Лого Сделано у нас
98

Большой фоторепортаж о модуле «Наука» для МКС

Корреспонденты «Комсомольской правды» Александр Милкус и Владимир Веленгурин первыми (из СМИ) побывали внутри долгожданного жилого отсека, который скоро отправится на Международную космическую станцию. Вашему вниманию предлагается сделанный ими большой фоторепортаж.

 © roscosmos.ru

Прим. Все фотографии кликабельны и могут при желании увеличиваться еще больше.

___________________________________________________________________________

Переодевались мы дважды

На проходной Космического центра имени Хруничева (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») нам выдали белоснежные халаты с рисунком орбитальной станции «Салют», очень похожей на тот модуль, в гости к которому мы с фотографом Владимиром Веленгуриным и приехали.

А уже возле самого модуля мы сменили халаты на одежку со специальными антистатическими свойствами — кремовые рубашку, широкие штаны, шапочку и бахилы.

Так мы стали первыми «гражданскими», которым разрешили заглянуть внутрь уже готового к отправке на Байконур нового отсека российского сегмента Международной космической станции — многофункционального лабораторного модуля «Наука» (он же сокращенно МЛМ).

 © roscosmos.ru

 © roscosmos.ru

 © roscosmos.ru

 © roscosmos.ru

 © roscosmos.ru

Поздний ребенок

«Наука» — модуль долгожданный, как поздний ребенок. И потому, как мне показалось, особенно тут, на Хруничева, трепетно любимый. По крайней мере о «машине» (так здесь называют изделия для космоса) рассказывали мне трогательно, даже, я бы сказал, с нежностью. Впрочем, это понятно: сколько сил и времени потрачено, чтобы МЛМ довести до ума и подготовить к самостоятельной, «взрослой» жизни.

Пока я натягиваю бахилы, зам. гендиректора Центра Хруничева Роман Хохлов отговаривает Веленгурина тащить с собой в модуль висящую на поясе тяжеленную «разгрузку» со сменными объективами и аккумуляторами. Места мало, вдруг он ненароком снесет какую-то стойку. Володя держится за экипировку, как солдат перед боем за последний рожок с патронами.

У МЛМ витиеватая судьба. Начали его создавать еще 25 лет назад — в 1995 году — как дублер функционально-грузового блока «Заря» — модуля, с которого строилась Международная космическая станция. В 2004-м решили, что его дооснастят приборами и он «не позднее 2007 года» полетит на орбиту как многофункциональная лаборатория.

Проблемы с финансированием… Следующая дата пуска — 2012 год. Но МЛМ из цеха «Хруничева» добрался до контрольно-испытательного центра РКК «Энергия» (эта «королевская фирма», как ее по старой памяти именуют и теперь, отвечает за российский сегмент МКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») только в конце 2012. И тут начались чудеса…

 © roscosmos.ru

 © roscosmos.ru

Была ли грязь?

В середине 2013-го окольными путями (официального заявления, по-моему, так и не было) становится известно: в РКК «Энергия» в системах МЛМ обнаружили грязь в трубопроводах системы подачи топлива. Нужно переделывать. «Науку» возвращают на «Хруничева».

Я разговаривал со многими специалистами из РКК «Энергия», и из «Хруничева». Однозначного ответа на вопрос: «А был ли брак?» так и не получил.

В «Энергии» ссылаются на заключение специалистов, разобравших один из блоков топливной системы и обнаруживших там загрязнения. Но как посторонние частицы выглядели? Пожимают плечами. Как они могли попасть в замкнутую систему? «Ну с 1995-го года мало ли что могло произойти…»

Генеральный директор Центра имени Хруничева Алексей Варочко, пока Веленгурин фотографирует модуль, рассказывает:

— Решили не рисковать. С участием головных институтов отрасли приняли решение: вернули машину. Снимать, чистить и собирать всю систему заново было не эффективно. Мы все клапаны и трубопроводы срезали. А назад их уже не поставишь.

Для того, чтобы «Наука» смогла летать на «Хруничева» освоили новое производство, чтобы изготовить агрегаты и трубопроводы.

— 19 лет назад был выпущен крайний клапан, который использовался тогда на МЛМ, — объясняет Алексей Григорьевич. — Завода, который лил металл, из которого сделаны были топливные баки, тоже уже давно нет… Нами заново создано 576 трубопроводов.

Много слухов ходило про топливные баки. Мол, старые не реанимировать, в них грязь и микротрещины, на модуль поставят баки от разгонного блока «Фрегат». На самом деле на «Хруничева» проблему решили сами — топливные емкости разобрали, придирчиво проверили, испытали — никаких микротрещин и грязи не обнаружили. А потом поставили на место.

Но, как говорится, нет худа без добра. Теперь на МЛМ все, кроме маршевых двигателей и баков, новое.

— Нынешняя «Наука» — совсем другая машина! — аргументирует Варочко.

— В 2005-2006 годах на МКС был недостаток места для хранения научной аппаратуры, — поясняет генеральный конструктор КБ «Салют» (входит в Центр Хруничева) Сергей Кузнецов. — Поэтому предусматривалось много места в МЛМ отдать под склад. Наши американские коллеги готовы были доплачивать за то, чтобы лишний ящик поставить в модуль на хранение. Была идея разобрать стойки под аппаратуру и поставить стеллажи. Но к началу 2010-х дефицита мест под хранение уже не было. NASA пристыковало дополнительные модули. И запускать наш модуль под склад не было никакой необходимости. Поэтому его доработали с тем, чтобы мы могли в нем проводить максимальное количество научных экспериментов. Каюту для космонавта поставили. Снаружи будет манипулятор. Теперь это большая летающая лаборатория.

А я добавлю еще, забегая немного вперед. Гарантийный срок «Науки» — семь лет (потом его можно продлевать и, судя по модулям МКС, для таких «машин» и двадцать лет не предел). Если в 2024-м будет решено прекратить полет МКС (а пока такой срок объявлен) — свежую «Науку» с узловым модулем и научно-энергетическим модулем, который сейчас доделывают в РКК «Энергия», можно будет отстыковать и у России будет своя орбитальная станция. Прерывать пилотируемые полеты нельзя — если мы даже несколько лет «просидим» на земле, восстанавливать и темп производства пилотируемой техники, и ритм подготовки космонавтов будет труднее и дороже.

— Перспективный полет на Луну и Марс тоже сейчас изучается, — заглядывает еще дальше в будущее (надеюсь, не очень далекое) Сергей Кузнецов. — Речь может идти и о том, что российский сегмент на околоземной орбите станет перевалочной базой. Здесь будут заправляться лунные модули, экипаж отдыхать. Такую возможность мы прорабатываем.

Больше места

Осторожно по проложенному через люк трапу мы вползаем в модуль. Внутри полутьма. Лишь дает луч лампа дневного света. Испытания в Центре закончены. Модуль начинают разбирать, чтобы перевезти на Байконур.

Сейчас вся орбитальная квартира российских космонавтов — служебный модуль «Звезда», малый исследовательский модуль «Поиск», модуль «Рассвет». Функционально-грузовой модуль «Заря» даже в расчет брать не стоит — он и есть склад. Да и статус у него странный — считается частью российского сегмента, но построен на американские деньги. В общем, всего жилого объема около 70 кубометров. Не густо. У американцев с партнерами в 10 раз больше.

Если пересчитать в земных метрах, получается, у наших космонавтов на орбите весь доступный объем — это двушка в панельке с 6-метровой кухней. С той лишь разницей, что на земле нельзя полежать на стене или поработать на потолке. Было время, когда на станции летал наш экипаж из трех человек. Двое засыпали в каютах в нашей «Звезде», а третий на постой плыл к американцам.

Когда астронавты начнут регулярно летать на МКС на своих кораблях, российский экипаж увеличится до трех человек (сейчас двое, третье кресло в «Союзе» занимает представитель NASA). И третьего космонавта можно будет загрузить научными исследованиями — тут как раз «Наука» и подлетит.

Важно, что программа научных исследований будет гибкой. Прежде эксперименты, которые проводили в космосе, согласовывали по несколько лет. Пока все бумаги подпишут, прибор разработают — глядишь, и актуальность пропадет. Теперь Роскосмос создал «службу одного окна» — научный институт может обратиться с предложением провести эксперимент и, если его важность будет подтверждена, довольно быстро получить ответ.

Примеры быстрого включения в научную повестку уже есть. В 2018 году частная компания «Инвитро» отправила на МКС 3D биопринтер и наши космонавты напечатали образцы живой ткани. Смысл такой: со временем в невесомости печатать органы человека с тем, чтобы затем трансплантировать их на земле.

Внутри

…В модуле я встаю в полный рост. Проход похож на коридор в пассажирском вагоне. С той лишь разницей, что окон нет — с двух сторон бордовые панели с замками.

Роман Хохлов поддевает за кольцо, и панель легко снимается. Это сделано для того, чтобы космонавты могли добраться до любого прибора и любой системы.

К панелям крепятся съемные поручни. Мешает — отстегнул или перенес на другое место, где будешь работать. Я нажимаю на кнопку, и поручень у меня в руке. Еще одно движение — щелк — и он снова на своем месте.

Рабочих мест для занятия наукой в МЛМ будет около тридцати.

— Посадочные места под научную аппаратуру универсальные, можно будет один блок снять, когда эксперимент закончат, и поставить другой, — показывает Роман Хохлов.

Справа от меня ящик для инструментов. Здесь будет все, что нужно космонавтам для ремонта аппаратуры и ее установки.

Чуть ниже под ним кронштейны — здесь будет крепиться откидной стол. Слева закуток с туалетом. Почему-то этим устройством интересуются чаще всего. Туалет тут «классический», такой стоит и в служебном модуле «Звезда». По этой же схеме РКК «Энергия» разработала туалет и для американского сегмента. Когда МЛМ долетит — у нашего экипажа будет два туалета, как в квартире ВИП-класса.

 © roscosmos.ru

Справа — два компьютера, вмонтированные в стойку. Клавиатура и жидкокристаллические экраны. Не сенсорные. Протестированы для работы в невесомости. На экранах будет отображаться информация со всех систем модуля.

 © roscosmos.ru

Возле одного из компьютеров — гнездо под рукоятку манипулятора европейского робота ERA. Слева и справа от компьютеров будут петельки, чтобы космонавты могли зафиксироваться у пульта управления.

Прежде на подобные модули устанавливали систему управления харьковского КБ «Хартрон». Теперь, понятно, на спецов с Украины рассчитывать сложно. Систему управления разработали в РКК «Энергия».

Слева под условным потолком — печь, в которой можно выращивать кристаллы.

 © roscosmos.ru

 © roscosmos.ru

Манипулятор ERA

Еще один уникальный элемент МЛМ разработан Европейским космическим агентством. 1800-килограммовый робот-манипулятор, который прикрепят на внешней поверхности модуля, может как таскать до 8 тонн грузов по поверхности станции, так и доставлять что-то из модуля наружу или наоборот. Например, устанавливать новое оборудование. А может и «катать» космонавтов к нужному месту.

Робот, длина которого 11 метров, умеет сам «шагать» по модулю. На его поверхности есть четыре точки, куда он может перешагивать и там сам себя закреплять. Точность перемещения грузов — до 5 мм.

Кстати, часть научного оборудования для МЛМ закидывали грузовыми кораблями еще с 2016 года. Оно до поры до времени закреплено на внешней поверхности других модулей (ну не загромождать же внутри станции). Вот ERA и будет переносить их в «Науку», а космонавты — устанавливать.

Каюта

…Дальше можно передвигаться на корточках. Проход широкий, но над нами нависает шкаф с желтой дверцей и окошком в ней. Свечу фонариком, чтобы разглядеть, что внутри. Веленгурин кряхтя пытается снять скудно подсвеченную каюту.

 © roscosmos.ru

На орбите нет пола и потолка. Космонавты смогут подлетать, открывать дверцу и залетать в каюту. Внутри просторно — больше места, чем на верхней полке в плацкарте. Есть вентиляция и средства связи с другими членами экипажа. А вот нам развернуться трудно.

— Правильно устроить систему климат-контроля — это серьезная научная работа, — говорит Хохлов. — В нее входят и вентиляторы, и специальные теплообменники. На станции не должно быть застойных зон, где может собираться пыль, поэтому движение воздуха должно быть по всему объему, в том числе и за панелями. Воздух гонится к специальным пылефильтрам.

Система, вырабатывающая кислород, тоже расположена в «Науке». Причем он будет вырабатываться в избытке, чтобы можно было поделиться с другими российскими модулями.

Отдельная история с вентиляторами. Космонавты жаловались, что в служебном модуле они слишком шумные. Для МЛМ их доработали с тем, чтобы шумели не так сильно. Специально проводили акустические испытания. Хотя…

— Шумят не только вентиляторы, — продолжает экскурсию Хохлов. — Треть приборов модуля требуют охлаждения. Система терморегулирования отводит или приводит тепло к приборам. Работают насосы. По всему модулю протянуты трубы с охлаждающей жидкостью вроде антифриза, только состав посложнее. Лишнее тепло отводится наружу на специальные панели. В каждом отсеке — извещатели дыма. Есть СРВУ — система регенерации воды из урины. Только почему-то космонавты не очень охотно ею пользуются. Есть и система регенерация кислорода — иначе воздуха не навозишься. Возят с земли топливо, питьевую воду и еду.

Один иллюминатор

 © roscosmos.ru

Заканчивается модуль гермоадаптером. Это отдельный шар, внутри которого два стыковочных узла и единственный на всю «Науку» иллюминатор. Сюда будет стыковаться узловой модуль, а уже к нему научно-энергетическая платформа. Если закрыть крышку люка между основным помещением модуля и гермоадаптером, последний может быть и шлюзовой камерой, откуда космонавты выходят в открытый космос.

— А наступать куда можно? — осторожно спрашивает Веленгурин, который уже выбрался в гермоадаптер и ищет точку для съемки.

— На обрез люка! — разрешает Хохлов и тревожно смотрит за передвижениями фотографа.

Стыковочное устройство у «Науки» универсальное — усовершенствованная система, которую разрабатывали еще для полета «Союз"-"Аполлон». Теперь АПАС — андрогинно-периферийное стыковочное устройство — международный стандарт. И, если будет необходимо, к нашей «Науке» сможет пристыковаться даже Crew Dragon Илона Маска.

 © roscosmos.ru

 © roscosmos.ru

Поедет «скелет»

— Вы чего там застряли? — в люке с другой стороны появляется встревоженная голова Варочко.

А мы все еще изучаем закоулки «Науки».

— Здесь внутри в проходе будет специальная рама, на которую тоже установим оборудование. Пустым МЛМ не полетит. Он будет набит под завязку … —объясняет Хохлов.

 © roscosmos.ru

Вылезаю из модуля и сталкиваюсь взглядом с Феликсом Дзержинским. Портрет главного чекиста повешен прямо перед лестницей, ведущей вниз.

— Контролирует качество, — полушутя комментируют мне.

Вокруг «Науки» снуют люди в белых халатах. Максимальный диаметр, который можно провезти по нашим железным дорогам, — 4 метра. «Наука» в собранном состоянии будет существенно толще. Поэтому солнечные батареи, панели и другое оборудование повезут отдельно в десяти железнодорожных вагонах. И все уже окончательно, включая манипулятор, соберут на Байконуре. Там же пройдут заключительные испытания.

— Поедет «скелет», накрытый технологическим обтекателем, — объясняет генеральный конструктор.

Время на сборку

На Байконуре на МЛМ поставят микрометеоритную защиту, укутают экранно-вакуумной изоляцией.

Пока в графике пусков отправка ракетой «Протон» «Науки» к МКС запланирована на апрель 2021 года.

— Писали в СМИ, что понадобится десять выходов космонавтов в открытый космос, чтобы собрать МЛМ… — говорю я Варочко. Тот удивленно разворачивается ко мне:

— Зачем?! Модуль состыкуется, а когда откроются люки, его сразу можно будет использовать. И причаливать он будет сам. Вон видите движки по периметру — двигатели ориентации. Их много. Тяжелая машина массой больше 20 тонн способна к микроперемещениям. В отличие от американских модулей, которые подводили к станции специальной рукой-манипулятором.

 © roscosmos.ru

Выходы в открытый космос понадобятся, чтобы забрать с поверхности станции приборы, которые на ней хранятся, и занести в «Науку».

— Если бы тогда команда РКК «Энергия» и Центра Хруничева работала также слаженно, как сейчас… — Варочко не отпускают события начала нынешнего десятилетия. — Теперь у нас нет такого — чтобы позвонил в «Энергию» с вопросом — а они «хорошо, завтра ответим». Бывает, в 12 часов ночи в субботу возник вопрос. А в 2 часа утра они уже здесь, в цеху, разбираемся.

— Правда ли, что Россия потеряла опыт создания таких сложных корпусов, вроде корпуса МЛМ? — спрашиваю я, вспомнив еще одну статью «эксперта».

И снова Варочко смотрит на меня удивленно:

— Сейчас по соседству — еще шесть таких «корпусов»! Это же части первой ступени ракеты «Протон»! Никаких навыков мы не растеряли, и изготавливать можем, и разводку техники проводить. Но нам важно такие станции и дальше создавать. Если следующую начнем строить через 20 лет — понятно, все придется начинать с нуля. А сейчас в цеху есть профессионалы, которые работали еще при создании первого варианта МЛМ. И они передают опыт молодым инженерам. В этом смысле, может, тоже хорошо, что с пуском «Науки» задержались. На ней училось новое поколение хруничевцев.

И это абсолютная правда — в бригаде, которая занимается МЛМ — в основном молодые ребята, лет около тридцати, а то и меньше. Сосредоточенные, внимательные.

 © roscosmos.ru

 © roscosmos.ru

 © roscosmos.ru

 © roscosmos.ru

 © roscosmos.ru

Если все пойдет по плану, «Науку» будут принимать космонавты Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков, которые полетят на МКС в октябре. Либо Олег Новицкий и Петр Дубров, которые должны стартовать в апреле 2021 года. Пока на третье кресло в этом экипаже претендует американец Марк Ванде Хай. Но контракт на этот полет еще не заключен. И если NASA начнет летать на МКС на своих кораблях, есть шанс, что в экипаж включат еще одного российского космонавта.

— С 2012 года двенадцать экипажей учились работать с «Наукой», — говорит Варочко. — В гидролаборатории в Центре подготовки космонавтов есть стенд для входа и выхода в модуль. А в другом корпусе ЦПК — тренажер.

…На прощание мы с Веленгуриным обходим МЛМ по периметру. Володя доснимает последние кадры. Весь корпус «Науки» увит трубопроводами, проводами, закрыт панелями и баками. На нем, как говорится, живого места нет. И тут понимаешь, насколько «космическая цистерна» сложное сооружение. В окончательном виде она будет напоминать многослойный гамбургер. А над всеми панелями еще установят поручни для передвижения космонавтов в открытом космосе.

4 августа «Наука» и все ее части, погруженные в специальные железнодорожные вагоны, поедут, наконец, на Байконур. Очень надеюсь, что приключения «Науки» на земле на этом закончатся, она все экзамены сдаст на отлично и отправится в следующем году на орбиту.

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!
  • 20
    Е.Юрий Е.Юрий
    08.08.2003:02:15

    Спасибо, шикарный обзор! Пальцы кончились, а то накидал бы хоть десять, пока так.

    П.С. В данном случае — позже да лучше, чем раньше, но хуже, новые технологии, появившиеся за это время, можно интегрировать еще на земле. Удачи проекту!

    Отредактировано: Е.Юрий~03:03 08.08.20
  • 6
    Нет аватара alex_uns
    08.08.2003:20:12

     © upload.wikimedia.org

    Европейская роботизированная рука показана слева, прикреплена к модулю Наука, запасные части показаны на рисунке справа, прикреплены к модулю Рассвет

    источник.

     © 3dnews.ru

     © 3dnews.ru

    Общая длина ERA составляет около 11,3 метра. Система состоит из нескольких секций со специальными сочленениями, обеспечивающими подвижность в различных направлениях.

    источник.

    Характеристики

    Общая длина 11300 мм

    Рабочий диапазон 9700 мм

    Точность позиционирования наконечника 5 мм

    Максимальная скорость наконечника 100 мм/с

    Стартовая масса 630 кг

    Обрабатываемая масса 8000 кг

    Средняя рабочая мощность 475 W (120 V dc)

    Пиковая рабочая мощность 800 W (120 V dc)

    Основные материалы конструкций

    Лимб — Трубка из углеродного волокна и алюминиевые интерфейсы

    запястье различные материалы

    источник,

    Конструктивная схема источник.

    эмм… кажется рука может переставляться на разные точки подключения в российском сегменте…

    Отредактировано: alex_uns~05:21 08.08.20
  • 0
    Нет аватара WJ
    08.08.2006:47:27

    Очень долго его собирают, по сути это поколение ещё советских Алмазов, как по компоновке, так и внутри. Т. е. по-сути это модуль 40-летней давности, только с современным оборудованием в стойках. Надеюсь в ближайшие 10 лет доделают-таки и запустят новые НЭМы и стыковочный отсек.

    С другой стороны, жаль, что сама МКС готовится к затоплению, не похоже, всё же, чтобы там был явный износ модулей, даже самых старых. Может и с НЭМами она ещё подольше пролетает?

    • 5
      Human RS Human RS
      08.08.2018:47:00

      Глава Роскосмоса говорил о создании новой уже российской орбитальной станции после вывода из эксплуатации МКС, и в перспективе наверняка не одной. С его слов в планах на отдаленное будущее многое, вплоть до орбитальных сборочных производств и станций ремонта и заправки спутников. А сейчас они на МКС отрабатывают новые технологии.

      Отредактировано: Human RS~18:47 08.08.20
      • 2
        Нет аватара alex_uns
        08.08.2020:05:30

        «орбитальных сборочные производств» Мне это совсем не понятно.   

        Ну вот смотрите. Допустим, мы хотим собрать модуль диаметром 10 метров против сегодняшних 4,5 м.

        Естественно, что иметь ракету с диаметром метров 12 в обтекателе проблематично, да и длина модуля может быть существенно выше возможности ракеты-носителя. Тогда мы идем через монтаж в космосе модуля из долек. И здесь все и зарыто. Начиная с точнейшей механики сочленений, заканчивая герметизацией всего модуля в условиях космоса. А ведь еще передача различных сред в модуле. В общем, это пока научная фантастика. Но она конечно когда-нибудь будет осуществлена.

        Это также относится и к заводам на Луне и особенно к американским хотелкам — военным базам на Луне.   

        А, да. Насчет затопления МКС и использования модуля Наука в других станциях.

        МКС с каждым новым модулем становится все тяжелее и тяжелее. А на неё тем не менее рассчитывают как бы еще на ближайшие 10 лет. Ага, только не говорят, что она будет обрастать еще новыми модулями и становиться со временем только тяжелее. Наш модуль Наука хорош тем, что имеет свою систему микродвижения. А у амеров этого нет)) Так что отделившись, Наука, я думаю, сможет стать одним из кирпичиков для нашей новой космической станции. Как-то так   

        Отредактировано: alex_uns~20:16 08.08.20
      • 3
        Нет аватара alex_uns
        08.08.2020:36:51

        И вот еще про монтаж в космосе. Это можно делать, когда есть, образно выражаясь, «точка опоры». Такими точками могут быть уже существующие в космосе модули + Бураны (а начало программы возрождения Буранов Рогозин уже анонсировал). Итак, допустим, в космос запущен модуль Наука. у него есть манипулятор и места стыковки. Вот с этих мест стыковки — с их стыковочных колец и будет начинаться собственная инерциальная система отсчета для монтажа — сборочная площадка. У Науки только два стыковочных кольца — в начале модуля и в конце. Значит к одному из колец нужно пристыковать сначала модуль для соединения с Буранами и в котором будет это стартовое монтажное кольцо, с которого и начинается «монтажная зона». К этому переходному модулю Бураны должны намертво пристыковываться — для обеспечения точности монтажа. Далее Бураны из своих «складов» будут брать своими манипуляторами дольки и монтировать их к этому стыковочному кольцу. Сначала в монтаже будут помогать руки-манипуляторы, установленные на модуле Наука, затем эти манипуляторы нужно будет переустанавливать на переходной модуль и затем на полусобранную конструкцию. И так шаг за шагом до завершающего этапа на следующем стыковочном кольце. Сейчас точность позиционирования механической руки ERA составляет 5 мм. Этого недостаточно для монтажа без помощи космонавтов и! — без автоматики в самих дольках, которая будет стягивать дольки между собой.

        Так что получается это совершенно уникальная технология, которую нужно придумать, проверить на Земле, в водных бассейнах и возможно в условиях невесомости на летающих лабораториях. Так что история долгая — на десятилетия.

        Отредактировано: alex_uns~21:29 08.08.20
        • 3
          Human RS Human RS
          08.08.2021:51:27

          Так что получается это совершенно уникальная технология, которую нужно придумать, проверить на Земле, в водных бассейнах и возможно в условиях невесомости на летающих лабораториях. Так что история долгая — на десятилетия.

          Безусловно. Но заниматься этим однозначно будут.

      • 0
        Нет аватара WJ
        09.08.2008:35:40

        Human RS, Про новую станцию известно уже лет десять как, и это тот же российский сегмент МКС, только с частью затопленных старых модулей. Речь о том, что так уж ли нужно затапливать МКС, особенно американский сегмент, который даже в лучшем состоянии чем российский?

        alex_uns, Наука собственно и есть первый модуль новой станции. Сборочной станция называется скорее от того, что сначала к ней будут пристыковываться части кораблей, заселяться, а потом отправляться дальше лететь. Тот же принцип и в лунной станции — корабли и посадочные модули стыкуются сначала с ней, а потом садятся на поверхность или летят к Земле. Всё это позволяет разделить грузовые, пассажирские и топливные потоки, чтобы не таскать всё сразу на одной ракете.

        • 2
          Нет аватара alex_uns
          09.08.2009:20:39

          Вы не поняли… Я про другое. Все наши и американские модули все равно будут иметь ограничение в своих диаметрах и массе. Нельзя отправить, например, на орбиту модуль диаметром 20 метров или 30 и массой 150 или 200 тонн. Речь идет, что такие монстры уже придется собирать в космосе. То, про что вы говорите, (а говорите про готовые модули) это пройденный этап. То, о чем мы с Human-ом, это в будущем — сборка большого модуля из небольших деталей уже в космосе.

          По поводу затопления… МКС сейчас имеет массу 417 т. Наука добавит еще 21,3 тонн, затем будет пристыкован НЭМ-1 20,8 т и возможно НЭМ-2 с аналогичной массой плюс модуль Причал 3,8 т. Масса МКС станет около 480-500 тонн. Мне почему-то кажется, что и американцы еще пристыкуют пару модулей с общей массой 40 тонн. Я вообще не силен в баллистике МКС, но сейчас она каждый день теряет в скорости 5 см/с и 100 м по высоте. Играет роль её общая площадь (да, станция тормозится и космическими газами в том числе) и конечно масса. Её орбиту приходится поднимать ежемесячно. Увеличение массы МКС потребует более частой корректировки. Итак, все дело в том, что за 10-20-ти летний срок и мы, и американцы сможем (возможно) подойти к технологии монтажа значительно более крупных модулей уже в космосе. Тогда можно будет создавать при массе 400 тонн космические станции с гораздо более эффективными объемами её модулей. И тогда ни нам, ни американцам существование МКС уже просто не потребуется. Содержать её будет бессмысленно и она естественно будет затоплена. А у американцев и у русских будет по своей космической станции.

          Почитав википедию. получается такая картина. Пристыковывается модуль Наука, к нему Причал, к нему НЭМ-1. Далее эта гирлянда отстыковывается и с неё начинается новая космическая станция.

          У Причала мне кажется есть места для установки механических рук ERA. НЭМы обеспечивают энергией, Наука для отработки навыков работы с рукой-манипуляторром — в том числе перестановок её с места на место как по Науке, так и на другие модули, а дальше только вперед   

          Отредактировано: alex_uns~10:47 09.08.20
          • 0
            Нет аватара WJ
            10.08.2000:43:52

            Я знаю и про НЭМы и про Причал, НК и Зака все, кто космосом интересуются читали. Собирать гигантские модули в космосе в ближайшее время — это утопия. Их и обычного диаметра на Земле-то не могут собрать без ещё больших устройств вроде вакуумных камер и рентгеноскопов. Куда как более вероятна сборка надувных модулей большого размера (и, например, обшивка его сверху твёрдой противометеоритной защитой), и монтаж оборудования изнутри.

            Что касается Причала, то очень жаль, что там не установлены международные адаптеры (как на Драконе), т.к. это мы авторы АПАСов, а в итоге зачем-то используем конусы, которые не дают возможности гибкой конфигурации станции.

            Станция же на орбите должна быть одна, что доказала МКС, иначе все будут нести дополнительные расходы, что ещё больше затормозит развитие космоса, а в случае аварий другой сегмент не сможет основной сегмент подстраховать.

            • 0
              Нет аватара alex_uns
              10.08.2008:24:35

              Станция же на орбите должна быть одна, что доказала МКС, иначе все будут нести дополнительные расходы, что ещё больше затормозит развитие космоса

              Это мысль из настоящего (или, что тоже самое — уже из прошлого), какие мысли будут у нашего и международного космического сообщества в будущем вам не известно.

              По поводу сборки. Модули все-таки должны обладать конструктивным запасом прочности. Надувные — это минимальный уровень прочности. Сборная конструкция из сандвичей из композитов и алюминия даст больший запас прочности. Первый вопрос к разработке технологии точной механики сочленений готовых частей. А второй к общей герметизации модуля.

              Мылите правильно — покрытие полимерами стыков. Как это будет происходить пока не ясно. Возможно, ну как вариант, я же могу предположить что угодно — это проход робота по корпусу. Например, трубы большого диаметра для нефтепроводов покрывают гидроизоляцией роботы, кружась с изоляцией вокруг трубы и наматывая её шаг за шагом. Или нанесение на сочленения герметичной ленты с клеевой основой просто по шву -наклейка на шов или иной способ нанесения изоляции только на шов. Не важно это сейчас. технологию все равно придумают и соответствующие материалы тоже.

              Важно другое. В космосе не будут летать вечно в модулях диаметром 4-5 метров. Да и встанет вопрос о другом «архитектурно"-планировочном объеме модулей. Например, прямоугольные формы.

              А насчет колец … Отход от международного стандарта в пользу своего говорит о разном. 1. Решение принято — будем отделяться. 2. Причал — это узкоспециализированный стыковочный модуль только для российской техники. А в местах, где будет позволено стыковаться «партнерам», поставят кольцо международного стандарта)) Выбирайте на вкус.

              //

              И еще про монтаж в космосе. Сейчас МКС представляет сложное сооружение. Монтаж в составе МКС — это серьезный риск для станции. Дальше. Запас мощности на НЭМах и технология с манипуляторами типа ERA уже сейчас позволяют при отделении нас от МКС заняться наработкой монтажных навыков. Это будет первая летная испытательная лаборатория для отработки такой технологии. Собственно и в авиации и в космосе кроме земных испытаний всегда проводятся летные испытания. Это обязательный и неотъемлемый этап в освоении летных технологий. И это возможно исключительно только в случае отделения нашей ветки от МКС и никак иначе.

              Отредактировано: alex_uns~08:56 10.08.20
          • 0
            shigorin shigorin
            10.08.2011:23:44

            А у американцев и у русских будет по своей космической станции.

            Да ну, это недемократично и не уважает нэгрив.

  • 7
    Нет аватара Элементаль
    08.08.2011:24:27

    Много сделано, много труда вложено. Но впереди еще старт. Дай звезды, чтоб все получилось как планируется.

  • 6
    Сергей Котенко Сергей Котенко
    08.08.2013:28:56

    Неужели доживу?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,