станции, увеличить точность позиционирования до десятков сантиметров.
«Грот-М» с внешней навигационной антенной. Антенна имеет магнит и может быть использована при движении в автомобиле



По желанию заказчика возможна установка слота под SD-карты флеш-памяти, но военные пока не просят о такой возможности. Внутренняя же память самого устройства составляет 256 мегабайт.
Любимый вопрос всех читателей мною был задан: «Чьего производства электронная составляющая навигатора?». Микросхема целиком разработана на предприятии, кроме ядра процессора, который закуплен по лицензии. Схемотехника цифровой части, топология — все отечественное, а вот физическое изготовление — Китай, Тайвань. Монтаж платы опять же происходит у нас. Дисплеи также закупаются заграницей, т.к. белорусские разработчики (альтернатива зарубежью) предлагают модели с большим энергопотреблением, весом и стоимостью.

Навигатор позволяет записывать маршрут и показывать его на фоне карты. Карты, маршруты можно заливать в прибор и снимать с него через интерфейс USB (порт для USB, RS-232 и RS-485 один, в комплекте идет разветвитель). В комплекте к изделию идет программное обеспечение, позволяющее конечному пользователю сопрягать навигатор с операционными системами на базе Linux и Windows. Предполагается, что при желании пользователь сможет устанавливать в «Грот» любые карты от сторонних разработчиков, используя специальный конвертер из комплекта программного обеспечения.
Навигатор может решать сервисные задачи, которые необходимы для нужд артиллеристов:
— по заданным координатам, расстоянию и азимуту определяются координаты точки, которую необходимо обстрелять;
— по заданным двум парам координат определяется расстояние и азимут между ними;
— по координатам двух точек и углу между ними определяются координаты третьей точки;
— измерение дирекционного угла и т.п.
Возможен пересчет долготы и широты в координаты Гаусса-Крюгера и обратно.

Пример меню навигатора:

На данный момент ОАО «НИИ космического приборостроения» в инициативном порядке разрабатывает новую модель навигатора, который должен будет заменить носимый «Грот-М» и возимый образец 14Ц821 “Грот-В”, который сейчас используется на бронетехнике российских вооруженных сил.[/cut]

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    Lera Kalashnikova
    23.01.1214:37:33
    Очень занятная цацка!
  • 0
    Нет аватара wolfram
    23.01.1214:50:44
    Вот таких бы в войска.
    • 0
      nano nano
      23.01.1214:57:46
      Такие и пойдут в войска на замену или в дополнение к первой модификации.
    • 0
      Нет аватара Anton
      27.01.1212:33:51
      А думайте почему они все в зелёном корпусе ? Тренд сезона ?
  • 0
    Нет аватара eugene771
    23.01.1215:07:01
    Это технология 120нм. Сейчас уже в военной промышленности переход на 90нм.(вероятно новая модель на ней и будет) И в разработке 40-60нм. За пару лет перейдем. Благодаря ГЛОНАСС кооперация со странами АТЭС проходит более успешно. Косвенные технологические плюсы "убыточной" программы ГЛОНАСС. ГЛОНАСС -- это наш ключ ко многим странам и их технологиям, как и космос вообще. Саммит АТЭС также помимо политических дивидендов дает и вполне экономические бонусы. Отредактировано: eugene771~15:12 23.01.2012
    • 0
      Нет аватара wea93
      23.01.1215:57:25
      Ой а расскажите пожалуйста подробнее, про экономические бонусы от саммита АТЭС. Насколько я знаю нефть, газ и лес и так поставляются китам, япам и корейцам.
      • 0
        nano nano
        23.01.1216:01:42
        Не знаю что там насчет экономических бонусов (а они наверняка есть), но этот саммит стал поводом развития инфраструктуры. Вот далеко неполный список: Мостовой переход на остров Русский через пролив Босфор Восточный (строительство ведется) Мостовой переход через бухту Золотой Рог на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 «Уссури» (Хабаровск — Владивосток) с островом Русский (строительство ведется) Дальневосточный федеральный университет (строительство ведется) Реконструкция международного аэропорта «Кневичи» и строительство аэроэкспресса (строительство ведется) Реконструкция автомагистрали аэропорт Кневичи — станция Санаторная — мостовой переход через бухту Золотой Рог (строительство ведется) Строительство автомобильной дороги пос. Новый — полуостров Де-Фриз — Седанка — бухта Патрокл с подъездами к мостовому переходу через пролив Босфор Восточный и мостовому переходу через бухту Золотой Рог (включая низководную эстакаду через Амурский залив) (строительство ведется) Приморский океанариум (на полуострове Житкова острова Русский)[3] (строительство ведется) Отель Hyatt «Корабельная набережная» категории 5 звезд (строительство ведется) Отель Hyatt «Мыс Бурный» категории 5 звезд (строительство ведется) Строительство улично-дорожной сети острова Русский Конференц-центр на 6 тыс. мест (проектирование и строительство ведется MULTIGROUP Development) Театр оперы и балета (строительство ведется) Центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования по ул. Можайского (строительство ведётся в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье») Строительство и реконструкция автодорог территории объектов саммита (строительство ведется) Комплекс очистных сооружений Южного планировочного района в окрестностях бух. Промежуточной Комплекс очистных сооружений Центрального планировочного района в долине Второй речки (Бородинская) Комплекс очистных сооружений Северного планировочного района на полуострове Де-Фриз Реконструкция городских систем водоотведения и ливневой канализации Другие объекты АТЭС Изначально подпрограммой «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР» было предусмотрено строительство некоторых других объектов, в частности нескольких гостиниц категории 4-5 звезд, но в силу нецелесообразности реализации, данные проекты были отменены. Делегации стран-участниц саммита АТЭС, а также представители прессы будут размещены в комфортабельных корпусах. Также администрация Приморского края открыла тендер на аренду двух судов круизного класса, которые, по всей видимости, также будут использованы при проведении саммита. Для делегируемых журналистов со всех стран мира будут два круизных лайнера «Принцесса», специально пригнанных к такому случаю[4], и корпусах Дальневосточного Федерального университета, в котором и состоится сам саммит. На заседании оперативного штаба ФГУ «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития РФ» по итогам 2010 года, в новую редакцию подпрограммы «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР», дополнительно включено 19 объектов[5]: Строительство ПС 220 кВ «Зеленый угол» с заходами ЛЭП 220 кВ Строительство ВЛ 220 кВ «Владивосток — Зеленый угол» (участок ВЛ 220 кВ Артемовская ТЭЦ — Зеленый угол) Строительство ЛЭП 220 кВ «Владивостокская ТЭЦ-2 — Зеленый угол — Волна» Строительство ВЛ 220 кВ «Артемовская ТЭЦ — Владивосток» Строительство и реконструкция распределительных сетей материковой части г. Владивостока, финансируемые за счет тарифного источника, сформированного по методу RAB Частичный перевод Владивостокской ТЭЦ-2 на сжигание природного газа Перевод Владивостокской ТЭЦ-1 и ТЦ «Северная» на сжигание природного газа Узел отбора и учета газа в пункте Боатасино Строительство топливно-заправочного комплекса в аэропорту г. Владивостока Кневичи Строительство объектов системы нефтепродуктообеспечения острова Русский Обустройство Киринского ГКМ Газопровод БТК Киринского ГКМ — ГКС Сахалин Газопровод межпоселковый от ГРС г. Владивостока до ТЭЦ-1 с отводом на котельную «Северная», г. Владивосток Приморского края Организация интермодальных пассажирских перевозок по маршруту г. Владивосток — аэропорт «Кневичи» Комплексное освоение в целях жилищного строительства территории района Зеленый угол в г. Владивостоке Строительство судостроительной верфи «Восток-Raffles» Строительство судостроительной верфи «Звезда — D.S.M.E.» Редевелопмент территории 178 завода и Дальзавода во Владивостоке Строительство инженерного центра на острове Русский
      • 0
        Нет аватара eugene771
        23.01.1216:05:14
        Все увидите, как проведут саммит. Что на слуху. С Китаем на границе НПЗ строим, в Корею ЖД, корейцы верфи строят на Дальнем Востоке. Экспорт чистого сырья будем урезать.
    • 0
      Нет аватара ak262
      23.01.1217:31:55
      >И в разработке 40-60нм. За пару лет перейдем. Нет. не перейдем, да и зачем? Армейская техника очень консервативна. Янкесы до сих пор вполне пользуются девайсами класса Грот-1 в т.ч. (техпроцесс, размер девайса). >>Благодаря ГЛОНАСС кооперация со странами АТЭС проходит более успешно. >Косвенные технологические плюсы «убыточной» программы ГЛОНАСС. > ГЛОНАСС — это наш ключ ко многим странам и их технологиям<< Опять не улавливаю связи.
  • 0
    Нет аватара ak262
    23.01.1217:39:48
    Кстати начать можно было бы не с поставки в войска. а с продажи в магазинах "милитари-стайл" - он такой кондово армейский вид имеет. что точно найдет свой круг потребителей.
    • 0
      Нет аватара wolfram
      23.01.1220:10:35
      Да его бы и за живучесть брали бы. Только он скорее всего военный стек протокола Глонасс использует, и карты там скорее всего секретные.
      • 0
        Нет аватара gelioaddicted.myopenid.com
        24.01.1213:13:56
        А кому он такой на гражданке нужен суперживучий? Garmin с кнопочным управлением типа Gpsmap62 вполне выдерживает бытовые воздействия, и при этом гораздо удобней для простых людей. Для транспорта удобнее специализированные системы. Что касается военных протоколов - думаю, могли бы делать 2 версии прошивки и какие-нибудь мелкие аппаратные отличия. Отредактировано: gelioaddicted.myopenid.com~13:20 24.01.2012
    • Комментарий удален
  • 0
    misha12 misha12
    23.01.1220:19:32
    Отличная вещь.очень радует,что уже новый навигатор сделали.
  • 0
    Нет аватара Nirvanko
    23.01.1223:54:52
    Интересно, сопрягаются ли с навигаторами лазерные дальномеры. К примеру, если цель находится за километр от наводчика, ее можно было бы подсветить лазерным дальномером и автоматически получить координаты.
  • 0
    Нет аватара Megard
    24.01.1212:31:13
    Глядя на это Навигатор я верю что он сделан у нас в ЗАО РФ.
  • 0
    Нет аватара gelioaddicted.myopenid.com
    24.01.1213:11:41
    Спасибо, очень интересно узнать про такой девайс. Правда пара вопросов возникает - почему бы не сделать на более совершенном техпроцессе, если всё равно заказываем исполнение у азиатов? Здесь автономность крайне важна, значит потребление надо уменьшать, как только можно. Ещё вопрос - если эта штучка для минобороны, она по идее должна делаться так, чтобы выдержать электромагнитные воздействия от далёкого ядерного взрыва или военных импульсных ЭМИ источников. Как это сочетается с азиатскими микросхемами тоже не очень ясно.
    • 0
      nano nano
      24.01.1216:37:22
      Вероятность ядерного взрыва, конечно, зашкаливает)))
  • 0
    Нет аватара
    24.01.1215:12:14
    убийца айфона)))
  • 0
    Нет аватара grooman
    24.01.1222:48:35
    Вот это уже похоже на нормальное устройство и функции все присутствуют. Эх, ине бы такой.
    • 0
      Нет аватара icyborn
      28.01.1219:33:49
      Нафиг нужен? В телефоне щас все тот же GPS (жаль, не GPS+ГЛОНАСС) имеется. Карты и данные о пробках апдейтятся через интернет. Вообще не понимаю, зачем еще люди навигаторы отдельно покупают. Ну а уж этот данный - чисто военный девайс. Прочный, но большой и тяжелый. Кстати, насчет питания от пальчиковых батареек - это они хорошо предусмотрели. Батарейки-то всегда можно найти - а за нужным аккумулятором даже в мирное время ноги сотрешь по магазинам бегая... Да, вопрос электропитания имеющегося у бойца оборудования наконец встает и перед Российской Армией. У американцев уж давно голова болит на эту тему. Радиостанция, ПНВ, ночной прицел, коллиматор, GPS, не говоря уже об опциональном оборудовании - есть от чего крышу снести. Теперь надо придумывать какую-то носимую электростанцию для подзарядки всего этого электронного барахла.
  • 0
    Нет аватара
    26.01.1203:32:31
    Первая модель тоже была ничего. Видел её сравнение с американцем - не проигрывала ни в чем. У Америкосов даже поувесистее была, если не ошибаюсь.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,